Положение православных приходов на территории Ленинградской области в 1941-1945 гг.: взаимодействия с оккупационной властью и поиски сотрудничества с Советским государством
|
Введение…
Глава 1. Довоенное положение Русской православной церкви и ленинградских православных приходов
1.1 Отношения между советской властью и Русской православной церковью в 1918-1941гг
1.2 Положение ленинградских православных приходов в условиях гонений на церковь
Глава 2. Деятельность православного духовенства в период нацистской оккупации
2.1 Религиозная политика нацистской Германии и церковное возрождение в оккупированных районах Ленинградской области…
2.2. Религиозная тематика в публикациях газет, выходивших в оккупированных районах Ленинградской области
Глава 3. Трансформация положения православного духовенства в условиях новой государственной политики в отношении церкви
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Довоенное положение Русской православной церкви и ленинградских православных приходов
1.1 Отношения между советской властью и Русской православной церковью в 1918-1941гг
1.2 Положение ленинградских православных приходов в условиях гонений на церковь
Глава 2. Деятельность православного духовенства в период нацистской оккупации
2.1 Религиозная политика нацистской Германии и церковное возрождение в оккупированных районах Ленинградской области…
2.2. Религиозная тематика в публикациях газет, выходивших в оккупированных районах Ленинградской области
Глава 3. Трансформация положения православного духовенства в условиях новой государственной политики в отношении церкви
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы истории православных приходов Ленинградской епархии во время Великой Отечественной войны отражает проблемы построения церковной жизни в условиях нацистской оккупации и важные изменения, произошедшие в политике советской власти по отношению к церкви. После развала СССР в связи с рассекречиванием ряда архивных фондов многими российскими исследователями были описаны множество ранее неизвестных аспектов и подробностей истории церковных приходов на оккупированной советской территории и, в частности, деятельность Псковской православной миссии. Были опубликованы новые биографические сведения церковных деятелей, сотрудничавших с нацистскими оккупантами. Однако многие документы, раскрывающие детали церковной жизни как на советской, так и на оккупированной территориях, остаются нераскрытыми и непроанализированными, особенно это относится к коллаборационистской периодической печати, в которой поднимались церковные вопросы нацистами. Аналогичная ситуация относится и к документам довоенной эпохи, без раскрытия которых невозможно говорить о полном изучении и понимании взаимоотношений между церковью и советской властью, а также происходивших церковных процессах в военное время. Помимо этого, многие дела тех ленинградских священнослужителей, которые могли сотрудничать с советской разведкой или партизанским подпольем во время войны, до сегодняшнего времени остаются под грифом секретности.
Также до сих пор не в полной мере освещена и роль православного духовенства блокадного Ленинграда, его благотворительной деятельности и значении в укреплении духа защитников города. И без этого знания трудно понять, как продержался город в крайне тяжелых условиях и малой помощи извне. Это также имеет отношение и духовенству из приграничных православных приходов, оказавшихся по другую сторону фронта. В обстановке непрекращающихся убийств, холода, голода, страха и страданий именно на священнослужителей выпала основная ноша по ободрению и поддержке всего православного населения с обеих сторон фронта, личным примером показывая стойкость, терпение и огромную выдержку, не давая погаснуть надежде, что народ не погиб, не побежден и тем более не оставлен Богом. Именно эта вера была источником для борьбы и продолжения жизни многих защитников Ленинграда и жителей оккупированных территорий.
Отдельный вопрос стоит и про религиозные настроения жителей Ленинградской области по обеим сторонам фронта, которые имели сложную специфику, трансформировались и совершенно по-разному отражались на жизни каждого человека. Именно сохранение многими советскими гражданами своей религии способствовало тому, что во время Перестройки и после развала СССР начался бурный процесс реставрации старых храмов и постройки новых во многом благодаря пожертвованиям рядовых граждан, для которых именно православная вера осталась единственной альтернативой коммунистической идеологии.
Учитывая современные реалии, Русская православная церковь (РПЦ) даже спустя несколько десятилетий после окончания Великой Отечественной войны продолжает оказывать посильную материальную и моральную поддержку как воинам, так и жителям, пострадавшим от боевых действий, повторяя подвиг тех, кто жил и трудился во время блокады Ленинграда и в период нацистской оккупации.
Территориальные рамки исследования включают территорию Ленинградской области СССР по состоянию на 1941 г. В то время Ленинградская область имела почти втрoе бoльшую площадь, чем сегодняшняя, и включaла помимо территории современного г. Санкт-Петербурга (г. Ленинград) практически всю Пскoвскую и Новгoродскую области, которые только в 1944 г. были преобразованы в отдельные административно-территориальные единицы. Также в 1944 г. была проведена граница, сохранившаяся без изменений до нынешнего времени, между РСФСР и Эстонской ССР по реке Нарва. Тогда к Ленинградской области отошла территория к востоку от реки Нарва, включая г. Ивангород. В том же году к Ленинградской области была передана территория Карельского перешейка из состава Карело-Финской ССР вместе с городами Выборг и Кексгольм, а также Выборгский, Кексгольмский и Яскинский районы. Территория Ленинградской области на 1941 г. была выбрана в качестве удобства в силу того, что в первый год войны большая ее часть, включая Псков и Новгород, была оккупирована вермахтом, командование которого проводило свою политику управления этим регионом. Крупные же административно-территориальные изменения произойдут только после освобождения Красной армией всей области вместе с Новгородом и Псковом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть религиозную ситуацию и политику советской власти в отношении православной церкви в целом в предвоенное время;
2) проанализировать положение православных приходов Ленинградской епархии, сравнив с положением всей Русской православной церкви в предвоенное время на территории СССР;
3) рассмотреть причины и претворение в жизнь германской политики поддержки церкви, и результаты данной политики на оккупированной территории Ленинградской епархии;
4) проанализировать прессу, в которой поднимались религиозные вопросы, распространявшееся на оккупированной территории Ленинградской области;
5) установить причины изменения политики советского руководства по отношению к православной церкви;
6) проанализировать религиозные настроения жителей Ленинградской области;
7) оценить результаты изменения советской конфессиональной политики и ее влияние на ситуацию вокруг церквей Ленинградской области.
