Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиасистема Республики Молдова: особенности функционирования традиционных и новых медиа

Работа №139342

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМЫ СМИ 7
1.1. Республика Молдова: формирование нации и государства. 7
1.2. Зарождение и развитие молдавских СМИ 23
1.3. Политико-правовые аспекты функционирования современного медиарынка Молдовы 32
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ МЕДИА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 48
2.1. Особенности освещения президентских выборов в 2016 году 48
2.2. Особенности освещения перехода на одномандатную систему в 2017 году 63
2.3. Новые медиа Молдовы: формирование политической повестки 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 104


Актуальность исследования. Сегодня стало очевидным, что информационная политика превратилась в неотъемлемую часть глобального политического процесса. Медиатизация политики — тренд XXIвека, который оказывает все большее влияние на жизнь как целых государств, обществ, граждан. На первый взгляд, подобное сближение медиасферы и политики позволяет профессиональному сообществу пристально наблюдать за деятельностью политических элит. Однако, на практике, все чаще мы становимся свидетелями того, как политические акторы оказывают давление на СМИ. Пропаганда, фейковые новости, манипулятивные технологии — со всем этим мы сталкиваемся сегодня в самых разных странах и медиа. По данным BuzzFeed, 8 711 000 раз за три месяца предвыборной кампании в США пользователи сети Facebook поделились фальшивыми новостями с гипер-партизанских блогов и сомнительных сайтов. И это на полтора миллиона «лайков» больше, чем у таких влиятельных изданий, как “TheNewYorkTimes” и“WashingtonPost” .И если с такими проблемами сталкиваются страны с развитой рыночной экономикой и традиционной демократией, то странам демократического транзита еще боле сложно разграничить и изолировать друг от друга политическую и информационную сферы.
В этом можно легко убедиться на примере Республики Молдова. За годы независимого существования, в Молдове, как и в других восточноевропейских странах, сформировалась диверсифицированная система СМИ. Но вместе с тем, мы наблюдаем практически полное отсутствие медиа-плюрализма, а общество неосознанно отторгает западную информационную модель.
Важным вопросом является и модель взаимодействия молдавской политической элиты и массмедиа, которая претерпела определенного рода трансформации за последнее десятилетие. Переломным моментом стоит считать апрельские беспорядки 2009 года. После повторных парламентских выборов, в результате массовых протестов, к власти в стране пришли непопулярные до этого демократические партии (с 2001-2009 большинство голосов получала ПКРМ). Благодаря возможности сформировать парламентскую коалицию, альянс прочно закрепился в качестве молдавского истеблишмента. В результате произошедших изменений ключевой политической фигурой стал Владимир Плахотнюк, председатель Демократической партии, по совместительству бизнесмен. Владимир Плахотнюк на сегодняшний день один из главных политических и экономических акторов страны, ему принадлежат две из трех крупнейших медиакомпаний Молдовы, что демонстрирует актуальную тенденцию олигархизации национальных массмедиа. В результате, страна продолжает пребывать в политическом кризисе и информационном вакууме, что может привести к негативным последствиям, а, как вариант, перерасти во второй «евромайдан».
Наше исследование посвящено анализу формирования и современного функционирования традиционных медиа Молдовы в условиях непосредственного сближения с политической сферой. Вместе с тем, мы обратились к исследованию новых медиа, которые на сегодняшний день предоставляют собой некую альтернативу традиционным источникам в плане разнообразия контента и способов подачи информации. Мы учитываем разные факторы, которые повлияли на современное состояние информационной сферы страны, в том числе историко-культурные, языковые, политические, экономические и актуальные процессы, которые разворачиваются в Молдове. Данная тема представляется нам недостаточно изученной, восполнение пробелов с учетом текущих событий, на наш взгляд обосновывает научную новизну и практическую значимость работы.
Объектом исследования стали традиционные и новые молдавские СМИ. Предмет исследования — освещение крупных политических событий молдавскими СМИ (на примере ведущих молдавских телеканалов).
Цель выпускной квалификационной работы — выявить актуальные тенденции функционирования массмедиа Республики Молдова.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
• проследить этапы формирования молдавского государства и нации;
• исследовать историко-культурные, языковые и политические факторы, оказавшие влияние на развитие молдавских СМИ;
• изучить политико-правовые аспекты функционирования современного молдавского медиарынка;
• проанализировать освещение президентских выборов 2016 года и процесс перехода на одномандатную систему в 2017 году ведущими телеканалами Молдовы;
• изучить деятельность и политическую повестку новых медиа Молдовы.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы стали труды в области истории и теории журналистики (В. А. Сидоров, С. А. Михайлов, Е. С. Георгиева), работы, посвященные демократическому транзиту стран восточной Европы и медиатизации политического процесса (Т. Ханицш, К. Фольтмер, Л. Нови, К. Херцог), а также медиаисследования о институциональных изменениях в национальных медиасистемах восточноевропейских стран (Н. Джебрил, В. Стетка и др.) В процессе исследования мы также опирались на статистическую информацию и медиаисследования таких международных организаций, как FreedomHouse, ReportersWithoutBorders, IREX, HumanDevelopmentIndex, а также на ряд авторитетных молдавских институтов, в том числе Anticoruptie.md, Mold-street.com, Rise.md. Кроме того, в исследовании мы использовали данные Координационного совета по телерадиовещанию Республики Молдова и мнение экспертов. Автор работы провел экспертное интервью с исполнительным директором Независимого центра журналистики Надин Гогу, владельцем BasTVВладимиромТомалом, редактором портала RiseMoldovaДмитрием Лазуром.
