Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия матери, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями 7
1.1 Понятие детско-родительские отношения и стили
семейного воспитания в научной литературе 7
1.2 Личностные особенности матерей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии 13
1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей с
тяжелыми множественными нарушениями 17
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющих тяжелые множественные нарушения в развитии 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ полученных результатов исследования 25
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Актуальность темы. На сегодняшний день отмечается значительное увеличение количества семей, в которых рождаются дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо отметить, что воспитание детей с нарушениями в развитии является довольно трудной задачей для всей семьи, которая накладывает серьезный отпечаток на все сферы ее функционирования. Стиль семейного воспитания и взаимодействие с ребенком, который имеет какие-либо отклонения в развитии, намного отличается от тех, кто воспитывает здоровых детей. Соответственно и уровень стресса у таких родителей намного выше.
Родители, которые воспитывают детей с нарушениями в развитии, являются слабо защищенной категорией граждан в России. Как правило, дети с особенностями накладывают негативный отпечаток на психическое состояние тех, кто занимается воспитанием и развитием ребенка. В первую очередь страдают матери, так как именно они берут на себя самую большую роль в жизни ребенка (ходят по врачам и занимаются лечением, воспитывают, развивают, кормят, одевают и другие). Зачастую такие матери полностью зацикливаются на ребенке и забывают о себе, как об отдельной личности.
Матери, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, чаще других, переживают чувство подавленности, безысходности, бессилия, имеют негативное эмоциональное состояние, у них зачастую тоже плохое здоровье, так как они перестают за ним следить.
Рождение такого ребенка серьезно деформирует структуру семьи из-за той психологической нагрузки, которая на нее накладывается. Семьи с особыми детьми могут относиться как конструктивно, то есть принимать проблему такой, какая она есть и подстраиваются к новым реалиям жизни, так и носит деструктивный характер, то есть отказываться видеть проблему и как-то ее решать. Деструктивный характер отношения отрицательно может сказываться и на воспитании ребенка, так как такие матери ведут себя неправильным образом по отношению к детям...
Таким образом, изучив научную литературу, можно сделать следующие выводы: детско-родительские отношения выступают
значительным фактором и условием развития в детском возрасте. Зачастую детско-родительские отношения рассматриваются как подструктура семейных отношений, которая включает в себя взаимосвязанные, но при этом неравнозначные отношения. Это родительское отношение, то есть отношение родителей, матери и отца, к ребенку, и отношение ребенка к родителям. Выделяют три основных стиля детско-родительских отношений в зависимости от параметров поведения родителей: авторитарный,
авторитетный и либеральный. Все они, так или иначе, накладывают отпечаток на характер ребенка, его поведение, отношение к жизни и обществу, его жизненные взгляды.
В теме нашего исследования более подробно рассматривается взаимодействие матерей с детьми, которые имеют тяжелые множественные нарушения развития. Рождение ребенка-инвалида является стрессовой ситуацией для семьи, и именно от личностных характеристик родителей, зависит способность к устойчивости в данной стрессовой ситуации. Самоотношение матери воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, имеет отличительный характер, так как особенности развития ребенка, не позволяют ему быть наравне с здоровыми детьми. Вкладываемые усилия в воспитание ребенка-инвалида огромны, однако при этом мать может испытывать ощущение «несостоятельности» себя как родителя, так как ее ребенок отстает в развитии, не смотря на приложенные ею усилия.
Группы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития неоднородны. Тяжелые нарушения развития характеризуются присутствием интеллектуальных нарушений, которые включают в себя еще нарушения слуха и зрения, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, которые выражены в разной форме степени тяжести. Также отмечаются психические и соматические заболевания.
С целью изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющих тяжелые множественные нарушения в развитии нами было организовано исследование, в котором принимало участие 20 женщин в возрасте 25-51 года. Для работы нами были выбраны методики, которые направлены на изучение стратегии родительского отношения к детям, изучение у личности экстраверсии-интроверсии и оценка ее эмоциональной стабильности-нестабильности, изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни, стиля семейного воспитания ребенка...
1. Баулина М. В. Междисциплинарный подход в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Специальное образование, 2016. №XII. С. 76-79.
2. Белова А. Н. Разработка специальных индивидуальных программ развития как условие образования детей с ТМНР // Научно-методический журнал «Поиск», 2016. № 4. С. 58-62.
3. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития. М. : Владос, 2013. 239 с.
4. Борякова Н. В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Litres, 2017. 205 с.
5. Боскис Р. М. Аномальные дети: общее понятие // Альманах ИКП РАО, 2015. № 22. С. 56-61.
6. Верещага И. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включая нарушения зрения и слуха. М. : Теревинф, 2017. 207 с.
7. Воронов С. А. Компетенция и компетентность как категории деятельности: сходства и различия в понимании. Историческая и социальнообразовательная мысль, 2017. Том. 9. № 6. (1). С. 165-172.
8. Герасимова В. В. Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Проблемы и перспективы развития образования // Молодой ученый, 2018. С. 32-36.
9. Грей К. Социальные истории: инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 432 с.
10. Елисеева Е. Н. Проведение первичной оценки развития обучающихся, с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования. Псков: Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с
интеллектуальными нарушениями, нарушениями развития, 2019. 42 с.
11. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М. : Академия, 2006. 240 с.
12. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М. : Национальный книжный центр, 2016. 208 с.
13. Жигорева М. В. Современные представления о тяжелых множественных нарушениях развития в комплексе реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам круглого стола. М. : Парадигма, 2016. С. 6-15.
14. Жигорева М. В. Проблемы диагностики развития детей с тяжелыми множественными нарушениями // Коррекционная педагогика. 2019. №1 (79). С. 15-18.
15. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003. 118 с...35