Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №13935

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

библиотечное дело

Объем работы70 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1004
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I
РАЗДЕЛ II
РАЗДЕЛ III
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В
РЕГИОНЕ
ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

Актуальность темы исследования. В условиях трансформации
информационного пространства социума: возрастания роли информации,
знания и образования, модернизации социальных коммуникаций, роста
объемов информации в цифровом формате и тенденции обесценивания
печатного документа – актуализируется научная проблема обеспечения
стабильности передачи знаний подрастающему поколению. Решению данной
проблемы способствуют социокультурные институты, в число которых
входят библиотеки, обслуживающие детей и подростков. В соответствии с
федеральным законом «О библиотечном деле», читатели библиотек детского
и юношеского возраста относятся к особым группам пользователей и имеют
право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках,
специализированных государственных детских и юношеских библиотеках
Министерства культуры РФ, а также в библиотеках общеобразовательных
учреждений Министерства образования и науки1.
Существует недооценка и непонимание миссии и роли библиотек,
обслуживающих детей и подростков, в формировании ответственной и
грамотной личности, которая являлась бы достойным членом гражданского и
информационного общества. В то же время опыт профессиональной
общественности и международная практика ясно показывают, что среди
ключевых целей в процессе библиотечного обслуживания должны быть
отмечены «создание и стимулирование навыков чтения у детей с раннего
возраста, поддержка индивидуального и официального образования, а также
и самообразования, создание возможностей персонального творческого
развития, стимулирование воображения и творчества у детей и молодежи,
поддержка и участие в программах по повышению грамотности всех возрастных групп и стимулирование такого рода деятельности» 1 .
Деятельность библиотек должна оказать содействие развитию грамотности,
получению информационных умений, созданию навыков непрерывного
самообразования, приобщению детей к мировой культуре.
Актуальность исследования государственной поддержки
библиотечного обслуживания детей связано с тем, что, не являясь
образовательным учреждением, библиотека выступает в качестве партнѐра
учебных заведений, реализуя разнообразные проекты в сфере
дополнительного образования, в библиотеке формируется особое
образовательное пространство, одна из основных целей которого –
мотивировать ребѐнка на самостоятельное и увлекательное добывание
знаний. Необходимы существенный количественный рост и повышение
качества библиотечных программ, предназначенных детям и направленных
на гуманитарное, естественнонаучное и техническое образование,
патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание
детей. Важнейшим вектором развития библиотечного обслуживания детей
должно стать организация пространства коммуникации для представителей
различных социальных, культурных, этнических и конфессиональных групп
местного сообщества.
Степень изученности проблемы. В последние годы растет число
работ, специально посвященных исследованию различных аспектов
деятельности библиотек, библиотечного и информационнобиблиографического обслуживания. В работах преобладает анализ
отдельных сторон, аспектов, явлений новой реальности. В целом ряде
исследований библиотека моделируется как социальный институт, однако
при этом используются различные методологические подходы. С
гуманистических позиций рассматривает современную библиотеку Е.Ю. Гениева 1 , выстраивая библиотеку как центр межкультурных
коммуникаций. Р.С. Мотульскийи, И.В. Чаднова анализируют библиотеку
как культурно-цивилизационный феномен, способный и в дальнейшем
играть важную общественную роль 2 . С позиций информационнодокументального подхода библиотеку представляют в своих трудах
О.И. Бабина, Р.А. Барышев, М.В. Белоколенко, А.О. Селезнев,
Ф.Т. Шодманова 3 . Глубокое исследование библиотеки как элемента
информационного пространства провела Т.Ф. Берестова4.
В работах С.А. Антоненко, М.Я. Дворкиной, Е.Ю. Качановой дается
подробный анализ социальных функций библиотеки, присущих ей во все
времена 5 . Трансформации социальной миссии библиотеки посвящены
работы И.К. Джерелиевской, Н.И. Диской, Н.М. Свергуновой,
исследовавшие функции, которые, по мнению авторов, должны получить
свое развитие в информационном обществе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы происходит децентрализация государственного
управления культурой и еѐ компоненты – библиотечной сферы.
Региональные и муниципальные власти в целях оптимизации бюджетных
расходов на содержание публичных библиотек объединяют детские
библиотеки с юношескими или библиотеками для взрослых. Библиотечное
обслуживание детей в ряде случаев из специализированного и приоритетного
становится рядовой задачей библиотек для взрослых, что напрямую
противоречит положению о необходимости «реализации системы мер по
сохранению и развитию специализированных детских библиотек»,
сформулированному в Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012–2017 годы.
Целью государственной поддержки развития библиотечного
обслуживания детей выступает содействие развитию библиотечного дела и
создание условий для эффективного функционирования библиотек,
обслуживающих детей, в соответствии с запросами ребѐнка, общества и
государства. Государственное участие направлено на усиление роли
специализированных детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей,