Эмпирической базой исследования стали информационные и аналитические программы популярных телеканалов холдинга GeneralMediaGroup (PublikaTV, PrimeTV) и оппозиционного коммерческого телеканала JurnalTV. Мы выбрали для анализа два кейса, которые связаны с политической сферой Молдовы: президентские выборы 2016 года и переход на одномандатную систему в 2017 году. Кроме того, мы исследовали контент новых медиа на примере порталов Newsmaker.md, Rise.md и Anticorupție.md и других. Хронологические рамки исследования составили 2016-2017 гг.
В процессе работы мы использовали общенаучные (описательно-аналитический, исторический методы, обобщение) и эмпирические (контент-анализ, сравнительный анализ, экспертное интервью) методы.
Структуру работы составляют введение, две главы, которые поделены на шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена исследованию формирования и развития молдавского государства, языка, культуры, а также развитию средств массовой информации Молдовы в прошлом и в актуальных политико-экономических условиях.
Во второй главе представлен анализ эмпирического материала на предмет особенностей освещения важнейших политических событий, определяющих жизнь молдавского общества и государства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование актуальных процессов в молдавской журналистике и политике с учетом исторических особенностей страны, привело нас к следующим выводам. Во-первых, массмедиа Молдовы разделяются по лингвистическим критериям: СМИ на румынском языке и на русском. Во- вторых, в государстве слабая законодательная база, допускающая монополию на рынке медиа. И, наконец, в-третьих, сегодня мы можем наблюдать тесную взаимозависимость государства и СМИ, при которой аудитория, к сожалению, лишь сторонний наблюдатель. Система массмедиа отражает нескончаемые поиски национальной идентичности и в большинстве случаев служит консолидации и лоббированию политических интересов отдельных групп, находящихся у власти.
Прошлое страны неизменно оказывает влияние на современный путь ее развития. Формирование общего культурного пространства на протяжении столетий с Румынией и Россией препятствовало устойчивому развитию в едином культурном контексте и в целом негативно отразилось на идеи самоидентификации. Поэтому журналистику Молдовы сегодня можно сравнить с канатоходцем, которого раскачивает то в сторону России, то по направлению к ЕС. После прихода к власти демократического альянса за Европейскую интеграцию, новые медиа-профессионалы видят будущее Молдовы в ЕС. Но с другой стороны даже на этих каналах и сайтах граждане получают и российский контент. Довольно часто подбор тем искусственно создает напряжение, за которым в реальности стоят коммерческие интересы и контракты на право трансляции.
Переходный период 90-х годов привел к ускоренной коммерциализации и приватизации массмедиа. Общество просто-напросто оказалось не готово совершить демократический скачок после развала СССР. Оно и не могло этого сделать самостоятельно. Возникает вопрос, почему государство тогда не позаботилось о создании нормального климата для свободы выражения мнения? В стране до сих пор нет законодательных мер, обязывающих государство поддерживать журналистику, а без этого фундамента тяжело строить демократическое общество. Ни коммунисты, ни демократы у власти не уделяли внимание законопроектам о государственных средствах массовой информации с целью защиты национального медиаландшафта, а продолжали выдавать лицензии зарубежным компаниям. Пользуясь слабым законодательством, политические партии стали создавать свои медиа-корпорации, которые открывались даже не с целью получения прибыли, а с необходимостью оказывать влияние на аудиторию — из-за страха потерять власть. Напоминаем, что только лишь в 2015 году Координационный совет по телевидению и радио обязал все медиа раскрыть данные о своих владельцах и об уровне дохода. И то, это было сделано с подачи ЕС под угрозой невыплат финансовой помощи.
Работая над практической частью ВКР, мы проанализировали материалы, вышедшие в период с марта по ноябрь в 2016 году, а для второго кейса мы изучили сюжеты за два месяца: март и май 2017 года. Весь этот отрезок времени (от первого кейса до второго) был крайне напряжен. В результате т.н. «кражи века» увеличились налоги граждан. Кабинет министров с 2013-16 гг. распускался трижды, при этом демократы предложили на должность премьера кандидатуру бизнесмена Владимира Плахотнюка, что вызвало новый виток противоречий. Экс-премьера Владимира Филата посадили в тюрьму. Утверждение правительства Павла Филипа в 2016 году вызвало очередные массовые протесты молдаван. И последующие президентские выборы, и дебаты в парламенте об избирательной системе — тесно связаны между собой.
