Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИЛЕММА ОЛИМПИЗМА: ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ИМПЛЕМЕНТАЦИЮ ПРИНЦИПОВ П. ДЕ КУБЕРТЕНА

Работа №139233

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы106
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОЛИМПИЗМА ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА 15
1.1. ОТ АНТИЧНЫХ ИГР К СОВРЕМЕННЫМ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ К ОЛИМПИЙСКИМ ИДЕАЛАМ 15
1.2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОЛИМПИЗМА В ХХ ВЕКЕ 21
1.3. РОСТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ СПОРТА В КОНЦЕ ХХВ. – НАЧАЛЕ ХХIВ. 31
ГЛАВА II. ПОЛИТИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО СПОРТА И ЕЕ ПРИЧИНЫ 42
2.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ 42
2.2. РОСТ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЗАПАД-ВОСТОК 52
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТА 68
3.1. ОЛИМПИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ: ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ТОКИО-2020 И
ПЕКИНЕ-2022 68
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ КОНЦЕПЦИИ ОЛИМПИЗМА П. ДЕ КУБЕРТЕНА В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 106


Актуальность темы исследования. Современные Олимпийские игры, возрожденные Пьером де Кубертеном в 1896 году, имели ряд идей и задач, направленных на воспитание и развитие человеческого потенциала в русле гуманизма, высокой нравственности и гармоничного развития личности, улучшения взаимоотношений между народами. Фундаментальные принципы, составляющие идейно-философскую основу Олимпизма, и до нынешнего времени отражаются в текстах Олимпийской Хартии. Международный олимпийский комитет (МОК) определяет Олимпизм, как философию жизни, целью которого является гармоничное развитие человечества, посредством создания мирного общества, основанного и заботящегося о сохранении человеческого достоинства .
Совокупность идей П. де Кубертена о реализации положений Олимпизма отражена во множестве его работ, посвященных не только созданию современного Олимпийского движения, но и условиям его функционирования, а также потенциальным внешним и внутренним угрозам .Опыт проведения Античных Олимпийских игр, основывавшийся на учениях великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля о воспитании, был положен в основу современных Игр, в частности превалирующая роль отводилась воспитательной и духовной функциям спорта. Сложность имплементации гуманистических идей Олимпизма связана с заложенными в его основу диалектически-противоречивым принципами, заключающимися в идеалистично-утопичной цели, достижение которой осуществляется при помощи соревновательной деятельности (соперничество).
Стремительное развитие Олимпийского движения явилось причиной трансформации концепции и изначальной идеи, заложенной П. де Кубертеном. Ввиду расширения сфер сотрудничества, а также усиления взаимосвязи между МОК и различными международными правительственными организациями и государствами, вся деятельность Международного олимпийского комитета подверглась влиянию политического фактора. И, если же на первых этапах это влияние имплементировалось в рамках «движения за мир», то, к сегодняшнему дню сложились совершенно иные условия, позволяющие МОК играть роль не только спортивного, но и политического актора в международных отношениях.
Изучение трансформации принципов П. де Кубертена и его идейно-философской составляющей именно под воздействием политического фактора сегодня является наиболее актуальным и требуемым исследованием с целью определить возможный вектор развития деятельности Международного олимпийского комитета в будущем. Олимпийская Хартия, как основополагающий документ Олимпийского движения, определяет 5-й фундаментальный принцип Олимпизма как: «соблюдение политического нейтралитета», предполагающий автономию от правительственных и межправительственных структур. Подобное требование создает дифференциальную связь между полномочиями субъектов Олимпийского движения и способами реализации возложенных на них обязанностей.
Необходимо также учитывать, что в процессе своего развития МОК стал уникальной площадкой, представляющей возможность демонстрировать не только спортивные успехи, но и служить в качестве инструмента повышения имиджа государств, способствовать проведению официальных и неофициальных контактов между субъектами международной политики. Ввиду этого, актуальность работы связана с необходимостью рассмотреть трансформацию толкований принципов, заложенных П. де Кубертеном, их причинно-следственную взаимосвязь с политическими и общественными событиями с учетом кризисных моментов, накопившихся в МОК к настоящему времени. В процессе своего развития, такие принципы как «аматерство» и «запрет на наличие коммерческого интереса» спортсмена стали частью истории и исключение такого принципа, как «политический нейтралитет» способен разрушить идейную основу, заложенную в организацию современных Олимпийских игр. Следовательно попытки призывов к нарушению фундаментальных принципов и отдельных положений Олимпийской хартии негативно сказываются на гуманистическом потенциале МОК, а также создают условия для роста враждебных настроений внутри системы.
За последнее десятилетие МОК подвергся беспрецедентному давлению внутренних и внешних групп интересов, цель которых определяется как возможность спортсменов свободно выражать свою гражданскую позицию на олимпийских аренах. Требования о реформировании или исключении положений, касающихся аполитичности МОК под предлогом «свободы слова и мысли» лишь усугубляют решение этой проблемы, возникшей с I-х Олимпийских игр.
Актуальность работы также обуславливается необходимостью рассмотрения и анализа политики МОК в отношении России, связанной с резким ростом конфликтности международных отношений на современном этапе. Принимая во внимание, что Российская Федерация является одной из передовых держав в системе международного спорта, беспрецедентное давление на нее ярко демонстрирует закулисную борьбу, основанную на политических противоречиях. Совокупность этих факторов позволяет говорить критическом состоянии МОК и олимпийского движения в целом, следовательно, чтобы оценить дальнейшие перспективы концепции Олимпизма, необходимо изучить предпосылки и рассмотреть возможные последствия сложившегося кризиса в контексте политизации положений Концепции и Олимпийского движения.
Цель исследования: установить результаты влияния политического фактора на структуру концепции Олимпизма и имплементацию ее принципов, чтобы оценить значение таковых для перспектив Олимпизма.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- изучить сходства и различия в Олимпийских идеалах и философии античных и современных Олимпийских игр;
- проследить трансформацию интерпретаций олимпийских идей и ценностей в XX веке;
- проанализировать характер и специфику гуманистической ценности спорта в кон. XX – нач. XXI веков.
