Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников 9
1.1 Структура, характеристики, факторы развития
профессионального самоопределения 9
1.2 Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников 16
1.3 Теоретические аспекты психологического
сопровождения профессионального
самоопределения 20
Глава 2 Эмпирическое исследование возможностей психологического сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты эмпирического исследования
профессионального самоопределения старшеклассников
на констатирующем этапе 32
2.3 Разработка и реализация программы психологического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 41
2.4 Оценка эффективности программы психологического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 48
Заключение 56
Список используемых источников 58
Профессиональное самоопределение - важнейшая часть жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Успешное решение задач профессионального выбора индивидом, продуктивное использование человеком талантов, способностей и приобретенных знаний обеспечивает реализацию потенциала общественного развития. В свою очередь, прогрессивное общество поддерживает развитие индивидуальных особенностей и талантов, обеспечивает доступ к современным знаниям каждому человеку.
Данное направление в психологии имеет более чем вековую историю, от первых лабораторий профориентации, появившихся во Франции и США в начале ХХ века, до современной концепции сопровождения профессионального самоопределения, интегрированной в систему непрерывного образования.
В нашей стране начало профориентационной работе было положено в период царской России, но широкое развитие она получила в послереволюционные времена. Инициатором развития профориентационной деятельности была Н.К. Крупская, но в 1937 году эта деятельность была запрещена постановлением ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» от 4 июля 1936 г. В 50-х годах ХХ века начали появляться первые работы, посвященные проблеме профессионального самоопределения, а в начале ХХ1 века, в свете развития новой концепции трудовой мотивации, стремления к профессиональному совершенствованию, потребности в
высококвалифицированных кадрах, данная тема получает все более широкое развитие.
Исследованием феномена профессионального самоопределения с точки зрения социологического подхода занимались Л.Я. Рубина, Г.А. Журавлева, Ф.Р. Филиппов. В контексте профориентационного подхода изучение данного вопроса проводили Е.А. Климов, Е.А. Головаха, Л.М. Митина,
Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Д.М. Кухарчук, Л.Б. Ценципер, В.А. Поляков. Э.Ф. Зеер и др. С точки зрения жизнедеятельностного подхода профессиональное самоопределение изучали С.Л. Рубинштейн,
К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович, Е.М. Борисова и другие.
В зарубежной психологии феномен профессионального самоопределения в рамках структурного подхода исследовали С. Аксельрод, Э. Гинзберг, В. Гинзбург, Д. Миллер. Дж. Сьюпер. С точки зрения мотивационной теории изучением данной проблемы занимались А. Маслоу, Ф. Херуберг, Э. Роу и др. В контексте теории индивидуальности данное понятие разрабатывали Дж. Сьюпер, Л. Тайлер, Дж. Холланд и другие.
Разработкой концепций психологического сопровождения
профессионального самоопределения занимались Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, С.Н. Чистякова, Г.В. Резапкина, Л.А. Йовайши, И.С. Арон и другие.
На первый план проблема профессионального самоопределения выходит в старшем школьном возрасте, поскольку на данном этапе возрастного развития успешное решение задачи выбора будущей профессии способствует наиболее полному раскрытию способностей и напрямую связано с достижением высоких результатов в профессиональной области , самореализацией и удовлетворенностью жизнью. В нашей стране сейчас активно внедряется система профильного образования в старших классах общеобразовательной школы. Таким образом, профессиональное самоопределение для старшеклассников в наше время становятся все более актуальным, поскольку этот фактор становится решающим при выборе дальнейшего направления образования.
...
Проблема психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников ставит серьезные задачи перед родителями, педагогами, социальными работниками и практическими психологами. Регулярно появляющиеся новые профессии, развитие роботостроение, появление нейросетей и другие факторы, дестабилизирующие рынок труда, привносят в процесс профессионального самоопределения дополнительные сложности.
Реалии современного рынка труда в нашей стране таковы, что стабильность в этой сфере социально-экономической ситуации исчезающе мала. В условиях постоянно меняющегося спроса на высоквалифицированных специалистов, высоких временных и материальных затрат на их подготовку, высоких требований современного производства и социальной сферы к мотивации и профессионализму работников, особенно важно уделять внимание профессиональному самоопределению на самых ранних возрастных этапах развития личности.
Старшеклассники, впервые сталкивающиеся с проблемой выбора направления профессионального развития, не имеют опыта, необходимых умений, навыков и знаний для совершения осознанного, взвешенного и ответственного выбора будущей профессии. Между тем, внедрение профильного образования требует от учащихся старших классов осуществления этого выбора при отсутствии психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Поэтому всем сопровождающим молодых людей на пути профессионального самоопределения нужны эффективные инструменты, помогающие решать основные задачи профессионального самоопределения, и приближающие к главной цели профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте: психологической готовности к выбору профессии.
В нашем исследовании мы изучили особенности профессионального самоопределения старшеклассников, возможности психологического сопровождения профессионального самоопределения на этапе оптации, разработали программу психологического сопровождения, реализация которой доступна начинающему психологу, проверили ее эффективность на репрезентативной выборке учащихся старших классов.
Исследование возможностей психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников позволили структурировать имеющиеся теоретические знания, получить практические результаты и определить перспективы дальнейших научных разработок данной темы. Вне зоны исследования остались учащиеся старших классов с особыми возможностями здоровья, также нуждающиеся в психологическом сопровождении профессионального самоопределения. Разработку данной проблемы возможно сделать целью дальнейших исследований.
1. Super, D.E. Self-realization through the work and leisure roles. /
D. E. Super. - In book: Educational and vocational guidance. 1985. P. 43.
2. Авидон, И., Гончукова, О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. Просто, но эффективно! - СПб.: РЕЧЬ, 2010. - 77 стр.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Ансимова, Н.П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи / Н.П. Ансимова, И.В. Кузнецова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000 - 119 с.
5. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: Личност. аспект: диссертация доктора психологических наук: 19.00.07. - Москва, 1995.
• 411 с.
6. Гриншпун С.С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе / С. С. Гришпун // Школа и производство. - 1994
• № 6 - С. 11-12.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.
8. Зеер, Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.
9. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профконсультирования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк - М: Издательство Academia, 2014. - 224 с.
10. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М.: Изд- во МГУ, 1988. - 199 с.
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /
E. А. Климов. - Ростов н/Д.: Финист, 1996. - 205 с.
12. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
13. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - ч 320 с.
14. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] - М.: Федеральный институт развития образования. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 38 с.
15. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся / А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер. - Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.
... всего 35 источников