Методы исследования: историко-системный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и источниковедческий.
Степень разработанности проблемы. В советской историографии тема как коллаборационизма, так и патриотической деятельности духовенства во время войны практически не рассматривалась во многом по причине засекречивания многих архивных документов с личными делами церковных деятелей и распоряжений как германских, так и советских органов власти в отношении церкви. Однако все же в диссидентских кругах были попытки написать объемные труды по истории РПЦ, включая военный период. Так, советским диссидентом и публицистом Л.Л. Регельсоном в середине 1970-х гг. была написана монография «Трагедия русской церкви 1917-1945», которая, правда, была издана за пределами Советского Союза – в Париже. Работа Л.Л. Регельсона скорее носит публицистический, нежели научный характер, хотя он и использует выдержки из воспоминаний современников описываемых событий и обращается к церковным документам. Главной задачей автора было не детальное изучение каких-либо явлений или сторон церковной жизни, а реконструкция исторических событий тех лет с попыткой ответить на вопрос о том, какова была роль РПЦ в истории революции и в последующие годы.
Основные научные труды по истории церкви во время войны создавались изначально в эмигрантских трудах как историками, так и современниками тех событий. Особенно здесь можно отметить несколько статей эмигрантских историков В.И. Алексеева и Ф. Ставру, опубликованных в журнале «Русское возрождение», издававшегося в Париже. Историки описывали религиозную ситуацию в оккупированных немцами областях советских республиках, используя архивные материалы, включая сводки Службы безопасности рейхсфюрера СС для создания объективной и целостной картины церковной жизни в период оккупации .
Особенно среди зарубежных фундаментальных работ по истории православной церкви в XX веке выделяется монография канадского историка-эмигранта Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке». В монографии Д.В. Поспеловский приводит историю как борьбы православного духовенства с захватчиком, так и положения православных приходов во всех оккупированных советских республиках с опорой на документальные материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Цeнтрального гoсударственногоисторичeскогоaрхива Санкт‑Петербурга (ЦГИА СПб). Д.В. Поспеловский обращается и к мaтериалам зарубежных aрхивныххрaнилищ, Базельской и Кoлумбийской университетских библиoтек, Aрхива Правoславной церкви в Амeрике, Национaльного архива США и др. В монографии обращается автор и к периодике, а также личным свидетельствам духовенства Московской пaтриархии.
В зарубежной не эмигрантской историографии также уделяли внимание изучению истории РПЦ. Среди них можно выделить монографию американского исследователя А. Даллина «Захваченные территории СССР под контролем нацистов. Оккупационная политика Третьего рейха 1941-1945». В ней автор отдельно посвящает главу религиозной политики Третьего рейха на Востоке с кратким описанием положения православной церкви на территории Украины, Белоруссии, Прибалтике и Северо-Запада России .
Другой американский историк С.М. Майнер в своей монографии «Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика, 1941-1945» пытается ответить на вопрос о том, какую роль играло русское православие в политике Сталина во время войны. С.М. Майнер приводит причины, почему в 1943 г. Сталин смягчил свой курс в отношении РПЦ, убедительно доказывая, что это было сделано не для привлечения к борьбе с нацизмом сил русского национализма, а с помощью церкви планировалось восстановить контроль на деоккупированных территориях, а также в пропагандистских целях для западных союзников .
После распада Советского Союза и вплоть до нынешнего времени в отечественной историографии наблюдался значительный прогресс в деле всестороннего изучения истории РПЦ в новейшее время. Огромную роль в этом плане сделал петербургский историк М.В. Шкаровский, опубликовавший несколько фундаментальных трудов, ставших базовым материалом для множества других последующих исследований. Среди них следует указать монографию «Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь», в которой автор детально изучает государственную политику нацистской Германии в отношении РПЦ и развитие последней как института и социального организма как в самой Германии, так и на оккупированной территории Балканских стран, Польши и СССР. И помимо огромного массива архивных материалов, рассредоточенных в Германии, США, Польше, Венгрии и многих других странах, автор широко использовал и периодическую печать, включaя как советские, так и оккупaционные гaзеты и журнaлы. При этом основное внимание в книге было уделено обстоятельствам цeрковной жизни на Северо-Зaпаде РСФСР, связaнным с фенoмоном Пскoвской православной миcсии, а также «церковному возрождению в русских областях прифронтовой полосы» .
В монографии «Русская Православная Церковь (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах) при Сталине и Хрущеве» М.В. Шкаровский исследует проблему церковно-государственных отношений, подвергавшихся изменению в зависимости от внутриполитической ситуации, внутрипартийной борьбы и текущих нужд, а также частично рассматривает взаимоотношения РПЦ с другими религиозными организациями.
Непосредственно истории Ленинградской епархии во время войны М.В. Шкаровский посвятил монографию под названием «Церковь зовет к защите Родины: Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны», при написании историк использовал огромный массив документов как российских, так и немецких архивов, а также свидетельства и воспоминания участников тех событий .
