Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологическое изучение цифровой культуры в современном информационном обществе 8
1.1 Информационное общество в социологическом теоретизировании 8
1.2 Цифровая культура в информационном обществе 13
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения цифровой культуру в информационном обществе 18
2.1 Особенности распределения мнений мужчин и женщин о
цифровой культуре при помощи глубинного интервью 18
2.2 Количественный анализ тенденций цифровой культуры по
средствам контент-анализа научных публикаций 25
2.3 Вторичный анализ данных по цифровизации 30
Заключение 34
Список используемой литературы и используемых источников 36
Приложение А Инструментарий метода интервью 43
Приложение Б Стенограмма глубинного интервью 44
Приложение В Таблицы распределений по результатам контент-анализа .... 62
Актуальность темы исследования. Современное общество с каждым днем становится все более информатизированным с последующей сопутствующей цифровизацией. Данный процесс обусловлен прогрессом, которые сейчас стремительно развивается с каждым днем [2]. Повседневность и окружение меняется под натиском данных процессов. Меняется культура современности, и появляется новая ветвь ее развития как цифровая культура.
Актуальность проблематики и исследований в данном направлении обусловлена необходимостью критической рефлексии культурных процессов, происходящих в современных обществах под влиянием цифровых технологий [5]. «Формирующаяся цифровая культура, с одной стороны, требует критической рефлексии в рамках культурологического анализа - проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации культуры и общества: катастрофичность социальных процессов, дегуманизация и др. С другой стороны, требуется обновление самого культурологического знания и путей его трансляции в образовании с учётом возможностей и требований новых технологических реалий. Поэтому сочетание критического анализа с конструктивными решениями образовательного характера (критической педагогикой) позволило бы более эффективно интегрировать культурологическое знание в контекст современной цифровой культуры» [58].
С точки зрения теории, существует насущная необходимость в комплексном междисциплинарном анализе существующих подходов к изучению и интерпретации цифровой культуры в её связи с общей динамикой культурных процессов (пост)современности [7].
Следует также отметить, что культурные исследования в силу своей специфики нередко склонны скептически игнорировать проблемы развития технологий как менее значимые, чем богатство многовекового духовного опыта [19]...
Современное общество по праву может называться информационным. Развитие инноваций и технический прогресс повлияли на все сферы и структуры общества, которые стали пронизаны информационной культурой. Информационные технологии повсеместно вплетаются в жизнь каждого человека. Информационные средства используются для общения, обучения, связи, работе и так далее. Процесс информатизации общества является объективной закономерностью и выступает в качестве одного из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны [64].
В ходе бакалаврской работы мы изучили цифровую культуру в информационном обществе. Первая глава посвящена теоретико-методологическому изучению цифровой культуры в современном информационном обществе. В первом параграфе первой главы мы изучили информационное общество в социологическом теоретизировании. Во втором параграфе первой главы мы рассмотрели цифровую культуру как новую ветвь развития общества.
Вторая глава нашего исследования посвящена качественным и количественные показателям изучения цифровой культуры в информационном обществе. В первом параграфе второй главы мы провели количественное исследование контент-анализ тенденций цифровой культуры.
В научном сообществе появляется все больше работ на данную тематику, которые рассматриваю цифровую культуру с различных сторон. Было подробно проанализировано пять научных статей. Все авторы отмечают, что в современном информационном обществе цифровой культуре должно относить значимое место в жизнедеятельности общества.
Во втором параграфе второй главы нами было проведено качественное исследование - глубинное интервью. в ходе интервьюирования, мы выявили, что все наши респонденты пользуются электронными гаджетами каждый день, что может говорить о том, что у большинства молодежи сейчас присутствует смартфон или любые другие гаджеты в повседневной жизни.
1. Абушенко В. Л. Типологический подход к исследованию культуры в культур-социологии // Социологический альманах, 2012. № 3. С. 124140.
2. Алексеева Е. Н. Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации Российского образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. №2 (65). С. 251-252.
3. Андреев A. A. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. 2015. С. 16-31.
4. Афанасьев С.В. Информационная культура: типологический анализ// Философская мысль. 2018. № 1. С. 59-70.
5. Баранов А.М. Институциональный аспект исследования теории информации// Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 2. С. 4-9.
6. Булгатова Ю.С., Мункуев Э.Д., Игумнова А.С. Цифровая культура современного общества// Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 3. С. 34-39.
7. Быченко Ю.Г., Зиновьева Е.А. Саморазвитие информационной клуьтуры у студентов высших учебных заведений// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 19-22.
8. Васильева Е.Н Социология культуры: теория и практика // Гуманизация образования, 2014. № 4. С. 33-39.
9. Вольвак С.Ф Особенности внедрения системы дистанционного образования// Вестник науки и образования. 2018. № 2 (38). С. 69-72.
10. Гагарина Л. Г. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения // Экономические и социальногуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 96-102.
11. Горева О. М.Современное состояние дистанционного образования в Российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 655-659.
12. Горовая В.И., Худовердова С.А. Технология наглядно-модельного обучения в формировании информационной культуры студента// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60. С. 109-112.
13. Грязнова Е.В. К вопросу о природе дистанционного образования// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №4. С. 169-172.
14. Гуломова К.М. Опыт развитых стран в формировании информационной среды и воспитании информационной культуры среди студентов// Наука и образование сегодня. 2020. № 5 (52). С. 70-71.
15. Гулчехра А.Ф. Роль дистанционного обучения в воспитании молодежи// Scientific progress. №6. 2021. С. 373-378...66