ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Концепт как категория современной когнитивной лингвистики
1.1. Понятие «концепта» и «концептосферы» 6
1.2. Соотношение значения, понятия и концепта 12
1.3. Структурная организация концепта 17
1.4. Концептуальная метафора как способ концептуализации 21
ВЫВОДЫ 28
ГЛАВА II. Репрезентация концептов («Вода», «Земля», «Огонь»,
«Воздух») на материале текстов А.И.Куприна
29
2.1. Концепт «Вода» в текстах А.И. Куприна 29
2.2. Концепт «Земля» в текстах А.И. Куприна 33
2.3. Концепт «Огонь» в текстах А.И. Куприна 35
2.4. Концепт «Воздух» в текстах А.И. Куприна
2.5. Экспериментальные исследования концептов первостихий
Понятие «концепт» связано как с лингвистикой, так и культурной
составляющей человеческого существования. Арсенал культуры обладает
набором общечеловеческих понятий, которые отражают мировоззрение, к
примеру, человека или определенной нации. На этом основании следует, что
каждое понятие национально специфично. Употребление слова в контексте
дает возможность для формирования инварианта и соответствующей
коннотации.
Анализ культурных концептов был начат еще М. Бубером,
Л. Витгенштейном, Г.Х. фон Вригтом, М.Хайдеггером, Х.Г. Гадамером. В
России этим занимались Н.Д. Артюнова, Д.С. Лихачев, Н.А. Бердяев,
А.Ф. Лосев, Ю.С. Степанов и др. Достижения ученых в области когнитивной
лингвистики, концептологии связаны с именами ученых: А.П. Бабушкин,
А. Вежбицкая, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова,
Д. Попова, И.А. Стернин и некоторые др.
Категория концепта (лат. Conceptus – понятие) относится к Пьеру
Абеляру, который рассматривал концепт как форму «схватывания» смысла,
«собрание понятий, замкнутых в воспринимающей речь душе», «связывание
высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при
определяющей роли ума, преобразующего высказывания в льнущую к Богу
мысль» (Неретина, 1994: 141).
Филологический анализ концептов позволяет как можно точнее
определить позицию автора. Современная когнитивная лингвистика
закрепила за собой представления о полевой организации структуры
концепта. Когнитивные составляющие, которые представлены в словарной
дефиниции концепта соотносятся с ядром концепта, а контекстуальные
репрезентации смысла образуют его периферию (Бочегова, 2005).
Индивидуальный сознательный опыт писателя как культурное я
языковое явление одновременно, становится неотъемлемой частью коллективного опыта в познании окружающей действительности.
Д.С. Лихачев отмечает, что «далеко не все люди в равной мере обладают
способностью обогащать «концептосферу национального языка…Особое
значение принадлежит писателям…(особенно крестьянству)…чем богаче
национальный, сословный, классовый, профессиональный, семейный и
личный опыт человека, пользующегося концептом, тем богаче сам «концепт»
(Лихачев, 1997).
Так как концепт есть «мыслительное образование», находящееся в
сознании посредством образов, картин, имеет представление исследование
концептосферы на материале авторских текстов, которые способны наиболее
подробно и объективно определить имеющиеся слои концепта и полный
спектр значений.
Актуальность дипломной работы обусловлена антропоцентрическим
направлением исследования, связывающим человека, социум, а также бытие
и когнитивный подход к материалу, возможностью в процессе работы
определить потенциал слова в художественных произведениях А.И. Куприна.
Объект работы – концепты «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух».
Предмет работы – репрезентация концептов первостихий в
художественных текстах А.И. Куприна.
Цель исследования состоит в описании и анализе концептов
первостихий как ментальных и философских категорий в текстах А.И.
Куприна.
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. Проанализировать понятие концепта и концептосферы;
2. Определить природу и сущность концепта;
3. Описать значимость данных концептов в философскоэстетическом мире А.И. Куприна;
4. Выявить признаки, формирующие концепты первостихий;
5. Описать специфику репрезентаций концептов первостихий в
авторской реализации. Научная новизна дипломной работы заключаются в том, что
концептам первостихий, которые занимают особое место в ментальной и
языковой картине мира, в современной науке не уделяется должного
интереса и внимания к их описанию. Исследование данных концептов
позволит целостному восприятию их особенностей, позволит осмыслить
ментальное значение концептов воды, земли, огня и воздуха. В
художественных текстах А.И.Куприна они воплощены с особой значимость в
плане выражения ментального сознания и вместе с тем окружающего бытия.
Представление первостихий в текстах писателя анализируется впервые, что
также составляет научную новизну дипломного исследования.
Практическая значимость дипломной работы заключается в
возможности использования при написании курсовых работ; на уроках
комплексного анализа текста, при изучении курса русской словесности.
На этапах работы использовались методы контекстуального анализа,
наблюдения, сопоставления и обобщения материала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка и приложения.
В 1 главе дипломной работы мы рассмотрели понятие «концепта» и
«концептосферы», изучили противоречивые точки зрения ученых по вопросу
о соотношении значения, понятия и концепта, а также рассмотрели структуру
концепта. В теоретической части дипломной работы представлен вопрос о
концептуальной метафоре, в котором рассматривается история зарождения
термина и виды классификаций метафоры. В 2 главе дипломной работы
проведен анализ концептов «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух». Стихии
мироздания являются неотъемлемой частью бытия человека, константы
философской культуры, важнейшие пространственные и нравственные
ориентиры. Художественные концепты «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»,
представленные в художественных текстах А.И.Куприна, вбирают в себя
абсолютное большинство концептуальных признаков языковых концептов и
содержат в себе гораздо больший объем благодаря индивидуально-авторским
смысловым приращениям. Концептуальное поле каждого из
рассматриваемых концептов при всей сложности структуры актуализирует
целостное сакральное пространство, границы которого расширяются от
микромира (человека) до макромира (Космоса, Вселенной). Поэтому данные
концепты обладают синкретичностью, образуют лексико-семантические,
лексико-тематические, ассоциативные ряды. Слова-символы в модели
художественного концепта обладают семантической нагрузкой, служат
доминантами концептуального поля.
