Введение 3
Глава 1 Общая характеристика Росгвардии 6
1.1 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской
Федерации в системе органов государственной власти 6
1.2 Предназначение и задачи войск национальной гвардии 18
Глава 2 Отдельные направления деятельности войск национальной гвардии, направленные на обеспечение национальной безопасности 28
2.1 Антитеррористическая деятельность войск национальной гвардии 28
2.2 Деятельность войск национальной гвардии по обеспечению
государственной и общественной безопасности 40
Глава 3 Актуальные вопросы совершенствования войск национальной гвардии 56
3.1 Развитие профессионального потенциала военнослужащих войск
национальной гвардии 56
3.2 Повышение системы технического обеспечения войск
национальной гвардии 64
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность исследования заключается в том, что вооруженные формирования, предназначенные для поддержания порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны объектов, являются необходимым атрибутом государственной власти. При этом в разных странах они могут именоваться по-своему, иметь различные формы организации, отличаться некоторыми функциями и особенностями, возможностями боевого и оперативного использования, степенью правового регулирования их служебной деятельности, являясь продуктом исторического развития и складывавшихся общественных отношений.
В настоящее время к числу важнейших стратегических национальных приоритетов относятся оборона страны и обеспечение государственной и общественной безопасности. С учетом этого 5 апреля 2016 года Президент В.В. Путин своим Указом положил начало формированию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) [45]. Президент РФ не раз отмечал, что Росгвардия была создана с целью оптимизации механизма обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина и будет работать в тесном взаимодействии с МВД России, а также выполнять функции, которые ранее были возложены непосредственно на спецподразделения ОМОН и СОБР. Не отрицая того факта, что на современном этапе развития российского общества и государства подобное решение является вполне целесообразным и закономерным, однако нельзя не отметить существующие проблемные вопросы, связанные как с созданием территориальных подразделений Росгвардии, так и с организацией управленческой деятельности. При этом от организации системы управления зависит эффективное осуществление деятельности Росгвардии как социальноправового института.
Серьезной проблемой, требующей особого внимания остается организация взаимодействия органов внутренних дел и подразделений Росгвардии. Данная деятельность является важнейшей управленческой функцией, обеспечивающей успешное решение поставленных задач и достижение целей оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности двух ведомств. Несмотря на важность, сложность и большой объем работы по выполнению этих задач, место и роль каждой из названных структур в их решении определены не в полном объеме, механизмы и технология взаимодействия не прописаны в нормативных актах. Все это существенно затрудняет совместную деятельность, снижает эффективность и результативность работы, приводит к дублированию функций.
Все выше изложенное обуславливает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы
Цель исследования - определить место и значение войск национальной гвардии в механизме обеспечения национальной безопасности.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
• определить место Федеральной службы войск национальной гвардии в системе органов государственной власти;
• проанализировать предназначение и задачи войск национальной гвардии, направленные на обеспечение национальной безопасности;
• исследовать особенности антитеррористической деятельности войск национальной гвардии;
• выявить особенности деятельности войск национальной гвардии, направленные на обеспечение государственной и общественной безопасности;
• рассмотреть вопросы развития профессионального потенциала военнослужащих войск национальной гвардии;
• наметить пути повышения системы технического обеспечения войск национальной гвардии.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности войск национальной гвардии, направленной на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
...
В заключительной части исследования необходимо подвести итоги, сделать выводы и предложения.
Во-первых, государственное направление обеспечения национальной безопасности включает в себя общую систему всех государственных органов и должностных лиц, деятельность которых так или иначе связана с обеспечением безопасности и ее устойчивого положения в различные, в том числе кризисные, периоды развития государства. При этом, центральную роль в системе обеспечения национальной безопасности занимает Президент РФ, который, являясь верховным главнокомандующим, совместно с Правительством РФ совершает ряд действий, направленных на поддержание национальной безопасности. Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, войска национальной гвардии призваны обеспечить государственную и общественную безопасность, что является составляющими частями национальной безопасности. На национальную гвардию могут быть возложены задачи соответствующими решениями Президента РФ. Для выполнения задач, возложенных на войска нацгвардии, создается оперативнотерриториальное объединение войск нацгвардии. Решение о создании, реорганизации и ликвидации оперативно-территориального объединения принимается Президентом РФ по представлению директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ - главнокомандующего войсками национальной гвардии РФ.