Огромную работу в исследовании проблемы коллаборационизма со стороны советских граждан, включая духовенства, провел историк Б.Н. Ковалев. Так, в монографии «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России» исследователем рассматривается вопрос сотрудничества советских граждан с немецким оккупационным режимом. Также рассматриваются в монографии различные aспекты деятельности нацистских административных органов, фoрмирование воинских частей и пoлицейской службы из местного нaселения и воeннопленных, пoлитика в сфeре экономики, идеoлогическая обработка насeления на оккупирoванных западных и юго-западных областях России .
Более подробная информация об условиях оккупации, а также о партизанской борьбе и сотрудничестве с немцами представлена в другой, более поздней монографии Б.Н. Ковалева − «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» .
Следует отметить и труд О.Ю. Васильевой под названием «Русская Православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». В монографии рассматривается история и основные формы сотрудничества между церковью и советским руководством, а также приводятся цели использования последним РПЦ. По убеждению О.Ю. Васильевы, интерес государства к церкви как инструменту для проведения своей внешней политики падает к концу 1948 г., в связи с тем, что СССР стал вторым обладателе атомного оружия, а также появлением новых средств воздействия на страны Восточной Европы .
Также одним из крупных трудов по истории православного духовенства на всей оккупировaннойтерритoрии РСФСР стала вышeдшая недавно монография И.В. Петрова под названием «Меж двух зол. Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.». В ней автор достаточно подробно описывает полoжение духовенства в каждом отдeльном оккупирoванном региoне РСФСР, отношение отдельных германских руководителей к христиaнству, анализирует и сравнивает религиозную политику советских властей как до, так и во время войны, используя при этом огромное количество российских рeгиональных и зарубeжных архивных фондов, а также привлeкая научные труды как росcийских, так и зарубeжныхисследователeй .
Среди диссертационных работ особо стоит отметить труд С.К. Бернева под названием «Агитационно-пропагандистская деятельность нацистской Германии на оккупированной территории Северо-Запада РСФСР в 1941-1944 гг.: цели, основные направления». Автор проводит подробное исследование механизма пропагандистской деятельности нацистской Германии и комплекса пропагандистских мероприятий, осуществлявшихся оккупантами на Северо-Западе РСФСР. Также в работе автор уделяет внимание образованию и деятельности Псковской православной миссии, особо делая акцент на их роль в пропагандистской кампании оккупационной администрации .
Апробация исследования. Часть промежуточных результатов данного исследования была представлена на
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы.
В первой главе работы дается краткий анализ религиозной ситуации, сложившейся вокруг РПЦ с момента провозглашения советской власти и до начала Великой Отечественной войны. Рассматривается положение православных приходов Ленинградской епархии, основные проблемы, с которыми столкнулись ленинградские приходы. Уделено внимание истории возникновения и деятельности обновленческой церкви и иосифлянского движения. Дается оценка состоянию Ленинградской епархии на религиозном фоне всей территории СССР.
Вторая глава посвящена рассмотрению политики германских ведомств по отношению ко всей православной церкви, включая основные их подходы и противоречия по реализации данной политики на территории Ленинградской епархии. Также в главе уделено внимание и такому важному явлению как церковное возрождение в Ленинградской епархии, в частности, рассматривается история образования и деятельность Псковской православной миссии. Сделан анализ содержания нескольких номеров коллаборационистских газет с религиозной тематикой, выходивших на оккупированной территории Ленинградской области.
Третья глава посвящена разбору государственно-церковных отношений в период войны. Рассматриваются причины изменения советским руководством подхода к РПЦ и отражение этих изменений на положение церквей Ленинградской епархии. Уделено внимание описанию патриотической деятельности духовенства и анализу религиозных настроений жителей Ленинграда.
В Заключении приводятся основные выводы о состоянии дел в отношении ленинградских приходов в довоенное время, о принципах германской политики в отношении церкви и формах взаимодействия духовенства Ленинградской епархии с оккупантами, а также о влиянии трансформации советской политики к церкви на Ленинградскую епархию.
Также до сих пор не в полной мере освещена и роль православного духовенства блокадного Ленинграда, его благотворительной деятельности и значении в укреплении духа защитников города. И без этого знания трудно понять, как продержался город в крайне тяжелых условиях и малой помощи извне. Это также имеет отношение и духовенству из приграничных православных приходов, оказавшихся по другую сторону фронта. В обстановке непрекращающихся убийств, холода, голода, страха и страданий именно на священнослужителей выпала основная ноша по ободрению и поддержке всего православного населения с обеих сторон фронта, личным примером показывая стойкость, терпение и огромную выдержку, не давая погаснуть надежде, что народ не погиб, не побежден и тем более не оставлен Богом. Именно эта вера была источником для борьбы и продолжения жизни многих защитников Ленинграда и жителей оккупированных территорий.
Отдельный вопрос стоит и про религиозные настроения жителей Ленинградской области по обеим сторонам фронта, которые имели сложную специфику, трансформировались и совершенно по-разному отражались на жизни каждого человека. Именно сохранение многими советскими гражданами своей религии способствовало тому, что во время Перестройки и после развала СССР начался бурный процесс реставрации старых храмов и постройки новых во многом благодаря пожертвованиям рядовых граждан, для которых именно православная вера осталась единственной альтернативой коммунистической идеологии.
Учитывая современные реалии, Русская православная церковь (РПЦ) даже спустя несколько десятилетий после окончания Великой Отечественной войны продолжает оказывать посильную материальную и моральную поддержку как воинам, так и жителям, пострадавшим от боевых действий, повторяя подвиг тех, кто жил и трудился во время блокады Ленинграда и в период нацистской оккупации.
