Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к разработке проблемы формирования ценности здоровья у студентов колледжа 9
1.1 Ценность здоровья как научное понятие 9
1.2 Теоретические основы формирования ценности здоровья
у студентов колледжа 22
1.3 Модель формирования ценности здоровья у студентов во
внеучебной деятельности колледжа 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценности здоровья у студентов колледжа 34
2.1 Изучение уровня сформированности ценности здоровья у
студентов колледжа 34
2.2 Содержание внеучебной деятельности по формированию
ценности здоровья у студентов Тольяттинского экономикотехнологического колледжа 40
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию
ценности здоровья у студентов колледжа 53
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Тематический план лекций по курсу «Психология здравоохранения» 79
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования системы ответственного отношения населения к своему здоровью, в основе которой - создание у населения мотивации для ведения здорового образа жизни, включая здоровое питание, снижение уровня потребления алкоголя и табака, формирование условий и мотиваций для занятия физической культурой и спортом, представленной в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года .
Индивидуальное здоровье - это богатство общества. Каждый человек в обществе должен подумать о том, как сохранить свое здоровье и быть сильным. Охрана здоровья в обществе является главной опорой на пути к цели войти в число наиболее конкурентоспособных стран.
Поскольку будущее здорового государства в руках молодых людей, формирование ценности здоровья определяет численный рост страны и духовное обновление национального самосознания. Регулярные занятия спортом, духовное возрождение самосознания, торжество просвещения, укрепление духовного бытия - все это необходимые мероприятия, служащие сохранению здоровья подрастающего поколения. И известно, что осуществление этого - формирование ценности здоровья молодежи в первую очередь возложено на социальные институты и образовательные учреждения. Поэтому в настоящее время основным требованием к учебным заведениям является подготовка предприимчивых, конкурентоспособных,
профессиональных специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющимся временам.
Анализ исследований педагогических и психологических наук и накопленного наследия научной практики показывает, что ценность здоровья способствует формированию способности молодого поколения к принятию самостоятельных решений, способности действовать самостоятельно, всестороннему его развитию. Вопрос о здоровье в системе образования сочетается с формированием ценности здоровья. Поэтому заботу о здоровье можно считать частью культуры и средством достижения ценностей, а также основой образовательного процесса.
Студенты колледжа рассматриваются как субъекты образовательного процесса, способные целенаправленно выбирать и изменять свой образ жизни и действия, изменять и пересматривать свое отношение к здоровью. Основная цель, требуемая от студентов - усвоить основные закономерности управления здоровьем на его физиологическом, психологическом и индивидуальном уровнях, овладеть возможностями формирования ценности здоровья. Опыты научно-педагогических исследований, образовательных программ и образовательного процесса в учебных заведениях показывают, что сегодня содержание, структура и уровень формирования взглядов студентов на ценность здоровья осуществляется через предмет физического воспитания, а это в само указывает на то, что этого недостаточно.
Целью концепции развития физической культуры и спорта является формирование эффективной модели государственной политики в сфере физической культуры и спорта, направленной на мобилизацию потенциала нации в спорте как объединяющем источником и главной движущей силой интенсивного развития массового спорта и спорта высших достижений. Он включает в себя очень важные аспекты, полностью связанные с понятием гуманистического направления спорта и развития творческой личности. На наш взгляд, необходимо организовать занятия в колледже таким образом, чтобы не только укреплять здоровье подрастающего поколения, но и формировать у них ценность здоровья.
Сегодня широко рассматривается формирование ценности здоровья, чтобы она стала национальной идеей в контексте духовного возрождения. Педагогика и психологические науки проводят множество исследований, уделяющих этому вопросу особое внимание. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся получили отражение в
работах А.И. Бурханова, Э.Н. Вайнера, М.Я. Виленского, Л.Б. Дыхан,
Д.А. Изуткина.
...
Результаты анализа и изучения работ по философии, педагогике, социологии, психологическим наукам, учебников и учебных программ по дисциплинам, проводимых в колледже по вопросам формирования ценности здоровья, позволило сделать следующие выводы.