В-третьих, в современной законодательной базе не представлено определение понятию «антитеррористическая деятельность государства». В процессе исследования существенное внимание уделено изучению причин терроризма. Раскрыты основные нормативные акты, формирующие правовую основу антитеррористической деятельности государства. Несмотря на наличие широкого комплекса нормативных актов, регламентирующих вопросы борьбы с терроризмом, существуют определенные проблемы и недоработки, требующие пристального внимания и совершенствования.
В-четвертых, деятельность войск национальной гвардии по обеспечению государственной и общественной безопасности достаточно объемна. Административно-юрисдикционная деятельность Росгвардии в большей степени корреспондирует с обеспечением общественной
безопасности. Вместе с тем, в ходе обеспечения государственной безопасности должностные лица при определенных обстоятельствах также уполномочены осуществлять административно-юрисдикционную
деятельность по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде задержания.
Обеспечение войсками национальной гвардии государственной и общественной безопасности сводится к осуществлению полномочий в сфере административно-правового регулирования. Из ч. 2 и 3 ст. 151 УПК РФ следует, что должностные лица Росгвардии ни одну из форм предварительного расследования не осуществляют, что не совсем объективно даже исходя из круга тех полномочий, которые возложены на Росгвардию. Вместе с тем, КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами, регулирующими административно-юрисдикционную деятельность, на Росгвардию возложены полномочия по производству по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции войск национальной гвардии. В связи с изложенным, целесообразно внести изменения в уголовнопроцессуальное законодательство, которым регламентировалась бы компетенция должностных лиц Росгвардии, связанная с осуществлением одной из форм предварительного расследования.
Проблема взаимодействия органов внутренних дел и войск национальной гвардии приобретает актуальность. Были выделены следующие направлений повышения эффективности взаимодействия:
• необходимость создания системы обмена взаимной информацией;
• законодательное совершенствование правового регулирования вопросов взаимодействия, осуществляемого на ведомственном уровне;
• повышение качества обучения личного состава выполнению поставленных задач;
• проведение анализа взаимодействия исходя из складывающейся оперативной обстановки;
• необходимость разработки практических рекомендаций по вопросам взаимодействия;
• проведение усиленного контроля за организацией взаимодействия со стороны руководителей взаимодействующих субъектов;
• целесообразность разработки критериев оценки осуществленного взаимодействия.
...
1. Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 4-8.
2. Аминов Д.И. Обеспечение эффективности уголовной политики Российского государства: монография / Д.И. Аминов, С.В. Красников, А.Ю. Солонин; рук. авт. кол. и отв. ред. В.И. Белослудцев. М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2009. С. 11-26.
3. Быченко Ю.Г., Пихтелев А.М. Современные тенденции формирования профессионального потенциала военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации: монография. Саратов: Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии, 2021. 76 с.
4. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976) // Российская газета. 2014. 30 декабря. № 298.
5. Головко В.В. О понятии и содержании административно - юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 4-13.
6. Евстратова Ю.А. Конституционные основы правоохранительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, 2019. 83 с.
7. Жильский Н.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995. 190 с.
8. Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 05 мая. № 84.
9. Занина Т.М., Смольянинова М.С. Административно-
юрисдикционная деятельность полиции как объект общественной оценки // Актуальные проблемы административного и административно -
процессуального права: Материалы ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина, 21 марта 2014 года. В 3 частях. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета МВД России, 2014. Ч. 2. С. 98-101.
10. Иванов В.С. Особенности технического обеспечения территориальных органов Росгвардии // Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспечения во взаимодействии с другими видами обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации: Межвузовский сборник научных трудов / Под общ. ред. В.В. Армяншин, Г.М. Гончаренко. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2018. С. 130-135.
11. Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. №. 5. С. 29-32.
12. Квашнин А.В. Геостратегическое положение России и ее национальные интересы. //Вестник академии военных наук № 4 (5) 2003. С. 310.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет - портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
15. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. 20 октября. № 198.
... всего 69 источников