Территориальные рамки исследования включают территорию Ленинградской области СССР по состоянию на 1941 г. В то время Ленинградская область имела почти втрoе бoльшую площадь, чем сегодняшняя, и включaла помимо территории современного г. Санкт-Петербурга (г. Ленинград) практически всю Пскoвскую и Новгoродскую области, которые только в 1944 г. были преобразованы в отдельные административно-территориальные единицы. Также в 1944 г. была проведена граница, сохранившаяся без изменений до нынешнего времени, между РСФСР и Эстонской ССР по реке Нарва. Тогда к Ленинградской области отошла территория к востоку от реки Нарва, включая г. Ивангород. В том же году к Ленинградской области была передана территория Карельского перешейка из состава Карело-Финской ССР вместе с городами Выборг и Кексгольм, а также Выборгский, Кексгольмский и Яскинский районы. Территория Ленинградской области на 1941 г. была выбрана в качестве удобства в силу того, что в первый год войны большая ее часть, включая Псков и Новгород, была оккупирована вермахтом, командование которого проводило свою политику управления этим регионом. Крупные же административно-территориальные изменения произойдут только после освобождения Красной армией всей области вместе с Новгородом и Псковом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть религиозную ситуацию и политику советской власти в отношении православной церкви в целом в предвоенное время;
2) проанализировать положение православных приходов Ленинградской епархии, сравнив с положением всей Русской православной церкви в предвоенное время на территории СССР;
3) рассмотреть причины и претворение в жизнь германской политики поддержки церкви, и результаты данной политики на оккупированной территории Ленинградской епархии;
4) проанализировать прессу, в которой поднимались религиозные вопросы, распространявшееся на оккупированной территории Ленинградской области;
5) установить причины изменения политики советского руководства по отношению к православной церкви;
6) проанализировать религиозные настроения жителей Ленинградской области;
7) оценить результаты изменения советской конфессиональной политики и ее влияние на ситуацию вокруг церквей Ленинградской области.
Методы исследования: историко-системный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и источниковедческий.
Степень разработанности проблемы. В советской историографии тема как коллаборационизма, так и патриотической деятельности духовенства во время войны практически не рассматривалась во многом по причине засекречивания многих архивных документов с личными делами церковных деятелей и распоряжений как германских, так и советских органов власти в отношении церкви. Однако все же в диссидентских кругах были попытки написать объемные труды по истории РПЦ, включая военный период. Так, советским диссидентом и публицистом Л.Л. Регельсоном в середине 1970-х гг. была написана монография «Трагедия русской церкви 1917-1945», которая, правда, была издана за пределами Советского Союза – в Париже. Работа Л.Л. Регельсона скорее носит публицистический, нежели научный характер, хотя он и использует выдержки из воспоминаний современников описываемых событий и обращается к церковным документам. Главной задачей автора было не детальное изучение каких-либо явлений или сторон церковной жизни, а реконструкция исторических событий тех лет с попыткой ответить на вопрос о том, какова была роль РПЦ в истории революции и в последующие годы.
Основные научные труды по истории церкви во время войны создавались изначально в эмигрантских трудах как историками, так и современниками тех событий. Особенно здесь можно отметить несколько статей эмигрантских историков В.И. Алексеева и Ф. Ставру, опубликованных в журнале «Русское возрождение», издававшегося в Париже. Историки описывали религиозную ситуацию в оккупированных немцами областях советских республиках, используя архивные материалы, включая сводки Службы безопасности рейхсфюрера СС для создания объективной и целостной картины церковной жизни в период оккупации .
Особенно среди зарубежных фундаментальных работ по истории православной церкви в XX веке выделяется монография канадского историка-эмигранта Д.В. Поспеловского «Русская православная церковь в XX веке». В монографии Д.В. Поспеловский приводит историю как борьбы православного духовенства с захватчиком, так и положения православных приходов во всех оккупированных советских республиках с опорой на документальные материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Цeнтрального гoсударственногоисторичeскогоaрхива Санкт‑Петербурга (ЦГИА СПб). Д.В. Поспеловский обращается и к мaтериалам зарубежных aрхивныххрaнилищ, Базельской и Кoлумбийской университетских библиoтек, Aрхива Правoславной церкви в Амeрике, Национaльного архива США и др. В монографии обращается автор и к периодике, а также личным свидетельствам духовенства Московской пaтриархии.
В зарубежной не эмигрантской историографии также уделяли внимание изучению истории РПЦ. Среди них можно выделить монографию американского исследователя А. Даллина «Захваченные территории СССР под контролем нацистов. Оккупационная политика Третьего рейха 1941-1945». В ней автор отдельно посвящает главу религиозной политики Третьего рейха на Востоке с кратким описанием положения православной церкви на территории Украины, Белоруссии, Прибалтике и Северо-Запада России .
Другой американский историк С.М. Майнер в своей монографии «Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика, 1941-1945» пытается ответить на вопрос о том, какую роль играло русское православие в политике Сталина во время войны. С.М. Майнер приводит причины, почему в 1943 г. Сталин смягчил свой курс в отношении РПЦ, убедительно доказывая, что это было сделано не для привлечения к борьбе с нацизмом сил русского национализма, а с помощью церкви планировалось восстановить контроль на деоккупированных территориях, а также в пропагандистских целях для западных союзников .