- проанализировать деятельность основных субъектов Олимпийского движения и определить их роль в качестве субъектов мировой политики.
- на основе анализа роста негативных аспектов в олимпийском спорте в контексте противостояния Запад – Восток, определить степень зависимости соблюдения положений концепции Олимпизма субъектами МОК от политической конъюнктуры.
- сравнить возможные варианты развития концепции Олимпизма с учетом современной международно-политической обстановки.
Предмет исследования: влияние политического фактора на Олимпийское движение.
Объект изучения: концепция Олимпизма и принципы П. де Кубертена, заложенные в основу Олимпийской хартии и Движения.
Хронологические рамки исследования включают период с 1894 года по 2022 год. Нижняя граница обусловлена созданием Международного олимпийского комитета 23 июня 1894 года, верхняя граница - апрель 2022 года.
Источниковая база исследования представлена широким кругом источников. Они распределены в соответствии со следующими группами:
1. Документы ООН и ЮНЕСКО. В ходе исследования изучены резолюции ГА ООН в области спорта и сотрудничества с МОК. Принимая во внимание то, что МОК - неправительственная организация и ее полномочия воздействия на государственные органы стран-участниц ограничены, были рассмотрены документы ЮНЕСКО .
2. Документы МОКи других международных спортивных организаций. В работе использовались: основополагающий документ МОК – Олимпийская хартия в различных редакциях, стратегические документы , официальные материалы работы его органов, комитетов, а также итоговые решения МОК по ключевым спорным вопросам. Также изучены материалы Спортивного арбитражного суда (CAS) и Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) по судебным вопросам разрешения статуса Олимпийского комитета России (ОКР).Данная группа источников позволила проследить нормативно-правовое развитие в сфере олимпийского спорта, проанализировать тенденции регуляторных механизмов Движения и изучить взаимодействие международных организаций на спортивной арене.
3. Документы национального уровня. Данная группа представлена официальными документами СССР и РФ, а также США, которые предоставили возможность ознакомиться с официальной позицией этих государств в вопросах развития спорта как одного из инструментов внешней политики.
4. Мемуарная литература; Ввиду того, что П. де Кубертен является основным идеологом современного Олимпийского движения, его работы были использованы в качестве фундаментальной основы данного исследования. В частности, они представлены русскоязычным собранием его трудов под названием «Олимпийские мемуары» и более монументальным англоязычным собранием «PierredeCoubertin (1863-1937) OlympismSelectedWriting». Благодаря данным источникам удалось получить истинное представление об идейных основах Олимпизма, заложенных П. де Кубертеном, его видение задач и мотивов возрождения Олимпийских игр.
5. Доклады и отчеты агентств, независимых экспертов использованы как один из аспектов аргументации принимаемых решений. Так, совокупность докладов независимых лиц по вопросу применения допинга российскими спортсменами стали ключевым источником приостановки членства ОКР в МОК. Доклады международных аналитических институтов «InternationalAlert», «TransparencyInternational» представляют данные, которые используются в качестве инструментов информационного давления на МОК и государства. Материалы подведомственных МОК организаций (МОА, Международная федерация спортивной медицины) представляют данные о позитивных и негативных факторах, возникающих в ОД.
6. Статистические материалы, а именно «Обзор содержания подготовки, организации и проведения ОИ 1896-1984 годов» предоставил данные о количестве и перечне участников олимпийского движения в различных исторических промежутках
7. Материалы социологических исследований позволили оценить отношение общества к Олимпийскому движению и его составляющим (ценностям, значимости и пользе).
8. Речи и интервью политических лидеров, политиков продемонстрировали позицию лиц, по тем или иным острым политическим вопросам, возникающим в рамках Олимпийского движения. Были использованы речи Президента РФ В. Путина, Президента ОКР С. Позднякова, Г. Киссинджера, а также интервью члена группы бойкота Олимпиады-1980 Н. Ледски, заместителя Директора Департамента информации МИД КНР Ч. Лицзяна.
9. Аудио- и видео материалы МОК, в частности материалы пресс-конференций и заявлений руководителей МОК, которые позволили установить аргументацию принимаемых МОК решений, не вошедшую в итоговые документы. Данная группа источников также позволила оценить степень заинтересованности МОК в тех или иных темах.
Степень разработанности темы. Вопрос политизации современного Олимпийского движения привлекает интерес множества российских и зарубежных исследователей. Принимая во внимание, что современное Олимпийское движение представляет собой комплексную, неоднородную систему, находящуюся на стыке различных наук, были рассмотрены различные аспекты, присущие олимпийской среде в настоящее время. Историю современного Олимпийского движения и ее преемственность от античных Игр подробно описывают В. Н. Платонов, М. Гаспаров и В. Л. Штейнбах .
Ведущими российскими исследователями в области изучения Олимпизма являются С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин, А.В. Кыласов, А.Н. Бугреев, М.Д. Лагутина. Особого внимания заслуживают работы В.И. Столярова , которые посвящены комплексному анализу гуманистического потенциала Олимпизма и роли олимпийского спорта в международном сотрудничестве, помимо теоретических работ, он в течении долгих лет выступает консультантом российских правительственных органов и ОКР по вопросам образования и спорта.
Использование спорта и олимпийского спорта, в частности, в качестве инструмента внешней политики и дипломатии государств рассмотрены такими исследователями как:
Н.М. Боголюбова, С.Е. Мартыненко, Ю.В. Николаева, А.Н. Суник, Ст. Мюррей,
Б. Хулихэн, Г. Пигман и др . Содержание работ данных исследователей позволили определить заинтересованность государств в развитии Олимпийского движения и как следствие влияние на МОК. Взаимодействие МОК и государственных структур на основе идеологических мотивов рассматриваются преимущественно в западной историографии, так Дж. Риордан, Т. Райдер, Д. Канин, К. Тоби, А. Гуттманн, П. Гиллон исследуют инструментарий противостояния западной и коммунистической идеологии в XXв., которые оказали наибольшее влияние на трансформацию Концепции.
