Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы процесса формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Сущность, понятие самооценки и анализ психолого-педагогических исследований данной области 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий по формированию самооценки у детей старшего дошкольного
возраста 19
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации психологопедагогических условий по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Выявление уровня сформированности самооценки у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий по формированию самооценки у старших дошкольников 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности самооценки
у старших дошкольников 54
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Качественные и количественные результаты на констатирующем этапе 70
Приложение В Рисунки детей старшего дошкольного возраста по проективной методике «Нарисуй себя» 73
Приложение Г Конспекты занятий по психолого-педагогической программе «Сказки Софии (песочной феи)» 75
Приложение Д Картотека подвижных игр 79
Приложение Е Качественные и количественные результаты на контрольном этапе 81
Актуальность исследования. Социальные изменения, произошедшие в последнее время в обществе, показали, что вопрос формирования личности является ключевым в педагогике и психологии. В отечественной и зарубежной литературе ученые изучающие «самосознания самооценке отводят ведущую роль. Самооценка характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания» [9]. Известно, что «люди не рождаются личностью, а становятся» [10] таковыми благодаря сотрудничеству и взаимодействию с другими. Учитывая мнения других, «человек вырабатывает механизм, с помощью которого он регулирует свое поведение - самооценку» [6].
Под «самооценкой обычно понимается оценка человеком самого себя, своих качеств и своего места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими» [10]. Принято считать, что человек, не любящий и не уважающий себя, «редко способен любить и уважать другого человека» [9], но чрезмерная любовь к себе также может стать причиной проблем.
В работах известных психологов самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий соответствие индивидуальных требований внешним условиям, то есть механизм, обеспечивающий максимальное равновесие между процессами личности и социальной средой. Понятие самооценки определяется как представление человека о самом себе, физической силе, умственных способностях, поведении, мотивах и целях поведения, отношении к другим, отношении к другим, отношении к самому себе. Особенно остро встает проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка - это не просто самосознание, не сумма индивидуальных характеристик, а определенное отношение к себе, в том числе осознание личности как устойчивого объекта.
Самооценка позволяет сохранять индивидуальную стабильность в любой ситуации, обеспечивающая возможность остаться самим собой. Психологи и педагоги считают, что самооценка у детей дошкольного возраста очень сильно виляет на их поведение и межличностные взаимоотношения.
«Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли - роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок» [15].
Таким образом, дошкольные годы во многих отношениях рассматриваются как решающие для развития самооценки ребенка. Поэтому важно заложить основы дифференцированного и адекватного представления о себе в старшем дошкольном возрасте. С этой целью необходимо планировать и проводить своевременную коррекционно-развивающую работу по формированию у дошкольника достаточной (адекватной) самооценки.
Педагоги и специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают рост числа детей с неадекватной самооценкой. В соответствии с ФГОС ДО и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), в детском саду должна обязательно проходить коррекционно-развивающая работа, направленная на «обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, включая детей с ООП, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной программы ДО, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации» [27].
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании» [6] и Распоряжения от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (Методические рекомендации)» в коррекционно-развивающей работе нуждаются обучающиеся «группы риска» для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения....
Опираясь на проведенные исследования в первой главе нашего исследования, пришли к выводам:
• самооценка всегда была основной проблемой детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. В своих научных трудах психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, который обеспечивает соответствие индивидуального требования внешних условий. Другими словами, психологи считают, что самооценка - это механизм, который обеспечивает максимальное равновесие между процессами личности и социальной средой. Понятие самооценки они определяют, как представление человека о самом себе, физической силе, умственных способностях, поведении, мотивах и целях поведения, отношении к другим, отношении к другим, отношении к самому себе;
• также в ходе исследования были выделены особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста: формирование критического отношения к самооценке; признание физических возможностей, умений, моральных качеств, переживаний, определенных психических процессов; развитие навыков самокритики к концу дошкольного возраста; способность повышать самооценку;
• было определено, что в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, в детском саду должна обязательно проходить Коррекционноразвивающая работа на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, включая детей с ООП, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной программы ДО, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
Во второй главе дипломной работы с целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование, направленное на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования было структурное подразделение детский сад № 10 «Снежок» ГБОУ ООШ № 9 г. о. Жигулевск.
Для этого в ходе формирующего эксперимента были созданы следующие психолого-педагогические условия:
Была разработана психолого-педагогическая программа «Сказки Софии (песочной феи)», базирующееся на методологии «Песочной терапии» (sand - play) в контексте комплексной Сказкотерапии, авторского метода Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Чередование сказкотерапевтических техник (ведомой и спонтанной игры в песочнице), тактильно-кинестических и коммуникативных игр дает мощный импульс для эмоционального и коммуникативного развития дошкольников. Коррекционно-развивающая работа по данной программе способствовала гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, формированию адекватной самооценке, формированию коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений со сверстниками.
Было организовано взаимодействие педагога-психолога и воспитателей группы. В журнале взаимодействия были предложены подвижные игры, реализующиеся в первой и второй половине дня, некоторые из них были включены в прогулку, в занятия по физической культуре (проводились в музыкально-спортивном зале), в групповой комнате.
В ходе реализации второго блока были реализованы мероприятия, по насыщению развивающей предметно-пространственной среды.
Была создана картотека подвижных игр, направленных на формирование адекватной самооценки. Был организован «Уголок
уединения», где разместили альбомы с фотографиями семей дошкольников и личные портфолио детей....
1. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 144 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с.
3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. М. : Эксмо, 2019. 176 с.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - пресс», 2019. - 80 с.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17.02.2023 г., вступившие в силу с 28.02.2023) / Министерство образования и науки Российской
Федерации. - Москва: 2023 г
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. №
273- ФЗ (ред. от 02.07.2021) / Министерство образования и науки
Российской Федерации. - Москва: 2021г
7. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2020. 96 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2019. 256 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2015. 320 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб : Златоуст, 1998. 352 с.
11. Калишенко В. Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2022. № 12. С. 40-46.
12. Капитанец Е. Г. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T7. С. 146-150.
13. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. 221 с.
14. Карабанова Е. А. Исследование самооценки личности // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. 2016. С. 179-181.
15. Карасева Н.А. Контекстный подход как средство воспитания у дошкольников адекватной самооценки // Контекстный подход как средство развития личности. Елец, 2017...31