Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты разработки проблемы формирования культуры общения в киберпространстве детско-юношеской организации... 9
1.1 Культура общения младших школьников как психологопедагогическое понятие 9
1.2 Киберпространство детско-юношеской организации как среда
формирования культуры общения 14
1.3 Модель процесса формирования культуры общения младших школьников в киберпространстве детско-юношеской
организации 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у младших школьников в детско-юношеской организации 26
2.1 Исследование уровня сформированности культуры общения
младших школьников 26
2.2 Реализация модели формирования культуры общения младших
школьников в первичном отделении Российского движения школьников «Школа № 43» 39
2.3 Динамика уровня сформированности культуры общения в киберпространстве детско-юношеской
организации 50
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Чек-лист «Правила создания контента социальной сети» 74
Образование в XXI веке рассматривается как глобальный интеграционный процесс, в котором возрастает значение духовных ценностей и повышаются требования к организационной деятельности, компетентности личности и способности к самоизменению и социальному развитию. Формирование у учащихся способностей к успешной социализации и активной адаптации в современном обществе возможна лишь при условии овладения ими культурой общения. Согласно требованию Федерального государственного стандарта, психолого-педагогические условия должны обеспечивать «формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детских объединений, ученического самоуправления» [20]. Исходя из данного требования, педагогическое сообщество должно быть ориентировано на формирование коммуникативной компетенции обучающихся через развитие коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающие социальную компетенцию, умение слушать и вступать в диалог и интеграцию в группу сверстников.
В современном научном, педагогическом, психологическом информационном поле представлены разные взгляды к интерпретации данного понятия с точки зрения различных аспектов: психологического (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Зимняя И.А., Леонтьев А.А.,
методологического (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.),
мировоззренческого (Бодалев А.А., Ломов Б.Ф.), и духовного (Солженицын А.И., Соколов Э.В.). Вопросы, посвященные формированию культуры общения учащихся в образовательной среде, ее различным аспектам рассмотрены в исследованиях Андреева Г.М., Зимней И.А., Леонтьева А.Н. Это объяснимо взаимным проникновением научно педагогических и психологических знаний из одной области в другую.
Формирование культуры общения может быть достигнуто только на основе взаимодействия детей и взрослых. Это взаимодействие понимается как «направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме» [17, с. 13]. Исследованием влияния детских общественных объединений на социализацию подростков и развитие коммуникативных способностей занимались Алиева Л.В., М.В. Рожков. Особенности современного детского движения связаны с развитием Российского движения детей и молодёжи, которое предполагает в том числе и взаимодействие подростков с использованием медиатехнологий.
Очевидно, что в условиях всеобщей информатизации детские объединения существуют в двух состояниях - в реальном пространстве и киберпространстве. Однако на сегодняшний день методически не описаны и не получили отражение в нормативных документах основы и формы общения детей и взрослых в виртуальной среде в процессе создания и деятельности детских объединений и организаций.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу,
информационные источники и опыт работы образовательных организаций, мы выделили противоречие между значимостью проблем развития общения подростков и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования культуры общения в киберпространстве детско-юношеской организации.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования, требующей своего разрешения: каковы содержание, формы и методы формирования культуры общения младших школьников в процессе взаимодействия в киберпространстве детско-юношеской организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность содержания, форм и методов, направленных на формирование культуры общения школьников в киберпространстве детско - юношеского организации.
Объект исследования: процесс формирования культуры общения в киберпространстве детско-юношеской организации.
Предмет исследования: содержание, формы и методы, направленные на формирование культуры общения школьников в киберпространстве детско-юношеского организации.
...
«В процессе теоретического и экспериментального исследования было установлено, что проблема формирования культуры общения в киберпространстве актуальна. Подтвердилась выдвинутая гипотеза, были решены поставленные задачи. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы».
1. Основная суть понятия «культура общения» заключается в
совокупности норм, методов и условий эффективного взаимодействия, приемлемых в конкретной социальной среде в качестве этических норм, которые следует использовать при установлении и развитии контактов между людьми через киберпространство для активного и безопасного участия человека в современном обществе с высокоразвитыми информационно - коммуникационными технологиями. Детское объединение обладает
ресурсами, позволяющими сформировать культуру общения в киберпространстве. Через изученный опыт современных исследователей киберпространства и природе понятия «культура общения» мы установили ряд критериев:
• мотивационно-деятельностный;
• когнитивный;
• деятельностный.
2. Диагностический комплекс, основанный на установленных критериях уровня сформированности культуры общения младших школьников и подростков, способствовал выявлению исходного уровня сформированности культуры общения у участников эксперимента. На этапе диагностического исследования мы использовали пакет диагностических методик.
Методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС -2 позволила выявить уровень готовности к саморазвитию в сфере коммуникации и проявление инициативы. Методика «Поведение в интернете» (А.Е. Жичкина) способствовала выявлению уровня доступности разнообразных форм коммуникации и уверенности испытуемых. Диагностика
«Вежлив ли я?» (А.В. Батаршев) выявила качества, позволяющие вступать в коммуникацию в киберпространстве, соблюдая нормы культуры общения и этикета. Методика «Умеем ли мы слушать» (А.В. Батаршев) дала возможность определить уровень качества взаимодействии и общении испытуемых. Педагогическое наблюдение «Правила создания контента социальных сетей» проводилось для определения медийной грамотности испытуемых.
После проведения пяти методик можно сделать вывод о том, что группе активистов детского общественного объединения «Российское движение школьников» присуще избирательное проявление коммуникации и организаторских склонностей, отсутствие внутренней мотивации к
общению в киберпространстве.
3. Для целенаправленного формирования коммуникативных компетенций в рамках детско-юношеского объединения использовались возможности внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе. Предлагаемая в данной работе программа внеурочной деятельности социальнопедагогической направленности «Медиакласс - школа виртуального общения» характеризуется тем, что занятия направлены на формирование культуры общения через развитие медийной грамотности», личностных качеств на основе базовых духовно-нравственных ценностей, организаторских способностей, умения сотрудничать. «Программа предполагает использование такой формы внеурочной деятельности как деловая игра, интервью, конференция, встреча с интересными людьми, слёт детских общественных организаций. Все формы и виды работы подобраны с учетом возрастных особенностей подростков.
...
1. Алиева Л. В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. М., 2007. 72 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
3. Бодалев А. А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический, профессиональный аспекты). Спб.: Речь, 2005. 324 с.
4. Валгаева И. А. Становление и развитие взаимоотношений взрослых и детей в общественных объединениях на прим. деятельности рос. скаутов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва, 1994. 156 с.
5. Выготский Л. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2007. 352 с.
6. Дементьев В. В. Русские культурные и коммуникативные ценности у А. И. Солженицына // Политическая лингвистика. 2010. №. 2. С. 150-164.
7. Федулов Б. А. Интернет-мемы как средство общения подростков в образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2022. №. 1 (92). С. 86-88.
8. Зимняя И. А., Мазаева И. А., Лаптева М. Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. 2020 400 с.
9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
10. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005. 368 с.
11. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Хрестоматия по психологии. 1987. С. 108-117.
12. Мокаева М. А. Культура общения и психологическое здоровье подростков // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. Т. 1. С. 228-232.
13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект
(методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 119 с.
15. Обухов Г. С. Риторика и культура делового общения как элемент успеха // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике. 2019. С. 228-233.
... всего 42 источника