Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения гендерных особенностей девиантного поведения в пубертатный период 8
1.1 Феномен девиантного поведения в трудах отечественных
и зарубежных ученых 8
1.2 Возрастные особенности подросткового возраста 20
1.3 Психологические детерминанты девиантного поведения
в подростковом возрасте 27
1.4 Различия в проявления девиантного поведения у девочек
и мальчиков подросткового возраста 33
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления девиантного поведения в пубертатный период 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования 38
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике гендерных
особенностей проявления девиантного поведения подростков... 49
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложение А. Сводные таблицы результатов исследования 59
Приложение Б. Статистические различия гендерных особенностей проявления девиантного поведения в пубертатный период 67
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от установленных норм и правил и может быть разрушительным для личности. Девиантное поведение зависит от внутренних установок, формируемых в человеке семьей, обществом и окружающей средой.
Изучение девиантного поведения применительно к подростковому возрасту актуально для темы нашего исследования, поскольку именно в этот период развития личности возрастает агрессия, раннее злоупотребление наркотиками и алкоголем, делинквентность, депрессия и самоубийства. В подростковом возрасте поведение является внешним выражением внутреннего мира ребенка, всей системы его установок, ценностей и идеалов.
Подростковый возраст - самое сложное время в жизни каждого человека, потому что именно в этот период формируется система ценностей, складываются черты характера и личности. Семья, школа и ближайшее окружение играют особенно важную роль в подростковом возрасте.
Девиантное поведение детей разного возраста привлекает значительное внимание социологии, психологии и педагогики: Д.И. Абдуллаева,
С.Н Дубинин, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко, А.И. Кочетов, И.А. Литвинов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и другие [29, 30, 31, 34].
Актуальность исследования гендерных особенностей девиантного поведения в пубертатный период обусловлена тем, что в этот период происходят значительные изменения в физическом, психическом и социальном развитии личности. Подростки сталкиваются с новыми вызовами и стрессами, которые могут привести к девиантному поведению, такому как употребление наркотиков, алкоголя, курение, преступления.
Так, степень изученности данной проблемы относительно высока, однако, несмотря на это, она остается актуальной и требует дальнейших исследований. Существующие исследования показывают, что девиантное поведение у подростков имеет гендерные особенности. Например, мальчики чаще совершают преступления, употребляют наркотики и алкоголь, а девочки чаще страдают от расстройств пищевого поведения и депрессии.
Проблема исследования заключается в том, что девиантное поведение у подростков имеет множество причин, включая гендерные и социокультурные факторы, что делает сложным выделение конкретных гендерных особенностей. Кроме того, существует необходимость в развитии эффективных методов профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков, учитывающих гендерные особенности.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Гендерные особенности девиантного поведения в пубертатный период»...
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Девиантное поведение представляет собой результат неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Девиантное поведения проявляется в разных формах и может быть аддиктивным, делинквентным, суицидальным.
В подростковом возрасте происходит развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, открытие «я»; возникновение рефлексии; осознание своей индивидуальности, освобождение от детской зависимости. В этом возрасте происходит осознание и понимание своих стремлений, возможностей, изменение ценностей и ведущих потребностей, понимания своего места в человеческом обществе, повышается жизнестойкость, стремление к эмоциональному разрешению жизненных трудностей. В подростковом возрасте большую роль играют отношения с родителями, стиль семейного воспитания. Подростки стремятся отстоять свою независимость, избавиться от родительской опеки, ощутить свою автономность. В силу возрастных особенностей подростки рассматриваются как «группа риска», наиболее подверженная девиантному поведению.
Среди факторов девиантного поведения выделяют: биологические, психологические, социально-психологические. Нарушение семейных взаимоотношений может выступать фактором девиантного поведения, так как деструктивные конфликты в семье, нарушение родительских функций, гиперопека или гиперопека различных степеней, нарушения привязанности отражаются на личности поведении подростка.
Согласно исследованиям, девиантное поведение у мальчиков чаще проявляется в виде агрессии и нарушения правил, тогда как у девочек более распространены проблемы социальной адаптации и нарушения норм поведения. Девочки чаще склонны к употреблению наркотиков и алкоголя, а также к проституции и другим формам неправильного поведения. Однако необходимо отметить, что различия в проявлениях девиантного поведения у мальчиков и девочек могут быть связаны не только с полом, но и с социальными факторами, такими как семейное положение, уровень дохода, образование родителей и другие. Кроме того, важно учитывать культурные особенности и традиции разных народов и регионов.
С целью изучения гендерных особенностей проявления девиантного поведения в пубертатный период было организовано эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов из них 25 мальчиков и 25 девочек, в возрасте 13-14 лет...
1. Амбалова С. А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки ТГУ. 2015. № 3 (22). С. 13-15.
2. Аптикиева Л. Р., Атикиев А. Х. Психолого-педагогический аспект коррекции отклоняющегося поведения подростков // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2007. № 1. С. 40-47.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
4. Горьковая И. А., Микляева А. В. Детско-родительские отношения как фактор формирования жизнестойкости подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. М., 2019. С. 188-192.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с фр. / под ред. В. А. Базарова. М. : Смысл, 1994. 399 с.
6. Захарова Е. И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства // Психологическая наука и образование. 2014. Том 6, № 4. С. 182-193.
7. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб. : Питер, 2012. 532 с.
8. Иванов Д. В. Социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков // Вектор науки ТГУ. 2013. № 2. С. 424426.
9. Иванова В. С. Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение подростка // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 3. С. 98-105.
10. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М. : Изд-во Института психотерапии, 2000. 112 с.
11. Килина И. А. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности подростков, употребляющих наркотические вещества: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07. Кемерово, 2005. 19 с.
12. Кириков А. А. Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 354-357.
13. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: М., 2004. 160 с.
14. Ковалев В. В. Социально-психиатрический аспект проблемы дезадаптации и некоторые пути ее профилактики // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. М. : Вагриус, 2001. С. 172-176.
15. Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. 490 с...35