Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основы исследования конкурентоспособности организации
на основе принципов логистики 6
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности организации 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 11
2 Оценка и анализ конкурентоспособности на основе принципов логистики
на примере ООО «Международный аэропорт Сабетта» 19
2.1 Общая и экономическая характеристика деятельности ООО
«Международный аэропорт Сабетта» 19
2.2 Анализ конкурентоспособности деятельности ООО «Международный
аэропорт Сабетта» 25
2.3 Оценка состояния логистической системы ООО «Международный
аэропорт Сабетта» 32
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО
«Международный аэропорт Сабетта» на основе принципов логистики 36
3.1 Мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности
организации на основе принципов логистики 36
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий ... 43
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Организационная структура ООО «Международный аэропорт
Сабетта» 53
Приложение Б Бухгалтркий баланс ООО «Международный аэропорт
Сабетта» 54
Приложение В Матрица БКГ ООО «Международный аэропорт Сабетта» .... 56
На современном этапе развития экономики важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности компаний. Конкурентоспособность бизнеса является основой экономического развития компании и укрепления ее позиций на рынке сбыта.
Однако существуют определенные трудности, связанные с путями повышения конкурентоспособности компании. Возрастающая интенсивность конкуренции в отрасли определяет необходимость внедрения компаниями в регионах эффективных бизнес-технологий. В настоящее время компании стараются расширить ассортимент продукции, открывая новые каналы сбыта.
Однако наличие одного или нескольких видов конкурентоспособной продукции в ассортименте компании не гарантирует успеха компании на данном рынке.
Для получения полной оценки конкурентоспособности предприятий используют не только сравнительный анализ их продукции, но и используют данные о деятельности и рынках сбыта конкурирующих предприятий.
Современный этап развития хозяйства характеризуется ориентацией на интенсификацию и повышение эффективности производства. Важнейшей задачей, стоящей перед компаниями, является расширение производства за счет совершенствования организации труда, расширения производства, улучшения качества технологических процессов и лучшего использования потенциала предприятия в условиях сильной конкуренции.
В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении ключевыми направлениями бизнеса. Внедрение современного управления логистикой в бизнес-практику позволяет повысить организационную и экономическую устойчивость компании на рынке. Использование логистической концепции - один из основных резервов снижения уровня общих затрат компании.
Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.
Объект исследования - ООО «Международный аэропорт Сабетта».
Предмет исследования - конкурентность логистических процессов предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации ООО «Международный аэропорт Сабетта» на основе принципов логистики.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты исследования конкурентоспособности организации на основе принципов логистики;
• провести анализ и оценку конкурентоспособности и логистической деятельности ООО «Международный аэропорт Сабетта»;
• разработать мероприятия по совершенствованию логистических процессов ООО «Международный аэропорт Сабетта» и провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
При написании работы использованы труды и публикации как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов и исследователей: Т.А. Башкатовой, А.И. Безрукова, Ю.А. Борко, Е.В. Галаевой, Л.И. Глухарева, С.И. Долгова, К.Б. Зуевой, Н.С. Кишилова, Н.А. Ковальского, И.Ф. Максимычева, Б.А. Мартынова, В.Е. Рыбалкина, В.Г. Шемятенкова, Ю.В. Шишкова и др.
В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования: системного и сравнительного анализа, статистические и экономико-математические методы и т.д.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список используемой литературы и используемых источников, приложения.
В первом разделе рассмотрено современное содержание терминов «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность предприятия». Из многообразия трактовок конкурентоспособности предприятия можно сделать вывод, что это понятие трактуется как способность осуществлять эффективную деятельность в условиях ограниченности экономических ресурсов за счет использования современных инновационноориентированных технологий развития, учитывающих как внутренние источники конкурентоспособность предприятия и внешние факторы.
Объектом исследования был выбран ООО «Международный аэропорт Сабетта».
ООО «Международный аэропорт Сабетта» является успешно функционирующим и стабильно развивающимся предприятием даже в условиях эпидемиологических ограничений и карантина из-за короновирусной инфекции. Основное положительное влияние на финансовохозяйственную деятельность оказывает снижение доли себестоимости в структуре валовой прибыли.
В условиях негативных явлений в экономике страны данное обстоятельство является весьма положительным и говорит о грамотных управленческих решениях со стороны руководства, оптимальной ценовой политике, правильном выборе поставщиков и партнеров.
Схема действия логистической системы ООО «Международный аэропорт Сабетта» состоит в следующем:
• от клиента в диспетчерскую службу поступает заявка на оказание услуг;
• диспетчерская служба перенаправляет эту заявку в отдел по работе с клиентами;
• отдел по работе с клиентами перенаправляет данную заявку в отдел грузоперевозок, согласуя все аспекты;
• в отделе грузоперевозок составляется и направляется заявка бригадиру отдела погрузочно-разгрузочных работ, согласуя все аспекты;
• отдел грузоперевозок осуществляет заявку и отправляет документы, подтверждающие в отдел по работе с клиентами;
• клиент оплачивает услуги грузодвижения ООО «Международный аэропорт Сабетта».
