Отдельные проблемы защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями
|
Введение 3
Глава 1 Общие положения о защите прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 7
1.1 Правовое понятие потребителя и предпринимателя 7
1.2 Формы и способы защиты прав предпринимателей в отношениях с
потребителями 13
Глава 2 Основные направления защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 23
2.1 Роль и правовая функция государства в правоотношениях между
предпринимателями и потребителями 23
2.2 Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в РФ
как субъект правоотношений между потребителями и предпринимателями 30
2.3 Защита предпринимателя от злоупотребления потребителями своими
правами 37
Глава 3 Актуальные проблемы правового регулирования защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 45
3.1 Некоторые проблемы регулирования прав и интересов
предпринимателей в отношениях с потребителями 45
3.2 Анализ судебной практики по вопросам защиты прав и интересов
предпринимателей в отношениях с потребителями 53
3.3 Актуализация законодательства о защите прав потребителей 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 76
Глава 1 Общие положения о защите прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 7
1.1 Правовое понятие потребителя и предпринимателя 7
1.2 Формы и способы защиты прав предпринимателей в отношениях с
потребителями 13
Глава 2 Основные направления защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 23
2.1 Роль и правовая функция государства в правоотношениях между
предпринимателями и потребителями 23
2.2 Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в РФ
как субъект правоотношений между потребителями и предпринимателями 30
2.3 Защита предпринимателя от злоупотребления потребителями своими
правами 37
Глава 3 Актуальные проблемы правового регулирования защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями 45
3.1 Некоторые проблемы регулирования прав и интересов
предпринимателей в отношениях с потребителями 45
3.2 Анализ судебной практики по вопросам защиты прав и интересов
предпринимателей в отношениях с потребителями 53
3.3 Актуализация законодательства о защите прав потребителей 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 76
Актуальность работы. В силу особого правового статуса, предприниматели нуждаются в способах защиты, адекватных степени нарушения их прав. Защита прав предпринимателей является одной из насущных проблем, решение которой напрямую зависит от надлежащей юридической составляющей. Сложная кодификация гражданских правоотношений в сфере предпринимательской деятельности только способствует увеличению нагрузки на судебную систему, что еще раз подчеркивает нужность и своевременность для исследования данной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Неоднозначность подходов в решении отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями у судейского, научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти, повышенное внимание к проблемам потребителей как к более слабой стороне правоотношений еще больше осложняет положение предпринимателя и ставит острую необходимость в детальном изучении данной темы.
Теоретические и прикладные аспекты использования правовых механизмов по защите прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями на сегодняшний день не получили достаточно широкого освещения в специальных монографических исследованиях. Разработанность обозначенной проблематики далека от завершения из-за относительной новизны проблем, возникших во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя, и постоянного обновления законодательной базы, регулирующей данную сферу права.
Цель исследования заключается в изучении общих положений, актуальных проблем и способов решений правового регулирования защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями на основании комплексного анализа, сложившегося к настоящему времени в 3
правоприменительной практики, в сфере судебного регулирования и влияния государственного сектора при реализации своих прав предпринимателями с одной стороны и потребителями с другой, в выявлении пробелов и противоречий в судебной практике и законодательной базе при разрешении тех или иных споров с участием предпринимателей и потребителей.
Задачи исследования в связи с указанной целью являются:
• изучение правового понятия потребителя и предпринимателя;
• рассмотрение форм и способов защиты прав предпринимателей в отношениях с потребителями;
• раскрытие роли и правовой функции государства в правоотношениях между предпринимателями и потребителями;
• изучение злоупотребления правом потребителями в правоотношениях с предпринимателями;
• формулирование актуальных проблем предпринимателей в отношениях с потребителями;
• анализ судебной практики по вопросам защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями;
• формулирование предложений по совершенствованию
законодательства о защите прав потребителей.
Поставленные задачи обусловлены необходимостью
совершенствования законодательной базы, регулирующей правоотношения предпринимателей и потребителей, что представляет актуальную задачу для правовой науки, а также для законодательных и судебных органов.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в процессе взаимоотношений предпринимателей и потребителей.
