Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании познавательных универсальных учебных действий

Работа №139393

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов 8
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия»
в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Фразеологизмы как условие формирования познавательных
универсальных действий 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий на основе фразеологизмов в начальной школе 23
2.1 Исследование уровня познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 23
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников 34
2.3 Контрольный этап эксперимента 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 56
Приложение В Перечень уроков по русскому языку в 3 классе 58
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 60

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что начальная школа является первой ступенью полноценного образовательного пути обучающихся, которая предъявляет по отношению к ним обязательные требования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО). При этом основной задачей начального общего образования выступает формирование у обучающихся умения учиться, проявлять познавательную активность и стремление к саморазвитию, что в общем смысле во ФГОС НОО второго поколения определено как универсальные учебные действия.
Такие действия разделены на четыре категории - личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, каждая из которых имеет особую значимость в формировании личности младшего школьника, что также определяет успешность его обучения. В свою очередь именно познавательные универсальные учебные действия, под которыми понимается стремление к познанию окружающей действительности, ее исследованию, поиску и обработке необходимой информации, определяют познавательную активность обучающихся, их исследовательские навыки, аналитические умения и самостоятельность процесса обучения.
Изучением сущности и структуры универсальных учебных действий, в том числе, и познавательных, занимались такие авторы, как - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, а также Д.С. Елисеева, O.A. Карабанова, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и другие. Кроме того, практические аспекты формирования таких действий отражены в работах А.М. Кондакова, Н.В. Медведевой, И.В. Петровой.
Основу практических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий составляет занимательность учебного материала и изучаемых на уроках тем. Одним из таких разделов выступает фразеология, изучаемая младшими школьниками на уроках русского языка. Данный раздел рассматривает устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения - фразеологизмы. Кроме того, обозначенная тема имеет предметные связи с литературным чтением, что позволяет обучающимся наглядно ознакомиться с примерами фразеологизмов, их использованием в художественном тексте, отработать навыки поиска и вычленения фразеологизмов.
Имея свои отличительные признаки, фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий, поскольку позволяют осуществлять их поиск в тексте, осмысливать, анализировать и обобщать их значение, а также использовать в собственной речи. Однако обозначенные преимущества фразеологизмов неполноценно используются для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Теоретический анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточно оптимальной организацией условий осуществления данного процесса в начальной школе на основе фразеологизмов.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы оптимальные условия эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании познавательных универсальных учебных действий».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательные универсальные учебные действия подразумевают под собой совокупность умений познания обучающимися окружающей действительности в ходе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, работы по поиску, отбору, обработке, анализу, синтезу и обобщению информации.
Фразеологизмы представляют собой устойчивые сочетания, речевые обороты и выражения, отличающиеся образностью, выразительностью, разнообразным происхождением, наличием связи с художественными произведениями и обыденной жизнью. Они способствуют возможности организации работы над их поиском в художественных произведениях и текстах, подбором к ним синонимов, составлением с ними предложений и собственных текстов, поиском значения фразеологизмов и их происхождения.
Соответственно фразеологизмы выступают хорошим средством формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, однако данная работа осложняется недостаточным количеством времени, которое отводится на изучение фразеологизмов в начальной школе. По этой причине следует придерживаться оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов, организуя работу над ними как в урочное, так и внеурочное время с использованием разнообразных упражнений и заданий поискового и исследовательского характера.
С целью выявления оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе педагогического эксперимента низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий был выявлен у 40 % младших школьников экспериментальной и у 35 % контрольной группы, средний уровень сформированности данного показателя выявлен у 40 % обеих групп, а высокий уровень - у 20 % младших школьников экспериментальной и у 25 % контрольной группы.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством фразеологизмов. Было подготовлено содержание 8 уроков по русскому языку, проведенных в 3Б классе, на которых использовались упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение) и занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Полученная динамика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментальной группы подтвердила исходную гипотезу исследования, а значит, работа над фразеологизмами в начальной школе положительно скажется на формировании познавательных универсальных учебных действий, если: реализовывать ее систематически на уроках русского языка; использовать упражнения и игровые задания на основе фразеологизмов с учетом основных познавательных действий (поиск, исследование, обработка, обобщение); использовать занимательный иллюстративный материал на основе изучаемых фразеологизмов.
Апробированный комплекс оптимальных условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе фразеологизмов может использоваться учителями начальных классов.


1. Агеева Н. Е. Рекомендации для учителей и задания для учащихся по теме «Фразеологизмы» // Начальная школа. 2013. С. 121-123.
2. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматические истоки
фраземосемиозиса. М. : Флинта, 2019. 372 с.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2018. 162 с.
4. Валинурова Л. Р., Варакута Е. А. Роль фразеологизмов в формировании интереса к родному языку // Совушка. 2017. № 4(10). С. 142­150.
5. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М. : Издательство Юрайт, 2023. 333 с.
6. Виноградов В. В. Статьи по общему языкознанию,
компаративистике, типологии. М. : Языки славянских культур, 2019. 544 с.
7. Власкина Ю. В. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников // Начальная школа. 2011. С. 111-114.
8. Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. М. : Феникс, 2021. 164 с.
9. Горчинская А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Челябинск, 1999. 24 с.
10. Гуцко А. А. Формирование познавательных учебных действий младших школьников // Вестник науки. 2020. С. 26-32.
11. Дедаханов А. М. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов при обучении родному языку // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. С. 325-331.
12. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования
познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики. 2013. С. 91-94.
13. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. М. : ООО «Илекса», 2017. 167 с.
14. Лукиных Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой ученый. 2015. № 10.5. С. 17-18.
15. Мали Л. Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. 329 с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