Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования этнокультурной осведомлённости младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Сущность и содержание понятия «этнокультурная
осведомленность младших школьников» 9
1.2 Педагогические условия формирования этнокультурной
осведомлённости младших школьников во внеурочной деятельности 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурной осведомлённости младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Констатирующий этап эксперимента 21
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию этнокультурной осведомлённости младших школьников 35
2.3 Контрольный этап эксперимента 42
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 61
Приложение Б Комплекс мероприятий по формированию этнокультурной осведомленности младших школьников 63
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 72
Происходящие в России социальные и геополитические перемены требуют обратить особое внимание на значимость формирования и передачи будущему поколению россиян национальной идентичности. Необходимость этнокультурного воспитания и образования детей в условиях многонациональной государственной системы играет важнейшую роль в становлении патриотической и гражданской позиции личности. Многонациональному и поликультурному государству и его гражданскому обществу этническая осведомленность нужна наравне с
общегосударственным языком общения.
Актуальность этнокультурного аспекта образования нашла свое отражение в основополагающих государственных документах. Так, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» декларирует важнейшие цели следующим образом: «Обеспечение образовательной системой исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Существует необходимость защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
Вопросы этнокультурного воспитания целесообразно изучать на различных ступенях образования. Однако его основы закладываются во время обучения на начальном звене, так как именно младший школьный возраст характеризуется сензитивностью и восприимчивостью. Согласно психологическим этапам развития личности, в данном возрасте у ребенка начинается формирование основ нравственности и совести, а также этнокультурной осведомленности . Так, Ш.А. Мирзоев пишет: «Учитель формирует личность школьников как верных сынов и дочерей родного народа, которые должны достойно представлять свою нацию среди других народов».
Учеными Т.В. Поштаревой и Г.П. Ивановой подчеркивается зависимость успешной социализации человека в современном поликультурном социуме от использования потенциала этнокультуры в детстве. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание этнокультурному воспитанию личности уже в начальной школе.
К проблеме формирования этнокультурной осведомленности обращались следующие исследователи: А.В. Георгян, П.Ю. Соколова , С.Н. Горшенина, Ю.В. Зорин и другие.
Большим потенциалом для формирования этнокультурной осведомленности, по мнению исследователей, обладает внеурочная деятельность. Ю.В. Зорин отмечает, что внеклассная школьная работа позволяет уделять серьёзное внимание сохранению этнических культур народов России благодаря разнообразию форм и методов работы.
Изучением специфики формирования этнокультурной
осведомленности в рамках внеурочной деятельности занимались А.А. Аммаева , Д.В. Григорьев , О.Н. Степанова и многие другие ученые.
Несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе существуют исследования по данной теме, в связи с происходящими изменениями в социуме, сменой поколений, а также устареванием некоторых традиционных педагогических технологий и методов работы, возникает необходимость в актуализации и систематизации имеющихся знаний.
Перед педагогами стоит задача поиска новых путей формирования этнокультурной осведомленности в начальной школе. Возникает противоречие между необходимостью применения новых методов и форм работы и отсутствием актуального психолого-педагогического и методического инструментария для эффективной организации работы в рамках общеобразовательной школы, которая бы способствовала формированию этнокультурной осведомленности младших школьников.
Проблема исследования: как сформировать этнокультурную
осведомленность у обучающихся начальных классов?
В связи с этим выбрана следующая тема исследования: «Формирование этнокультурной осведомлённости младших школьников во внеурочной деятельности».
...
Этнокультурная осведомленность неразрывно связана с различными сферами жизни человека и определяет качество социального взаимодействия и успешность социализации и личностного становления в поликультурном пространстве. Она развивается в процессе познания этнической и мировой культуры в трех компонентах: ценностно-смысловом (отношение к своей национальности и этнической принадлежности, уважительное отношение к культурному многообразию народов региона, фактам истории и культуры), деятельно-коммуникативном (готовность школьников демонстрировать достижения в области народной культуры, навыки эффективного межкультурного взаимодействия) и когнитивном (знания о родной культуре, истории, географии, национальных героях, выдающихся людях).
К педагогическим условиям формирования этнокультурной осведомленности младших школьников относятся следующие:
• актуализация занятий во внеурочной деятельности материалами
познавательно-воспитательного характера этнокультурной
направленности;
• обогащение содержания воспитательного процесса сочетанием общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей;
• постановка учащимся исследовательских и творческих задач средствами электронного и дистанционного обучения;
• организация этнокультурного взаимодействия во внешкольной среде на основе активного сотрудничества с различными социальными институтами, в том числе семьей;
• применение разнообразных форм интегративных работы народного воспитания.
