Формирование финансовой грамотности школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности 13
1.1. Сущность и характеристика понятия «финансовая грамотность»
в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Особенности формирования финансовой грамотности в старшем
школьном возрасте 19
1.3. Внеурочная деятельность как инструмент формирования
финансовой грамотности старших школьников 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности у старших школьников во внеурочной деятельности 41
2.1 Выявление первоначального уровня сформированности финансовой грамотности старших школьников в МБУ «Школа № 4» 41
2.2. Организация занятий по формированию финансовой
грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по
формированию финансовой грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Данные констатирующего эксперимента 74
Приложение Б Данные контрольного эксперимента 81
Приложение В План занятия программы внеурочной деятельности
«Финансовый навигатор» 89
Глава 1. Теоретические основы формирования финансовой грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности 13
1.1. Сущность и характеристика понятия «финансовая грамотность»
в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Особенности формирования финансовой грамотности в старшем
школьном возрасте 19
1.3. Внеурочная деятельность как инструмент формирования
финансовой грамотности старших школьников 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию финансовой грамотности у старших школьников во внеурочной деятельности 41
2.1 Выявление первоначального уровня сформированности финансовой грамотности старших школьников в МБУ «Школа № 4» 41
2.2. Организация занятий по формированию финансовой
грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по
формированию финансовой грамотности у старших школьников посредством внеурочной деятельности 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Данные констатирующего эксперимента 74
Приложение Б Данные контрольного эксперимента 81
Приложение В План занятия программы внеурочной деятельности
«Финансовый навигатор» 89
Актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, социальным заказом. Современный мир предлагает человеку широкий набор финансовых инструментов и опасностей, а дети в возрасте 14 лет и старше уже выполняют различные финансовые операции с помощью электронных денег. Более того, согласно исследованию НАФИ, 75% школьников сами хотят повысить свой уровень финансовой грамотности. Именно поэтому необходимо формировать финансовую грамотность обучающихся уже в процессе обучения в школе. Экономисты проводят многочисленные исследования о влиянии уровня финансовой грамотности на экономику. Одной из целей стратегии повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 гг. является создание системы финансового образования в стране для воспитания финансово грамотной личности, которая сможет рационально планировать собственный бюджет, формировать сбережения и «подушку безопасности», ориентироваться в финансовых услугах, отстаивать свои права и защищаться от мошенников. Таким образом, государство заинтересовано в формировании финансовой грамотности у населения.
Анализируя педагогическую практику, мы можем выявить, что финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности как совокупности метапредметных умений, необходимых для решения жизненных задач, и содержательным элементом курса
Обществознания и Экономики. Формирование функциональной грамотности предполагает единство уроков и внеурочных форм деятельности для развития гибких навыков при решении надпредметных («жизненных») задач. Финансовая грамотность как содержательная единица курса обществознания изучается в школе в 7, 8 и 11 классах в рамках изучения раздела
«Экономика». Но, в связи с тем, что на предмет в основной школе отводится 1 урок в неделю, а в средней - изучается на базовом уровне, количество задач и форм работы, которые может использовать учитель для обучения, 3 ограничено. В связи с этим возникает необходимость в формировании финансовой грамотности обучающихся посредством внеурочной деятельности.
Анализируя исследования по теме, мы можем выделить несомненную ее актуальность. Проблематика формирования финансовой грамотности рассматривается как зарубежными (Aji Yudha, Elisa Martanti, Chaulagain, R., Drabekova, J., Rumanova, L., Pavlovicova, G., Gudjonsson, S., Jonsdottir, S.M., Minelgaite, I., Hanin Khalisharani, Irni Rahmayani Johan, Mohamad Fazli Sabri, Linda Mihno, Siswanti, I)[44-50], так и отечественными учеными. Российские исследования рассматривают финансовую грамотность как многоаспектное явление.
Финансовая грамотность изучается исследователями как самостоятельный компонент, например, в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», анализируется не только теоретический, но и практический аспект исследуемой темы. В частности, следует отметить работы А.Ю. Лазебниковой, Е.Л. Рутковской, Е.Б. Лавреновой, которые анализируют практические вопросы формирования финансовой грамотности школьников в рамках.
