Введение 3
Глава 1. Основная позиция мировых СМИ и общественно-политических кругов по проблеме «Северного потока – 2». 12
1.1 Противоречия в освещении мировыми СМИ проекта «Северный поток – 2». 12
1.2 Позиция официальных лиц государств и экспертов по вопросу «Северного потока – 2». 23
Глава 2. Коммерческая составляющая проекта «Северный поток – 2» и его выгоды для России и Германии. 34
2.1 Значение «Северного потока – 2» как коммерческого проекта для России в условиях энергетического диалога с Европейским союзом. 34
2.2 Экономическая значимость и коммерческие выгоды проекта «Северный поток – 2» для энергетики Германии. 41
2.3 Дискуссии о разногласиях по поводу проекта в европейских структурах. 49
Глава 3. Проблемы общественного восприятия «Северного потока – 2» в вопросе экологической безопасности. 55
3.1. Препятствия в согласовании проекта «Северный поток – 2» в рамках европейских климатических норм. 55
3.2. Реакция международных природозащитных организаций на реализацию проекта «Северный поток – 2». 59
3.3. Дискуссии противников и сторонников проекта «Северный поток – 2» по экологической составляющей проекта. 62
Заключение. 65
Список использованных источников и литературы: 69
За последние несколько лет мировой энергетический рынок пережил значительную трансформацию во многих аспектах данной отрасли. В области правового регулирования, экологических мероприятий и геополитического измерения произошли многочисленные изменения.
До недавнего времени мировой рынок энергоресурсов зависел от экономических факторов на 90% и от политических – на 10%. На данный момент геополитические параметры доминируют и в большей степени оказывают влияние на функционирование энергетической отрасли. Геополитика влияет на развитие и строительство инфраструктуры, транспортировку нефти и газа, спрос и предложение, а также реализацию новых газопроводных проектов, включая «Северный поток — 2».
Газопровод является магистральным маршрутом из России в Германию через Балтийское море и затрагивает исключительные экономические зоны еще трех стран: Финляндии, Дании и Швеции. Представляет собой расширение трубопровода «Северный поток», пропускная способность ниток второго проекта составляет 55 млрд м³ газа в год. Данная инициатива имеет большое значение для российской экономики. Проект позволит обеспечить более безопасные поставки газа и увеличить их объемы. Также это может послужить первым шагом к установлению более тесного отраслевого диалога и последующему развитию сотрудничества.
Для ЕС всегда важной задачей являлось поддержание диверсификации источников энергоресурсов и забота об энергетической безопасности. Проводится последовательная политика развития единого конкурентного рынка газа. В рамках либерализации рынка в мае 2019 года вступила в силу измененная Газовая директива ЕС. Большое значение в ней приобретает Третий энергетический пакет , который напрямую влияет на имплементацию проекта «Северный поток – 2». Он предполагает антимонопольные ограничения для поставщиков газа и электроэнергии, владеющих трубопроводами и различными линиями электропередач (ЛЭП). В данной инициативе прослеживается попытка стимулирования рыночной конкуренции и тенденция к созданию единой европейской энергосети, которая имеет национальный и общеевропейский уровень.
Соответственно, изменения в правовой области регулирования европейских энергетических отношений оказывают значительное влияние на функционирование всей системы российско-европейского сотрудничества, современное состояние которой неоднозначно.
Необходимость выстраивания общей линии взаимодействия, перехода от стратегического дисбаланса к построению общего энергетического пространства с функционирующей, развитой инфраструктурой, конкурентными рынками и системный политический диалог определяют важность исследований в области энергетического сотрудничества России и ЕС.
Из основного энергетического партнера Российская Федерация превратилась для ЕС в стратегический вызов и определяется в качестве угрозы европейской безопасности. Отношения России и стран Балтийского региона можно охарактеризовать термином «прохладная война». В большей степени это связано с событиями на Украине и последующим присоединением Крыма к России. Данный процесс считается большинством европейских стран нелигитимным и осуждается. Делаются различные предположения об амбициях Российской Федерации, угрожающих безопасности Европы. Деятельность страны в конфликте в Сирии также подвергается критике, и в целом политика Кремля воспринимается как «жесткая» и агрессивная.