Учитывая, что в отечественном научном дискурсе присутствуют работы социологического характера, всеже более значимую и доказательную часть представляют собой работы зарубежных исследователей: Й. Кёнигсторфер, Х. Пройсс, Г. Эйхберг,
Дж. Лайпер . Они исследуют олимпийские ценности, их содержание и внедряемость в общество. Особого внимания заслуживает работа Д. Чэтцифстэтью «ThechangingnatureoftheideologyofOlympisminthemodernOlympicera» , в которой рассмотрены не только концептуальные основы Олимпизма, но и продемонстрированы возможности и стремления МОК, благодаря своему феноменальному положению в международной среде, привлекать все большее число участников и становится площадкой политических баталий государств, получая при этом дивиденды.
На сегодняшний день в российском научном поле отмечен дефицит исследований современного состояния концепции Олимпизма, что особенно актуально в условиях тотального давления на российский олимпийский спорт и отсутствия научно-обоснованного решения по его преодолению. Тогда как смещение фокуса с отдельных примеров политизации событий, проходящих под эгидой МОК, на политизацию именно Концепции, идейно-теоретического источника Движения, позволит пересмотреть методы и средства противодействия данной негативной тенденции.
Новизна: впервые комплексно рассмотрен процесс политизации Олимпийского движения через призму политического противостояния Запад-Восток (также рассмотрены новейшие примеры политизации Олимпийского движения на основе актуальных событий последних двух олимпийских циклов2020-2022 года), результаты которого привели к стремительной прагматизации Концепции.
Методология исследования определена целью и задачами исследования. Определяющими методологическими установками служат принципы: объективности, системного анализа и историзма. Объективность, на основе различных точек зрения, позволяет непредвзято проанализировать произошедшие изменения и события. Принцип историзма использован для исследования ретроспективы концепции Олимпизма и МОК. Принцип системного анализа предоставил возможность рассмотреть развитие Олимпийского движения и его идейной основы не изолировано в рамках МОК, а с учетом международно-политической конъюнктуры и общественных изменений, оказывающие преимущественное влияние.
Также в работе были использованы следующие методы:
- компаративный и кросс-темпоральный анализ использовался при сравнении идейных основ античных и современных Игр, при анализе западных и восточных подходов использования олимпийской площадки в качестве поля для достижений внешнеполитических интересов.
- институциональный и функциональный анализ использованы для изучения структуры МОК, уровня и порядка взаимодействия его органов и комитетов внутри олимпийской системы и за ее пределами.
- контент-анализ использован для изучения различных документов и докладов, при помощи которых удалось установить основные поворотные моменты Олимпийского движения, стратегические направления развития МОК, значение и роль отводимые олимпийскому спорту в государствах.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное исследование дополняет ряд теоретических исследований в области Олимпизма, основной объем исследования посвящен изменчивости положений Концепции и Хартии под воздействием политического фактора и аргументирован практическими примерами, благодаря чему определены возможные перспективы видоизменения идейно-философской основы Олимпийского движения. Представленная работа может быть полезна в качестве дополнений к учебным материалам или развитии дальнейшей дискуссии, также отдельные положения могут быть учтены отраслевыми органами власти при анализе или планировании.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, позволяет рассмотреть его теоретические и практические аспекты. Работа состоит из введения, трёх глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены положения концепции Олимпизма, их связь с античными Олимпийскими играми, а также ретроспектива их интерпретаций с момента возрождения Олимпийских игр до настоящего времени. Во второй главе проанализирована деятельность МОК как субъекта мировой политики, определена его роль как площадки для противостояния политических систем Запада и Востока. Третья глава посвящена исследованию политизации Олимпийского движения на примере Игр последнего олимпийского цикла (Токио-2020 и Пекин-2022), ее влияния на перспективы устойчивости концепции Олимпизма.
Апробация: отдельные части работы были апробированы и опубликованы в материалах к:
1. Николаева Ю., Шевченко А. Статус «authorisedneutralathlete» и «independentolympicathlete» в современном олимпийском движении/Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Развитие и перспективы». -Минмолспорттуризм ДНР, 2021. -с.207-210
2. Шевченко А. Олимпийская дипломатия России в преддверии Игр в Токио-2020/ Межкультурный диалог в современном мире: материалы IХ конференции с международным участием. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — с. 163-167
3. Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Ломоносов -2021», тема доклада: «Рост негативных тенденций спорта в контексте противостояния Россия-Запад».
4. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2022», тема доклада: «Дилемма олимпийской идеи равенства и всеобщего единства».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с обозначенной целью исследования были выявлены результаты влияния политического фактора на имплементацию принципов П. де Кубертена, составляющие идейно-философскую основу Олимпийского движения. Ключевые результаты работы обозначены следующими выводами:
1. П. де Кубертен, как основатель современного Олимпийского движения активно изучал наследие античных Олимпийских игр и был вдохновлен идеей воссоздания подобного явления при условии адаптации их под тенденции философской мысли конца XIX века. Основной лейтмотив возрождения Олимпиады заключался прежде всего в гуманизации противостояний между народами, характер которых стал приобретать все более ожесточённый характер. Помимо этого, приверженность идеям Олимпизма призвана содействовать гармоничному развитию личности путем воспитания в единстве физического совершенства и духовной культуры вне зависимости от национальных или политических предубеждений, половых или расовых различий. Именно поэтому, современные Олимпийские игры были представлены как глобальное, международное событие с целью всеобщего распространения олимпийских идеалов и вовлечение максимального числа сторонников в Олимпийское движение.