в Российской Федерации как значимого ресурса развития общества,
культуры и образования, на развитие библиотечного дела как современной
высокотехнологичной отрасли.
Права детей на информационное и библиотечное обслуживание
закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь,
относится Конвенция ООН о правах ребѐнка, Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты
Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации в сфере
библиотечного дела.
Актуальными задачами в сфере государственной поддержки развития
библиотечного обслуживания детей выступают разработка и проведение на федеральном и региональном уровнях научных и прикладных исследований
в области детской литературы, детского чтения; изучение читательской
деятельности подрастающего поколения в ракурсе социологии, психологии,
педагогики на социокультурном фоне; изучение деятельности библиотеки и
других социальных институтов по продвижению чтения, координация
деятельности региональных центров детского чтения; разработка стратегий
продвижения и пиара чтения; изучение проблем культуры чтения и
формирования информационной культуры личности и общества; обобщение
и трансляция лучших методик и опыта привлечения детей к чтению,
практическая работа с детьми и родителями.
Государственную поддержку библиотечного обслуживания детей в
Белгородской области осуществляет Управление культуры Белгородской
области. В рамках Управления выделен Отдел развития социальнокультурной деятельности, библиотечного дела и взаимодействия с органами
местного самоуправления. Право детей на библиотечное обслуживание
обеспечивается системой библиотек, обслуживающих детей. Система
библиотек, обслуживающих детей, включает в себя: государственную
детскую библиотеку и иные государственные детские библиотеки;
муниципальные детские библиотеки; библиотеки общеобразовательных
учреждений; частные детские библиотеки; иные библиотеки,
обслуживающие детей.
Библиотечные услуги детям в Белгородской области предоставляют
государственная детская библиотека А.А. Лиханова, 42 муниципальные
специализированные детские библиотеки и 552 общедоступные библиотеки
области, обслуживающие детей. Ежегодно увеличивается количество
модельных детских библиотек, что свидетельствует о развитии ресурсов и
услуг детских библиотек. По итогам 2016 года насчитывается 17 модельных
детских библиотек. 2 муниципальные детские библиотеки, МКУК
«Грайворонская районная детская библиотека» и МКУК «Чернянская
районная детская библиотека», наделены статусом юридического лица. В течение года произошло объединение детской и общедоступной библиотек–
филиалов в Валуйском районе.
Основными недостатками в библиотечном обслуживании детей в
Белгородской области выступают: отставание формирования фондов
библиотеки от требований сегодняшнего дня; низкий уровень обновляемости
книжных фондов библиотек – при нормативе 10% уровень обновляемости
библиотечных фондов держится на отметке всего 3%; кадровая проблема;
снижение интереса к чтению, особенно у старшеклассников; недостаточное
внимание к проблемам детского чтения и его роли для всестороннего
развития детей со стороны родителей; недостаточное внедрение в практику
работы библиотек, обслуживающих детей, эффективных методов психологопедагогического взаимодействия; слабое вовлечение детей в процесс
активной творческой и читательской деятельности в летнее время.
Приоритетными направлениями государственной поддержки развития
библиотечного обслуживания детей выступают: внедрение в практику
работы библиотек, обслуживающих детей, эффективных методов психологопедагогического взаимодействия с детьми, подростками и их родителями;
обобщение и распространение библиотечного опыта работы с детьми;
приобщение детей к систематическому чтению; поиск эффективных методов
работы с книгой; усиление индивидуальной работы с читателями; духовное и
нравственное воспитание; экологическое просвещение; пропаганда
здорового образа жизни, профилактика наркомании; психологическая
поддержка читающего ребенка; библиотечное обслуживание детейинвалидов, сирот и детей из малообеспеченных семей.
Целью реализации проекта «С книгой – в будущее!» выступает
создание условий для возрождения культуры детского, семейного чтения,
повышение статуса читающего ребенка, создание позитивного образа
детской библиотеки, а также воспитание у детей и подростков потребности к
чтению, повышение престижа чтения, улучшение его структуры и качества.
Основным приоритетом библиотечного обслуживания детей продолжает оставаться деятельность по поддержке и развитию читательской активности
юных белгородцев. Проект предусматривает создание комфортных условий
для читательского роста ребенка и оказание информационно-методической
поддержки библиотекам региона, осуществляющих библиотечное
обслуживание юных читателей.
В целях дальнейшего развития государственной поддержки
библиотечного обслуживания детей необходимо сформулировать ряд
практических рекомендаций в Управления культуры Белгородской области:
– обеспечить проведение акции «Летний книжный круиз» на
территории региона, направленной на формирование активной читательской
и творческой деятельности и организацию досуга детей и подростков в
летнее время;
– реализовать предлагаемую группу мероприятий «На крыльях
Книги – в мир игры и творчества», в том числе фестиваль детского
творчества «Это чудо великое – Книга!»;
– организовать во всех детских библиотеках региона
индивидуальную работу с семьями – «Читаем всей семьей» для привлечения
внимания к детской книге и проблемам детского чтения родителей для
всестороннего развития детей (возраст 3-6 лет);
– обеспечить финансирование предлагаемых мероприятий.