Тем не менее, стороны пытаются приспособиться к изменившимся условиям в динамично меняющейся международной обстановке, что обуславливается их обоюдной зависимостью от поставок газа.
Одной из преград для реализации проекта становится растущая озабоченность мировой общественности об экологическом благополучии планеты, что заставляет европейские страны трансформировать свою энергетическую отрасль в более безопасную для окружающей среды.
Германия одна из первых стран ЕС начала переход от преимущественно углеводородной к экологически ответственной энергетике, в том числе и развитию возобновляемых источников энергии, при переходе на которые, тем не менее, потребность в газе не станет меньше. Неоднократно представители федерального правительства указывали на необходимость увеличения поставок природного газа с целью получить из него водород для покрытия потребности ФРГ в энергии. Это необходимо для выполнения Германией своих обязательств по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.
Экологическая безопасность «Северного потока – 2» является инструментом влияния стран-противников проекта на общественное мнение с целью остановить строительство газопровода по причине его несоответствия экологическим требованиям. В заявлениях различных представителей власти и в средствах массовой информации СП – 2 часто представляется как угроза окружающей середе, а значит, не может соответствовать экологическим принципам Европейского Союза.
Политизация многих областей сотрудничества затронула и энергетический сектор взаимоотношений России ее европейских партнеров. Как никогда актуальным является высказывание Г. Киссинджера: «Вы никогда не можете проводить энергетическую политику как чисто экономическое дело. С самого начала она являлась предметом внешней политики». Иными словами, всё, что касается энергетики, имеет не только экономическое, но и геополитическое значение.
В СМИ и общественно-политических кругах ряда стран Запада развернулась яростная информационная война «не на жизнь, а на смерть» с целью не допустить реализации «Северного потока – 2» с использованием в основном не экономических, а геополитических аргументов.
Это негативно влияет на торгово-экономические связи между Россией и Европой. Некоторые исследователи, как например Жизнин С.З. и Тимохов В.М. возлагали надежды на данный проект как импульс к дальнейшему развитию сотрудничества и смягчению военной напряженности между НАТО и Россией в Балтийском регионе на основе взаимодействия в сфере газовых поставок.
Россия и Европейский Союз, где в большей степени Германия, продолжают оставаться основными партнерами в области энергетического сотрудничества. Инициатива «Северного потока – 2» является попыткой укрепить уже существующие связи. Но активная деятельность общественно-политических кругов и различных средств массовой информации привела к политизации проекта и неоднозначной реакции на него мировой общественности. Представляется важным рассмотрение публикаций мировых масс-медиа и заявления официальных лиц государств и экспертов в области международных отношений для составления общей картины восприятия проекта в странах, прямо или косвенно задействованных в реализации «Северного потока – 2».
«Северный поток – 2» рассматривается в работе как коммерческий проект, чем он изначально и является, и его выгоды для России и Германии. Насколько он соответствует экономическим интересам немецкого и российского бизнеса и его влияние на развитие энергетического взаимодействия этих государств.
Проблема «Северного потока – 2» на данном этапе стоит очень остро, проект остается предметом борьбы между его сторонниками и противниками. Точные сроки реализации остаются под вопросом, ввод трубопровода в эксплуатацию откладывается на неопределенное время. Влияние на проект коронавирусной инфекции (COVID–19) и мирового экономического кризиса в данной работе не рассматривается, так как их последствия для СП – 2 не ясны.
Хронологические рамки исследования взяты с учетом начала основных разногласий по реализации проекта, когда на проблеме «Северного потока – 2» стали сказываться события в отношениях России и ЕС 2014 года, и до настоящего времени. В этой связи, для анализа были выбраны события с 2015 по 2020 гг, которые включают в себя основные моменты реализации «Северного потока – 2»: новая газовая директива ЕС и третий энергетический пакет, разногласия по поводу газопровода в Европейской Комиссии и инициативы Польши по его блокировке, получение согласия Дании на строительство, введение американских санкций.