После распада Советского Союза и вплоть до нынешнего времени в отечественной историографии наблюдался значительный прогресс в деле всестороннего изучения истории РПЦ в новейшее время. Огромную роль в этом плане сделал петербургский историк М.В. Шкаровский, опубликовавший несколько фундаментальных трудов, ставших базовым материалом для множества других последующих исследований. Среди них следует указать монографию «Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь», в которой автор детально изучает государственную политику нацистской Германии в отношении РПЦ и развитие последней как института и социального организма как в самой Германии, так и на оккупированной территории Балканских стран, Польши и СССР. И помимо огромного массива архивных материалов, рассредоточенных в Германии, США, Польше, Венгрии и многих других странах, автор широко использовал и периодическую печать, включaя как советские, так и оккупaционные гaзеты и журнaлы. При этом основное внимание в книге было уделено обстоятельствам цeрковной жизни на Северо-Зaпаде РСФСР, связaнным с фенoмоном Пскoвской православной миcсии, а также «церковному возрождению в русских областях прифронтовой полосы» .
В монографии «Русская Православная Церковь (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах) при Сталине и Хрущеве» М.В. Шкаровский исследует проблему церковно-государственных отношений, подвергавшихся изменению в зависимости от внутриполитической ситуации, внутрипартийной борьбы и текущих нужд, а также частично рассматривает взаимоотношения РПЦ с другими религиозными организациями.
Непосредственно истории Ленинградской епархии во время войны М.В. Шкаровский посвятил монографию под названием «Церковь зовет к защите Родины: Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны», при написании историк использовал огромный массив документов как российских, так и немецких архивов, а также свидетельства и воспоминания участников тех событий .
Огромную работу в исследовании проблемы коллаборационизма со стороны советских граждан, включая духовенства, провел историк Б.Н. Ковалев. Так, в монографии «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России» исследователем рассматривается вопрос сотрудничества советских граждан с немецким оккупационным режимом. Также рассматриваются в монографии различные aспекты деятельности нацистских административных органов, фoрмирование воинских частей и пoлицейской службы из местного нaселения и воeннопленных, пoлитика в сфeре экономики, идеoлогическая обработка насeления на оккупирoванных западных и юго-западных областях России .
Более подробная информация об условиях оккупации, а также о партизанской борьбе и сотрудничестве с немцами представлена в другой, более поздней монографии Б.Н. Ковалева − «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации» .
Следует отметить и труд О.Ю. Васильевой под названием «Русская Православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». В монографии рассматривается история и основные формы сотрудничества между церковью и советским руководством, а также приводятся цели использования последним РПЦ. По убеждению О.Ю. Васильевы, интерес государства к церкви как инструменту для проведения своей внешней политики падает к концу 1948 г., в связи с тем, что СССР стал вторым обладателе атомного оружия, а также появлением новых средств воздействия на страны Восточной Европы .
Также одним из крупных трудов по истории православного духовенства на всей оккупировaннойтерритoрии РСФСР стала вышeдшая недавно монография И.В. Петрова под названием «Меж двух зол. Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.». В ней автор достаточно подробно описывает полoжение духовенства в каждом отдeльном оккупирoванном региoне РСФСР, отношение отдельных германских руководителей к христиaнству, анализирует и сравнивает религиозную политику советских властей как до, так и во время войны, используя при этом огромное количество российских рeгиональных и зарубeжных архивных фондов, а также привлeкая научные труды как росcийских, так и зарубeжныхисследователeй .
Среди диссертационных работ особо стоит отметить труд С.К. Бернева под названием «Агитационно-пропагандистская деятельность нацистской Германии на оккупированной территории Северо-Запада РСФСР в 1941-1944 гг.: цели, основные направления». Автор проводит подробное исследование механизма пропагандистской деятельности нацистской Германии и комплекса пропагандистских мероприятий, осуществлявшихся оккупантами на Северо-Западе РСФСР. Также в работе автор уделяет внимание образованию и деятельности Псковской православной миссии, особо делая акцент на их роль в пропагандистской кампании оккупационной администрации .
Апробация исследования. Часть промежуточных результатов данного исследования была представлена на
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы.
В первой главе работы дается краткий анализ религиозной ситуации, сложившейся вокруг РПЦ с момента провозглашения советской власти и до начала Великой Отечественной войны. Рассматривается положение православных приходов Ленинградской епархии, основные проблемы, с которыми столкнулись ленинградские приходы. Уделено внимание истории возникновения и деятельности обновленческой церкви и иосифлянского движения. Дается оценка состоянию Ленинградской епархии на религиозном фоне всей территории СССР.
Вторая глава посвящена рассмотрению политики германских ведомств по отношению ко всей православной церкви, включая основные их подходы и противоречия по реализации данной политики на территории Ленинградской епархии. Также в главе уделено внимание и такому важному явлению как церковное возрождение в Ленинградской епархии, в частности, рассматривается история образования и деятельность Псковской православной миссии. Сделан анализ содержания нескольких номеров коллаборационистских газет с религиозной тематикой, выходивших на оккупированной территории Ленинградской области.
Третья глава посвящена разбору государственно-церковных отношений в период войны. Рассматриваются причины изменения советским руководством подхода к РПЦ и отражение этих изменений на положение церквей Ленинградской епархии. Уделено внимание описанию патриотической деятельности духовенства и анализу религиозных настроений жителей Ленинграда.
В Заключении приводятся основные выводы о состоянии дел в отношении ленинградских приходов в довоенное время, о принципах германской политики в отношении церкви и формах взаимодействия духовенства Ленинградской епархии с оккупантами, а также о влиянии трансформации советской политики к церкви на Ленинградскую епархию.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что после Октябрьской революции большевики, стремясь к построению социализма и безбожного общества, установили курс на полную ликвидацию РПЦ, несмотря на принятые ими же законов, гарантирующих свободу совести и вероисповедования. При этом сама антирелигиозная политика только постепенно ужесточалась к моменту начала войны. По инициативе советских властей, церковь была лишена статуса юридического лица, активно закрывались и разрушались храмы с монастырями, ужесточалось налогообложение в отношении духовенства, запрещалось распространение религиозных взглядов, а также издательская деятельность церкви. Помимо этого, большевики делали ставку и на раскол РПЦ, изначально активно поддерживая группы обновленцев как основной противодействующей силы патриаршей церкви, передавая им церковное управление и храмы. Организовывались и репрессии, включая массовые казни, в отношении духовенства и мирян, которых большевики рассматривали как классовых противников.