Несмотря на это, реализация этих идей посредством спорта не отражала того метафизического потенциала, характерного для античной Олимпии. Диалектические противоречия, присущие идейно-философской основе Олимпизма (т.е. сплочение масс через инструмент соперничества), допускались П. де Кубертеном в качестве проявления естественных реакций, но ценность результата их слияния (принцип агональности) не аргументирован вплоть до настоящего времени. С этим связаны и критичные замечания в адрес его работ, выраженные отсутствием смысловой аутентичности, присущей периоду античности, вследствие чего возникла проблема понимания истинных мотивов Олимпийского движения. Массивный объём его трудов при низкой степени структурированности и последовательности привёл к тому, что концепция Олимпизма, как набор идей, принципов и ценностей не имеет статичной основы.
2. Эта дилемма стала одной из причин политизации Олимпийского движения. Отсутствие оформленной и зафиксированной Концепции привело к тому, что МОК, в течение всей истории своего существования, использовал отдельные положения
П. де Кубертена в качестве инструмента достижения собственных целей и укрепления позиций в качестве актора международной политики. Включение или исключение этих положений из повестки Международного олимпийского комитета отражает актуальные общественно-политические тенденции, концентрирующиеся преимущественно в западном полушарии. Это дополняется активным институциональным развитием МОК, который к настоящему времени имеет глобальную сеть взаимосвязанных представительств на территории всех государств мира.
За счет позиционирования принципов П. де Кубертена, имеющих вневременные и притягательные характеристики, как своей философии, МОК удалось достичь контроля над всеми субъектами Олимпийского движения, что возвело его в ранг монополистов. Несмотря на постоянные отсылки к важности сохранения наследия П. де Кубертена, его внедрения в различные социально-политические, образовательные институции, действия самого МОК во многом не отвечают классической смысловой наполняемости этих принципов. Подобная реальность привела к тому, что МОК, в частности Исполком, является достаточно закрытой организацией с непрозрачным механизмом принятия решений и собственными интересами. Стратегическая карта «Олимпийская повестка 2020+5» доказывает это в полной мере.
Эти факторы, а также привлекательность Игр для государств как площадки для достижений собственных внешнеполитических интересов поспособствовали интервенции политики в олимпийскую систему. Основанием для этого послужило признание обязанности спортсменов представлять свои государства на международной арене. Существующая с первых Игр и сохраняющаяся по сей день практика участия спортсменов под флагами собственных государств создает дестабилизирующий процесс трансформации Олимпийских игр в соревнования не между спортсменами, как независимыми лицами, а в соревнования между гражданами, использующими свою национальную символику и защищающие честь своего государства.
3. Конкуренция государств на олимпийской площадке, с одной стороны, позволила повысить качественный уровень Движения, сформировать его престиж и всемирную узнаваемость, что облегчает распространение идей Олимпизма среди населения, но с другой, негативно влияет на духовно-нравственный потенциал олимпийского спорта. В работе указано, что наиболее деструктивные случаи влияния на Концепцию связаны с идеологическим противостоянием государств и трансляцией этого через спортсменов, представляющих эти государства. Повышение ставок в период Холодной войны, связанных с победой в неофициальном командном зачете, привело к исчезновению принципа любительства (одной из основ, патетично защищавшейся П. де Кубертеном), а также существенному снижению ограничений на запрет коммерческого интереса у участников соревнований.
Прямое соперничество приводило к резкому росту таких негативных проявлений в спорте как: агрессивность, национализм, профессионализация, применение допинга, что в конечном итоге отмечено резким снижение гуманистической ценности современного Олимпийского движения. Под воздействием этих факторов в период блокового противостояния происходит переориентация смысловой наполняемости с возвышенных духовных начал на более прагматичную основу. Несмотря на осудительную риторику политизации Движения МОК имеет ряд преимуществ в этом явлении, прежде всего это повышение интереса к Играм и как следствие рост капитализации Комитета, а также рост влиятельности в качестве субъекта мировой политики, по этим причине МОК готов жертвовать ценностным и гуманистическим потенциалом.
На современном этапе, характерной особенностью является рост влияния международных неправительственных участников (организации, общественные объединения) на повестку МОК. Под влиянием социальных процессов пересматриваются концептуальные основы принципов равенства, недискриминации и универсализма, выраженные, прежде всего, в отмене тестирования на половую принадлежность для участия в женских видах, а также непрекращающиеся дискуссии в отношении универсальности ценностей, основанных на западных представлениях о таковых.
Кооперация западных государств с подобными неправительственными акторами наращивает темпы политизации положений Концепции. Этим характеризуется возобновление идеологического противостояния западных государств с Россией и Китаем выраженное в тотальном давлении на МОК с требованиями переноса Игр 2008, 2014 и 2022 годов на территорию других государств. В качестве причин указывается несоответствие государственной политики этих государств гуманистическим и демократическим воззрениям Олимпийского движения и его субъектов.
Совокупность этих противоречий создает комплексную систему взаимосвязанных проблем, которые привели к тому, что в настоящее время, концепция Олимпизма как идейно-философская основа Движения представляется не более чем догмой, приверженность которой видится лишь инструментом достижения политических амбиций МОК. Тенденция на расширения полномочий, без того монопольного МОК, ярко продемонстрированная внесением поправок в редакцию Хартии 2021 года, предусматривающих право исключения Международных спортивных федераций и видов спорта из программы Игр за несоответствия решениям Исполкома, лишь подтверждает элитарный характер современного состояния МОК, в полной мере противоречащий базовой идеи его создания.
4. В отношении перспектив разрешения конфликта между российским олимпийским спортом и международным олимпийским сообществом необходимо учитывать, что игнорирование СССР Олимпийского движения не принесло должного результата, а лишь поспособствовало его вестернизации. Безальтернативность, по масштабам и статусу, Олимпийских игр требует всестороннего внимания к вопросам защиты прав российских олимпийцев в МОК. Обозначенная Правительством РФ и ОКР установка на переориентацию на региональные и межрегиональные соревнования в краткосрочной перспективе не способна противостоять Олимпийскому движению прежде всего из-за невозможности воссоздания тех культурных и исторических традиций Олимпиады, преемником которых в настоящее время является МОК.