Таким образом, актуальность работы состоит, во-первых, в том, что вопрос «Северного потока – 2» является одним из основных пунктов внешней политики России на современном этапе и привлекает к себе огромное внимание всей мировой общественности. Проект составляет повестку дня не только в России, но и на международном уровне. Споры по данной проблеме не утихают, что говорит о насущности темы и ее востребованности.
Во-вторых, последние десятилетия сфера энергетики является одной из самых важных областей сотрудничества между государствами. Энергетическая безопасность относится к области национальных интересов любого государства. Некоторые страны и общественно-политические деятели воспринимают «Северный поток – 2» в качестве угрозы энергетической безопасности Европейского Союза. Необходимо рассмотреть аргументы сторонников и противников именно экономического характера данного проекта, чтобы отделить полемику и политический интерес от реальных целей и задач российско-германской инициативы.
В-третьих, отношения России и ЕС претерпели за последнее время множество изменений. Актуальность исследования правового регулирования также стоит довольно остро, так как ЕС неоднократно заявлял о необходимости подчинения второго северного потока праву ЕС и его обязательному соответствию ключевым принципам Энергетического союза. Отсутствие политического единства среди европейских стран в отношении проекта и России в целом создает отдельный вопрос для научного исследования.
В-четвертых, повсеместная трансформация энергетической отрасли в сторону экологической безопасности вынуждает проанализировать отражение основных проблем и специфики экологического аспекта «Северного потока – 2» в мировых средствах массовой информации.
В-пятых, строительство газопровода призвано оказать влияние на имидж России и способствовать укреплению доверия между РФ и Германией. Также энергетическое сотрудничество России и ЕС является ключевым вопросом взаимодействия сторон. Обоюдная зависимость в поставках энергоресурсов может служить необходимым базовым элементом трансформации сотрудничества на основе отраслевого диалога в системный диалог. Энергетическое переговорное поле может стать необходимым каналом для восстановления структурированного международного партнерства.
И, наконец, отношения России с Украиной остаются сложными, растет необходимость новых и надежных маршрутов поставок газа в Европу. «Северный поток – 2» является гарантом безопасности и бесперебойности транзита природного газа из России в Германию, и затем другие страны ЕС. Украинский кризис обнажил проблему диалога России и Украины по вопросам энергетики и транзита газа через территорию Украины в Европу, что стало одной из основных повесток дня для выполнения Минских соглашений и согласования строительства трубопровода «Северный поток – 2».
Таким образом, тема «Северного потока – 2» сейчас очень актуальна и требует подробного изучения.
Новизна данной работы заключается в том, что исследований по оценке общественного мнения по вопросу «Северного потока – 2» практически нет. Работы в целом касаются политического и экономического измерений вопроса. Также исследование правовой базы, регулирующей осуществление проекта, составляет малую долю научных трудов и датируются 2017 годом. За последние два года появилось множество новых источников, которые не были введены до этого в научные исследования.
Для анализа СМИ были выбраны различные источники следующих государств – Россия, Германия, Швеция, Дания и Финляндия, так как через их территории, а именно исключительные экономические зоны, осуществляется строительство трубопровода. Россия и Германия, соответственно, инициаторы проекта и главные его защитники в условиях постоянных попыток США и некоторых европейских стран проект заблокировать. В качестве исследования оппозиционной точки зрения целесообразным видится рассмотрение СМИ Польши и Украины, как основных противников данной инициативы. Все средства массовой информации были выбраны по следующим признакам: высокая цитируемость, популярность среди населения и источники, которые выражают точку зрения определенных общественных групп.
Для исследования заявленной темы были изучены несколько групп различных источников на русском, английском и немецком языках. Официальные документы и доктрины ЕС, Германии и России были использованы, чтобы проследить законодательную базу осуществления проекта «Северный поток – 2».