Предметом исследования является гражданское законодательство, регулирующее правоотношения между предпринимателями и потребителями, отдельные проблемы защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями и способы их решения в связи с необходимостью повышения эффективности экономической деятельности и социального развития общества....
Степень разработанности темы исследования. Неоднозначность подходов в решении отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями у судейского, научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти, повышенное внимание к проблемам потребителей как к более слабой стороне правоотношений еще больше осложняет положение предпринимателя и ставит острую необходимость в детальном изучении данной темы.
Теоретические и прикладные аспекты использования правовых механизмов по защите прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями на сегодняшний день не получили достаточно широкого освещения в специальных монографических исследованиях. Разработанность обозначенной проблематики далека от завершения из-за относительной новизны проблем, возникших во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя, и постоянного обновления законодательной базы, регулирующей данную сферу права.
Цель исследования заключается в изучении общих положений, актуальных проблем и способов решений правового регулирования защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями на основании комплексного анализа, сложившегося к настоящему времени в 3
правоприменительной практики, в сфере судебного регулирования и влияния государственного сектора при реализации своих прав предпринимателями с одной стороны и потребителями с другой, в выявлении пробелов и противоречий в судебной практике и законодательной базе при разрешении тех или иных споров с участием предпринимателей и потребителей.
Задачи исследования в связи с указанной целью являются:
• изучение правового понятия потребителя и предпринимателя;
• рассмотрение форм и способов защиты прав предпринимателей в отношениях с потребителями;
• раскрытие роли и правовой функции государства в правоотношениях между предпринимателями и потребителями;
• изучение злоупотребления правом потребителями в правоотношениях с предпринимателями;
• формулирование актуальных проблем предпринимателей в отношениях с потребителями;
• анализ судебной практики по вопросам защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями;
• формулирование предложений по совершенствованию
законодательства о защите прав потребителей.
Поставленные задачи обусловлены необходимостью
совершенствования законодательной базы, регулирующей правоотношения предпринимателей и потребителей, что представляет актуальную задачу для правовой науки, а также для законодательных и судебных органов.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в процессе взаимоотношений предпринимателей и потребителей.
Предметом исследования является гражданское законодательство, регулирующее правоотношения между предпринимателями и потребителями, отдельные проблемы защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями и способы их решения в связи с необходимостью повышения эффективности экономической деятельности и социального развития общества....
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о возрастании актуальности изучения и решения отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями.
Исследование взаимоотношений предпринимателей и потребителей в правовой среде крайне обширны, в связи с чем, мы сузили круг исследуемых вопросов до отдельных проблем, складывающихся в их отношениях. При изучении данного вопроса необходимо было понять, каковы общие положения защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, а именно сами понятия главных субъектов данного исследования - потребителя и предпринимателя, рассмотрение которых немаловажно, на наш взгляд. Требовалось исследовать формы и способы защиты, которые использует предприниматель во взаимоотношениях с потребителем, при этом, выделив из всего многообразия наиболее общую классификацию форм и способов защиты прав предпринимателей, которая в полной мере проработана на основании научной литературы и действующего законодательства. Полученное исследование подробно изложено в параграфах 1.1 и 1.2 главы 1, результатом которой стало выявление необходимости в унификации правового понятия «предприниматель» в Гражданском кодексе РФ, которое будет соответствовать нынешним реалиям и нивелирует законодательное неравенство, проистекающее из Закона РФ «О защите прав потребителей», где закреплено актуальное, полное понятие «потребитель», вырисовывании отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями.
Далее была потребность в исследовании основных направлений защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, которым посвящена 2 глава.
В параграфе 2.1 была подробно изучена роль и правовая функция государства в правоотношениях между предпринимателем и потребителем, возрастание его вмешательства в предпринимательскую деятельность, рассмотрены основные государственные органы, взаимодействующие с данными субъектами, как Роспотребнадзор РФ, ФАС РФ, Прокуратура РФ, Правительство РФ, их взаимодействие, полномочия, проведение плановых и внеплановых проверок, соответствующая после их проведения ответственность предпринимателя с правом на обжалование вынесенных в его адрес постановлений государственных органов.
