Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации по подготовке ребенка 6-7 лет к обучению в школе 9
1.1 Теоретические основы психолого-педагогической
поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации 9
1.2 Психолого-педагогические условия подготовки детей
6-7 лет к обучению в школе 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психологопедагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе 21
2.1 Выявление состояния психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации по подготовке ребенка 6-7 лет к обучению
в школе 21
2.2 Содержание и организация психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации по подготовки ребенка 6-7 лет к обучению
в школе 41
2.3 Выявление результативности психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению
в школе 51
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Ключ к опроснику «Анализ семейных взаимоотношений
(АСВ)» (Э.Г. Эйдемиллер) 61
Приложение Б Анкета для родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе 62
Приложение В Конспект мастер-класса для родителей по развитию внимания у детей 6-7 лет 66
Переход на новый этап жизни ребенка, то есть переход из детского сада в школу, означает смену его позиции в социуме. Однако, чтобы пойти в школу, ребенку требуется не только достичь определенного возраста, но и обладать необходимыми навыками для того, чтобы учиться и быть готовым к этому. К данному времени ребенок должен вырасти ментально и физически, чтобы новый мир под названием школа не был для ребенка непроходимым этапом, чтобы он мог выдерживать нагрузки в виде школьной учебной программы, придерживаться требований дисциплины, соблюдений субординации по отношению к учителям и старшим.
Проблема готовности ребенка к школе не теряет своей актуальности. На данный момент множество факторов влияет на вышеописанную проблему. Более 25% детей приходят в школу неготовыми, они не готовы вступать в межличностные отношениях со сверстниками и учителями. Это показывает, что у детей не сформированы компоненты психологической готовности к обучению в школе.
Формирование психологической готовности ребенка к школе может быть оптимизировано в системе педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Это зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в РФ» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [25], в котором одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьями воспитанников, ведь важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, поэтому данная тема остается актуальной и важной по сей день.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил определить противоречие между необходимостью подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе и недостаточностью разработки содержания психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, обеспечивающего эффективность решения данной задачи.
На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание и организацию психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации по подготовке ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Объект исследования - процесс подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования - психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников дошкольной образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что подготовка ребенка 6-7 лет к обучению в школе будет результативнее при психолого-педагогической поддержке семей воспитанников дошкольной образовательной организации, если:
• определены формы и содержание психолого-педагогической поддержки в соответствии с выявленными трудностями семей и результатами диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
• формы психолого-педагогической поддержки включены в план взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, носят комплексный, адресный характер....
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики показал, что проблема психолого-педагогической поддержки семей воспитанников ДОО в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе является актуальной.
В первой части данного исследования мы раскрыли теоретические основы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников дошкольной образовательной организации по подготовке ребенка 6-7 лет к обучению в школе в отечественной литературе, а также раскрыли психологопедагогические условия подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников ДОО не всегда проводится в детских садах достаточно полно, вследствие чего родители не владеют обширной информацией о подготовке ребенка к школе. Они плохо понимают проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей - одна из основных задач, стоящих перед детским садом в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе должна иметь комплексный характер, ведь не только ДОО готовит ребенка к школе, но и семья, родители, но зачастую родителям не хватает компетентности в данном вопросе, поэтому необходимо обеспечить им психолого-педагогическую поддержку.
В данном исследовании мы рассматриваем психолого-педагогическую поддержку семей воспитанников ДОО в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе как адресную, комплексную помощь педагогов (воспитателя, педагога-психолога) родителям воспитанников
подготовительной к школе группы. Психолого-педагогическая поддержка семей направлена на помощь родителям в подготовке ребенка к школьной жизни, чтобы он мог успешно адаптироваться и преодолеть сложности обучения в начальной школе.
В данном исследовании мы экспериментально доказали, что подготовка ребенка 6-7 лет к обучению в школе будет результативнее при психолого-педагогической поддержке родителей, если: определены формы и содержание психолого-педагогической поддержки в соответствии с выявленными трудностями семей и результатами диагностики психологической готовности детей к обучению в школе; формы психологопедагогической поддержки включены в план взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, носят комплексный, адресный характер.
В экспериментальной выборке на этапе констатирующего эксперимента мы выявили следующие особенности: у детей преобладает низкий уровень внимания в структуре интеллектуальной готовности к обучению в школе; у родителей недостаточно знаний о подготовке ребенка к школе, из-за этого они недостаточно полно понимают возможные трудности своих детей при подготовке к школе.
Методическая составляющая поддержки семей воспитанников характеризуется наличием планов работы с родителями: план работы педагога-психолога с родителями и план работы воспитателей с родителями. При этом работа с родителями носит недостаточно комплексный характер, так как не охвачены все виды деятельности детей в ДОО, которые ведут к психологической готовности ребенка к школе, акцент больше делается на совместную творческую деятельность детей и родителей. Также следует констатировать недостаточность форм работы с семьями, их однообразие в виде анкетирования и консультаций.
Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты позволяют сделать вывод, что родители недостаточно понимают возможные трудности своих детей при подготовке к школе, так как продемонстрировали убеждение о готовности семьи и ребенка к обучению в школе. При этом результаты диагностики детей экспериментальной выборки свидетельствуют о низких показателях внимания в структуре интеллектуальной готовности к обучению в школе....
1. Авраменко Н. К. Подготовка ребенка к школе. М. : 2002. 148 с.
2. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
3. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. : Педагогика, 2000. 206 с.
4. Безруких М. М. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М. : Творческая педагогика: Новая школа, 1994. 155 с.
5. Бекова М. Ш., Нуруллаев Ф. Ф. Подготовка детей к школе в дошкольном учебном заведении / Бекова М. Ш., Нуруллаев Ф. Ф. // «Вестник магистратуры». 2019. № 11-2 (98). С. 74-75. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podgotovka-detey-k-shkole-v-doshkolnom- uchebnom-zavedenii/viewer. (дата обращения: 15.10.2022).
6. Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. 2016. № 8. С.104-112.
7. Бессуднова Е. В. Психолого-педагогические проблемы подготовки детей к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/12911/1/Бессуднова%20Е.В._ППОбз -1502Д.рс11' (дата обращения: 17.02.2023).
8. Беспалова О. С., Суняйкина Т. В. Роль родителей в подготовке детей к обучению в школе / О. С. Беспалова, Т. В. Суняйкина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. № 52. С. 1-7. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roditeley-v- podgotovke-detey-k-obucheniyu-v-shkole/viewer. (дата обращения: 10.03.2023).
9. Букина И. И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса. Оренбург : «Оренбургский ИПК», 2013. 93 с.
10. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994. 192 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl- 1994.htm#. (дата обращения: 5.12.2022).
11. Виноградова А. Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет. СПб. : Образование, 1992. 85 с.
12. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика : Учебное пособие / Под науч. ред. Б. С. Волкова. М. : Издательство «Ось-89», 2004. 192 с.
13. Воронина О. И. Педагогическое сопровождение семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе. СПб. : Питер, 2009. 126 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 1999. 402 с.
15. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М. : Юрайт, 2018....25