Так, например, Третий энергетический пакет, Газовая директива, Директива об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии, которые кодифицируют нормативную базу энергетической отрасли ЕС и определяют деятельность стран-членов Союза и третьих сторон. Для понимания немецкого национального законодательства использовался текст Основного закона ФРГ, Акт о новой энергетической политике, Закон об энергетике 2005 года и Закон о возобновляемых источниках энергии .
В связи с необходимостью проанализировать экономические, геополитические и экологические факторы энергетических отношений России и ЕС был рассмотрен ряд зарубежных и отечественных научных публикаций.
Некоторые исследования позволили сформировать понимание различных точек зрения экспертов на «Северный поток – 2». Как, например, статья Жизнина С. З. и Тимохова В. М. Экономические и геополитические аспекты «Северного потока — 2», описывающая экономическую сторону проекта и политические позиции его сторонников и противников, статья Блехцина И.Я. и Воронина М.С касательно инвестиционной стороны «Северного потока – 2».
В отечественной науке в основном изучается политика ФРГ в различных конкретных областях, в частности экономика, история, геополитика, энергетический сектор. Немецкой политикой безопасности занимаются такие исследователи как Н. К. Меден, О. А. Хлопов, Е. Г. Пономарева . Российско-германское сотрудничество изучается чаще всего в контексте экономических связей, среди ученых в данной области можно выделить В. Б. Белова и Н. В. Павлова.
В рамках энергетических отношений России и ЕС необходимо отметить работы Лихачева В.Л., Романовой Т. А. и Ергина Д.. Общие работы Густова С.В., Зимакова А. В. и Зверева А.В. по энергетике Германии и России составляют необходимую базу исследования. Экономическая база составлена с обращениям к работам
Немецкие ученые занимаются в большей степени европейской политикой безопасности. Т. Форсберг и М. Сидди изучают подходы германских кругов к России в целом. Роланд Гётс, немецкий эксперт по российской политике, в своих работах проводит анализ различных аспектов инициативы Северный поток 2. В статье «Billiges Gas für Russlands Freunde? Fakten statt Thesen: Eine Replik» раскрывается мнение польских научных кругов относительно энергетического проекта Москвы как инструмента внешней политики Кремля.
Использованные научные статьи известных исследователей Рогинко С.А., Любина В.П. и Ночвиной Б.А., сферой научных интересов которых является Германия, были представлены в Научно-аналитическом вестнике ИЕ РАН.
Также в работе были использованы аналитические записки и аналитические доклады. Так, например, аналитические записки Гудкова И. В. «Политико-правовые аспекты реализации трансграничного газопроводного проекта «Северный поток-2» для журнала Нефть, Газ и Право и Еамонна Батлера«SecuringtheEnergyUnion: fivepillarsandfiveregions» European Union Institute for Security Studies .
Целью работы является выявление основных направлений дебатов относительно «Северного потока – 2» как реакции международной общественности на сотрудничество РФ и ФРГ в сфере энергетики.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Анализ материалов мировых СМИ, отражающих положительную оценку проекта.
2. Анализ материалов мировых СМИ, настроенных по отношению к инициативе негативно.
3. Рассмотрение заявлений официальных лиц государств и экспертов по международным отношениям для определения их мнения насчет «Северного потока – 2».
4. Анализ дискуссий о разногласиях по экономической составляющей проекта в структурах Европейского Союза.
5. Рассмотрение полемики по поводу соответствия проекта экологическим принципам.
6. Определение роли геополитической составляющей в дискуссиях по «Северному потоку – 2»
Методологию исследования составляют дискурс-анализ и контент-анализ, использованные для оценки риторики СМИ. В рамках анализа заявлений общественно-политических кругов применялся интенционный метод для объяснения намерений политических лидеров. Методика «case studies» использовалась для изучения процесса оказания политического давления на примере проекта «Северный поток – 2».
