Изменение карьерного самоопределения личности в ходе тренинговой деятельности
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: отделения банка «Татсоцбанк» (г. Казань).
Выборка: 25 работников банка.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1 Профессиональное самоопределение как психолого–педагогическая проблема 5
1.2 Этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения людей 10
1.3Психолого-педагогические особенности формирования профессионального самоопределения 12
1.4. Выводы к теоретическому исследованию 16
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Описание результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
База исследование: отделения банка «Татсоцбанк» (г. Казань).
Выборка: 25 работников банка.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1 Профессиональное самоопределение как психолого–педагогическая проблема 5
1.2 Этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения людей 10
1.3Психолого-педагогические особенности формирования профессионального самоопределения 12
1.4. Выводы к теоретическому исследованию 16
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Описание результатов исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
Тема самоопределения личности в современном мире с каждым годом становится все более популярной. Возрастающий интерес к этому вопросу можно объяснить тем, что человек стремится максимально использовать свой потенциал, получая удовлетворение от своих действий. Чувство удовлетворенности своей деятельностью, в свою очередь, способствует росту положительных эмоций, которые являются основой для счастья.
Основанный на идеях гуманистической психологии эвдемонистический подход представляет самоопределение как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни. Следует отметить, что события, не приводящие к получению удовольствия, могут способствовать достижению субъективного благополучия в связи с осознанием человеком своих жизненных целей, повышением осмысленности жизни, появлением способности к сопереживанию.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, человек в условиях современного мира испытывает потребность в самоопределении в разных сферах жизнедеятельности, а с другой, отсутствием в настоящее время комплексных, научно обоснованных знаний о личностной детерминированности и правильности самоопределения.
Объект исследования: психологическое развитие личности.
Предмет исследования: проблемы самоопределения личности в современном мире.
Цель исследования – изучить изменения карьерного самоопределения личности в ходе тренинговой деятельности на примере работников банковской сферы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ профессионального самоопределения в качестве психолого-педагогического явления.
2. Выявить этапы профессионального самоопределения.
3. Определить особенности профессионального самоопределения.
4. Установить влияние тренинговой деятельности на карьерное самоопределение личности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение тренинговой деятельности приведёт к изменениям карьерного самоопределения личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др); концепции профессионального развития и самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования - анализ научной, научно-методической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования; анализ и обобщение психолого-педагогического опыта. Эмпирические методы исследования – тестирование, анкетирование, опрос. Для обработки результатов применялись методы математической статистики.
База исследования. Отделение банка «Татсоцбанк», г. Казань, ул. Минская, д.1.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов для повышения результативности процесса профессионального самоопределения личности в различных сферах деятельности. Также в данной работе охарактеризованы этапы и факторы, влияющие на качество развития профессионального самоопределения личности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы из 35 источников, приложения. В курсовой работе имеется 4 таблицы и 3 рисунка. Общее количество страниц данной курсовой работы составляет 42 страницы.
Основанный на идеях гуманистической психологии эвдемонистический подход представляет самоопределение как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни. Следует отметить, что события, не приводящие к получению удовольствия, могут способствовать достижению субъективного благополучия в связи с осознанием человеком своих жизненных целей, повышением осмысленности жизни, появлением способности к сопереживанию.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, человек в условиях современного мира испытывает потребность в самоопределении в разных сферах жизнедеятельности, а с другой, отсутствием в настоящее время комплексных, научно обоснованных знаний о личностной детерминированности и правильности самоопределения.
Объект исследования: психологическое развитие личности.
Предмет исследования: проблемы самоопределения личности в современном мире.
Цель исследования – изучить изменения карьерного самоопределения личности в ходе тренинговой деятельности на примере работников банковской сферы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ профессионального самоопределения в качестве психолого-педагогического явления.
2. Выявить этапы профессионального самоопределения.
3. Определить особенности профессионального самоопределения.
4. Установить влияние тренинговой деятельности на карьерное самоопределение личности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение тренинговой деятельности приведёт к изменениям карьерного самоопределения личности.
Теоретико-методологическая основа исследования: теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др); концепции профессионального развития и самоопределения личности (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования - анализ научной, научно-методической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования; анализ и обобщение психолого-педагогического опыта. Эмпирические методы исследования – тестирование, анкетирование, опрос. Для обработки результатов применялись методы математической статистики.
База исследования. Отделение банка «Татсоцбанк», г. Казань, ул. Минская, д.1.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов для повышения результативности процесса профессионального самоопределения личности в различных сферах деятельности. Также в данной работе охарактеризованы этапы и факторы, влияющие на качество развития профессионального самоопределения личности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы из 35 источников, приложения. В курсовой работе имеется 4 таблицы и 3 рисунка. Общее количество страниц данной курсовой работы составляет 42 страницы.