В результате данной антирелигиозной кампании церковь в Ленинградской области, как и на всей территории СССР, к моменту начала войны осталась на грани уничтожения. Из более тысячи храмов уцелело около пары десятков. Во время пика массового террора в 1937-1938 гг. было уничтожено не менее 2/3 служащего духовенства Ленинградской епархии.
Несмотря на гонения, церковь все же искала пути примирения с советской властью. Декларация от 1927 г. о лояльности, изданная патриаршим место блюстителем Сергием (Страгородским), с одной стороны позволила добиться признания от государства как единственной легальной церковной православной организации на территории СССР, с другой стороны привела к появлению ряда оппозиционных и самостоятельных религиозных общин, таких как иосифляне, не признающих Декларацию 1927 г. и митрополита Сергия (Страгородского) как патриаршего местоблюстителя.
И несмотря на масштабные репрессии и активную антирелигиозную пропаганду советского руководства, достаточно немалое количество ленинградских граждан не желало оставлять свою православную веру, о чем ярко свидетельствовали данные всесоюзной переписи от 1937 г., записи воспоминаний современников, а также письменные обращения граждан к представителям советской власти с просьбой не закрывать храмы. Помимо тех, кто открыто исповедовал православие, существовали и те верующие, которые скрывали свои религиозные взгляды, не порывая при этом связи с церковью.
С приближением войны нацистское руководство стремилось использовать церковь как пропагандистское орудие против советского руководства. Воспользовавшись затруднительным положением духовенства и мирян, немцы рассчитывали, что при помощи извне те поднимутся на широкую борьбу против большевиков, сведя свои счеты за многолетние гонения и ущемление прав и достоинства. Также немцы полагали, что, если создать населению оккупированных территорий видимый образ поддержки РПЦ, как например, не препятствование открытию православных храмов и предоставление определенных свобод деятельности духовенству, они обеспечат себе спокойствие в тылу и некоторую лояльность со стороны верующих. Однако большинство верующих как со стороны мирян, так и духовенства не пошли на добровольное сотрудничество с врагом, ясно понимая, что нацисты их просто используют для достижения скорейшей победы в войне и полного уничтожения их родной страны. Об этом говорила сама двойная политика немцев. Оккупанты, понимая угрозу православной церкви как силы, могущей стать центром объедение всего русского народа, а также того, что христианство отвергает нацистскую идеологию, старались поддерживать дробление церкви на отдельные течения и строго запрещали военнослужащим вермахта оказывать какую-либо помощь церковникам. К тому же для немецких военнослужащих не существовало никаких официальных запретов на убийство священнослужителей, разграбление и уничтожение церквей, чем они и занимались.
Однако несмотря на все тяжелые условия оккупации в Ленинградской области началось церковное возрождение. Сделано это было во многом благодаря усилиям Псковской православной миссии, местного духовенства, а также активных мирян. Часть православных храмов было восстановлено, возобновились богослужения, миссионерская и издательская работа церкви. Причем у населения в силу трудных обстоятельств и активного поиска ими духовной поддержки возрастал интерес к православной вере, поэтому многие храмы никогда не пустовали за все время оккупации.
Собственно представителям духовенства в силу безвыходной ситуации приходилось взаимодействовать с оккупантами, дабы сохранить свою паству и организовать церковную жизнь в новых для себя условиях, сохраняя только видимую лояльность к «новым хозяевам». Были среди священнослужителей те, кто продолжал скрытную борьбу с оккупантами, помогая советской разведке, партизанам или просто умышленно не исполняя всех указаний германского командования. Правда, среди представителей православной церкви находились и те, кто по убеждению, в корыстных интересах или из-за страха открыто поддерживал захватчиков. Их поддержка выражалась в доносительстве на всех подозрительных и нелояльных граждан нацистскому режиму, а также в активном участии в пропагандистских мероприятиях по возвеличиванию роли нацистов в глазах населения как «героев» и «освободителей».
Сами же оккупационные газеты обладали таким рядом особенностей как ограниченность и недостоверность источников, продвижение идей коллаборационизма и антисемитизма, анонимность большинства авторов или скрытие ими своих настоящих имен, искажение некоторых фактов и, в конце концов, чистый вымысел. При этом в крупных региональных газетах, распространявшихся в Ленинградской области, таких как «За Родину», «Северное слово» и «Правда» религиозная тематика играла скорее вспомогательную, нежели основную роль, в силу крайней малой степени участия непосредственно представителей духовенства в написании статей и заинтересованности в этом плане редакторов. Однако роль нацистской периодики все же оставалась существенной, по причине отсутствия у населения альтернативных источников информации, сильной эмоциональной восприимчивости и бесперебойного распространения немцами печатной продукции.
Тем не менее, по другую сторону фронта РПЦ с первого дня войны встала на путь решительной борьбы с врагом: призывала и благословляла всех верующих на защиту Родины, собирала и организовывала сборы денежных средств и вещей на нужды армии, раненым и пострадавшим. Даже в Ленинграде некоторые храмы оборудовали под бомбоубежища.