Несмотря на множество декларативных заявлений руководства МОК и его участников о защите концепции Олимпизма от политизации, реальные изменения идейной основы за 128 лет своего существования свидетельствуют об обратном. Регулярное реформирование МОК, несмотря на его качественные изменения к началу 2022 года, нельзя назвать завершенным, т.к. при сохранении в статусе нерешенных базовых проблем, негативно отражающихся на состоянии олимпийского спорта, их перечень лишь расширяется под воздействием политической конъюнктуры.
Непоследовательность изложений принципов П. де Кубертена, использование их в качестве инструментария, эксплицитный характер двойных стандартов МОК на современном этапе являются ключевыми маркерами политизации Олимпийского движения. Принимая внимание тот факт, что в настоящий момент МОК находится в кульминационной стадии своего кризиса по вышеуказанным причинам, многие из нынешних решений принимаются исключительно по имиджевым соображениям. Следовательно, после стабилизации международно-политической ситуации будет необходим пересмотр векторов дальнейшего развития с учетом актуальных изменений не только в МОК, но и в контексте будущих глобальных изменений.



1. A/76/L.13 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Спорт на благо развития и мира: утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» 24 ноября 2021 года// URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/602/61/IMG/N9360261.pdf?OpenElement (дата обращения 10.06.2021)
2. A/RES/25/21 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов», 25 ноября 1997 года. //URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/776/07/PDF/N9777607.pdf?OpenElement(дата обращения 30.04.2021)
3. A/RES/48/11 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Международный год спорта и олимпийских идеалов» 2 ноября 1993 года// URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/602/61/IMG/N9360261.pdf?OpenElement (дата обращения 30.04.2021)
4. A/RES/52/15 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Провозглашение 2000 года Международным годом культуры мира», 08 января 1998года. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N98/760/29/PDF/N9876029.pdf?OpenElement (дата обращения 30.04.2021)
5. A/RES/70/1 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», 25 сентября 2015 года. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения 30.04.2021)
6. A/RES/73/76 Резолюция Генеральной Ассамблеи «Спорт как фактор обеспечения устойчивого развития», 26 ноября 2018 года. // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/N18/399/83/PDF/N1839983.pdf?OpenElement (дата обращения 21.04.2021)
7. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005// ООН депозитарий// URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения 17.08.2021)
8. Report by the Intergovernmental Committee for Physical Education and Sport, 1981-1983// UNESCO, -1983. //URL:https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000057182?posInSet=1&queryId=98f3168a-ee4b-4809-a06c-48ea2e5a0e11 (датаобращения 01.06.2021)
9. Revision of the International Charter on Physical Education and Sport, Item 4.9 of the Provisional Agenda. /UNESCO General Conference 38th session, - Paris, France. -22.07.2015.

ДокументыМОК и других международных спортивных организаций:
10. 2015 Anti-Doping Rule Violations (ADRVs) Report// WADA, -2016// URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/2015_adrvs_report_overview_web.pdf (датаобращения 23.01.2022)
11. 2017 Anti-Doping Rule Violations (ADRVs) Report// WADA, -2018// URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/2017_adrv_report.pdf (датаобращения 23.01.2022)
12. 2022 candidature procedure and questionnaire// International Olympic Committee, -2014.
-222p.
13. Access to all the Charters// IOC, -2021// URL:https://library.olympics.com/default/olympic-charter.aspx?_lg=en-GB (датаобращения 18.04.2022)
14. Annual Report 2015. -Lausanne: WADA. -2015. -70p.
15. Annual Report 2017. -Lausanne: WADA. -2015. -p. 44
16. Appeal for the Olympic Truce// International Olympic Committee, -Barcelona, -1992. // URLhttps://stillmed.olympics.com/media/Document%20Library/OlympicOrg/IOC/Who-We-Are/Commissions/Public-Affairs-And-Social-Development-Through-Sport/Olympic-Truce/EN-Report-1992-Appeal-199.pdf?_ga=2.17296953.126293828.1649758801-1669067738.1647774838 (датаобращения 28.04.2021)
17. Beijing 2022: The ITA informs on figure skater Kamila Valieva// ITA, -11.02.2022// URL:https://ita.sport/news/beijing-2022-the-ita-informs-on-figure-skater-kamila-valieva/ (датаобращения 03.04.2022)
18. CAS 2020/O/6689 (2020) Arbitral awards in the case World Anti-Doping Agency v. Russian Anti-Doping Agency//CAS. -2020, -186p. URL: https://www.tas-cas.org/fileadmin/user_upload/CAS_Award_6689.pdf (дата обращения 28.03.2021)
19. CAS 2020/O/6689 World Anti-Doping Agency v. Russian Anti-Doping Agency// Court of arbitration for sport, - Lausanne, Switzerland, -2020// URL:https://www.tas-cas.org/fileadmin/user_upload/CAS_Award_6689.pdf (датаобращения 13.01.2021)
20. CAS decision in the arbitration WADA v. RUSADA //CAS. -2020., -p.2 //URL: https://www.tas-cas.org/fileadmin/user_upload/CAS_Media_Release_6689_decision.pdf (датаобращения 28.03.2022)
21. Decision of the IOC Executive board concerning the participation of the Russian athletes in the Olympic Games Rio 2016// IOC news, -2016. URL: https://www.olympic.org/news/decision-of-the-ioc-executive-board-concerning-the-participation-of-russian-athletes-in-the-olympic-games-rio-2016
