Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста у
1.1 Приобщение к национальным традициям детей младшего
школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Педагогические условия приобщения к национальным
традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 20
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности
представлений о национальных традициях детей младшего школьного возраста 20
2.2 Реализация педагогических условий по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста
во внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 61
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 63
В современном российском обществе наблюдается яркая тенденция на изменение самого понятия русская культура, а также на отторжение детей школьного возраста от элементов русской культуры в целом. Можно констатировать, что связь поколений практически утеряна, современные дети больше привержены западной культуре, которая транслируется из всех средств массовой информации и активно рекламируется, чем культуре традиционно русской. Все это обосновывает актуальность передачи не только культурного опыта, накопленного нашими предками, но и приобщения к национальным традициям детей, начиная с начальных классов.
Проблемой приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста занимались такие авторы как: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, В.Г. Белинский, М.И. Богомолова, Т.Н. Бузаева, Е.Н. Водовозова, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие ученые.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью приобщения к
национальным традициям детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий для реализации данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста будет происходить эффективно, если:
• обогатить класс наглядным материалом, отражающим специфику национальных традиций: иллюстрациями малых фольклорных жанров, народными игрушками, предметами старины;
• разработать содержание работы по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста;
• реализовать содержание работы в ходе организации совместной деятельности педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные труды по проблеме приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста.
2. Выявить исходный уровень сформированности представлений о национальных традициях детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать педагогические условия по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования); эмпирические (педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
...
В ходе изучения теоретических основ приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста нами установлено, что традиции можно рассматривать с точки зрения их функции контроля за тем, чтобы каждый отдельно взятый человек соблюдал нормы и правила поведения того общества, к которому он принадлежит. В этом случае традиции передают опыт предыдущих поколений по поведению в той или иной жизненной ситуации. Национальные традиции - это сформировавшиеся посредством жизни и опыта многих предыдущих поколений нормы и правила морали, поведения и общения, которые прочно укоренились в сознании людей и имеют стереотипную форму. В качестве младшего школьного возраста выступает период жизни детей 6-10 лет. В данном возрасте ребенок готов обучаться в школе. Он становится личностью, т.к. осознает поведение, себя, может выполнять сравнительный анализ с иными людьми. К началу данного возраста у ребенка происходит формирование новых уровней социальных психологических качеств, происходит накопление имеющегося у него жизненного опыта.
На констатирующем этапе исследования у 45% детей можно диагностировать низкий уровень сформированности представлений о национальных традициях детей младшего школьного возраста. У детей нет представлений о русских традициях. Они не могут перечислить или описать народных праздников или игр, не знают, как выглядит национальный костюм или его составные части. Пословицы и поговорки могут вспомнить только после того, как взрослый начинает их проговаривать, и то в небольшом количестве - одну или две. Народные песни, колыбельные не знают. К теме беседы равнодушны. Дети не обладают знаниями об отличительных чертах традиций русского народа. Пословиц объяснить не могут даже после подсказки от взрослого. Дети не проявляют элементов интереса к национальным традициям, не выбирают орнамент, костюм или сувенир для друга с русскими народными элементами. Дети выполняют задания, полностью игнорируя элементы национальных традиций. Русский мотив в ходе практической деятельности отсутствует полностью, данная часть задания игнорируется детьми даже после напоминания взрослого. Тема работы и задания не интересна, творчества или воображения деть проявить не стремятся.
У 55% наблюдается средний уровень сформированности представлений о национальных традициях детей младшего школьного возраста. У детей частично диагностируются представления о русских традициях. Они не могут перечислить или описать народных праздников или игр, но знают, как выглядит национальный костюм или его составные части. Пословицы и поговорки могут вспомнить только после того, как взрослый начинает их проговаривать, вспоминает 5-6 штук. Народные песни, колыбельные знает фрагментарно. К теме беседы интерес не отличается устойчивостью, дети проявляют внимание только к ярким и необычным моментам . Дети обладают фрагментарными знаниями об отличительных чертах традиций русского народа. Могут объяснить некоторые пословицы, однако развернуто аргументировать свое мнение не в состоянии. Дети ограниченно проявляют элементы интереса к национальным традициям, не выбирают орнамент и костюм с русскими народными элементами, но делают выбор в пользу народного сувенира. Дети выполняют задания, частично игнорируя элементы национальных традиций. Русский мотив в ходе практической деятельности присутствует фрагментарно, данная часть задания игнорируется детьми до момента напоминания взрослого. Тема работы и задания в целом не интересна, творчество или воображение дети проявляют частично.
Высокого уровня нет ни у одного из детей раннего возраста.
...
1. Алиева Г. М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 22 с.
2. Басаргина А. А. Народные праздники в школе: методическое пособие. Белгород: КОНСТАНТА, 2020. 120 с.
3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания // Педагогика. 2021. № 4. С. 29-36.
4. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 192 с.
5. Букатов В. М. Традиционная крестьянская культура в жизни современных детей: метод. пособие. М.: РАО, 2019. 80 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2017. 176 с.
7. Воронина Е. В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. 2022. № 5. С. 43-45.
8. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М.: Институт практической психологии, 1996. 512 с.
9. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.: Молодая гвардия, 2019. 268 с.
10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2021. 223 с.
11. Гришин Д. М. Народные традиции в воспитании. Калуга, 2019. 108 с.
12. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2022. 27 с.
13. Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Белгород: Изд-во БелГУ, 2020. 312 с.
14. Иващенко Е. В. Приобщение младших школьников к национальным ценностям через изучение народной куклы // Начальное образование. 2022. № 4. С.21-28.
15. Карасева Е. О. Исследование отношения учащихся начальной школы к семейным ценностям // Воспитание школьников. 2021. №8. С. 52-58.
... всего 29 источников