Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании познавательных универсальных учебных действий
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов 8
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия»
в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Фразеологизмы как условие формирования познавательных
универсальных действий 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов в начальной школе 23
2.1 Исследование уровня познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 23
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников 34
2.3 Контрольный этап эксперимента 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 56
Приложение В Перечень уроков по русскому языку в 3 классе 58
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 60
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов 8
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия»
в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Фразеологизмы как условие формирования познавательных
универсальных действий 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов в начальной школе 23
2.1 Исследование уровня познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 23
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников 34
2.3 Контрольный этап эксперимента 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 56
Приложение В Перечень уроков по русскому языку в 3 классе 58
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 60
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что начальная школа является первой ступенью полноценного образовательного пути обучающихся, которая предъявляет по отношению к ним обязательные требования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО). При этом основной задачей начального общего образования выступает формирование у обучающихся умения учиться, проявлять познавательную активность и стремление к саморазвитию, что в общем смысле во ФГОС НОО второго поколения определено как универсальные учебные действия.
Такие действия разделены на четыре категории - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, каждая из которых имеет особую значимость в формировании личности младшего школьника, что также определяет успешность его обучения. В свою очередь именно познавательные универсальные учебные действия, под которыми понимается стремление к познанию окружающей действительности, ее исследованию, поиску и обработке необходимой информации, определяют познавательную активность обучающихся, их исследовательские навыки, аналитические умения и самостоятельность процесса обучения.
Изучением сущности и структуры универсальных учебных действий, в том числе, и познавательных, занимались такие авторы, как - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, а также Д.С. Елисеева, O.A. Карабанова, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и другие. Кроме того, практические аспекты формирования таких действий отражены в работах А.М. Кондакова, Н.В. Медведевой, И.В. Петровой.
Основу практических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий составляет занимательность учебного материала и изучаемых на уроках тем. Одним из таких разделов выступает фразеология, изучаемая младшими школьниками на уроках русского языка. Данный раздел рассматривает устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения - фразеологизмы. Кроме того, обозначенная тема имеет предметные связи с литературным чтением, что позволяет обучающимся наглядно ознакомиться с примерами фразеологизмов, их использованием в художественном тексте, отработать навыки поиска и вычленения фразеологизмов.
Имея свои отличительные признаки, фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку позволяют осуществлять их поиск в тексте, осмысливать, анализировать и обобщать их значение, а также использовать в собственной речи. Однако обозначенные преимущества фразеологизмов неполноценно используются для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Теоретический анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса в начальной школе на основе фразеологизмов.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании познавательных универсальных учебных действий».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
...
Такие действия разделены на четыре категории - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, каждая из которых имеет особую значимость в формировании личности младшего школьника, что также определяет успешность его обучения. В свою очередь именно познавательные универсальные учебные действия, под которыми понимается стремление к познанию окружающей действительности, ее исследованию, поиску и обработке необходимой информации, определяют познавательную активность обучающихся, их исследовательские навыки, аналитические умения и самостоятельность процесса обучения.
Изучением сущности и структуры универсальных учебных действий, в том числе, и познавательных, занимались такие авторы, как - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, а также Д.С. Елисеева, O.A. Карабанова, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и другие. Кроме того, практические аспекты формирования таких действий отражены в работах А.М. Кондакова, Н.В. Медведевой, И.В. Петровой.
Основу практических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий составляет занимательность учебного материала и изучаемых на уроках тем. Одним из таких разделов выступает фразеология, изучаемая младшими школьниками на уроках русского языка. Данный раздел рассматривает устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения - фразеологизмы. Кроме того, обозначенная тема имеет предметные связи с литературным чтением, что позволяет обучающимся наглядно ознакомиться с примерами фразеологизмов, их использованием в художественном тексте, отработать навыки поиска и вычленения фразеологизмов.
Имея свои отличительные признаки, фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку позволяют осуществлять их поиск в тексте, осмысливать, анализировать и обобщать их значение, а также использовать в собственной речи. Однако обозначенные преимущества фразеологизмов неполноценно используются для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Теоретический анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса в начальной школе на основе фразеологизмов.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании познавательных универсальных учебных действий».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
...
Познавательные универсальные учебные действия подразумевают под собой совокупность умений познания обучающимися окружающей действительности в ходе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, работы по поиску, отбору, обработке, анализу, синтезу и обобщению информации.
Фразеологизмы представляют собой устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения, отличающиеся образностью, выразительностью, разнообразным происхождением, наличием связи с художественными произведениями и обыденной жизнью. Они способствуют возможности организации работы над их поиском в художественных произведениях и текстах, подбором к ним синонимов, составлением с ними предложений и собственных текстов, поиском значения фразеологизмов и их происхождения.
Соответственно фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, однако данная работа осложняется недостаточным количеством времени, которое отводится на изучение фразеологизмов в начальной школе. По этой причине следует придерживаться оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов, организуя работу над ними как в урочное, так и внеурочное время с использованием разнообразных упражнений и заданий поискового и исследовательского характера.
С целью выявления оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе педагогического эксперимента низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был выявлен у 40 % младших школьников экспериментальной и у 35 % контрольной группы, средний уровень сформированности данного показателя выявлен у 40 % обеих групп, а высокий уровень - у 20 % младших школьников экспериментальной и у 25 % контрольной группы.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством фразеологизмов. Было подготовлено содержание 8 уроков по русскому языку, проведенных в 3Б классе, на которых использовались упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение) и занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Полученная динамика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментальной группы подтвердила исходную гипотезу исследования, а значит, работа над фразеологизмами в начальной школе положительно скажется на формировании познавательных универсальных учебных действий, если: реализовывать ее систематически на уроках русского языка; использовать упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение); использовать занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов может использоваться учителями начальных классов.
Фразеологизмы представляют собой устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения, отличающиеся образностью, выразительностью, разнообразным происхождением, наличием связи с художественными произведениями и обыденной жизнью. Они способствуют возможности организации работы над их поиском в художественных произведениях и текстах, подбором к ним синонимов, составлением с ними предложений и собственных текстов, поиском значения фразеологизмов и их происхождения.
Соответственно фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, однако данная работа осложняется недостаточным количеством времени, которое отводится на изучение фразеологизмов в начальной школе. По этой причине следует придерживаться оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов, организуя работу над ними как в урочное, так и внеурочное время с использованием разнообразных упражнений и заданий поискового и исследовательского характера.
С целью выявления оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе педагогического эксперимента низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был выявлен у 40 % младших школьников экспериментальной и у 35 % контрольной группы, средний уровень сформированности данного показателя выявлен у 40 % обеих групп, а высокий уровень - у 20 % младших школьников экспериментальной и у 25 % контрольной группы.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством фразеологизмов. Было подготовлено содержание 8 уроков по русскому языку, проведенных в 3Б классе, на которых использовались упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение) и занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Полученная динамика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментальной группы подтвердила исходную гипотезу исследования, а значит, работа над фразеологизмами в начальной школе положительно скажется на формировании познавательных универсальных учебных действий, если: реализовывать ее систематически на уроках русского языка; использовать упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение); использовать занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов может использоваться учителями начальных классов.
Подобные работы
- Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие лексических умений младших школьников в проектной деятельности на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017





