Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: отделения банка «Татсоцбанк» (г. Казань).
Выборка: 25 работников банка.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1 Профессиональное самоопределение как психолого–педагогическая проблема 5
1.2 Этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения людей 10
1.3Психолого-педагогические особенности формирования профессионального самоопределения 12
1.4. Выводы к теоретическому исследованию 16
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Описание результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
Тема самоопределения личности в современном мире с каждым годом становится все более популярной. Возрастающий интерес к этому вопросу можно объяснить тем, что человек стремится максимально использовать свой потенциал, получая удовлетворение от своих действий. Чувство удовлетворенности своей деятельностью, в свою очередь, способствует росту положительных эмоций, которые являются основой для счастья.
Основанный на идеях гуманистической психологии эвдемонистический подход представляет самоопределение как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни. Следует отметить, что события, не приводящие к получению удовольствия, могут способствовать достижению субъективного благополучия в связи с осознанием человеком своих жизненных целей, повышением осмысленности жизни, появлением способности к сопереживанию.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, человек в условиях современного мира испытывает потребность в самоопределении в разных сферах жизнедеятельности, а с другой, отсутствием в настоящее время комплексных, научно обоснованных знаний о личностной детерминированности и правильности самоопределения.
Объект исследования: психологическое развитие личности.
Предмет исследования: проблемы самоопределения личности в современном мире.
Цель исследования – изучить изменения карьерного самоопределения личности в ходе тренинговой деятельности на примере работников банковской сферы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ профессионального самоопределения в качестве психолого-педагогического явления.
2. Выявить этапы профессионального самоопределения.
3. Определить особенности профессионального самоопределения.
4. Установить влияние тренинговой деятельности на карьерное самоопределение личности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение тренинговой деятельности приведёт к изменениям карьерного самоопределения личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др); концепции профессионального развития и самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования - анализ научной, научно-методической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования; анализ и обобщение психолого-педагогического опыта. Эмпирические методы исследования – тестирование, анкетирование, опрос. Для обработки результатов применялись методы математической статистики.
База исследования. Отделение банка «Татсоцбанк», г. Казань, ул. Минская, д.1.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов для повышения результативности процесса профессионального самоопределения личности в различных сферах деятельности. Также в данной работе охарактеризованы этапы и факторы, влияющие на качество развития профессионального самоопределения личности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы из 35 источников, приложения. В курсовой работе имеется 4 таблицы и 3 рисунка. Общее количество страниц данной курсовой работы составляет 42 страницы.
Процесс профессионального самоопределения в контексте развития личности подразумевает учет таких понятий, как актуальная перспектива, актуальный план и время. Также следует отметить, что важными аспектами изучения этапов профессионального самоопределения работников являются их активность и субъективная позиция, которые значительно влияют на успех их действий. Результатом формирования этих аспектов является осознанное выбор профессии и подготовка к ней. Оценка уровня субъектной активности становится значимым элементом данного процесса. Процесс профессионального самоопределения может быть разделен на несколько этапов. Первый этап, названный «активным поиском», представляет собой период поиска и выбора пути в жизни. Второй этап связан с осознанием цели и ее значимости для общества со стороны личности. Третий этап предполагает воплощение жизненных ценностей в профессиональном развитии индивида. Таким образом, можно отметить, что характер профессионального самоопределения сильно зависит не только от индивидуальных предпочтений, но и от влияния определенных людей в жизни человека. Родители, сверстники, коллеги и психологи находятся в числе тех, кто оказывает значительное воздействие на принятие важных жизненных решений, включая выбор профессии. Действительно, часто именно они играют определяющую роль в процессе определения собственных карьерных путей.
В эмпирическом исследовании возможностей психологического сопровождения профессионального самоопределения мы решили задачи, поставленные для доказательства выдвинутой гипотезы. Мы произвели подборку диагностического инструментария для выявления интересов, склонностей, профессиональных ориентаций, мотивов и определения уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению и провели психодиагностическое исследование особенностей профессионального самоопределения на констатирующем этапе эмпирического исследования. Мы разработали программу тренинга профессионального самоопределения, направленную на активизацию основных структурных компонентов профессионального самоопределения, с учетом данных, полученных в ходе психодиагностики. Мы реализовали программу психологического сопровождения профессионального самоопределения и проверили результаты реализации на контрольном этапе эмпирического исследования.
Результаты реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения соответствуют определенным нами критериям эффективности. На контрольном этапе исследования мы выявили статистически значимое повышение уровня готовности к профессии и статистически значимое повышение показателей внутренней мотивации.
Анализируя результаты эмпирического исследования, мы сделали вывод о том, что задачи профессионального самоопределения на этапе оптации, состоящие в выявлении профессиональных интересов, склонностей, профессиональной направленности, определение целей и мотивов профессионального развития, были решены.