На данном этапе очевидно, что медиа в республике поделились на два лагеря: за власть и против власти. На фоне предыдущих кризисов президентские выборы продемонстрировали самую высокую оценочность по отношению к событиям внутри страны. Любые инфоповоды, в том числе на международную тему, были интерпретированы в свою пользу, чтобы дискредитировать оппонента в глазах общества. Во время освещения президентских выборов PublikaTV, PrimeTV, Canal 2, Canal 3 поддерживали интересы своего владельца — Владимира Плахотнюка. Бизнесмену в свою очередь вовсе не нужен был кандидат, который «много на себя берет». Игорь Додон во время своей президентской кампании не критиковал ДПМ и его лидера, как это делала Майя Санду, угрожающая подорвать авторитет правительства. Поэтому социалист получил хоть и не прямую, но грамотно запланированную поддержку холдинга GMG.Эти телеканалы точечно били по разным оппозиционным кандидатам с разных телеканалов.
Дальнейшее исследование освещения одномандатной системы подтвердило нашу гипотезу, насколько силен антагонизм между JurnalTVи GMG. Безусловно, действующая партия не пользуется популярностью, однако справедливо заметить, что с годами общество волей-неволей привыкает к новым критериям «нормальности». Парламент принял смешанную избирательную систему, а это значит, что в любом случае, популярен будет тот кандидат, у которого больше эфирного времени. Парламентские выборы, которые будут в стране в 2018 году, не вызывают у нас радужных перспектив. Не удивительно, что JurnalTVв своих материалах предрекал закулисные решения лидера ДПМ и очередную договоренность между Додоном и Плахотнюком.
П. Бурдье в своей теории «политического поля» отметил, что оно (поле) представляет собой — «конкурентную борьбу между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, далее рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» .
Арсенал средств, которыми грамотно пользуются неоднозначные политические субъекты, достаточно широк. Публикацией спорных материалов и тонкой работой с контекстом это не ограничивается. Политики вкладывают все больше средств в свой медийный имидж, именно поэтому традиционные СМИ вызывают недоверие граждан. Как следствие, молдаване демонстрируют политическую апатию и уходят в развлекательный контент с целью отвлечься от негативной агенды.
Несмотря на то, что регион все же проходит этапы демократического транзита и стремиться к интеграции в общее европейское пространство, он все еще продолжает существовать в довольно сложных политических реалиях. Что может исправить ситуацию? Мы полагаем, что с развитием новых медиа, которые тяготеют к развитию внутреннего плюрализма, современным медиа-практикам и политической социализации граждан, мнение молдаван и их потенциальная включенность в события изменит ситуацию к лучшему.



1. Стати В. История Молдовы. Ch.: S.n., 2002 (F.E. Tipogr. Centrale P.).
2. Стати В. Молдаване не румыны. Одесса, изд-во КП ОГТ, 2012. С. 106.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с франц. М., 2002.
4. История Басарабией де ла ынчепутурьпынэ ла 1998 / под ред. И. Скурту. Бухарест, 1988.
5. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Т. X. М., 1955.
6. Мохов Н. А, Колкер В. М., Царанов В. И. История Молдавии в современной буржуазной историографии // Вопросы истории, 1970. №8. С. 13.

на иностранных языках:
7. ИсторияБасарабиейделаынчепутурьпынэла 1998 / под ред. И. Скурту.Бухарест, 1988. С. 57.
8. AlexandruBoldur, IstoriaBasarabiei, vol. III, Chişinău, 1940, p. 23.
9. Bârnea Р. Oraşul medieval în Moldova (secolul XV - primulsfert al secolului XVI). Chişinău: TipografiaAcademiei de Ştiinţe, 1997.
10. Ciubolteanu V. Istorianeamului de la originepână la formareaprincipatelor, Chișinău, 1991.
11. Hanitzsch Т. Mapping JournalismCulturesacrossNations. Journalism Studies, 2011.
12. Hajer M. A. Authoritativegovernance: policy-making in the Age of Mediatization. Oxford University press, 2011.
13. King C. Moldovan Identity and the Politics of Pan-Romanianism. Vol. 53, Nr. 2, 1994. P. 345-368.
14. Kirițescu C. Istoriarăzboiului pentru întregirea României (1916-1919). Vol. I-II. București, 1989.
15. Iorga N. Istoria românilor în chipuri și icoane. Craiova, 1921.
16. ȘtefanCiobanu. Din istoriamișcăriinaționaleînBasarabia (ziarul «Basarabia») // ViațaBasarabiei. — 1933. — № 1-2.