Системно-функциональный подход был полезен для изучения реагирования элементов системы, то есть государств, задействованных в реализации проекта, на изменения под влиянием внешних факторов. Данный подход позволяет также объединить множество явлений, выявить между ними устойчивые связи и спрогнозировать развитие этих связей в дальнейшем. Подобный подход был задействован в анализе обсуждений относительно транзита и транспортировки энергетических носителей.
В условиях формирующегося полицентричного мира происходит усиление конкурентной борьбы за углеводородные ресурсы и рынки их сбыта. По причине расходящихся интересов ведущих участников мировой политики любой экономический проект сегодня с неизбежностью полититизируется. В этом отношении не стал исключением и «Северный поток – 2». Его реализация соответствует интересам России, Германии, ряда других европейских стран и хозяйствующих субъектов европейского энергетического рынка. Однако немало и тех, кто по разным причинам стремится к подрыву энергетического сотрудничества РФ и ЕС.
Из обычного экономического проекта, реализуемого, исходя из прогнозируемого спроса на российский газ в ЕС, руководство США и ряда стран Восточной Европы стремится изобразить его в качестве геополитического проекта.
Наблюдается многофакторность во влиянии на строительство трубопровода. Важную роль играют такие факторы, как плюсы, минусы для страны от реализации проекта, а также политическая позиция страны.
Влияние этих факторов выходит за рамки непосредственно энергетического сотрудничества, поскольку отношения в сфере энергетики, особенно торговля природным газом, сыграли важную роль в сотрудничестве и сближении во время и после холодной войны. По этой причине конфликты в энергетической сфере чреваты негативными последствиями для политической ситуации на континенте и его безопасности в целом.
Представляется, однако, что причины такого инерционного развития кроются в назревшей потребности пересмотреть инструменты и, в целом, стратегию энергетической трансформации с учётом накопленного опыта, в свете новых вызовов со стороны международной конкурентной среды и глобальной неопределенности в климатической политике.
В ЕС безопасность поставок газа является общей ответственностью предприятий природного газа, государств-членов (в частности, через их компетентные органы) и Европейской комиссии в рамках их соответствующих сфер деятельности и компетенции. Эта совместная ответственность требует согласованного обмена информацией и сотрудничества между заинтересованными сторонами. Рамочная программа ЕС обеспечивает дополнительный уровень безопасности поставок в Германию и другие государства-члены.
Данная газотранспортная система будет конкурентоспособной, надежной и технологически совершенной. Ее цель — надежно и напрямую соединить ЕС с крупнейшими в мире запасами газа на севере России.
Исследование общественной реакции в различных аспектах реализации проекта показало, что противников инициативы в целом больше, чем тех, кто ее поддерживает. Касательно разделения по странам, можно отметить, что наиболее активно против проекта выступают Польша и Украина. Анализ польских и украинских СМИ выявил, что общественно-политические круги данных стран опасаются потерять финансовые поступления от поставок российского газа в Европу через их территории как транзитных. В качестве основных причин, в соответствии с которыми проект, по их мнению, необходимо остановить, используются аргументы об угрозе энергетической безопасности Европы, противоречии стратегии диверсификации поставок энергоресурсов и росте зависимости от России.
Подавляющая часть мировых средств массовой информации относится к проекту нейтрально, но, тем не менее, большая доля СМИ отзывается об инициативе резко негативно. В Дании, Швеции, Польше и Украине подобное мнение преобладает, формируя, таким образом, отрицательное отношение населения этих стран к «Северному потоку – 2».
Таким образом, благодаря активной работе средств массовой информации газопровод «Северный поток – 2» приобрел новое значение. Подавляющая доля мировой общественности расценивает его именно в геополитических рамках и воспринимает как инструмент вмешательства России в европейскую энергетическую безопасность.
Соответственно, реакция мировой общественности на инициативу «Северного потока – 2» неоднозначна. Как в академической и экспертной среде, так и в общественно-политическом дискурсе сложилось противоречивое мнение по данному вопросу. Высока роль в выстраивании общественной позиции геополитических факторов, которые модифицируют представление о проекте и превращают его в инструмент манипулирования общественным мнением, а также механизмом давления на государства на международной арене.