В параграфе 2.2 рассматривается не очевидный, но как показало наше исследование не маловажный субъект изучаемых правоотношений - уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, имеющий значительное влияние, набор прав и функций, способных в корне поменять ход решения спора, сложившегося в отношениях предпринимателя и потребителя. В ходе исследования данного параграфа нами была изучена история создания, статус, цели деятельности, полномочия, порядок рассмотрения обращений потребителей, организация взаимодействия с предпринимателем.
Параграф 2.3 был направлен на исследование одной из самых масштабных и сложных проблем в отношениях между предпринимателем и потребителем как злоупотребление правом потребителями. Было изучено понятие «злоупотребление правом», области добросовестности и недобросовестности в поведении участника гражданского оборота, группы наиболее часто встречающихся злоупотреблений правом потребителем, санкции, применяемые к предпринимателям, как взыскание неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Результатом проведенного нами исследования было предоставление способов решения отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, а именно: уменьшение функций государственных органов, оказывающих влияние на предпринимателей, законодательное уравнивание срока обжалования в суде решения, вынесенного финансовым уполномоченным, внесение изменений в обязательные требования к финансовым уполномоченным, проведение правовой кодификации п.1. ст.10 Гражданского кодекса РФ, которая не редактировалась более 10 лет, что, повысит правовую ответственность сторон....
Исследование взаимоотношений предпринимателей и потребителей в правовой среде крайне обширны, в связи с чем, мы сузили круг исследуемых вопросов до отдельных проблем, складывающихся в их отношениях. При изучении данного вопроса необходимо было понять, каковы общие положения защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, а именно сами понятия главных субъектов данного исследования - потребителя и предпринимателя, рассмотрение которых немаловажно, на наш взгляд. Требовалось исследовать формы и способы защиты, которые использует предприниматель во взаимоотношениях с потребителем, при этом, выделив из всего многообразия наиболее общую классификацию форм и способов защиты прав предпринимателей, которая в полной мере проработана на основании научной литературы и действующего законодательства. Полученное исследование подробно изложено в параграфах 1.1 и 1.2 главы 1, результатом которой стало выявление необходимости в унификации правового понятия «предприниматель» в Гражданском кодексе РФ, которое будет соответствовать нынешним реалиям и нивелирует законодательное неравенство, проистекающее из Закона РФ «О защите прав потребителей», где закреплено актуальное, полное понятие «потребитель», вырисовывании отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями.
Далее была потребность в исследовании основных направлений защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, которым посвящена 2 глава.
В параграфе 2.1 была подробно изучена роль и правовая функция государства в правоотношениях между предпринимателем и потребителем, возрастание его вмешательства в предпринимательскую деятельность, рассмотрены основные государственные органы, взаимодействующие с данными субъектами, как Роспотребнадзор РФ, ФАС РФ, Прокуратура РФ, Правительство РФ, их взаимодействие, полномочия, проведение плановых и внеплановых проверок, соответствующая после их проведения ответственность предпринимателя с правом на обжалование вынесенных в его адрес постановлений государственных органов.
В параграфе 2.2 рассматривается не очевидный, но как показало наше исследование не маловажный субъект изучаемых правоотношений - уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, имеющий значительное влияние, набор прав и функций, способных в корне поменять ход решения спора, сложившегося в отношениях предпринимателя и потребителя. В ходе исследования данного параграфа нами была изучена история создания, статус, цели деятельности, полномочия, порядок рассмотрения обращений потребителей, организация взаимодействия с предпринимателем.
Параграф 2.3 был направлен на исследование одной из самых масштабных и сложных проблем в отношениях между предпринимателем и потребителем как злоупотребление правом потребителями. Было изучено понятие «злоупотребление правом», области добросовестности и недобросовестности в поведении участника гражданского оборота, группы наиболее часто встречающихся злоупотреблений правом потребителем, санкции, применяемые к предпринимателям, как взыскание неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. Результатом проведенного нами исследования было предоставление способов решения отдельных проблем защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями, а именно: уменьшение функций государственных органов, оказывающих влияние на предпринимателей, законодательное уравнивание срока обжалования в суде решения, вынесенного финансовым уполномоченным, внесение изменений в обязательные требования к финансовым уполномоченным, проведение правовой кодификации п.1. ст.10 Гражданского кодекса РФ, которая не редактировалась более 10 лет, что, повысит правовую ответственность сторон....