17. Voltmer K. The Media in Transitional Democracies: Contemporary Political Communication. Cambridge: Polity, 2013.
18. ȚurcanuI.UnireaBasarabiei cuRomânia. 1918. Chișinău, 1998.

Учебныепособия, лекции
19. СидоровВ.А. 10 Рассужденийосоциологии журналистики: Учебное пособие. СПБ.: ИД «Петрополис», 2012.

Авторефераты, диссертации
20. Rusnac. M. PresaînBasarabia țaristă (1812-1918). // [Электронный ресурс] // Istoria / URL: http://www.istoria.md/articol/454/Presa_%C3%AEn_Basarabia_%C5%A2arist%C4%83.
Научные статьи
21. Георгиева Е. С. Болгарская медиасистема в 2011 году: трансформация собственности и формы коммуникации с политической властью // Сборник статей международного постоянно действующего научно-практического 2 семинара «День науки». СПб, 2012. С. 22-32.
22. Трубецкой Б. А. Из истории периодической печати Бессарабии 1854 — 1916 гг. — Кишинёв, 1989. — С. 30.
23. Шорников П. М. Языковой дуализм в молдавском княжестве // Международный исторический журнал «Русин». Кишинев, 2010. №2(2). С. 66-73.

Статьи в периодических изданиях
24. ПасатВ.И. Трудные страницы истории Молдовы: 1940–1950-е гг. М.: Терра, 1994. С. 385–387. № 1. Со ссылкой: АПРФ. Ф. 3. Оп. 61. Д. 225. Л. 62–65. Выписка из протокола № 68 заседания Политбюро, п. 135.

Словари и энциклопедии
25. Бессарабские губернские ведомости // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907.
26. Молдавская Советская Социалистическая Республика. Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979.

Электронные ресурсы
на русском языке:
27. Абрамская И. Шоа в Транснистрии: материалы с урока. // Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории Холокоста. // [Электронный ресурс] // URL:http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/odessa.asp.
28. Барометр общественного мнения, май 2011. // [Электронный ресурс] / URL: http://ipp.md/old/public/files/Barometru/Prezentare_2011-1_ed.pdf.
29. Барометр общественного мнения, апрель 2016. // [Электронный ресурс] / URL: http://ipp.md/public/files/Barometru/Brosura_BOP_05.2011_prima_parte.pdf Доступен 11.04.2018.
30. Барометр общественного мнения, апрель 2016. // [Электронный ресурс] / URL: http://ipp.md/public/files/Barometru/Brosura_BOP_05.2011_prima_parte.pdf.
31. ЗАКОН Nr. 3462 от 31.08.1989 О возврате молдавскому языку латинской графики Опубликован: 01.09.1989 в VeştileNr. 9 статья №:214 // [Электронный ресурс] // URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=313124&lang=1.
32. Историко-информационный портал о Молдове – Moldovenii.md// [Электронный ресурс] // 15.03.2011. / URL:http://m.moldovenii.md/ru/library/document/id/1751.
33. Исследование AGBNielsen. Обзор телевизионной аудитории. // [Электронный ресурс] / URL: http://agb.md/article/2017/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20(%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%202017).pdf.
34. Координационный совет по телевидению и радио РМ: реестр лицензий на деятельность по телевещанию, 2018. // [Электронный ресурс] / URL: http://cca.md/files/Registru%20TV%20Eter%20Etalon.pdf.
35. Координационный Совет по телевидению и радио РМ: сайт // URL: http://www.cca.md/activitatea-cca.
36. «Молдавский плюрализм средств массовой информации: возможности и реальность», под редакцией Ассоциации онлайн прессы. // Кишинев, 2014. // [Электронный ресурс] / URL: http://www.apel.md/public/upload/md_Pluralismul_intern_al_mass-media_din_RM_2014.pdf.
37. Отчет digital-агентства Gramatic, опубликованный в 2017 году. [Электронный ресурс] // URL: https://gallery.mailchimp.com/3b23f363248206ce95682f791/files/0bf46789-3675-44c3-b068%20f9aac5a4764b/Gramatic_Social_Media_Report_V2.01.pdf.
38. Пахольницкий Н. Владимир Плахотнюк сливает телеканалы…// [Электронный ресурс] // Newsmaker. 12.05.2017. / URL: http://newsmaker.md/rus/novosti/vladimir-plahotnyuk-slivaet-telekanaly-canal-2-i-canal-3-pereshli-pod-kontrol-ego-31317.
39. Республика Молдова ПАРЛАМЕНТ ЗАКОН Nr. 64 от 23.04.2010 о свободе выражения мнения. Опубликован: 09.07.2010 в MonitorulOficialNr. 117-118 статья №: 355 Дата вступления в силу: 09.10.2010 // [Электронный ресурс] / URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=335145&lang=2.