Процесс профессионального самоопределения в контексте развития личности подразумевает учет таких понятий, как актуальная перспектива, актуальный план и время. Также следует отметить, что важными аспектами изучения этапов профессионального самоопределения работников являются их активность и субъективная позиция, которые значительно влияют на успех их действий. Результатом формирования этих аспектов является осознанное выбор профессии и подготовка к ней. Оценка уровня субъектной активности становится значимым элементом данного процесса. Процесс профессионального самоопределения может быть разделен на несколько этапов. Первый этап, названный «активным поиском», представляет собой период поиска и выбора пути в жизни. Второй этап связан с осознанием цели и ее значимости для общества со стороны личности. Третий этап предполагает воплощение жизненных ценностей в профессиональном развитии индивида. Таким образом, можно отметить, что характер профессионального самоопределения сильно зависит не только от индивидуальных предпочтений, но и от влияния определенных людей в жизни человека. Родители, сверстники, коллеги и психологи находятся в числе тех, кто оказывает значительное воздействие на принятие важных жизненных решений, включая выбор профессии. Действительно, часто именно они играют определяющую роль в процессе определения собственных карьерных путей.
В эмпирическом исследовании возможностей психологического сопровождения профессионального самоопределения мы решили задачи, поставленные для доказательства выдвинутой гипотезы. Мы произвели подборку диагностического инструментария для выявления интересов, склонностей, профессиональных ориентаций, мотивов и определения уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению и провели психодиагностическое исследование особенностей профессионального самоопределения на констатирующем этапе эмпирического исследования. Мы разработали программу тренинга профессионального самоопределения, направленную на активизацию основных структурных компонентов профессионального самоопределения, с учетом данных, полученных в ходе психодиагностики. Мы реализовали программу психологического сопровождения профессионального самоопределения и проверили результаты реализации на контрольном этапе эмпирического исследования.
Результаты реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения соответствуют определенным нами критериям эффективности. На контрольном этапе исследования мы выявили статистически значимое повышение уровня готовности к профессии и статистически значимое повышение показателей внутренней мотивации.
Анализируя результаты эмпирического исследования, мы сделали вывод о том, что задачи профессионального самоопределения на этапе оптации, состоящие в выявлении профессиональных интересов, склонностей, профессиональной направленности, определение целей и мотивов профессионального развития, были решены.
В процессе решения этих задач психологическое сопровождение профессионального самоопределения успешно способствовало достижению цели профессионального самоопределения на данном этапе профессионального развития: формированию психологической готовности к работе. Кроме того, повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение самочувствия, активности, настроения и социальной адаптации будет способствовать эффективности работы работников банка и содействовать их карьерному росту и продвижению.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что профессиональное самоопределение определяется психологической готовностью к профессии, а мероприятия психологического тренинга могут повлиять на деловое и творческое отношение к профессии, что проявляется в повышении уровня готовности к профессии и повышении уровня деловой и творческой мотивации профессии, подтвердилась.
В эмпирическом исследовании возможностей психологического сопровождения профессионального самоопределения мы решили задачи, поставленные для доказательства выдвинутой гипотезы. Мы произвели подборку диагностического инструментария для выявления интересов, склонностей, профессиональных ориентаций, мотивов и определения уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению и провели психодиагностическое исследование особенностей профессионального самоопределения на констатирующем этапе эмпирического исследования. Мы разработали программу тренинга профессионального самоопределения, направленную на активизацию основных структурных компонентов профессионального самоопределения, с учетом данных, полученных в ходе психодиагностики. Мы реализовали программу психологического сопровождения профессионального самоопределения и проверили результаты реализации на контрольном этапе эмпирического исследования.
Результаты реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения соответствуют определенным нами критериям эффективности. На контрольном этапе исследования мы выявили статистически значимое повышение уровня готовности к профессии и статистически значимое повышение показателей внутренней мотивации.
Анализируя результаты эмпирического исследования, мы сделали вывод о том, что задачи профессионального самоопределения на этапе оптации, состоящие в выявлении профессиональных интересов, склонностей, профессиональной направленности, определение целей и мотивов профессионального развития, были решены.
В процессе решения этих задач психологическое сопровождение профессионального самоопределения успешно способствовало достижению цели профессионального самоопределения на данном этапе профессионального развития: формированию психологической готовности к работе. Кроме того, повышение уровня стрессоустойчивости, улучшение самочувствия, активности, настроения и социальной адаптации будет способствовать эффективности работы работников банка и содействовать их карьерному росту и продвижению.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что профессиональное самоопределение определяется психологической готовностью к профессии, а мероприятия психологического тренинга могут повлиять на деловое и творческое отношение к профессии, что проявляется в повышении уровня готовности к профессии и повышении уровня деловой и творческой мотивации профессии, подтвердилась.
Подобные работы
- Психологическая коррекция профессионального самоопределения в юношеском возрасте (Психологическая коррекция, Магнитогорский государственный технический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССЕСМЕНТА РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ БАНКОВСКИХ СТРУКТУР (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Информированность студентов о курсах повышения квалификации как формы дополнительного платного образования (на примере исследования обучающихся в магистратуре АлтГУ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018