22. IOC Disciplinary Commission’s report to the IOC Executive board// Olympic library, -Lausanne, -2017., -30p.// URL: https://stillmed.olympic.org/media/Document%20Library/OlympicOrg/IOC/Who-We-Are/Commissions/Disciplinary-Commission/IOC-DC-Schmid/IOC-Disciplinary-Commission-Schmid-Report.pdf#_ga=2.232709471.1178036229.1512287741-1492675572.1509370434 (дата обращения 15.02.2022)
23. IOC EB decides no medal ceremonies following CAS decision on the case of ROC skater// IOC, -14.02.2022// URL:https://olympics.com/ioc/news/ioc-eb-decides-no-medal-ceremonies-following-cas-decision-on-the-case-of-roc-skater (датаобращения 03.04.2022)
24. IOC EB urges all International Federations to relocate or cancel their sports events currently planned in Russia or Belarus// IOC, -25.02.2022// URL:https://olympics.com/ioc/news/ioc-eb-urges-all-ifs-to-relocate-or-cancel-their-sports-events-currently-planned-in-russia-or-belarus (датаобращения 04.04.2022)
25. IOC Framework on Fairness, Inclusion and Non-Discrimination on the Basis of Gender Identity and Sex Variations// International Olympic Committee, -2021. 6р.// URL: https://stillmed.olympics.com/media/Documents/News/2021/11/IOC-Framework-Fairness-Inclusion-Non-discrimination-2021.pdf?segment=1*1ld09yf*s_amp_id*YW1wLTJwQUE2TWlocXhRS1R3VFNsOFc5UUE. (датаобращения 12.04.2022)
26. IOC Gender Equality Review Project// International Olympic Committee, -2018. -35р. // URL: https://stillmed.olympic.org/media/Document%20Library/OlympicOrg/IOC/What-We-Do/Promote-Olympism/Women-And-Sport/Boxes%20CTA/IOC-Gender-Equality-Report-March-2018.pdf (датаобращения 23.08.2021)
27. IOC grants provisional recognition to the Kosovo Olympic Committee// International Olympic Committee, -22.10.2014 //URL: https://olympics.com/ioc/news/ioc-grants-provisional-recognition-to-kosovo-olympic-committee/239827 (датаобращения 16.10.2021)
28. IOC launches young ambassador programme for the Youth Olympic Games// IOC news, -2010. URL: https://www.olympic.org/documents/youth-olympic-games (дата обращения 12.02.2021)
29. IOC Session to vote on amendments to Olympic Charter//IOC, -06.08.2021// URL:https://olympics.com/ioc/news/ioc-session-to-vote-on-amendments-to-olympic-charter (датаобращения 14.04.2022)
30. IOC statement ontoday’s announcement by the US government// IOC, -06.12.2021// URL: https://olympics.com/ioc/news/ioc-statement-on-today-s-announcement-by-the-us-government (датаобращения 22.01.2022)
31. IPC to decline athlete entries from RPC and NPC Belarus for Beijing 2022// International Paralympic committee, -03.03.2022// URL: https://www.paralympic.org/news/ipc-decline-athlete-entries-rpc-and-npc-belarus-beijing-2022 (датаобращения 22.01.2022)
32. Olympic Agenda 2020+5// The International Olympic Committee, -2021. -37р.// URL: https://stillmedab.olympic.org/media/Document%20Library/OlympicOrg/IOC/What-We-Do/Olympic-agenda/Olympic-Agenda-2020-5-15-recommendations.pdf (дата обращения 15.03.2022)
33. Olympic Charter from 08.08.2021// The International Olympic Committee, Lausanne, Switzerland. -2021. -108 p.
34. Olympic charter: 1982 // International Olympic Committee. -Lausanne., -1982. -150р.
35. Olympic Charter// International Olympic Committee: - Lausanne, Switzerland. -1949. -32р.// URL: https://library.olympics.com/Default/doc/SYRACUSE/70124/olympic-rules-international-olympic-committee
36. Olympic Truce resolutions// International Olympic Committee, -2022// URL: https://olympics.com/ioc/olympic-truce/resolutions
37. RUSADA non-compliance questions and answers// Postscript: 21 December 2020. WADA. -2020. -10р.
38. The Fundamentals of Olympic Values Education// International Olympic Committee Olympic Foundation for Culture and Heritage, -Lausanne, Switzerland., -2017, -124p.
39. The IOC Annual Report 2020// International Olympic Committee, - Lausanne, Switzerland, -2021, -200р. URL: https://stillmed.olympics.com/media/Documents/International-Olympic-Committee/Annual-report/IOC-Annual-Report-2020.pdf?_ga=2.205574358.413051619.1650366502-1669067738.1647774838 (дата обращения 20.02.2022)

Документы национального уровня:
40. Сорокин А. (составитель). Олимпиада-52 в зеркале партийных документов// Советская история. документы, -2014. – с. 66-75// URL: http://rgaspi.org/assets/original/Олимпиада-52.pdf?1390931117 (дата обращения 05.10.2021)
41. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения 16.05.2021)
42. О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" от// Эл. фонд правовых и нормативно-технических документов// URL: https://docs.cntd.ru/document/901963760 (дата обращения 16.05.2021)
43. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006г. о федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" от// Эл. фонд правовых и нормативно-технических документов// URL: https://docs.cntd.ru/document/901963760 (дата обращения 10.04.2021)
44. H.Res.129 - Urging the United States Olympic Committee, the International Olympic Committee, and the Olympic Committees of other countries to take certain actions with respect to the 2022 Winter Olympic Games// Сongress.gov -2021// URL:https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-resolution/129/text?r=1&s=1 (датаобращения 19.01.2022)
Мемуарная литература:
45. Ода спорту/ пер. с фр: П. де Кубертен -Физкультура и спорт, -1987, - 130с.
46. Олимпийские мемуары: пер. с фр./ Пьер де Кубертен: [по ред. А. Ю. Лестер]. – М.: Рид Групп, 2011. -160с.
47. Coubertin,P. (1863-1937) Olympism Selected Writing// Ed. N. Müller// International Olympic Committee, - Lausanne, Switzerland, -2000, -862р.