40. Республика Молдова ПАРЛАМЕНТ КОДЕКС Nr. 260 от 27.07.2006 телевидения и радио Республики Молдова. Опубликован: 18.08.2006 в MonitorulOficialNr. 131-133 статья № 679. // [Электронный ресурс] / URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=316988&lang=2.
41. Республика Молдова ПАРЛАМЕНТ КОДЕКС Nr. 260 от 27.07.2006 телевидения и радио Республики Молдова Опубликован: 18.08.2006 в MonitorulOficialNr. 131-133 статья № 679 // [Электронный ресурс] / URL: http://lex.justice.md/document_rom.php?id=041D82D8:3A07C731.
42. Республика Молдова ПАРЛАМЕНТ ЗАКОН Nr. 243 от 26.10.1994 о печати Опубликован: 12.01.1995 в MonitorulOficialNr. 2 статья №: 12 // [Электронный ресурс] / URL: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=311633&lang=2.
43. Сандуца Ю, Мунтяну М. Plahotniucleaks. // [Электронный ресурс] // Rise. 18.05.2015. / URL: https://www.rise.md/articol/plahotniucleaks/.
44. Скорость широкополосного интернета в Молдове. [Электронный ресурс] // URL:http://www.dospeedtest.com/speedtest-result/country-statistics/Moldova,-Republic-of/.

на иностранных языках:
45. Agențiile de publicitate care aparținpoliticienilormoldoveni – întopulîntreprinderilor de acestprofil. // [Электронныйресурс] // Media azi. 19.01.2018. / URL: http://media-azi.md/en/node/116256.
46. Cine au fostceimaiurmăriți 20 bloggeri moldoveni...// [Электронный ресурс] // Diez. 17.10.2017. / URL: http://diez.md/2017/10/17/cine-au-fost-cei-mai-urmariti-20-bloggeri-moldoveni-luna-septembrie-2017/.
47. Cost of living in Moldova. // [Электронныйресурс] // Numbeo. / URL: https://www.numbeo.com/cost-of-living/country_result.jsp?country=Moldova.
48. Freedom House. Moldova [Электронныйресурс] URL: https://freedomhouse.org/report/nations-transit/2017/moldova.
49. Human Development Reports. Moldova, 2017. [Электронныйресурс] / URL: http://hdr.undp.org/en/composite/HDI.
50. Jaffe J. The high cost of ignoring media and information literacy in Moldova. // [Электронныйресурс] // IREX. 07.07.2016. / URL: https://www.irex.org/insight/high-cost-ignoring-media-and-information-literacy-moldova.
51. Moldovan Parliament Speaker Passes Law Against Russian Propaganda. // [Электронныйресурс] // RadioFreeEurope/Radio Liberty.11.01.2018. / URL: https://www.rferl.org/a/moldova-parliament-speaker-approves-russia-media-law/28966975.html.
52. Media sustainability index. Moldova, 2017, p. 177. // [Электронныйресурс] / URL: https://www.irex.org/sites/default/files/pdf/media-sustainability-index-europe-eurasia-2017-full.pdf.
53. Media Consumption Forecast, 2015. Moldova, p. 120. // [Электронныйресурс] / URL:http://zenithmedia.se/wp-content/uploads/2015/05/Media%20Consumption%20Forecasts%202015.pdf.
54. Nadine Gogu: Presa din Moldova esteîncontinuudeclin. // [Электронныйресурс] // Adevărul. 03.05.2017. / URL:http://adevarul.ro/moldova/actualitate/nadine-gogu-presa-moldova-continuu-declin-1_5909bd805ab6550cb8c26f67/index.html.
55. Indicelesituației mass-media (ISMM) din Republica Moldova în 2016. // [Электронныйресурс] // Media azi. / URL: http://www.media-azi.md/ro/publicatii/indicele-situa%C8%9Biei-mass-media-ismm-din-republica-moldova-%C3%AEn-2016.
56. Instituția publică națională a audiovizualului compania Teleradio Moldova. //[Электронныйресурс] // URL: http://www.trm.md/ru/istoric/.
57. IREX analysis shows media in Eurasia threatened by bias, self-censorship. // [Электронныйресурс] // IREX. 02.05.2016. / URL: https://www.irex.org/news/irex-analysis-shows-media-eurasia-threatened-bias-self-censorship.
58. Padurean. CDe ce a renunțat România la Basarabia fără luptă //[Электронныйресурс] // România Liberă. 23.07.2017. / URL: http://romanialibera.ro/aldine/history/-iunie-1940--o-luna-nefasta-in-istorie--de-ce-a-renuntat-romania-la-basarabia-fara-lupta-460514//.