Встреча же Сталина с тремя иерархами православной церкви стала подлинным переворотом в государственно-церковных отношениях, который дал начало некоторому улучшению положения РПЦ на советской территории. Однако данный шаг был, скорее всего, сделан в первую очередь под влиянием внешнего фактора. Так, советское руководство сильно нуждалось в скорейшем открытии второго фронта и нужно было продемонстрировать западным союзникам СССР как веротерпимой страны, что в свою очередь могло положительно сказаться на расширение советского влияния после окончания войны. Тем не менее активная патриотическая позиция церкви, а также массовое открытие храмов на оккупированных территорий также способствовало к улучшению отношений с советской властью, пожелавшего видеть РПЦ как единственную легальную церковную организацию, способную взять под контроль все открывшиеся при немцах православные приходы.
При этом отношение к церкви со стороны государства после 1943 г. стало скорее терпимым, чем враждебным. С одной стороны, накал антирелигиозной пропаганды был существенно снижен, вновь была разрешена издательская деятельность РПЦ, были открыты некоторые храмы, более того, советское руководство иногда удовлетворяла просьбы церкви, по части продажи продуктов для таинств на богослужениях.
С другой стороны, сама антирелигиозная сущность политики советских властей никуда не исчезла. Так, в Ленинградской области большая часть храмов местные власти отказываюсь открывать и передавать верующим. Сохранялся со стороны государства и строгий контроль над деятельностью церкви, не редко тем самым внося административные ограничения, как например, по части управления несколькими приходами одним священников в силу недостатка людей. Возникали с местными органами власти и различные споры по поводу размера налогообложения духовенства и целесообразности различных прав религиозных общин. Продолжались, конечно, и репрессии против духовенства и мирян, особенно против членов Псковской миссии и всех тех, кто так или иначе оказался на оккупированной немцами территории, многие из них автоматически были заклеймены как пособники врага.
Однако самым существенным изменением для Ленинградской епархии после 1943 г. стало решение вопроса с обновленческим расколом и иосифлянскими общинами. Советское руководство окончательно отказалось от метода по раздроблению церкви и прекратили всякую поддержку обновленческой церкви, что лишь значительно ускорило ее самоликвидацию и возращение в лоно патриаршей церкви. Возвращались в патриаршую церковь и иосифляне, понимая смягчения к РПЦ политики и бессмысленность их существования как отдельных религиозных групп. К тому же советские власти к этому моменту ликвидировали огромное количество иосифлянских групп, что также сильно подорвало их позиции во всем Северо-Западе России.
Война сильно повлияла и на рост религиозных настроений жители Ленинграда. О чем говорят огромное количество собранных средств в благотворительные фонды, многочисленные свидетельства и прошения об открытии храмов и проведении таинств.
Подавляющая часть ленинградских священнослужителей и мирян внесли свой немалый вклад в достижении победы над врагом. Немцы опасались не напрасно, РПЦ, действительно, стала одним центром объединения и консолидации народа СССР, что не один раз доказывала это в период великих потрясений. И это в свою очередь является одним из ответов на вопрос о том, почему Ленинград выстоял во время невероятно тяжелой блокады, а также почему СССР выжил и победил в этой самой страшной и кровопролитной войне в российской истории.
В результате данной антирелигиозной кампании церковь в Ленинградской области, как и на всей территории СССР, к моменту начала войны осталась на грани уничтожения. Из более тысячи храмов уцелело около пары десятков. Во время пика массового террора в 1937-1938 гг. было уничтожено не менее 2/3 служащего духовенства Ленинградской епархии.
Несмотря на гонения, церковь все же искала пути примирения с советской властью. Декларация от 1927 г. о лояльности, изданная патриаршим место блюстителем Сергием (Страгородским), с одной стороны позволила добиться признания от государства как единственной легальной церковной православной организации на территории СССР, с другой стороны привела к появлению ряда оппозиционных и самостоятельных религиозных общин, таких как иосифляне, не признающих Декларацию 1927 г. и митрополита Сергия (Страгородского) как патриаршего местоблюстителя.
И несмотря на масштабные репрессии и активную антирелигиозную пропаганду советского руководства, достаточно немалое количество ленинградских граждан не желало оставлять свою православную веру, о чем ярко свидетельствовали данные всесоюзной переписи от 1937 г., записи воспоминаний современников, а также письменные обращения граждан к представителям советской власти с просьбой не закрывать храмы. Помимо тех, кто открыто исповедовал православие, существовали и те верующие, которые скрывали свои религиозные взгляды, не порывая при этом связи с церковью.
С приближением войны нацистское руководство стремилось использовать церковь как пропагандистское орудие против советского руководства. Воспользовавшись затруднительным положением духовенства и мирян, немцы рассчитывали, что при помощи извне те поднимутся на широкую борьбу против большевиков, сведя свои счеты за многолетние гонения и ущемление прав и достоинства. Также немцы полагали, что, если создать населению оккупированных территорий видимый образ поддержки РПЦ, как например, не препятствование открытию православных храмов и предоставление определенных свобод деятельности духовенству, они обеспечат себе спокойствие в тылу и некоторую лояльность со стороны верующих. Однако большинство верующих как со стороны мирян, так и духовенства не пошли на добровольное сотрудничество с врагом, ясно понимая, что нацисты их просто используют для достижения скорейшей победы в войне и полного уничтожения их родной страны. Об этом говорила сама двойная политика немцев. Оккупанты, понимая угрозу православной церкви как силы, могущей стать центром объедение всего русского народа, а также того, что христианство отвергает нацистскую идеологию, старались поддерживать дробление церкви на отдельные течения и строго запрещали военнослужащим вермахта оказывать какую-либо помощь церковникам. К тому же для немецких военнослужащих не существовало никаких официальных запретов на убийство священнослужителей, разграбление и уничтожение церквей, чем они и занимались.
