Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала 6
1.1Понятие, сущность, цели и принципы нематериальной мотивации персонала 6
1.2 Основные направления совершенствования системы нематериальной мотивации персонала 12
2 Анализ системы нематериальной мотивации персонала ООО «КЭР» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «КЭР» 18
2.2 Оценка системы нематериальной мотивации персонала ООО «КЭР» .. 24
3 Мероприятия для совершенствования нематериальной мотивации
персонала ООО «КЭР» 32
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию нематериальной
мотивации ООО «КЭР» 32
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий .. 36
Заключение 41
Список используемой литературы и используемых источников 43
Приложение А_Отчет о финансовых результатах ООО «КЭР» за 2021-2022 гг
46
Приложение Б_Отчет о финансовых результатах ООО «КЭР» за 2020-2021 гг.
48
Приложение В_ Анкета для анализа нематериальной мотивации ООО «КЭР»
50
Актуальность темы исследования обуславливается нестабильным состоянием экономики страны, когда большинство предприятий ищут максимально эффективные пути развития в высокой конкурентной среде. Кроме финансовых и производственных аспектов деятельности компании, ведущее место занимает процесс управления персоналом. Это объясняется тем, что основную ценность предприятия, услуги и продукцию создаются именно сотрудникам. Стоит отметить, что для повышения эффективности работы сотрудников фундаментальным инструментом является мотивация персонала. Основополагающая цель любой мотивации персонала создать такие условия деятельности, чтобы сотрудники организации полностью раскрыли свой трудовой и профессиональный потенциал, что в конечном итоге отразится на финансовые показатели деятельности компании. Главная задача мотивации - побудить работника максимально качественно исполнять свою работу в соответствии с должностной инструкции и другими внутренними документами организации.
Кроме материальной мотивации, большое значение в продуктивности работы персонала играет и нематериальная мотивация, которая способствует созданию комфортной обстановки рабочего места, дружеских отношений в коллективе и повышает лояльность сотрудников к компании.
Предметом исследования в работе выступает процесс анализа нематериальной мотивации трудовых ресурсов предприятия.
Объект исследования - ООО «КЭР».
Целью написания работы является формирование практических рекомендаций в области совершенствования нематериальной мотивации сотрудников ООО «КЭР».
Достижение поставленной цели возможно на основе решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- оценить систему нематериальной мотивации персонала ООО «КЭР»;
- разработать мероприятия по совершенствованию нематериальной мотивации ООО «КЭР»;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, дедукция, индукция и конкретизация.
Теоретической базой для написания работы послужили труды таких исследователей как: М.С. Егоровой, Н.С. Зоткиной, И.А. Ивановой, А.Я. Кибанова и другие.
Фактической базой исследования послужили информационные материалы деятельности выбранного предприятия.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения сформированных рекомендаций в деятельности анализируемого предприятия, а также предприятиях машиностроения с целью совершенствования нематериальной мотивации трудовых ресурсов предприятия.
Работа включает в себя введение, в котором определены основные аспекты исследования - цели, задачи, объект предмет, методология, информационная база; три раздела, в которых последовательно решаются поставленные выше задачи; заключение с итогами проведенного исследования, списка исследуемых источников.
Работа включает в себя 55 страниц, 14 рисунков, 7 таблиц с аналитическими материалами, 29 источника.
В процессе написания работы были изучены теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала. Проводя оценку персонала перед разработкой мотивационной программы, можно выявить сегодняшние потребности сотрудников, и на их основе создать максимально эффективную мотивационную систему, которая будет направлена на увеличении работоспособности работников и повышения прибыльности компании.
Таким образом, если использовать краткое описание термина, то можно сказать, что нематериальная мотивация заключается в покрытии потребностей, интересов и ожиданий сотрудников путем создания максимально комфортных условий для трудовой деятельности и профессионального развития.
По технико-экономической характеристике ООО «КЭР» было выявлено, что объект исследования является одним из ведущим предприятием Забайкальского края, специализирующееся на ремонте энергетического оборудования и изготовлении нестандартного оборудования на предприятиях энергосистемы, объектах нефтепереработки и нефтехимической промышленности. ООО «КЭР» имеет устойчивое финансовое положение, получает прибыль в результате своей деятельности, которая за последний отчетный период увеличилась в 4 раза.
