Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущность понятия «мотивация» и специфика ее
формирования у младших школьников 8
1.2 Педагогические условия для формирования учебной
мотивации у младших школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и организации учебно-воспитательного
процесса 27
2.1 Диагностика исходного уровня учебной мотивации у
младших школьников 27
2.2 Разработка дидактических игр и организация учебновоспитательного процесса для формирования учебной
мотивации у младших школьников 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Анкета для первоклассников. (Н.Г.Лускановой) 61
Приложение В Методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург). 64
Приложение Г Вопросы по методике Г.Н.Казанцевой 69
Приложение Д Электричество в доме 71
Приложение Е Изготовление аппликации «Ежик» 72
Приложение Ж Рисование форм. Линии 73
Актуальность темы. Сегодня у детей в школах отмечается низкий уровень познавательного, коммуникативного развития, высокий уровень эмоциональной неуравновешенности, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабо развитая речь при отсутствии желания читать художественную литературу. Тенденция к увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении зачастую связана со снижением интереса к учению, утрате значимости учебных новообразований. В связи с этим формирование учебной мотивации становится одной из центральных задач современного образования.
Исследованием проблемы мотивации занимались как зарубежные психологи и педагоги, так и отечественные (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А. Маслоу, М.В. Врум, С.Адамс, Матюхина, Ю.М. Орлов, Н.В. Творогова, В.И. Шкуркина).
В современном обществе в соответствии с нормативными документами, утверждающими деятельностный характер учебного процесса, ставится задача всестороннего гармоничного развития личности ребенка в образовательных условиях. Исследовательская и проектная работа становятся приоритетным звеном в решении образовательных, воспитательных задач, что способствует активизации ресурса обучающегося, развитию его индивидуальных способностей.
Согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта именно в этот возрастной период необходимо формировать у детей младшего школьного возраста познавательные интересы для успешности в учении. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, поэтому и вопрос формирования учебной мотивации у младших школьников становится ведущим.
К окончанию обучения в начальной школе у детей должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация.
Актуальность темы подчеркивается изменениями в содержании образования, постановкой новых современных задач по развитию приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием активной жизненной позиции.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования мотивации у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью условий, методов и приемов, влияющих на данный процесс.
В связи с выявленным противоречием формируется актуальная проблема исследования: содержание учебно-воспитательного процесса, направленное на развитие положительной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить использование форм, методов и приёмов, позволяющих развивать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы, методы и приемы, способствующие развитию учебной мотивации у детей первых классов.
...
В период ознакомления с теоретическими основами формирования мотивации у младших школьников было выявлено, что в качестве определения учебной мотивации следует понимать внутренние и внешние факторы, которые побуждают ребенка достигать образовательных целей, влияют на его желание учиться. Такого рода побуждающие факторы способствуют развитию познавательного интереса у младшего школьника, помогают добиваться высокого уровня знаний по предметам. Как показывает практика, если ребенок пришел учиться, то априори он должен исполнять требования педагога. Именно это приводит к тому, что педагоги не уделяют должного внимания формированию учебной мотивации либо используют в работе отрицательную мотивацию.
Ребенок будет стремиться избегать конфликтных ситуаций с педагогом, негативных оценок в свою сторону, отрицательных отметок, что будет мотивировать его к учению. Но у младших школьников появится страх перед школой и учителями, что недопустимо.
Как правило, дети приходят в 1 класс с желанием учиться, узнавать новое, формировать новый круг общения со сверстниками и педагогами, но за определенный период времени положительная мотивация утрачивает свою силу. Это может быть связано не только с недоработкой педагога, но и с особенностями ученика.
Причинами снижения учебной мотивации у младшего школьника являются низкий уровень знаний, неподготовленность к школе: несформированность приёмов самостоятельного приобретения знаний; конфликтные отношения с ребятами класса; задержка психического развития или недоразвитость всех психических процессов.
Чтобы проанализировать, скорректировать сложившуюся ситуацию и повысить учебную мотивацию у младших школьников, педагог должен владеть арсеналом методов, приемов, правильной организацией и осуществлением образовательного процесса. Более того, владеть общими инструментальными компетенциями учителя по ФГОС.
Проблема мотивации исследовалась в разных аспектах многими учеными, и анализ этих работ показал, что любой педагог, устремленный формировать и развивать адекватную мотивацию у детей младшего школьного возраста, должен опираться на современные достижения науки.
Важно помнить, что для формирования учебной мотивации необходимо выбирать не один подход в достижении цели, а систему подходов в комплексе, так как точечное воздействие не может привести к устойчивому результату и не для каждого ребенка оно является решающим.
Научно-исследовательская работа на констатирующем этапе позволила сделать вывод о том, что в 1 классе уровень сформированности мотивации достаточно высок -70%. Но анализ результатов диагностических методик выявил основной внешний мотив, которым является похвала учителя и на отметку. Такого рода мотивация не является адекватной в учебной деятельности и носит нестабильный характер. Дети зависимы от оценочного суждения педагога, они испытывают негативные эмоции и снижение работоспособности, если похвалы нет.
Низкий уровень учебной мотивации составляет 10% от общего числа детей в каждой из групп респондентов. Такие дети предпочитают оставаться дома, еслим возникает возможность, они склонны отвлекаться на уроке и переключаться на игру, не сформирована позиция «ученика».
Эти показатели практически одинаковы для экспериментальной (1 «А») и контрольной (1 «Б») групп.
Оценивая полученные в ходе исследования данные, мы разработали содержание работы по формированию мотивации у детей младшего школьного возраста.
...
1. Аверин В. А., Михайлова В.А. Психология личности: учеб. Пособие. СПб. : Питер, 1999. - 89 с.
2. Амирханов А.М., Сушкова В.В. Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки. Характеристика ведущих идей педагогов-новаторов в 80-90 годах XX века. [Электронный ресурс ]: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/harakteristika-veduschih- idey-pedagogov-novatorov-v-80-90-godah-xx-veka/viewer (дата обращения: 27.02.2023).
3. Амонашвили Ш.А.Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты? Z Ш.А. Амонашвили «Свет», 2012 (Школа жизни).
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.
[Электронный ресурс]: http:ZZyro.narod.ru/bibliotheca/PED_A.htm (дата
обращения: 03.03.2023).
5. Амонашвили Ш.А. / Газета "Первое сентября" от 31.07.1997, №51 Статья. Идея школы Щетинина.
6. Аристотель. Никомахова этика. Книга третья (Г). [Электронный
ресурс]: https:ZZbookap.info/okolopsyZaristotel_nikomahova_etika/#o (дата
обращения: 05.03.2023).
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Мысль, 1976. 158 с.
8. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и
подростков: сборник экспериментальных исследований / ред. Л. И. Божович,
Л. В. Благонадежина. Москва: Педагогика, 1972. 352 с.
9. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы
ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л. И.Божович, Л. В.Благонадежиной.-М., 1972. С. 7-44.
10. Быстрее, выше, сильнее: основные теории мотивации.
[Электронный ресурс]: https://huntflow.ru/blog/motivation/ (дата обращения: 06.03.2023).
11. Выготский Л. С., Давыдов В. В. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М. : Педагогика, 1982. 339 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008. 48-52 с.
14. Досмухамедова Ш., Солиева Д., Максимова Л.А. Педагогическое образование в России.//Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана). 2020. № 2. С. 77-83.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов педвузов. М.: Логос 2005. 384 с. (Высшая школа).
... всего 43 источника