Поскольку смысл вопроса о ценности здоровья студентов колледжа непосредственно связан с проблемой личности в обществе, изучение его в направлениях педагогики, психологии, медицины, физиологии, биологии позволяет глубже понять смысл понятия ценности здоровья, которое формулируется как процесс, направленный на непрерывное формирование знаний, умений и навыков в области психического, социального и духовного здоровья.
В области педагогической науки, поскольку проблема формирования ценности здоровья у молодого поколения всегда актуальна, она должна основываться на многих научных исследованиях. Эта проблема определяется историческими, социальными и национальными обоснованиями здоровьесбережения в контексте духовного возрождения.
Теоретические основы изучения педагогических явлений определяют последовательность, логику и технологию рассматриваемой проблемы. В связи с этим определяются теоретические основы ценности здоровья у студентов. Валеологический, культурологический, деятельностный и мотвационно-ценностный подходы рассматриваются как основы исследования проблемы формирования ценности здоровья. Проблема осознания ценности здоровья является не только объектом исследования педагогической науки, но и науки, развивающейся в результате взаимодействия наук медицины, физиологии, биологии и социологии, поэтому особое внимание уделяется синергетической основе.
Важным вопросом в образовательном процессе считается необходимость формирования ценности здоровья у студентов колледжа.
Воспитание в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся в процессе обучения оказывает влияние на формирование ценности в их психофизиологическом развитии. В связи с этим результаты исследования позволили определить компоненты и измерения, показатели и уровни сформированности ценности здоровья, а также определить контуры основы формирования и систематизировать их.
Модель формирования ценности здоровья позволяет обогатить мироощущение студентов, обгатить их знаниями и навыками соблюдения правил здорового образа жизни. В ходе экспериментальной работы изучены возможности образовательного процесса в формировании ценности здоровья и реализации содержания экспериментального проекта
«Здравоохранительная культура - опора национального образования» направлены на определение ее эффективных способов и методов. Данный проект направлен на определение места проблемы в формировании ценности здоровья у студентов. В то же время для поддержания сознательной жизни будет способствовать формированию навыков безопасного поведения в различных ситуациях и научит сопротивляться вредным для здоровья привычкам, расширит теоретические знания о ценности здоровья и позволит совмещать ее в повседеневной жизни.
Проблема формирования ценности здоровья у студентов колледжа ценна по своей важности и значимости в контексте запросов современного общества. Поскольку предлагаемая проблема является комплексной, многие ее направления невозможно охватить, и она требует дальнейшего совершенствования проблемы формирования ценности здоровья у студентов колледжа в образовательном процессе.
1. Айзман Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Юрайт, 2019. 281 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М. : Молодая гвардия, 1978. 191 с.
3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учебное
пособие. СПб. : БНА, 1998. 148 с.
4. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
5. Анисимов О. С. Стратегическое мышление: проблемы
достижения разумного уровня. М. : 2012. 554 с.
6. Антонов А. И. Социология семьи: Учебник. 2-е изд. М. : ИНФРА- М, 2018. 637 с.
7. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность,
механизмы, проявления. Гигиена и санитария. 2004. № 1. С.60-63
8. Асташова Н. А. Аксиологическое образование современного учителя. М. : МПСИ, 2000. 320 с.
9. Баевский P. M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М. : Медицина, 1979. 298 с.
10. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. М. : 2005. 176 с.
11. Байденко В. И. Компетентностный подход кпроектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Методическое пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
12. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента. М. : Альфа М, 2003. 352 с.
13. Бедный М. С. Демографические процессы и здоровье населения. М. : Наука, 1987. С. 163-171.
14. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. М. : 2018. 400 с.
15. Богомолова Л. В. Здоровьесохранные процессы в
общеобразовательном учреждении: содержание и перспективы. М. : «ООО ПЦентр», 2004. 214 с.
... всего 104 источника