1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с
изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос.
Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон
№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 3 июля 2016 г. № 312-ФЗ) //
Российская газета. – 2016. – № 149.– 8 июля.
3. О библиотечном деле [Текст] : федер. закон № 78-ФЗ от
29 декабря 1994 г. (ред. от 3 июля 2016 г. №342-ФЗ) // Российская газета. –
2016. – № 149.– 08 июля.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы [Текст] : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. – 2012.– № 23. – Ст. 2994.
5. О выделении в 2016 году из резервного фонда Президента
Российской Федерации денежных средств на комплектование книгами для
детей и юношества фондов государственных и муниципальных библиотек
[Текст]: Распоряжение Президента РФ от 2 июня 2016 г. № 151-рп // Собр.
законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 23. – Ст. 3309.
6. Об утверждении Концепции развития школьных
информационно-библиотечных центров [Текст] : Приказ Минобрнауки
России от 15 июня 2016 г. № 715 // Вестник образования России. – 2016. –
№ 17.
7. О государственной поддержке развития библиотечного
обслуживания детей в Белгородской области [Текст] : Закон Белгородской
области от 12 июля 2004 г. № 128 // Белгородские известия. – 2004. – № 119-
120.– 16 июля.
8. О библиотечном деле в Белгородской области [Текст] : Закон
Белгородской области от 9 ноября 1999 г. № 81 (ред. от 2 ноября 2015 г.) //
Белгородские известия. – 1999. – № 178-180.– 26 ноября.63
9. Об учреждении ежегодного регионального конкурса «Лучший
юный читатель года» [Электронный ресурс] : Постановление Губернатора
Белгородской обл. от 17 февраля 2015 г. № 15 (ред. от 1 ноября 2016 г.
№ 115) // Вестник нормативных правовых актов Белгородской области. –
Режим доступа: http://www.zakon.belregion.ru.
10. Об утверждении Положения об управлении культуры
Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства
Белгородской области от 28 июля 2006 г. № 90-рп (ред. от 1 февраля 2016 г.
№ 29-рп) // Офиц. сайт Управления культуры Белгородской области. – Режим
доступа: http://www.belkult.ru/about/polozhenie-ob-upravlenii.
11. Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020
годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской
области от 16 декабря 2013 года № 526-пп (ред. от 14 марта 2016 г. № 65-пп)
// Офиц. сайт Управления культуры Белгородской области. – Режим доступа:
http://www.belkult.ru/activity/gosudarstvennyie-programmyi.
12. Аналитический доклад: «Об итогах работы управления культуры
области, государственных учреждений культуры и искусства, органов
культуры муниципальных образований области в 2016 году, задачах отрасли
на 2017 год» [Электронный ресурс] : Офиц. сайт Управления культуры
Белгородской области : [Сайт] / Белгород, – 2012-2017 – Режим доступа:
http://www.belkult.ru/activity/analiticheskaya-i-statisticheskaya-informacziya.
13. Анохина, Е.Ю. Детское чтение и интернет [Текст] /
Е.Ю. Анохина // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2016. –
№ 30-1. – С. 7-20.
14. Антоненко, С.А. Социальные функции сельской библиотеки
[Текст] / С.А. Антоненко // Библиотековедение. – 2010. – № 5. – С. 26-29.
15. Бабина, О.И. Имитационное моделирование библиотечной
системы обслуживания [Текст] / О.И. Бабина, Р.А. Барышев, А.О. Селезнев //
Статистика и экономика. – 2015. – № 5. – С. 143-148.64
16. Балашова, Е.В. Библиотечно-информационное пространство для
детей и подростков в контексте виртуализации [Текст] / Е.В. Балашова // Мир
науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 171-173.
17. Белгородская государственная библиотека А.А. Лиханова : Наши
проекты [Электронный ресурс] // офиц. сайт Белгородской государственной
библиотеки А.А. Лиханова : [сайт] / Белгород, 2008-2017. – Режим доступа:
http://belgdb.ru/proektyi-i-konkursyi/nashi-proektyi/.
18. Белоколенко, М.В. Некоторые вопросы оптимизации
территориальных систем библиотечного обслуживания населения [Текст] /
М.В. Белоколенко// Библиотечное дело. – 2013. – № 12 (198). – С. 25-29.
19. Берестова, Т.Ф. Электронная библиотека как инструмент
создания единого информационного пространства [Текст] / Т.Ф. Берестова//
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. –
2009. – Т. 20. – № 4. – С. 6-12.
20. Булычева, А.А. Развитие дошкольников как читателей детской
библиотеки [Текст] / А.А. Булычева // Концепт. – 2016. – Т. 10. – С. 41-45.
21. Вихрева, Г.М. Некоторые аспекты реализации гражданских прав
читателя в процессе библиотечного обслуживания [Текст] / Г.М. Вихрева//
Труды ГПНТБ СО РАН. – 2014. – № 7. – С. 83-88.
22. Галактионова, Т.Г. Современные ресурсы приобщения ребенка к
чтению [Текст] / Т.Г. Галактионова, А. Бюшра // Научное мнение. – 2016. –
№ 6-7. – С. 98-102.
23. Гениева, Е.Ю. Библиотека как институт модернизации [Текст] /
Е.Ю. Гениева // Вестник Кемеровского государственного университета
культуры и искусств. – 2011. – № 3 (16). – С. 10.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