59. Periodicenaționale vechi. // [Электронныйресурс] // Bibliotecanațională numerică digitală. / URL: http://www.moldavica.bnrm.md/biblielmo?e=p-01000-00---off-0periodice--00-1----0-10-0---0---0direct-10---4-------0-1l--11-ro-50---20-about---00-3-1-00-0-0-11-1-0utfZz-8-00&a=d&cl=CL1.
60. Pîrțac O. Reglamentarea Internetului în Moldova: Instrument de manipulare // [Электронныйресурс] // Media azi. 24.02.2016. / URL: http://media-azi.md/ro/stiri/reglementarea-internetului-%C3%AEn-moldova-instrument-de-manipulare.
61. Proprietariiteleviziunilor din Moldova: Miliardariamericani, afaceriști locali, bănci din Rusia și milionari de la Tiraspol. // [Электронныйресурс] // Mold Street. 14.11.2015. / URL: https://www.mold-street.com/?go=news&n=4266.
62. Propaganda — статья из Британской энциклопедии // [Электронный ресурс] // URL: https://www.britannica.com/topic/propaganda.
63. Rezultetelealegerilorparlamentare din 5 aprilie 2009. // [Электронныйресурс] //
E-democracy. 06.04.2009 / URL: http://www.e-democracy.md/elections/parliamentary/2009/results/
64. Reporters Without Borders. Moldova. [Электронныйресурс] / URL: https://rsf.org/en/moldova.
65. RezoluţiaForumuluimass-media 2016. // [Электронныйресурс] / Chişinău, 02-03 decembrie 2016. / URL: http://api.md/upload/REZOLUTIE_Forum_M_M_2016_FINAL.pdf.
66. SocietateacivilăîicereluiTimoftisă nu promulgemodificările la CodulAudiovizualului // [Электронныйресурс] // Agora. 04.03.2016. / URL: http://agora.md/stiri/16921/societatea-civila-ii-cere-lui-timofti-sa-nu-promulge-modificarile-la-codul-audiovizualului.
67. Transnistrieniipledează pentru vectorul euroasiatic de dezvoltare a regiunii. // [Электронныйресурс] // Noi. 16.05.2016. URL: http://www.noi.md/md/news_id/84191.
68. World Happiness Report. // [Электронныйресурс] / URL:https://s3.amazonaws.com/happiness-report/2018/WHR_web.pdf.


Эмпирические материалы
69. Ассоциация Рекламных Агентств РМ. // [Электронный ресурс] // Систем, требования: PowerPoint. / URL: http://www.aapm.md/rom/obzor-media-rinka-2015.html.
70. Архив выпусков Prime за 16.05.2016. // [Электронный ресурс] / URL: http://www.prime.md/ro/politica.html.
71. Додон без подписи Санду. // [Электронный ресурс] // JurnalTV. 28.10.2016. / URL: //http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/10/28/dodon-bez-podpisi-sandu-10253461.
72. ДрагошВикол новый президент КСТ.// [Электронный ресурс] // JurnalTV. 12.05.2017. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2017/5/12/drago-vicol-noul-pre-edinte-al-cca-10283476/.
73. Журнал ТВ попал под санкции КСТ. // [Электронный ресурс] // JurnalTV. 25.11.2016. / URL:http://jurnaltv.md/ro/news/2016/11/25/jurnal-tv-sanc-ionat-de-cca-10261807/.
74. Один из молодых людей, принявших участие в репортаже Prime, делает уточнение…// [Электронный ресурс] // JurnalTV. 07.11.2016. / URL: http://www.jurnal.md/ru/social/2016/11/7/odin-iz-molodyh-ludej-prinavsih-ucastie-v-reportaze-prime-tv-delaet-utocnenia-moi-otvety-prepodnesli-v-inom-svete/.
75. Осквернить Плахотнюком. // Электронный ресурс] // JurnalTV. 18.10.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/10/18/oskvernit-plahotnyukom-10250977/.
76. Предвыборный шантаж в селах. // [Электронный ресурс] // JurnalTV. 25.10.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/10/25/predvyibornyiy-shantazh-v-selah-10252768/.
77. ЦНЖ: пропаганда на крупных ТВ. // [Электронный ресурс] // JurnalTV. 27.04.2017. / URL: http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/4/27/cji-propaganda-la-mai-multe-posturi-tv-10281235/.
78. 7 апреля 2009: молдавская недореволюция. // [Электронный ресурс] // Crimemoldova. 26.08.2016. / URL: https://ru.crimemoldova.com/news/istoriya-nezavisimosti/7-aprelya-2009-moldavskaya-nedorevolyutsiya/.
79. Alegerileparlamentareîn Moldova din 30 noiembrie 2014. // [Электронныйресурс] //
E-democracy. 30.11.2014 / URL: http://www.e-democracy.md/elections/parliamentary/2014/.