48. Coubertin,Р. Le Rétablissement des JeuxOlympiques// La Revue de Paris, -1 ère année, Tome 3, Mai-Juin -1894., - p. 170-184

Доклады и отчеты агентств, независимых экспертов:
49. Доклад независимого лица Р. Макларена от 09.12.2016г. (1 я и 2я часть)//WADA [Текст] -2016., -159 p.//URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/mclaren_independent_investigation_report_-_part_ii_ru.pdf (дата обращения 15.04.2021)
50. Кулинцев Ю. «Олимпийский» визит Владимира Путина в Китай: значение для двусторонних отношений//РСМД, -08.02.2022// URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/Olimpiyskiy-vizit-Vladimira-Putina-v-Kitay-znachenie-dlya-dvustoronnikh-otnosheniy/ (дата обращения 30.03.2022)
51. Родион Плитухин: Олимпийские комитеты России и Китая связывает долгосрочное сотрудничество// Жэньминь жибао, -07.12.2021//URL: http://russian.people.com.cn/n3/2021/1208/c31521-9930198.html (дата обращения 22.03.2022)
52. Селезнева Н. Актуальное состояние российско-китайского гуманитарного сотрудничества//РСМД, -20.01.2022// URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/culture/aktualnoe-sostoyanie-rossiysko-kitayskogo-gumanitarnogo-sotrudnichestva/ (дата обращения 27.03.2022)
53. Фактор Северного Кавказа в контексте грузино- абхазского конфликта// InternationalAlert, -07.2012// URL: https://www.international-alert.org/wp-content/uploads/2021/08/Caucasus-Georgia-Abhazia-North-Caucasus-Factor-RU-2012.pdf (дата обращения 18.11.2021)
54. ChaV. The Biden Boycott of the 2022 Beijing Winter Olympics//Center for Strategic and International Studies, -18.01.2022// URL:https://www.csis.org/analysis/biden-boycott-2022-beijing-winter-olympics (датаобращения 20.01.2022)
55. Clarke, K. Olympic at the beginning and at the end of the twentieth century// Report of the 28th Session for Young Participants, -IOA, -1988. -р. 99-104 // URL: https://ioa.org.gr/wp-content/uploads/2016/09/young-participants-1988-37964-600-21.pdf (датаобращения 05.12.2021)
56. Free the five! 2022 Beijing winter Olympics and Paralympics campaign// Amnesty International, -01.2022// URL: https://www.amnesty.org/en/latest/campaigns/2021/11/free-the-five-olympic-campaign-for-freedom-of-expression/(датаобращения 06.01.2022)
57. Global Corruption Report: Sport//Transparency International, -Routledge: New York, -2016, -372р. // URL: https://images.transparencycdn.org/images/2016_GCRSport_EN.pdf (датаобращения 18.11.2021)
58. Grossman D. Russia Looks Less and Less Like India's Friend// The RAND Corporation, -04.03.2022// URL:https://www.rand.org/blog/2022/03/russia-looks-less-and-less-like-indias-friend.html (датаобращения 31.03.2022)
59. Joint position statement of the International Federation of Sports Medicine (FIMS) and European Federation of Sports Medicine Associations (EFSMA) on the IOC framework on fairness, inclusion and non-discrimination based on gender identity and sex variations// BMJ Open Sport & Exercise Medicine, -2022;8// URL: https://bmjopensem.bmj.com/content/bmjosem/8/1/e001273.full.pdf (датаобращения 12.04.2022)
60. Landry F. Olympism at the beginning and at the end of the 20th century: from the permanence of an idea to the crowing paradox of its social function // IOA. Report of the 28th Session. - Lausanne, -1989. - 8р.
61. Russia: Legacy of Olympic Games tarnished by arrests// Amnesty International, -02.2014// URL: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2014/02/russia-legacy-olympic-games-tarnished-arrests/(датаобращения 06.11.2022)
62. Sport and human rights оverview from A CAS perspective// CAS, -16.04.2021, -21р.//URL: https://www.tas-cas.org/fileadmin/user_upload/Human_Rights_in_sport__CAS_report_updated_16.04.2021_.pdf (датаобращения 28.10.2021)

Статистические материалы:
63. List of National Olympic Committees in IOC Protocol// International Olympic Committee, -2022. -5p. //URL: https://stillmed.olympics.com/media/Document%20Library/OlympicOrg/Documents/National-Olympic-Committees/List-of-National-Olympic-Committees-in-IOC-Protocol-Order.pdf (датаобращения 22.03.2022)
64. Overview of the content of the archives concerning their preparation, organisation and running from 1896 to 1984// Historical Archives Olympic Studies Centre, - 2011, -65р.