Проведенный ассоциативный эксперимент является показателем того,
что исследуемые концепты в художественной речи являются наиболее
выразительными, обладают дополнительными коннатативными значениями,
репрезентируется не только при помощи лексем, но и с помощью метафор,
эпитетов, сравнений и тд. Речь школьников отличалась конкретными
значениями и поверхностными суждениями.
Абрамов, В.П. Семантические поля русского языка: Монография
/ В.П. Абрамов. – М.; Краснодар: Академия педагогических и социальных
наук РФ, Кубанский государственный университет. 2003. – С. 338.
2. Абушенко, В.Л. Концепт / В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук //
Постмодернизм: Энциклопедия. – Минск, 2001. – с .590 – 615.
3. Алефиренко, Н.Ф. Проблема вербализации концепта:
Теоретическое исследование. – Волгоград: Перемена, 2003. – С. 326.
4. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика
языка, сознания и культуры / Н.Ф.Алефиренко – М.: Academia, 2002. – С. 394.
5. Алефиренко, Н.Ф. Концепт – понятие – категория в свете
современной лингвокогнитивистики // Научные ведомости Белгородского
государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск №18
(89) /том 7/2010.
6. Алефиренко, Н.Ф. Концепт и значение в жанровой организации
речи: Когнитивно-семасиологические корреляции / Н.Ф. Алефиренко //
Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж»,
2005. Вып.4. Жанр и концепт.
7. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический
анализ языка: Ментальные действия. – М., 1993.
8. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры /
Ред.Н.Д. Арутюнова. – М.: Прогресс, 1990. – с. 5-32.
9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.,
1999. – С. 896.
10. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская
словесность: Антология / Под ред. проф. В.П.Нерознака. М.: Academia, 1997.
11. Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии
и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной
лингвистики. – Воронеж: ВГУ, 2001. – с. 52-57.52
12. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической
семантике языка / А.П.Бабушкин – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
1996.-С. 103.
13. Балашова Л. В., Гришина Н. В. Концепт "воды" в языковом
сознании человека Древней Руси / Л.В. Балашова, Н. В. Гришина //
Мурзинские чтения: Динамика языка в синхронии и диахронии: материалы
межвузовской научной конференции. Пермь, 2002. – С. 102–108.
14. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер, 1994
15. Блэк, М. Метафора // Теория метафоры / Отв. ред. Артюнова Н. –
М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – С. 156.
16. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика / Н.Н. Болдырев- Тамбов:
Изд-во Тамб. Гос. ун-та, 2000. – С. 123.
17. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной
лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. -
№1. – с.18-36.
18. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова.
-Томск, 2006. 630с.
19. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение.
Употребление. Культурологический комментарий / отв. редактор В.Н. Телия.
М.: АСТ – Пресс книга, 2006. – С. 784.
20. Брутян, Г.А. Язык и картина мира //НДВШ «Философские науки»
197, № 1. С. 109-110.
21. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание – М., Русские словари,
1997.
22. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых
слов – М., Языки славянской культуры, 2001.
23. Виноградова, Л.Н. Земля // Славянская мифология.
Энциклопедический словарь. Изд-е 2-е. М.: Междунар. Отношения, 2002. С.
180-182.
24. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность,53
концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г.
Воркачев // НДВШ. Филологические науки. 2001. №1. – С. 64.
25. Воркачев, С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» / С.Г. Воркачев
// Язык, сознание, коммуникация. Вып.24. М.,2003. – с. 5-12.
26. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. – М.:
Гнозис, 2004. – С. 236.
27. Виноградова Л.Н. Земля // Славянская мифология.
Энциклопедический словарь. Изд-е 2-е. М.: Междунар. Отношения, 2002.
с.180-182.
28. Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак //
Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 11-25.
29. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.
Санкт-Петербург; Москва, 1905. Т.1.
30. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность
интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. – М.,
1994. – № 4. – С.21.
31. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе
и в научном языке / В.З. Демьянков // Вопросы филологии, 2001. №1. – с. 35-
47.
32. Домбровская, М.В. Концепт «дождь» в русской языковой картине
мира / М.В. Домбровская // Русская сопоставительная филология, состояние
и перспективы: Международная научная конференция. Казань: Изд-во Казан.
Ун-та, 2004. - с.265-266.
33. Дэвидсон, Д. Что означают метафоры // Теория метафоры / Отв.
ред. Н.Д.Артюнова. – М.: Изд-во «Прогресс», 1990. – С. 174.
34. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учебник. - М.:
Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 382 с.
35. Залевская, А.А Психолингвистический подход к проблеме
концепта / А.А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной
лингвистики / Под. ред . И.А. Стернина. – Воронеж: ВорГУ, 2001.54
36. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как
единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические
проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина.
Воронеж: ВГУ, 2001. – с.75-80.
37. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И.
Карасик – Волгоград: Перемена, 2002. – 390с.
38. Карасик, В.И. Языковая личность: аспекты лингистики и
лингводидактики: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 195.
39. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как
единица исследования / В.И.Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические
проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И.А. Стернина. – Воронеж:
ВорГУ, 2001.