Однако несмотря на все тяжелые условия оккупации в Ленинградской области началось церковное возрождение. Сделано это было во многом благодаря усилиям Псковской православной миссии, местного духовенства, а также активных мирян. Часть православных храмов было восстановлено, возобновились богослужения, миссионерская и издательская работа церкви. Причем у населения в силу трудных обстоятельств и активного поиска ими духовной поддержки возрастал интерес к православной вере, поэтому многие храмы никогда не пустовали за все время оккупации.
Собственно представителям духовенства в силу безвыходной ситуации приходилось взаимодействовать с оккупантами, дабы сохранить свою паству и организовать церковную жизнь в новых для себя условиях, сохраняя только видимую лояльность к «новым хозяевам». Были среди священнослужителей те, кто продолжал скрытную борьбу с оккупантами, помогая советской разведке, партизанам или просто умышленно не исполняя всех указаний германского командования. Правда, среди представителей православной церкви находились и те, кто по убеждению, в корыстных интересах или из-за страха открыто поддерживал захватчиков. Их поддержка выражалась в доносительстве на всех подозрительных и нелояльных граждан нацистскому режиму, а также в активном участии в пропагандистских мероприятиях по возвеличиванию роли нацистов в глазах населения как «героев» и «освободителей».
Сами же оккупационные газеты обладали таким рядом особенностей как ограниченность и недостоверность источников, продвижение идей коллаборационизма и антисемитизма, анонимность большинства авторов или скрытие ими своих настоящих имен, искажение некоторых фактов и, в конце концов, чистый вымысел. При этом в крупных региональных газетах, распространявшихся в Ленинградской области, таких как «За Родину», «Северное слово» и «Правда» религиозная тематика играла скорее вспомогательную, нежели основную роль, в силу крайней малой степени участия непосредственно представителей духовенства в написании статей и заинтересованности в этом плане редакторов. Однако роль нацистской периодики все же оставалась существенной, по причине отсутствия у населения альтернативных источников информации, сильной эмоциональной восприимчивости и бесперебойного распространения немцами печатной продукции.
Тем не менее, по другую сторону фронта РПЦ с первого дня войны встала на путь решительной борьбы с врагом: призывала и благословляла всех верующих на защиту Родины, собирала и организовывала сборы денежных средств и вещей на нужды армии, раненым и пострадавшим. Даже в Ленинграде некоторые храмы оборудовали под бомбоубежища.
Встреча же Сталина с тремя иерархами православной церкви стала подлинным переворотом в государственно-церковных отношениях, который дал начало некоторому улучшению положения РПЦ на советской территории. Однако данный шаг был, скорее всего, сделан в первую очередь под влиянием внешнего фактора. Так, советское руководство сильно нуждалось в скорейшем открытии второго фронта и нужно было продемонстрировать западным союзникам СССР как веротерпимой страны, что в свою очередь могло положительно сказаться на расширение советского влияния после окончания войны. Тем не менее активная патриотическая позиция церкви, а также массовое открытие храмов на оккупированных территорий также способствовало к улучшению отношений с советской властью, пожелавшего видеть РПЦ как единственную легальную церковную организацию, способную взять под контроль все открывшиеся при немцах православные приходы.
При этом отношение к церкви со стороны государства после 1943 г. стало скорее терпимым, чем враждебным. С одной стороны, накал антирелигиозной пропаганды был существенно снижен, вновь была разрешена издательская деятельность РПЦ, были открыты некоторые храмы, более того, советское руководство иногда удовлетворяла просьбы церкви, по части продажи продуктов для таинств на богослужениях.
С другой стороны, сама антирелигиозная сущность политики советских властей никуда не исчезла. Так, в Ленинградской области большая часть храмов местные власти отказываюсь открывать и передавать верующим. Сохранялся со стороны государства и строгий контроль над деятельностью церкви, не редко тем самым внося административные ограничения, как например, по части управления несколькими приходами одним священников в силу недостатка людей. Возникали с местными органами власти и различные споры по поводу размера налогообложения духовенства и целесообразности различных прав религиозных общин. Продолжались, конечно, и репрессии против духовенства и мирян, особенно против членов Псковской миссии и всех тех, кто так или иначе оказался на оккупированной немцами территории, многие из них автоматически были заклеймены как пособники врага.
Однако самым существенным изменением для Ленинградской епархии после 1943 г. стало решение вопроса с обновленческим расколом и иосифлянскими общинами. Советское руководство окончательно отказалось от метода по раздроблению церкви и прекратили всякую поддержку обновленческой церкви, что лишь значительно ускорило ее самоликвидацию и возращение в лоно патриаршей церкви. Возвращались в патриаршую церковь и иосифляне, понимая смягчения к РПЦ политики и бессмысленность их существования как отдельных религиозных групп. К тому же советские власти к этому моменту ликвидировали огромное количество иосифлянских групп, что также сильно подорвало их позиции во всем Северо-Западе России.
Война сильно повлияла и на рост религиозных настроений жители Ленинграда. О чем говорят огромное количество собранных средств в благотворительные фонды, многочисленные свидетельства и прошения об открытии храмов и проведении таинств.
Подавляющая часть ленинградских священнослужителей и мирян внесли свой немалый вклад в достижении победы над врагом. Немцы опасались не напрасно, РПЦ, действительно, стала одним центром объединения и консолидации народа СССР, что не один раз доказывала это в период великих потрясений. И это в свою очередь является одним из ответов на вопрос о том, почему Ленинград выстоял во время невероятно тяжелой блокады, а также почему СССР выжил и победил в этой самой страшной и кровопролитной войне в российской истории.



