Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность понятия «мотивация» и специфика ее
формирования у младших школьников 8
1.2 Педагогические условия для формирования учебной
мотивации у младших школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и организации учебно-воспитательного
процесса 27
2.1 Диагностика исходного уровня учебной мотивации у
младших школьников 27
2.2 Разработка дидактических игр и организация учебновоспитательного процесса для формирования учебной
мотивации у младших школьников 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Анкета для первоклассников. (Н.Г.Лускановой) 61
Приложение В Методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург). 64
Приложение Г Вопросы по методике Г.Н.Казанцевой 69
Приложение Д Электричество в доме 71
Приложение Е Изготовление аппликации «Ежик» 72
Приложение Ж Рисование форм. Линии 73
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность понятия «мотивация» и специфика ее
формирования у младших школьников 8
1.2 Педагогические условия для формирования учебной
мотивации у младших школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и организации учебно-воспитательного
процесса 27
2.1 Диагностика исходного уровня учебной мотивации у
младших школьников 27
2.2 Разработка дидактических игр и организация учебновоспитательного процесса для формирования учебной
мотивации у младших школьников 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Анкета для первоклассников. (Н.Г.Лускановой) 61
Приложение В Методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург). 64
Приложение Г Вопросы по методике Г.Н.Казанцевой 69
Приложение Д Электричество в доме 71
Приложение Е Изготовление аппликации «Ежик» 72
Приложение Ж Рисование форм. Линии 73
Актуальность темы. Сегодня у детей в школах отмечается низкий уровень познавательного, коммуникативного развития, высокий уровень эмоциональной неуравновешенности, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабо развитая речь при отсутствии желания читать художественную литературу. Тенденция к увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении зачастую связана со снижением интереса к учению, утрате значимости учебных новообразований. В связи с этим формирование учебной мотивации становится одной из центральных задач современного образования.
Исследованием проблемы мотивации занимались как зарубежные психологи и педагоги, так и отечественные (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А. Маслоу, М.В. Врум, С.Адамс, Матюхина, Ю.М. Орлов, Н.В. Творогова, В.И. Шкуркина).
В современном обществе в соответствии с нормативными документами, утверждающими деятельностный характер учебного процесса, ставится задача всестороннего гармоничного развития личности ребенка в образовательных условиях. Исследовательская и проектная работа становятся приоритетным звеном в решении образовательных, воспитательных задач, что способствует активизации ресурса обучающегося, развитию его индивидуальных способностей.
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта именно в этот возрастной период необходимо формировать у детей младшего школьного возраста познавательные интересы для успешности в учении. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому и вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников становится ведущим.
К окончанию обучения в начальной школе у детей должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация.
Актуальность темы подчеркивается изменениями в содержании образования, постановкой новых современных задач по развитию приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием активной жизненной позиции.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования мотивации у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью условий, методов и приемов, влияющих на данный процесс.
В связи с выявленным противоречием формируется актуальная проблема исследования: содержание учебно-воспитательного процесса, направленное на развитие положительной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить использование форм, методов и приёмов, позволяющих развивать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы, методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации у детей первых классов.
...
Исследованием проблемы мотивации занимались как зарубежные психологи и педагоги, так и отечественные (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А. Маслоу, М.В. Врум, С.Адамс, Матюхина, Ю.М. Орлов, Н.В. Творогова, В.И. Шкуркина).
В современном обществе в соответствии с нормативными документами, утверждающими деятельностный характер учебного процесса, ставится задача всестороннего гармоничного развития личности ребенка в образовательных условиях. Исследовательская и проектная работа становятся приоритетным звеном в решении образовательных, воспитательных задач, что способствует активизации ресурса обучающегося, развитию его индивидуальных способностей.
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта именно в этот возрастной период необходимо формировать у детей младшего школьного возраста познавательные интересы для успешности в учении. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому и вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников становится ведущим.
К окончанию обучения в начальной школе у детей должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация.
Актуальность темы подчеркивается изменениями в содержании образования, постановкой новых современных задач по развитию приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием активной жизненной позиции.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования мотивации у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью условий, методов и приемов, влияющих на данный процесс.
В связи с выявленным противоречием формируется актуальная проблема исследования: содержание учебно-воспитательного процесса, направленное на развитие положительной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить использование форм, методов и приёмов, позволяющих развивать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы, методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации у детей первых классов.
...
В период ознакомления с теоретическими основами формирования мотивации у младших школьников было выявлено, что в качестве определения учебной мотивации следует понимать внутренние и внешние факторы, которые побуждают ребенка достигать образовательных целей, влияют на его желание учиться. Такого рода побуждающие факторы способствуют развитию познавательного интереса у младшего школьника, помогают добиваться высокого уровня знаний по предметам. Как показывает практика, если ребенок пришел учиться, то априори он должен исполнять требования педагога. Именно это приводит к тому, что педагоги не уделяют должного внимания формированию учебной мотивации либо используют в работе отрицательную мотивацию.