Проанализировав систему нематериальной мотивации на ООО «КЭР» можно указать на следующие ее проблемы:
- «неудовлетворенность сотрудников обучением и отсутствием возможности повышения квалификации;
- отсутствие качественного социального пакета;
- оборудование зоны отдыха не отвечает современным требованиям;
- отсутствие корпоративных мероприятий.
Для решения выявленных проблем было предложено несколько мероприятий. Мероприятие 1 - мероприятия по проведению обучения персонала организации.
Мероприятие 2 - Разработка социального пакета. Была разработана градация полисов дополнительного медицинского страхования. А также предоставление дополнительных дней отгула в особо значимые для сотрудника даты.
Мероприятие 3 - Организация зоны отдыха. Создаётся с целью предоставления места и времени для отдыха сотрудников.
Мероприятие 4. Проведение корпоративных мероприятий.
Выручка после реализации мероприятий увеличится на 3,4%, а себестоимость продукции снизится на 1,95%. Чистая прибыль компании увеличится на 14,8% после внедрения предложенных мероприятий.
Среднесписочная численность персонала ООО «КЭР» после внедрения мероприятий увеличится на 2,7% или 2 человека. Количество принятого персонала ООО «КЭР» увеличится на 50%; после внедрения предложенных мероприятий. Количество уволенных сотрудников ООО «КЭР» сократится на 50%.
Все коэффициенты, характеризующие движения персонала в ООО «КЭР» после внедрения предложенных мероприятий улучшатся, а именно: коэффициент общего оборота сократится на 21,7%, коэффициент по приему увеличится на 92,8%, коэффициент по выбытию сократится на 50,9%, коэффициент постоянство кадров увеличится на 1,6%, текучесть кадров сократится на 69,0%.
Предложенные мероприятия для ООО «КЭР» по нематериальному стимулированию имеют не только экономический эффект, но повышают эффективность по управлению персонала, что отражается в движении рабочей силы, поэтому рекомендуются к реализации.
1. Абакумова, Н. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / Н. Н. Абакумова. Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 234 с.
2. Беседина, О. И. Инновационные методы в кадровой политике / О.И. Беседина, Д.И. Зновенко, Е.В. Малахова // Экономика. Менеджмент. Инновации. 2019. №1(19). С. 3-10.
3. Джонсон, У. Команда А: модель обучения и мотивации для профессионального роста ваших сотрудников / Уитни Джонсон; пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2020. 221 с.
4. Егорова, М. С., Пищальников, И. Г. Трудовые ресурсы предприятия: оценка потребности и эффективности использования // Молодой ученый. 2018. №9. С. 586-589.
5. Зоткина, Н. С. Трудовая мотивация персонала: критерии и методы оценки: монография / Н. С. Зоткина, М. С. Гусарова, А. В. Копытова. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. 178 c.
6. Иванова И. А., Камнева Е. В., Кохова И. А. [и др.] Система оценки персонала в организации: учебник /; под редакцией М. В. Полевой. Москва: Прометей, 2019. 280 c.
7. Иванова С. В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / С. В. Иванова. 8-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2019. 288 c.
8. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010. 524с.
9. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
10. Королева, Л. А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л. А. Королева. 2-е изд. Челябинск, Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 376 c.
11. Кошелев, А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала / А. Н. Кошелев. 4-е изд. Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2021. 224 c.
12. Кузьминов, А. В. Управление персоналом организации: методическое пособие / А. В. Кузьминов. Симферополь: Университет экономики и управления, 2019. 135 c.
13. Козлов, А. И. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда//Управление персоналом. 2018. № 9. С. 49-52
14. Назаренко А.В., Д. В. Запорожец, О. С. Звягинцева [и др.]. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2018. 116 с.
15. О.И. Беседина, Д.И. Зновенко, Е.В. Малахова // Экономика. Менеджмент. Инновации. 2019. №1(19). С. 3-10.
...
29 источников