Помимо практики обучения финансовой грамотности, педагогическая наука анализирует ее и как средство профориентации обучающихся, а также как содержательную единицу функциональной грамотности. Так О.В. Архангельская в своей диссертационной работе исследует профориентационную сторону финансовой грамотности. Большое
количество трудов касается исследования проблемы формирования
финансовой грамотности школьников как элемента функциональной. «В частности это и современные теории формирования функциональной грамотности и компетентности как определенного уровня образованности человека (В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Ацкевич, А.С. Тангян и другие), и исследования, посвященные формированию функциональной грамотности как в урочной, так и внеурочной деятельности (В.В. Гаврилюк, 4
Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов, Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева, А.С. Тангян и другие)».
...
Анализируя педагогическую практику, мы можем выявить, что финансовая грамотность является компонентом функциональной грамотности как совокупности метапредметных умений, необходимых для решения жизненных задач, и содержательным элементом курса
Обществознания и Экономики. Формирование функциональной грамотности предполагает единство уроков и внеурочных форм деятельности для развития гибких навыков при решении надпредметных («жизненных») задач. Финансовая грамотность как содержательная единица курса обществознания изучается в школе в 7, 8 и 11 классах в рамках изучения раздела
«Экономика». Но, в связи с тем, что на предмет в основной школе отводится 1 урок в неделю, а в средней - изучается на базовом уровне, количество задач и форм работы, которые может использовать учитель для обучения, 3 ограничено. В связи с этим возникает необходимость в формировании финансовой грамотности обучающихся посредством внеурочной деятельности.
Анализируя исследования по теме, мы можем выделить несомненную ее актуальность. Проблематика формирования финансовой грамотности рассматривается как зарубежными (Aji Yudha, Elisa Martanti, Chaulagain, R., Drabekova, J., Rumanova, L., Pavlovicova, G., Gudjonsson, S., Jonsdottir, S.M., Minelgaite, I., Hanin Khalisharani, Irni Rahmayani Johan, Mohamad Fazli Sabri, Linda Mihno, Siswanti, I)[44-50], так и отечественными учеными. Российские исследования рассматривают финансовую грамотность как многоаспектное явление.
Финансовая грамотность изучается исследователями как самостоятельный компонент, например, в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», анализируется не только теоретический, но и практический аспект исследуемой темы. В частности, следует отметить работы А.Ю. Лазебниковой, Е.Л. Рутковской, Е.Б. Лавреновой, которые анализируют практические вопросы формирования финансовой грамотности школьников в рамках.
Помимо практики обучения финансовой грамотности, педагогическая наука анализирует ее и как средство профориентации обучающихся, а также как содержательную единицу функциональной грамотности. Так О.В. Архангельская в своей диссертационной работе исследует профориентационную сторону финансовой грамотности. Большое
количество трудов касается исследования проблемы формирования
финансовой грамотности школьников как элемента функциональной. «В частности это и современные теории формирования функциональной грамотности и компетентности как определенного уровня образованности человека (В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Ацкевич, А.С. Тангян и другие), и исследования, посвященные формированию функциональной грамотности как в урочной, так и внеурочной деятельности (В.В. Гаврилюк, 4
Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов, Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева, А.С. Тангян и другие)».
...
На основании проведенного в данном исследовании теоретического анализа психолого-педагогической литературы отечественного и зарубежного происхождения, нами было уточнено понятие «финансовая грамотность» для старшеклассников как совокупность междисциплинарных знаний, умений и навыков, компетенций, дающих обучающихся уверенность в своих действиях в финансовом поле.
Таким образом, финансовая грамотность органично вписывается не только в функциональную, но и в структуру универсальных учебных действий, а также гибких навыков.
При ее формировании важно учитывать целый спектр условий, выделенный в данном исследовании. В частности, на первичную финансовую социализацию влияют семья, окружение, обстановка, школа. Но только целенаправленное воспитание создает почву для усвоения когнитивного, поведенческо-деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов на более высоком уровне. Вместо обыденного мышления, импульсивных и нерациональных, непоследовательных действий (низкий уровень), у старшеклассников возникает уверенность в своих действиях за счет развития функциональной грамотности, углубления экономических знаний, развития самостоятельной и самодеятельной, рачительной личности. При этом необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и поколенческие, а также корректировать деятельность в связи с особыми возможностями здоровья обучающихся, интегрированных в
общеобразовательный класс.
