Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы коррекции самооценки у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 8
1.1 Особенности формирования самооценки у детей 6-7 лет 8
1.2 Способы коррекции самооценки у детей 6-7 лет 15
1.3 Возможности игровой деятельности в коррекции
самооценки у детей 6-7 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции самооценки у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 24
2.1 Исследование уровня самооценки у детей 6-7 лет 24
2.2 Организация коррекции самооценки у детей 6-7 лет
в процессе игровой деятельности 34
2.3 Динамика уровня самооценки у детей 6-7 лет 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 60
Приложение Б Сводная таблица результатов изучения самооценки детей 6-7 лет на констатирующем этапе 61
Приложение В Сводная таблица результатов изучения самооценки детей 6-7 лет на контрольном этапе 62
Самооценка в дошкольном возрасте является одной из ключевых составляющих в формировании личности и может существенно влиять на будущие отношения ребёнка с окружающим миром, на уровень уверенности и успешности в достижении жизненных целей.
Самооценка и самоконтроль являются важными навыками, развитие которых очень важно у детей в возрасте 6-7 лет. Они помогают ребенку адекватно оценивать свои действия, находить и исправлять свои ошибки. Такие навыки помогают лучше адаптироваться в социуме и учиться новому, что является необходимым условием для успешного школьного обучения.
Самооценка, как форма самосознания, была исследована как отечественными, так и зарубежными авторами. Проблема формирования самооценки у детей 6-7 лет была раскрыта рядом отечественных ученых, таких как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Г.С. Костюк, М.И. Лисина, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата, К.К. Чеснокова. За последнее десятилетие интерес к проблемам самооценивания и формирования самооценки у детей дошкольного возраста возрастает.
Ранние исследования, проведенные Н.Е. Анкудиновой и В.А. Горбачевой, указывают на то, что самооценка детей старшего дошкольного возраста зависит от оценки взрослых. Однако, более поздние исследования показывают, что самооценка связана с общением между детьми.
В психологических исследованиях, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, выдвигается главная мысль, что самооценка развивается в процессе активной деятельности, особенно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Поэтому, для коррекции самооценки у детей дошкольного возраста, игровая деятельность является наиболее эффективным методом. Участие в совместных играх позволяет ребенку практиковать свои навыки взаимодействия с партнером, принимая на себя различные роли в игре. Смена ролей в игре предоставляет возможность сравнить свои навыки с навыками других детей, что помогает ребенку посмотреть на себя со стороны и понять, как другие видят его...
В теоретической части работы были рассмотрены различные подходы к понятию «самооценка», ее структура и формирование в раннем детстве. Были проанализированы научные исследования, посвященные влиянию игровой деятельности на формирование самооценки у детей. Также были описаны психологические особенности детей в возрасте 6-7 лет и их основные потребности и интересы, которые могут быть учтены при выборе игр для формирования адекватной самооценки. Был разработан комплекс игр, который используются для коррекции и развития самооценки у детей.
Таким образом, теоретическая часть работы была посвящена обзору научных исследований и психологических особенностей детей в возрасте 6-7 лет, а также анализу игр и методик, используемых для формирования адекватной самооценки.
В экспериментальной части работы был проведен психолого-педагогический эксперимент с целью определения эффективности разработанного комплекса игр по коррекции самооценки у детей 6-7 лет.
В эксперименте приняло участие 18 детей, с которыми был проведен комплекс игр по коррекции самооценки. Перед началом проведения эксперимента детям была проведена диагностика уровня самооценки с использованием соответствующих психологических тестов.
После проведения комплекса игр по коррекции самооценки с детьми была проведена повторная диагностика уровня самооценки с использованием тех же тестов. По результатам повторной диагностики было установлено, что дети показали значительный рост уровня самооценки по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.
Таким образом, экспериментальная часть исследования позволила подтвердить гипотезу об эффективности комплекса игр для коррекции самооценки у детей в возрасте 6-7 лет.
Данная работа посвящена актуальной проблеме формирования адекватной самооценки у детей в возрасте 6-7 лет в процессе игровой деятельности...
1. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. М. : АСТ-пресс, 1997. 214 с.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
3. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Академия, 2000. 329 с.
4. Кипина И. А., Трофимова К. В., Федосеева А. В.. Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021. № 31 (373). С. 146-152.
5. Ковалева Н. В., Деткова И. В., Леонтьева А. В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска»: Сборник научно-методических материалов. Москва: Майкоп, 2006. 180 с.
6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. 150 с.
7. Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один их факторов готовности детей к школьному обучению. Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международной научной конференции, г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г. Т.1. C. 115-118.
8. Кураев Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
9. Липкина А. И. Самооценка школьника // Педагогика и психология, 1976, №12. С. 46-64.
10. Макаренко А. С. Сочинения. М.: Типография газеты «Правда» имени В.И. Ленина. 1951. Т. 1. 365 с.
11. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник. Москва: Гардарики, 2000. 255 с.
12. Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник. Москва: ФЛИНТА, 2016. 474 с.
13. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
14. Петровский А. В. Общая психология: учебник для
педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1976. 479 с.
15. Реан А. А. Психология и педагогика: Общ. психология и педагогика. Педагогика и психология личности. Личность учащегося в педагогическом процессе. Методы психолого-педагогической диагностики: Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. 432 с...20