Все возрастающая обеспокоенность мирового сообщества проблемой защиты окружающей среды имеет большое значение и для проекта «Северный поток – 2». Известно, что инициатива соответствует необходимым экологическим требованиям, соблюдены все процедуры по оценке безопасности и последствий строительства трубопровода для экологической обстановки на территориях, затрагиваемых проектом. Данный факт открывает для России некоторые дополнительные возможности.
Во-первых, это повышает статус оператора проекта и проектирующей компании как приверженцев экологически ответственной энергетики.
Во-вторых, это создает положительное мнение о компании и в целом о проекте в рамках общественного дискурса.
И, наконец, российская сторона приобретает необходимый в дальнейшем опыт по реализации подобных масштабных проектов с учетом экологических, экономических и технологических аспектов.
Общественно-политические круги Германии также неоднозначно оценивают проект, но в целом, с поддержкой правительства и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, население не выступает против строительства.
Для восстановления энергетического диалога Россия – ЕС, РФ ставит одной из главных задач своей внешней политики поиск и формирование на пространстве европейской безопасности совместной позитивной повестки, которая позволила бы, с одной стороны, относительно снизить градус противостояния по значимым проблемам, где позиции и интересы России и Запада не совпадают; с другой стороны, продвинуться на пути формирования кооперативных подходов в решении общих проблем и практического сотрудничества. Активизация сотрудничества между Россией и ЕС в сфере энергетики является одним из основных направлений реализации этой цели.
Несмотря на усилия Европы по диверсификации поставок энергоресурсов, Россия остается привлекательным для европейских участников поставщиком. Действия ЕС не направлены на закрытие своего внутреннего рынка для России. Москва заинтересована в сотрудничестве с ЕС, так как это оптимальный ценовой рынок, который располагает платежеспособными клиентами и необходимой инфраструктурой. Геополитизация инициативы нового газопровода была неизбежной, однако, при отсутствии реальной угрозы со стороны России, она будет краткосрочна.
«Северный поток – 2» обеспечит надежную связь ЕС с крупнейшими в мире запасами газа в Сибири, где инвестиции российских и международных энергетических компаний за последние десятилетия обеспечили то, что газовые месторождения являются одними из самых рентабельных источников снабжения Европы. В то же время поставки российского газа доступны и осуществляются в короткие сроки, что делает российский трубопроводный газ лучшим вариантом для поставок в Европу–экономически и экологически.
1. Act on the Development of Renewable Energy Sources (Renewable Energy Sources Act - RES Act 2014) // Bundesministerium für wirtschaft und energie/ URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/Downloads/renewable-energy-sources-act-eeg-2014.html (Дата обращения: 07.04.2020)
2. Deutschlands Energiewende // Auswärtiges Amt. URL: http://www.energiewende-global.com/de/ (Дата обращения: 26.04.2020)
3. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32009L0073 (Дата обращения: 07.04.2020)
4. Directive (EU) 2019/944 of the European Parliament and of the Council of 5 June 2019 on common rules for the internal market for electricity and amending. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2019.158.01.0125.01.ENG&toc=OJ:L:2019:158:TOC (Дата обращения: 07.04.2020)
5. Gesetzeskarte für das Energieversorgungssystem // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. URL: https://www.bmwi.de/SiteGlobals/BMWI/Forms/Listen/Gesetzeskarte/Gesetzeskarte_Formular.html?resourceId=286178&submit=Filter+Anwenden&cl2Categories_Thema.GROUP=1&input_=286174&cl2Categories_Ebene.GROUP=1&pageLocale=de&cl2Categories_Regelung.GROUP=1&cl2Categories_Ebene=ebene-deutschland (Дата обращения: 26.04.2020)
6. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. Art 1 // Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/index.html#BJNR000010949BJNE001500314 (Дата обращения: 11.04.2020)
7. Nord Stream 2 Antrag zur Baugenehmigung, Zusammenfassung, Dänemark Nordwesttrasse // Bundesamt für Seeschifffahrt und Hydrographie. 23.10.2018
8. Nord Stream 2 – Construction Permit Application Summary, Denmark South-Eastern Route. April 2019 // Klima-, Energi- og Forsyningsministeriet. URL: https://ens.dk/service/hoeringer/offentlig-hoering-af-miljoekonsekvensrapport-nord-stream-2-sydoest-om-bornholm (Дата обращения: 04.04.2020)