В ходе исследования с учетом указанных условий доказана эффективность разработанной модели, состоящей из 4 компонентов:
- целевого, направленного формирование финансовой грамотности старшеклассников посредством внеурочной деятельности через
применение системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
• содержательного и организационно-деятельностного компонентов, включающих в себя собственно программу внеучрочной деятельности «Финансовый навигатор» и ее методическое обеспечение, направленное на достижение поставленной цели;
• оценочно-результативного, дающего возможность проводить диагностику уровня сформированности финансовой грамотности и вносить коррективы в программу.
Указанная модель способствует достижению положительной динамики при формировании финансовой грамотности старшеклассников посредством внеурочной деятельности, поскольку в рамках исследования был проведен сравнительно-сопоставительный анализ современных средств обучения с уровнями воспитательных результатов внеурочной деятельности, на основе которого были отобраны наиболее подходящие возрасту.
Во второй главе описаны результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие эффективность разработанной модели. На констатирующем этапе были определены и описаны критерии сформированности финансовой грамотности старшеклассников, подобраны методики и проведена диагностика обучающихся.
На следующем этапе в МБУ «Школа № 4» на протяжении двух учебных лет апробировалась разработанная на основе модели программа внеурочной деятельности «Финансовый навигатор». Входящие в состав занятия проводились в виде игр, круглых столов, квестов, расследований, мозговых штурмов для разработки и защиты бизнес-планов. Что позволило обучающимся расширить собственные навыки и укрепить их уверенность в собственных рациональных действиях при достижении финансового благополучия.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный, позволивший оценить и доказать эффективность разработанной модели и выявить позитивную динамику развития личности обучающихся в указанном направлении.
...
Таким образом, финансовая грамотность органично вписывается не только в функциональную, но и в структуру универсальных учебных действий, а также гибких навыков.
При ее формировании важно учитывать целый спектр условий, выделенный в данном исследовании. В частности, на первичную финансовую социализацию влияют семья, окружение, обстановка, школа. Но только целенаправленное воспитание создает почву для усвоения когнитивного, поведенческо-деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов на более высоком уровне. Вместо обыденного мышления, импульсивных и нерациональных, непоследовательных действий (низкий уровень), у старшеклассников возникает уверенность в своих действиях за счет развития функциональной грамотности, углубления экономических знаний, развития самостоятельной и самодеятельной, рачительной личности. При этом необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и поколенческие, а также корректировать деятельность в связи с особыми возможностями здоровья обучающихся, интегрированных в
общеобразовательный класс.
В ходе исследования с учетом указанных условий доказана эффективность разработанной модели, состоящей из 4 компонентов:
- целевого, направленного формирование финансовой грамотности старшеклассников посредством внеурочной деятельности через
применение системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
• содержательного и организационно-деятельностного компонентов, включающих в себя собственно программу внеучрочной деятельности «Финансовый навигатор» и ее методическое обеспечение, направленное на достижение поставленной цели;
• оценочно-результативного, дающего возможность проводить диагностику уровня сформированности финансовой грамотности и вносить коррективы в программу.
Указанная модель способствует достижению положительной динамики при формировании финансовой грамотности старшеклассников посредством внеурочной деятельности, поскольку в рамках исследования был проведен сравнительно-сопоставительный анализ современных средств обучения с уровнями воспитательных результатов внеурочной деятельности, на основе которого были отобраны наиболее подходящие возрасту.
Во второй главе описаны результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие эффективность разработанной модели. На констатирующем этапе были определены и описаны критерии сформированности финансовой грамотности старшеклассников, подобраны методики и проведена диагностика обучающихся.
На следующем этапе в МБУ «Школа № 4» на протяжении двух учебных лет апробировалась разработанная на основе модели программа внеурочной деятельности «Финансовый навигатор». Входящие в состав занятия проводились в виде игр, круглых столов, квестов, расследований, мозговых штурмов для разработки и защиты бизнес-планов. Что позволило обучающимся расширить собственные навыки и укрепить их уверенность в собственных рациональных действиях при достижении финансового благополучия.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный, позволивший оценить и доказать эффективность разработанной модели и выявить позитивную динамику развития личности обучающихся в указанном направлении.
...
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания (Московский педагогический государственный университет (Покровский филиал))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - «Текстовые задачи как средство развития финансовой грамотности обучающихся основной школы»
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Текстовые задачи как средство развития финансовой грамотности обучающихся основной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Применение метода проектов во внеурочной деятельности по экономике
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Повышение функциональной грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2021 - Формирование финансовой грамотности при обучении математики 7-9 классов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