В ходе констатирующего этапа исследования было установлено, что у преимущественного количества школьников начального звена, как в 54
экспериментальном классе, так и в контрольном, компоненты этнокультурной осведомленности развиты на низком или среднем уровне: среди учащихся экспериментального 3 «А» класса всего 2 ребенка (11,1%) отнесены к высокому уровню развития этнокультурной осведомлённости. Более половины учащихся данного класса - 10 человек (52 %) - отнесены к низкому уровню. А также ещё 6 человек обладают средним уровнем (36 %). Среди учеников контрольного класса на высоком уровне столько же человек, как и в экспериментальной группе - 2 (10,52%), но большинство равномерно отнесены к низкому и среднему: 9 (47 %) и 8 (42 %).
С целью развития компонентов этнокультурной осведомленности был разработан и проведён комплекс мероприятий: театрализованные занятия «Сказка о дружбе народов», «Гуси-лебеди», «Три арбузных семечка» (таджикская сказка), «Скупой барин» (латышская сказка); 4 этапа проектных заданий «Азбука дружбы», «Национальная кухня», «Народные праздники»; интерактивные игры «Свеча», «Займи позицию», «Дерево решений», фольклорные игры «Салочки», «Бирюльки», «Бабки», хоровод, «Веревочка», «Ручеек» и другие; виртуальные экскурсии «Интересное о России», «Энциклопедия народов мира», «Книга сказок», «Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи», «Краеведческий музей»; экскурсия в краеведческий музей с изготовлением своей поделки. Мероприятия затрагивали все компоненты этнокультурной осведомленности младших школьников, способности к самостоятельным выборам и поступкам в поликультурном социуме, а также осознанному эмоционально-ценностному отношению к этносам.
Контрольный эксперимент подтвердил эффективность проведенной работы: количество учеников на высоком уровне увеличилось на высоком уровне учеников стало на 24 % больше, на среднем - на 12 %. На 36 % снизилось количество испытуемых на низком уровне. Наибольшие изменения произошли на низком уровне: вместо 10 человек на нём осталось всего 3.
1. Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф. Роль этнокультурного
компонента в развитии личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования, 2020. №3 (58). [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-etnokulturnogo-komponenta-v-razvitii- lichnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 11.01.2023).
2. Аммаева А. А. Использование этнопедагогики в нравственном
воспитании младших школьников в условиях внедрения ФГОС // Современное педагогическое образование, 2020. №10. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-etnopedagogiki-v-
nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-vnedreniya-fgos (дата обращения: 11.01.2023).
3. Ахмедова М. Я. Условия и критерии эффективности использования
потенциала традиционного народного этикета в нравственном воспитании младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/usloviya-i-kriterii-effektivnosti-ispolzovaniya- potentsiala-traditsionnogo-narodnogo-etiketa-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih (дата обращения: 11.01.2023).
4. Буров А. Н., Карпунин П. В., Лякшева Г. И. Система интенсивного развития способностей. Часть II: методическое пособие. Новосибирск, 1997. 197 с.
5. Вертякова Э. Ф., Забродина И. В., Колодкина А. В. Роль семьи в
этнокультурном развитии младших школьников // Ученые записки университета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/rol- semi-v-etnokulturnom-razvitii-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
11.01.2023).
6. Георгян А. Р. Формирование гражданской идентичности детей младшего школьного возраста на основе этнокультурной осведомленности //
[Электронный ресурс] URL:
http: //www.rusnauka. com6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc. htm (дата
обращения: 11.01.2023).
7. Горшенина С. Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование, 2011. № 4. С. 10-13.
8. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва: Просвещение, 2020. 453 с.
9. Елисеева А. П. Реализация программы этнокультурного образования
для обучающихся в начальной школе // Мир науки, культуры, образования, 2015. №3 (52). [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programmy-etnokulturnogo- obrazovaniya-dlya-obuchayuschihsya-v-nachalnoy- shkole (дата обращения: 11.01.2023).
10. Зорин Ю. В. Государственная национальная политика в России и современность. Москва, 2021. 39 с.
11. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России, 2016. №. 3. С. 206-212.
12. Иванова Г. П., Марченко А. А., Евдокимова С. С. Формирование
этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-
osvedomlennosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата
обращения: 11.01.2023).
13. Иксанова Л. Г., Фёдорова С. Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей, обучающихся // Вестник Марийского государственного университета, 2019. №2 (34). С. 45-47.
14. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений: автореферат диссертации доктора педагогических наук. Саранск, 2021. 41 с.
15. Косенок С. М. Современные образовательные технологии: учебнометодическое пособие. Сургут: Издательство Сургутского государственного университета, 2022. 75 с.
... всего 35 источников