9. Third energy package // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/energy/topics/markets-and-consumers/market-legislation/third-energy-package_en (Дата обращения: 07.04.2020)
10. Weissbuch 2016 zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr // Bundesministerium für Verteidigung. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13708/015be272f8c0098f1537a491676bfc31/ weissbuch2016-barrierefrei-data.pdf (Дата обращения: 07.04.2020)
Публицистическиестатьи:
80. "Paying the piper; Energy politics." The Economist, 16 Feb. 2019, p. 46
81. "Putin's pipeline; Gas and geopolitics." The Economist, 16 Feb. 2019, p. 12
Интервью:
82. Александр Новак. Российский газ: энергия безграничных возможностей // Энергетическая политика. URL: https://energypolicy.ru/?p=3107 (Дата обращения: 15.04.2020)
83. Глава МИД Польши назвал «Северный поток-2» угрозой для Европы // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2020/5e689f559a7947e47acb1d78 (Дата обращения: 05.04.2020)
84. Глава МИД Польши — РБК: «У России другой подход к неприятным ей фактам» // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2020/5e665ee79a7947028b8388e4 (Дата обращения: 15.04.2020)
85. Карстен Сендергорд: Дания не затягивала вопрос о "Северном потоке – 2" //РИА Новости. URL: https://ria.ru/20191203/1561853588.html (Дата обращения: 15.04.2020)
86. Северный поток — 2: аргументы Миллера // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/kompanii/resursy/322851-severnyi-potok-2-argumenty-millera (Дата обращения: 15.04.2020)
87. Эксперты рассказали о судьбе «Северного потока-2» после санкций США // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2019/12/24/prognoz/ (Дата обращения: 15.04.2020)
88. Эксперт о газовой сделке РФ и Украины: ни одна из сторон не достигла успеха (Polskie Radio, Польша) // Иносми. URL: https://inosmi.ru/economic/20191225/246524903.html (Дата обращения: 15.04.2020)
89. Эксперт о газовой сделке РФ и Украины: ни одна из сторон не достигла успеха (Polskie Radio, Польша) // Иносми. URL: https://inosmi.ru/economic/20191225/246524903.html (Датаобращения: 15.04.2020)
90. Kissinger H. А. Interview in Business Week. 23 December 1974 // Reproduced in Department of State Bulletin. 27 January 1975. P. 106.
Электронные новостные ресурсы:
91. Александр Щерба // Твиттер. URL: https://twitter.com/olex_scherba/status/1216634039517491200?s=20 (Дата обращения: 07.04.2020)
92. В Госдуме назвали здравой позицию Австрии по "Северному потоку-2" // Российская газета, 13.01.2020. URL: https://rg.ru/2020/01/13/v-gosdume-nazvali-zdravoj-poziciiu-avstrii-po-severnomu-potoku-2.html (Дата обращения: 18.03.2020)
93. В Госдуме оценили планы Киева "похоронить" "Северный поток-2" // Российская газета, 04.03.2020. URL: https://rg.ru/2020/03/04/v-gosdume-ocenili-plany-kieva-pohoronit-severnyj-potok-2.html (Дата обращения: 18.03.2020)
94. В Финляндии рассказали о позиции страны по "Северному потоку — 2" // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20181214/1547967489.html (Дата обращения: 15.04.2020)
95. Восемь стран ЕС подписали письмо против запуска "Северного потока-2" // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160316/1391068216.html (Дата обращения: 26.04.2020)
96. «Газпром» просит исключения // Газета "Коммерсантъ". URL: https://www.kommersant.ru/doc/4224904?query=%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%202 (Дата обращения: 05.04.2020) Коммерсантъ FM" от 17.01.2020, 19:49Минэнерго: "Северный поток-2" будет достроен до 2021 года // Российская газета, 18.02.2020. URL: https://rg.ru/2020/02/18/minenergo-severnyj-potok-2-budet-dostroen-do-2021-goda.html (Дата обращения: 18.03.2020)
97. Германия защищает «Северный поток – 2» от Еврокомиссии // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/18/748161-germaniya-severnii-potok (Дата обращения: 26.04.2020)
98. Дания разрешила строительство "Северного потока-2" // Телеканал NewsOne. URL: https://newsone.ua/news/politics/danija-razreshila-stroitelstvo-severnoho-potoka-2.html (Дата обращения: 07.04.2020)
99. Еврокомиссия отказалась поддерживать "Северный поток — 2" // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180406/1518066491.html (Дата обращения: 26.04.2020)
100. Еврокомиссия решила не штрафовать «Газпром» по антимонопольному делу // РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/ 24/05/2018/5b0695d89a794728679e58e6 (Дата обращения 27.04.2020 г.)