Грузы принимаются как от предприятий, так и от физических лиц. За 2020-2022 годы наблюдается увеличение грузоперевозок ООО «Международный аэропорт Сабетта», которое составило 4,3 тыс. т или 16,41% за анализируемый период. Рост грузопотока связан с повышением популярности заказов в интернет-магазинах и оптимальным сочетанием стоимости грузоперевозок и качества доставки.
Оценка состояния логистической системы ООО «Международный аэропорт Сабетта» показала высокий уровень организации логистических услуг, широкий спектр предоставляемых пассажирам и заказчикам по перевозкам грузов услуг. Однако, в связи с постоянным расширением пассажиро- и грузопотока, необходимо модернизировать и качество оказываемых логистических услуг, постоянно их совершенствовать и пополнять их перечень в соответствии с возникающими требованиями.
Повышение эффективности работы и развития предприятия во многом зависит от адекватной оценки его конкурентоспособности на рынке.
Предприятия, которые имеют хорошие конкурентные преимущества, могут повысить эффективность своего производства и увеличить прибыль от реализации продукции, и тем самым обрести стабильность и финансовую устойчивость, создавая при этом благоприятный организационный и производственный климат на предприятии.
Для повышения конкурентоспособности ООО «Международный аэропорт Сабетта» необходимо привлечь больше авиакомпаний-лоукостеров, которые являются потенциальным локомотивом для увеличения пассажиропотока в аэропорту.
Привлечение международных авиаперевозчиков является необходимым шагом для увеличения пассажиропотока. Для того, чтобы лоукостеры начали активно стремиться организовать свою работу в ООО «Международный аэропорт Сабетта» следует предоставить программу скидок, а точнее отменить для данных маршрутов некоторые тарифы, которые имеют низкую себестоимость. Для того чтобы привлечь лоукостеры в ООО «Международный аэропорт Сабетта» следует предоставить им скидку на некоторые услуги аэропорта.
ООО «Международный аэропорт Сабетта» после внедрения мероприятий превзойдет своих прямых конкурентов по ассортименту, цене, рекламной деятельности и в некоторой степени по рыночной доле. Исследуемое предприятие будет занимать по конкурентоспособности - 5 баллов.
Предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Международный аэропорт Сабетта» являются эффективными и позволят компании увеличить пассажиропоток на 40,5%. По результатам мероприятий выручка организации вырастет на 501723 тыс. руб. и составит 67176979 тыс. руб. Валовая прибыль вырастет на 93179 тыс. руб. и составит 7364719 тыс. руб. Таким образом, можно говорить об эффективности предложенных мероприятий.
1 Актуальные проблемы в сфере услуг: сб. науч. статей / Под ред. А.Б. Титова. Вып. 1-6. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. - 135 с.
2 Алексеева Л.Д. Пути обеспечения устойчивого функционирования и развития логистической системы: Автореф. дис. на соиск. учен. Степ. канд. экон. наук. - СПб.: СПбГИЭУ, 2019. - 18 с.
3 Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2020. - №18(24) - С. 4087-4102.
4 Белоусов К.Ю. Устойчивое развитие компании и корпоративная устойчивость: проблемы и интерпретации // Проблемы современной экономики. - 2021. - №4. - С. 120-123.
5 Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. - М.: КноРус, 2019. - 420 с.
6 Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов.
• СПб.: Норинт, 2019. - 1556 с.
7 Бондарь Ю. Как использовать роботов в закупках [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://cnews.ru/articles/2020-03-
05_kak_ispolzovat_robotov_v_zakupkah
8 Василенок В.Л., Круглова А.И., Алексашина Е.И., Негреева В.В., Пластунова С.А. Основные тренды цифровой логистики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - №10.
• С. 69-78.
9 Выборова Е.Н. Особенности методологии анализа и управления устойчивостью предприятия: новые тенденции // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - №20. - С. 24-30.
10 Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. - СПб.: Бизнес-пресса, 2020. - 482 с.
11 Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2020. - 734 с.
12 Евтодиева Т.Е. Логистический менеджмент в условиях цифровой парадигмы // Социально-экономические аспекты менеджмента в эпоху развития цифровых технологий: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. 30 мая 2020 г.: Воронежский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. - С. 55-59.
13 Евтодиева Т.Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики. - Самара: Самар. гос. экон. ун-т, 2019. - 168 с.
14 Евтодиева Т.Е., Полуботко А.С. Логистика в условиях цифровой экономики // Вестник РГЭУ (РИНХ). - 2020. - №1(69). - С. 35-43.
15 Зайцев Е.И. Информационные технологии в управлении эксплуатационной эффективностью автотранспорта. - СПб.: СПбГИЭА, 2020....39