80. AndrianCandu: Aprobareasistemului electoral mixt esteceamaiviabilăsoluţieînacest moment. // [Электронныйресурс] // Publika TV.06.05.2017. / URL: http://www.publika.md/andrian-candu-aprobarea-sistemului-electoral-mixt-este-cea-mai-viabila-solutie-in-acest-moment_2968094.html#ixzz4h03Olj6n.
81. Analizacalitativă a știrilorpesubiectulsondajului post-electoral șidezbaterilepereformasistemului electoral. // [Электронныйресурс] / URL: https://promolex.md/wp-content/uploads/2017/04/5-aprilie-2017_Analiza-manipulare.pdf
82. Apelrepetat al societățiicivilecătreParlamentprivindsistemul de vot uninominal. // [Электронныйресурс] // Radio Chișinău. 05.04.2017. / URL:http://radiochisinau.md/apel-repetat-al-societatii-civile-catre-parlament-privind-sistemul-de-vot-uninominal---48607.html.
83. Avocatadiavolului. Mai mulţioameni au cerutarestareaAneiUrsachi. // [Электронныйресурс] // Publika. 31.10.2016. / URL: http://www.prime.md/ro/avocata-diavolului-mai-multi-oameni-au-cerut-arestarea-anei-ursachi_41385.html.
84. Asociația Promo-LEX condamnăîncercările de a folosinumelesăuînștirimanipulatoriișiîșiexprimăîngrijorareafață de acțiunile de denigrare. // [Электронныйресурс] // Promo-LEX. 05.04.2017. / URL: https://promolex.md/8016-asociatia-promo-lex-condamna-incercarile-de-a-folosi-numele-sau-in-stiri-manipulatorii-si-isi-exprima-ingrijorarea-fata-de-actiunile-de-denigrare/.
85. Basmul” refugiaților sirieni în Moldova a ajuns la unul dintre cele mai vizionate posturi TV din țară. // [Электронный ресурс] // Agora.05.11.2016. / URL: http://agora.md/stiri/24326/basmul-refugiatilor-sirieni-in-moldova-a-ajuns-la-unul-dintre-cele-mai-vizionate-posturi-tv-din-tara.
86. Băsescu: parcursul European amînat. // [Электронныйресурс] // Jurnal TV. 14.11.2016. / URL: http://jurnaltv.md/ro/news/2016/11/14/un-a-a-zis-pre-edinte-10258924/.
87. Botgros victima dezinformării. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 21.03.2017. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2017/3/21/botgros-victima-dezinformarii-10277011/.
88. Capturarea mass-medieişi a altormijloace de comunicarepublicăînRepublica Moldova. // Отче Ассоциации независимой пресс ыРМпопросьбе Transparency-Moldova. // Кишинев, 2017 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.transparency.md/wp-content/uploads/2017/05/TI_Moldova_Capturarea_Mass_Media.pdf.
89. Diaspora salută inițiativa PDM...// [Электронный ресурс] // PublikaTV. 08.03.2017. / URL:http://www.publika.md/diaspora-saluta-initiativa-pdm-de-a-introduce-votul-uninominal-la-alegerile-parlamentare_2921121.html.
90. Diaspora spune nu uninominalelor. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 21.03.2017. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2017/3/21/diaspora-spune-nu-uninominalelor-10277017/.
91. Călugăreanu V. Guvernarea de la Chișinău acuzată că a înscinat protestele violente. // [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 09.04.2009. / URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4166474,00.html.
92. Cebanu. O. Legea Big Brother// Cât de protejaţisunt moldovenii pe internet. // [Электронный ресурс] // Bizlaw. 08.04.2016. / URL: https://www.bizlaw.md/2016/04/08/cat-de-protejati-sunt-moldovenii-pe-internet-si-ce-rol-are-legea-cenzurii/.
93. Cetățenii susțin inițiativa privind votul uninominal și demiterea deputaților. // [Электронный ресурс] // Publika TV. 06.03.2017. / URL: http://www.publika.md/cetatenii-sustin-initiativa-privind-votul-uninominal-si-demiterea-deputatilor_2918781.html%2523ixzz4bi2Gq9J4.
94. Comisia de la Veneţia: Actualulsistem electoral din Republica Moldova trebuiemodificat. // [Электронный ресурс] // Prime TV. 12.05.2017. / URL: http://www.prime.md/ro/comisia-de-la-venetia-actualul-sistem-electoral-din-republica-moldova-trebuie-modificat_55818.html.
95. Democrații propun întroducerea votului uninominal în Moldova. // [Электронный ресурс] // Sputnik. 06.03.2017. / URL: https://sputnik.md/moldova/20170306/11529893/sputnik-vot-uninominal-democrati-plahotniuc.html.
96. Dezinformare fără precedent. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 19.10.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/10/19/-quot-dezinformare-fara-precedent-quot-10251183/.
97. Dodon în clubul oligarhilor. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 04.04.2017. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2017/4/4/dodon-in-clubul-oligarhilor-10278822/.