101. Зеленский заявил, что "Северный поток - 2" усиливает Россию и ослабляет Европу // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7066024 (Дата обращения: 07.04.2020)
102. Зеленский назвал «Северный поток-2» угрозой всей Европе // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2019/5d6a63239a794734e6ec81bf (Дата обращения: 07.04.2020)
103. Зеленый заслон: у «Газпрома» появились новые противники // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/12/11611004.shtml (Дата обращения: 04.05.2020)
104. Коболев: Украина обсуждает с США, как окончательно похоронить «Северный поток — 2» (Укрiнформ, Украина) // Иносми. URL: https://inosmi.ru/economic/20200304/246989909.html (Дата обращения: 07.04.2020)
105. Когда Хельсинки не Копенгаген // Газета.Ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/10/31/12787598.shtml (Дата обращения: 15.04.2020)
106. Комитет экономики Германии: санкции против "Северного потока-2" - угроза суверенитета ЕС // Телеканал NewsOne. URL: https://newsone.ua/news/politics/komitet-ekonomiki-hermanii-sanktsii-protiv-severnoho-potoka-2-uhroza-suvereniteta-es.html (Дата обращения: 07.04.2020)
107. Лидер немецких "зеленых" о трех аргументах против "Северного потока - 2" // Deutsche Welle. URL: https://p.dw.com/p/3Xrli (Дата обращения: 15.04.2020)
108. Медведев поручил выработать стратегию экспорта СПГ// Regnum. URL: https://regnum.ru/news/economy/2507554.html (Дата обращения: 27.04.2020 г.)
109. Между «зрадой» и «перемогой»: что на самом деле приняла Германия по «Северному потоку — 2» (Европейська правда, Украина) // Иносми. https://inosmi.ru/economic/20191119/246266944.html (Дата обращения: 07.04.2020)
110. Меркель заявила о разных подходах Берлина и Киева к «Северному потоку-2» // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdb6b299a79477adaabee47 (Дата обращения: 15.04.2020)
111. Немецкие экологи подают иск против "Северного потока — 2" // Life.ru. URL: https://life.ru/p/1094262 (Дата обращения: 04.05.2020)
112. О России на международной арене и отношениях с США (интервью ТАСС)// Kremlin.ru. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62971 (Дата обращения: 15.04.2020)
113. Обозреватель (Украина): «Северный» и другие «потоки» опускают Россию на дно // Иносми. https://inosmi.ru/economic/20191116/246247375.html (Дата обращения: 07.04.2020)
114. Польша хочет добраться до Газпрома // Rzeczpospolita. URL: https://inosmi.ru/politic/20200212/246837576.html (Дата обращения: 07.04.2020)
115. Президент Ниинистё: Почему второй газопровод представлял бы угрозу безопасности, если там уже есть один? // Yle. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/prezident_niiniste_pochemu_vtoroi_gazoprovod_predstavlyal