Речи и интервьюполитических лидеров, политиков:
65. Выступление Президента РФ В. Путина на 119-й сессии Международного олимпийского комитета// Kremlin.ru, -2007. //URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24402 (дата обращения 21.12.2021)
66. Косачёв К. (2017) Запись в Facebook: 06 декабря 2017 в 08:42// URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1556201201127303&id=100002123135703 (дата обращения 15.05.2021)
67. Лавров: в мировом спорте все больше дипломатии, порой недобросовестной// РИА новости. Спорт, -05.05.2020// URL: https://rsport.ria.ru/20200427/1570625317.html (дата обращения 07.03.2022)
68. Организатор бойкота Игр-1980: «Олимпиада – это всегда политика»// Радио Свобода, -31.03.2008// URL: https://www.svoboda.org/a/441487.html (дата обращения 01.12.2021)
69. Речь на торжественном банкете по случаю зимних Олимпийских игр - 2022 в Пекине// МИД КНР, -05.02.2022//URL:https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202202/t20220205_10639234.html (дата обращения 25.04.2022)
70. Си Цзиньпин: Я жду встречи с Президентом Путиным на Пекинской зимней Олимпиаде и «вместе ради общего будущего»// МИД КНР, -15.12.2021// URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202112/t20211216_10470462.html (дата обращения 27.03.2022)
71. Текст выступления Президента ОКР на Олимпийском собрании-2021// Олимпийский Комитет России, -09.12.2021// URL: https://olympic.ru/news/olimpijskoe-sobranie-2021/stanislav-pozdnyakov-okr-i-vsem-kto-nam-pomogal-udalos-obespechit-vystuplenie-rossijskih-sportsmenov-v-tokio-bez-dopolnitelnyh-uslovij-ili-kriteriev/ (дата обращения 03.04.2022)
72. Dr. Henry Kissinger, The Olympic Games offer a look into what a better and more peaceful future could be// IOC news, -03.07.2019// URL:https://olympics.com/ioc/news/the-olympic-games-offer-a-look-into-what-a-better-and-more-peaceful-future-could-be (дата обращения 29.04.2022)
73. Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on December 7, 2021// MFA of the PRC, -2021/ URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202112/t20211207_10463627.html(датаобращения 25.01.2022)
74. Robert Mcg. Thomas Jr. Olympics to allow pros in 3 sports// Тhe New York Times, -1985.// URL: https://www.nytimes.com/1985/03/01/sports/olympics-to-allow-pros-in-3-sports.html (дата обращения 27.12.2021)
Аудио- и видео материалы МОК и НОК:
75. Телевидение Олимпийского Комитета России// YouTube //URL: https://www.youtube.com/c/RusOlympicCommittee (дата обращения 28.08.2020)
76. Joint IOC & Beijing 2022 Daily Briefing - 11.02.2022//Youtube, -11.02.2022// URL:https://www.youtube.com/watch?v=BDRWYA08p1U (дата обращения 03.04.2022)
77. Press Conference - 07.12.2021/IOC Media// YouTube, -2021// URL: https://www.youtube.com/watch?v=9SrT9A0TUjI&list=PLX9eJ_kgiRLZP4qWXs_WwJg-doUswtL3t&index=10 (дата обращения 18.01.2022)
78. Press Conference with IOC President - 08.09.2021// YouTube -08.09.2021// URL: https://www.youtube.com/watch?v=N309ZjbGTkg&list=PLX9eJ_kgiRLZP4qWXs_WwJg-doUswtL3t&index=13 (дата обращения 25.10.2021)
79. Team USA // YouTube //URL: https://www.youtube.com/TeamUSA (дата обращения 28.08.2020)

Материалы социологических исследований:
80. Баринов С. Ю. Значение олимпийского образования для формирования спортивно-гуманистической культуры личности // Вестник МГИМО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-olimpiyskogo-obrazovaniya-dlya-formirovaniya-sportivno-gumanisticheskoy-kultury-lichnosti (дата обращения 28.05.2021)
81. Пономарёва Е.А. Оценка стратегического потенциала Олимпийского бренда / Е.А.Пономарёва, И.Г.Игнатьева, Н.Б.Станиславчик // МГИМО университет, -2019, -9с. //URL:https://mgimo.ru/upload/iblock/13c/PonomarevaEA_Olympic%20Brand%20Strategic%20Analysis.pdf (дата обращения 30.04.2022)
Литература:
Книги:
82. Бабюк М. История спорта и спортивной коммуникации/ -М: МГУ, -2018, -65с.// URL: http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/a1a/a1af38e1a7bc9785523d34fc6cd36fe9.pdf (дата обращения 30.11.2021)
83. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. - СПб: СПбГУ, -2011, -320с.
84. Боголюбова, Н. М. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии/ Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. —282с.
85. Гаспаров М. Поэзия Пиндара. Вакхилид. Оды. Фрагменты / М. Гаспаров // -М.: Наука, 1980. -504с.
86. Исаев А. Спортивная политика России. - М.: Советский спорт, 2002. - 518 с.
87. Кыласов А. В. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма / А. В. Кыласов. - М.: АИРО-ХХ1, 2010. -328с.
88. Лагутина, М. Д. Олимпизм, олимпийское движение и олимпийские игры / Лагутина М. Д. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: СибГУФК, 2019. - 280 с.
89. Наследие греческого Олимпизма / В.М Лабскир, А. И Любиев, - Под общ. ред. вице-президента Олимпийской Академии Украины, профессора В. М. Лабскира.
-Харьков, -1994.-105с.
90. Современный спорт и Олимпийское движение в системе международных отношений: — 2-е изд., перераб. и доп. / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин — М.: «Университетская книга», 2012. — 256с.
91. Суник, А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже ХIX - XX веков / А. Суник.— 2-е изд., испр. и доп. — М: Советский спорт, 2004 .— 763 с.
92. Фрагменты ранних греческих философов/ под ред. И.Д. Рожанского – М.: Наука, 1989. – 576с.
93. Baumgardner, J. and Richards, A. Manifesta: Young Women, Feminism, and the Future,
-New York: Farrar, Straus & Giroux. -2000.-416р.
94. GangasD. Olympic Movement and International Politics// International Olympic Academy, -2021. -253р.
95. Heywood, L. and Dworkin, S. L. Built to Win: The Female Athlete as Cultural Icon., -MN: University of Minnesota Press. -2003., -256р.
96. Houlihan В. Sport and international politics/ -Harvester Wheatsheaf, -1994, -237р.
97. Kanin D. A Political History of the Olympic Games// New York, Routledge,1981. -176р. //URL: https://doi.org/10.4324/9780429048418 (дата обращения 17.11.2022)
98. Rider Т. The Olympic Games and the Secret Cold War: The U.S. Government and the Propaganda Campaign Against Communist Sport, 1950-1960// The University of Western Ontario, - 2011, -410р.
99. Rider T. Cold War Games: Propaganda, the Olympics, and U.S. Foreign Policy// -Board of Trustees of the University of Illinois, -2016. -288р.
100. Riordan J. Sport in Soviet Society: Development of Sport and Physical Education in Russia and the USSR// -London: Cambridge University Press, -1980, -446р.
101. SmoutsМ., BattistellaD.Dictionnaire des relations internationals//-Dalloz, -2012. -572p.
102. Wenn, S., R. Barney, and S. Martyn. Tarnished Rings: The International Olympic Committee and the Salt Lake City Bid Scandal// -Syracuse: University Press. -2011. -304р.

Справочно-энциклопедические издания:
103. Энциклопедия современного олимпийского спорта / под общ. ред. В. Н. Платонова. —К.: Олимпийская литература, -2002. – 599с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