98. Emma Nicholson pune la indoiala monitorizarea OSCE. // [Электронный ресурс] // Timpul Moldova. 08.04.2009. / URL: https://www.timpul.md/articol/emma-nicholson-pune-la-indoiala-monitorizarea-osce-1483.html.
99. Eugen Doga o susține pe Maia Sandu. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 22.10.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/10/22/eugen-doga-o-sus-ine-pe-maia-sandu-10251875/.
100. Experţi: Votul mixt este o soluţie - vapermitereducereapolarizăriipopulației. // [Электронный ресурс] // Publika TV. 10.05.2017. / URL: http://www.publika.md/experti-votul-mixt-este-o-solutie---va-permite-reducerea-polarizarii-populatiei_2968538.html.
101. Foametea din 1946-47 a făcut peste 300 de mii de victime // [Электронный ресурс] // Publika TV. 15.10.2015 / URL: http://www.publika.md/foametea-din-1946---1947-a-facut-peste-300-de-mii-de-victime-video_1077361.html.
102. Gofmanînvitat în SUA pentru consultanță. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 11.07.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/7/11/gofman-invitat-in-sua-pentru-consultanta-10228834/.
103. Întîlnire cu moldovenii din Londra. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 06.07.2016. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2016/7/6/intalnire-cu-moldovenii-din-londra-10227484/.
104. Impotrivavotului uninominal. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 05.05.2017. / URL: http://jurnaltv.md/ro/news/2017/5/5/impotriva-votului-uninominal-10282198/.
105. Idea votului uninominal susținută de mai multe personalități cunoscute. // [Электронный ресурс] // Publika TV. 11.03.2017. / URL:http://www.publika.md/-ideea-votului-uninominal-sustinuta-de-mai-multe-personalitati-cunoscute-din-tara_2923901.html.
106. JurnalTV. Архив выпусков за 16.05.2016. [Электронный ресурс] http://jurnaltv.md/ro/arch/2017/5/16/.
107. Igor Dodon: „Renato Usatîieste un „balabol”, lașșifricos”. // [Электронный ресурс] // Publika. 09.03.2016. / URL: http://www.timpul.md/articol/igor-dodon-renato-usatii-este-un-balabol-la-i-fricos-89510.html.
108. Joint Statement EPP-ALDE: Moldova – the uninominal system is a desperate attempt to keep the Democratic Party in power. // [Электронный ресурс] / URL: http://www.epp.eu/press-releases/joint-statement-epp-alde-moldova-the-uninominal-system-is-a-desperate-attempt-to-keep-the-democratic-party-in-power/.
109. La "marele" protest al opoziției, organizat din umbră de extremistulPetrenco, s-au adunatDOARcâtevasute de personae. // [Электронный ресурс] // Prime TV. 14.05.2017. / URL:http://www.prime.md/ro/la-marele-protest-al-opozitiei-organizat-din-umbra-de-extremistul-petrenco-s-au-adunat-doar-cateva-s_55889.html.
110. Legea „Big Brother” din Moldova, agreată de Comisia de la Veneția. // [Электронный ресурс] // Independent. 15.09.2017. / URL: http://independent.md/legea-big-brother-din-moldova-agreata-de-comisia-de-la-venetia/#.WvMzZKhl-M8.
111. MesajulUE e un semnalserios. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 05.05.2017. / URL:http://jurnaltv.md/ro/news/2017/5/5/mesajul-ue-un-semnal-serios-10282212/.
112. Mesajedurein parlamentul european. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 17.05.2017. / URL: http://cms4.jurnaltv.md/ro/news/2017/5/17/mesaje-dure-in-parlamentul-european-10284142/.
113. MihailGofmanîmplicat într-un nou scandal....// [Электронный ресурс] // Publika. 15.05.2016. / URL: http://www.publika.md/mihail-gofman-implicat-intr-un-nou-scandal-adevaratul-scop-al-vizitei-sale-in-sua_2684271.html%2523ixzz4ZhHrOVx2.
114. Minciuni pe conveierul oligarhic. // [Электронный ресурс] // Jurnal TV. 09.11.2016. / URL: http://jurnaltv.md/ro/news/2016/11/9/minciuni-pe-conveierul-oligarhic-10257579/.
115. NOIDOVEZI care confirmărelaţia de prieteniedintreUsatîişiinterlopulCaramalac. // [Электронный ресурс] // Publika. 24.01.2017. / URL: http://www.publika.md/noi-dovezi-care-confirma-relatia-de-prietenie-dintre-usatii-si-interlopul-caramalac_2877151.html.
116. NicolaeNegru: Ne îndreptămspre un sistem electoral mixt, 74 de voturi nu au cum să fie contestate de Comisia de la Veneția. // [Электронный ресурс] // Publika TV. 06.05.2017. / URL: http://www.publika.md/nicolae-negru-ne-indreptam-spre-un-sistem-

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