В процессе решения этих задач психологическое сопровождение профессионального самоопределения успешно способствовало достижению цели профессионального самоопределения на данном этапе профессионального развития: формированию психологической готовности к работе. Кроме того, повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение самочувствия, активности, настроения и социальной адаптации будет способствовать эффективности работы работников банка и содействовать их карьерному росту и продвижению.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что профессиональное самоопределение определяется психологической готовностью к профессии, а мероприятия психологического тренинга могут повлиять на деловое и творческое отношение к профессии, что проявляется в повышении уровня готовности к профессии и повышении уровня деловой и творческой мотивации профессии, подтвердилась.
1. Авилов А. Концепция рефлексивного управления: как оценить кандидата в руководители // Кадровик. –2017. - №12. – С. 6-16.
2. Артемьев А.В., // Минаков В.Ф., Макарчук Т.А. / Управление обучением персонала коммерческого банка: эффекты синергии // Статистика и Экономика.- 2018. -№ 3. - С. 11-15.
3. Балганова Е.В. Инновационные подходы к профессиональному обучению менеджеров по персоналу // Инновационные технологии управления персоналом Сборник статей участников Всероссийской научнопрактической конференции.– 2017. - С. 94- 100.
4. Белых С.Ю., Нефедьева Е.В. Обучение персонала как элемент мотивационного механизма на предприятии // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. № 16 (195). С. 61-68. 6. Большаков А.С. // Современный менеджмент: теория и практика: учебник 3-е изд./ А.С. Большаков; Высший менеджмент СПб. – СПб.: Издво СПбГУ, 2016.
5. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: Личност. аспект: диссертация доктора психологических наук: 19.00.07. – Москва, 1995. – 411 с.
6. Боссиди Л. // Искусство результативного управления: книга / Л. Боссиди, Р. Чаран. М.- М : Изд-во «Добрая книга», 2016. - 288 с.
7. Васильев Д.И. // Соотношение понятий развития персонала и стратегии управления персоналом в банке / Д.И. Васильев // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 (65). С. 73-80.
8. Вершкова С.В. // Менеджмент: учебное пособие для сред. спец. учебных заведений экономического профиля / С.В.Вершкова. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2015. - 256 с.
9. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала: учебник. – СПб.: Речь, 2017. – 128 c.
10. Галенко В.П., // Страхова О.А., Файбушевич С.И., / Управление персоналом и эффективность предприятий : учебное пособие / Под ред. В.П. Галенко. - М.: Изд-во «Дело», 2015. – 147с.
11. Гречко Н.М. // Современные особенности управления трудовыми ресурсами предприятий банковской сферы / Н.М. Гречко. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2017. - 25 с.
12. Грязнова Е.Р. // Коучинг в системе инновационных методов обучения персонала / Е.Р. Грязнова, Ю.А. Борщева // Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции "Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке." 2016. С. 44-50.
13. Дубиненкова Е.Н. // Техники подбора персонала. Искусство находить лучших: психологический тренинг. – Изд.: Речь, 2018. – 176 с.
14. Дырин С. // Управление персоналом: от кадрового подхода – к многоаспектном / С. Дырин // Кадровик. – 2017. - №9. – С. 5-10.
15. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 256 с.
16. Зеер, Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 194 с.
17. Истомина С. В. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников. // Начальная школа плюс. — 2018. — № 1. — С.35-38.
18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
19. Колесников И.А. Пофессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2017. - № 31. - С. 71-76.
20. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психологапрактика. // М: Пер Сэ, 2017. – 464 с.
21. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 38 с.
22. Котова Л. // Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом / Л. Котова // Кадровик. – 2017. - №12. – С. 44-50.
23. Кошелева Ю. / Архипов, М. // Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов // Управление персоналом. – 2017. - №16. – С. 12-34.
24. Красноженова Г.Ф., // Симонин П.В. / Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. – С. 258.
25. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–65.
26. Лосев А.С. // Повышение эффективности обслуживания в отделениях банка / А.С. Лосев // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 4 (43). С. 195-200.
27. М.И. Магура, М.Б. // Курбатова, Обучение персонала как конкурентное преимущество: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Журнал «Управление персоналом», 2017. – 216 с.
28. М.И. Магура, М.Б. Курбатова, // Организация обучения персонала компании: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Журнал "Управление персоналом", 2015. – 7-8 с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность. – 3-е изд. Пер. с англ. / А. Маслоу. –СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
30. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28–38.
31. Овсянкина Т.С. Обучение и развитие персонала как способ нематериального стимулирования / Т.С. Овсянкина, М.А. Канцеляристова, А.В. Коваленко // Экономика устойчивого развития. 2016. № 2. С. 270-274.
32. Одегов Ю. // Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов // Кадровик. – 2019. - №2. – С.82-90.
33. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе // Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С.22-25.
34. Пьянкова, Л.А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения / Вестник Сибирского государственного индустриального университета – 2021. № 1 (35) – с. 48-53.
35. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие / Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. – 112 с.