Ребенок будет стремиться избегать конфликтных ситуаций с педагогом, негативных оценок в свою сторону, отрицательных отметок, что будет мотивировать его к учению. Но у младших школьников появится страх перед школой и учителями, что недопустимо.
Как правило, дети приходят в 1 класс с желанием учиться, узнавать новое, формировать новый круг общения со сверстниками и педагогами, но за определенный период времени положительная мотивация утрачивает свою силу. Это может быть связано не только с недоработкой педагога, но и с особенностями ученика.
Причинами снижения учебной мотивации у младшего школьника являются низкий уровень знаний, неподготовленность к школе: несформированность приёмов самостоятельного приобретения знаний; конфликтные отношения с ребятами класса; задержка психического развития или недоразвитость всех психических процессов.
Чтобы проанализировать, скорректировать сложившуюся ситуацию и повысить учебную мотивацию у младших школьников, педагог должен владеть арсеналом методов, приемов, правильной организацией и осуществлением образовательного процесса. Более того, владеть общими инструментальными компетенциями учителя по ФГОС.
Проблема мотивации исследовалась в разных аспектах многими учеными, и анализ этих работ показал, что любой педагог, устремленный формировать и развивать адекватную мотивацию у детей младшего школьного возраста, должен опираться на современные достижения науки.
Важно помнить, что для формирования учебной мотивации необходимо выбирать не один подход в достижении цели, а систему подходов в комплексе, так как точечное воздействие не может привести к устойчивому результату и не для каждого ребенка оно является решающим.
Научно-исследовательская работа на констатирующем этапе позволила сделать вывод о том, что в 1 классе уровень сформированности мотивации достаточно высок -70%. Но анализ результатов диагностических методик выявил основной внешний мотив, которым является похвала учителя и на отметку. Такого рода мотивация не является адекватной в учебной деятельности и носит нестабильный характер. Дети зависимы от оценочного суждения педагога, они испытывают негативные эмоции и снижение работоспособности, если похвалы нет.
Низкий уровень учебной мотивации составляет 10% от общего числа детей в каждой из групп респондентов. Такие дети предпочитают оставаться дома, еслим возникает возможность, они склонны отвлекаться на уроке и переключаться на игру, не сформирована позиция «ученика».
Эти показатели практически одинаковы для экспериментальной (1 «А») и контрольной (1 «Б») групп.
Оценивая полученные в ходе исследования данные, мы разработали содержание работы по формированию мотивации у детей младшего школьного возраста.
...
Ребенок будет стремиться избегать конфликтных ситуаций с педагогом, негативных оценок в свою сторону, отрицательных отметок, что будет мотивировать его к учению. Но у младших школьников появится страх перед школой и учителями, что недопустимо.
Как правило, дети приходят в 1 класс с желанием учиться, узнавать новое, формировать новый круг общения со сверстниками и педагогами, но за определенный период времени положительная мотивация утрачивает свою силу. Это может быть связано не только с недоработкой педагога, но и с особенностями ученика.
Причинами снижения учебной мотивации у младшего школьника являются низкий уровень знаний, неподготовленность к школе: несформированность приёмов самостоятельного приобретения знаний; конфликтные отношения с ребятами класса; задержка психического развития или недоразвитость всех психических процессов.
Чтобы проанализировать, скорректировать сложившуюся ситуацию и повысить учебную мотивацию у младших школьников, педагог должен владеть арсеналом методов, приемов, правильной организацией и осуществлением образовательного процесса. Более того, владеть общими инструментальными компетенциями учителя по ФГОС.
Проблема мотивации исследовалась в разных аспектах многими учеными, и анализ этих работ показал, что любой педагог, устремленный формировать и развивать адекватную мотивацию у детей младшего школьного возраста, должен опираться на современные достижения науки.
Важно помнить, что для формирования учебной мотивации необходимо выбирать не один подход в достижении цели, а систему подходов в комплексе, так как точечное воздействие не может привести к устойчивому результату и не для каждого ребенка оно является решающим.
Научно-исследовательская работа на констатирующем этапе позволила сделать вывод о том, что в 1 классе уровень сформированности мотивации достаточно высок -70%. Но анализ результатов диагностических методик выявил основной внешний мотив, которым является похвала учителя и на отметку. Такого рода мотивация не является адекватной в учебной деятельности и носит нестабильный характер. Дети зависимы от оценочного суждения педагога, они испытывают негативные эмоции и снижение работоспособности, если похвалы нет.
Низкий уровень учебной мотивации составляет 10% от общего числа детей в каждой из групп респондентов. Такие дети предпочитают оставаться дома, еслим возникает возможность, они склонны отвлекаться на уроке и переключаться на игру, не сформирована позиция «ученика».
Эти показатели практически одинаковы для экспериментальной (1 «А») и контрольной (1 «Б») групп.
Оценивая полученные в ходе исследования данные, мы разработали содержание работы по формированию мотивации у детей младшего школьного возраста.
...
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





