Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников

Работа №139200

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
произвольной памяти у младших школьников 7
1.2 Мнемотехника как средство развития произвольной
памяти у младших школьников 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности 23
2.1 Выявление уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию
произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники 32
2.3 Динамика уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 42
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 51
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 52
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 54

Актуальность исследования. Младший школьный возраст по праву является одним из определяющих периодов в становлении личности и важным в развитии когнитивной, эмоциональной, интеллектуальной, а также поведенческой сферы детей. Наиболее важным на данном этапе формирования личности выступает развитие основных психических познавательных процессов, которые необходимы младшему школьнику для осуществления учебной деятельности и для развития в целом. В этом возрасте активизируется мышление, внимание, память, речь и воображение, каждый из которых получает свое развитие в рамках конкретных их свойств и видов.
Так одним из важных психических познавательных процессов выступает память. В целом следует отметить явную взаимозависимость всех познавательных процессов - в частности память определяет особенности мышления личности, развития внимания и воображения. Все это определяет личностные особенности человека. Так в зависимости от уровня развития памяти человек может характеризоваться как забывчивый, невнимательный, рассеянный, или, наоборот, злопамятный.
Изучением особенностей развития, сущности и основных видов памяти занимались исследователи - Л.В. Артемова, О.А. Григорьева, Е.В. Заика, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, А.А. Смирнов.
В младшем школьном возрасте происходит развитие свойств памяти, а также ее совершенствование от непроизвольной к произвольной памяти, то есть когда человек запоминает какую-либо информацию намеренно, используя волевые усилия. Для младших школьников характерна развитая непроизвольная память, что определено еще дошкольным детством. Однако в младшем школьном возрасте с приходом в школу и со сменой ведущей деятельности на учебную важной становится произвольная память, позволяющая запоминать конкретный учебный материал и воспроизводить его. Обладая такой развитой памятью, младший школьник полноценно учится, приобретает необходимые знания и овладевает соответствующими навыками.
Однако в младшем школьном возрасте у детей зачастую наблюдаются проблемы с развитием произвольной памяти - они испытывают существенные трудности с запоминанием и воспроизведением. В связи с этим возникает необходимость развития данного вида памяти. Так для осуществления данного процесса эффективно применение средств мнемотехники, под которой понимается способ запоминания информации на основе ассоциативного ряда и взаимосвязей запоминаемого материала. Возможности использования мнемотехники для развития произвольной памяти раскрывали в своих научных работах М.А. Зиганов, В.О. Козаренко, Л.С. Мосолкина, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянская, Е.Д. Сафронова. При этом наиболее оптимально использование средств мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во время внеурочной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития произвольной памяти у младших школьников и отсутствием необходимых условий эффективного использования мнемотехники для осуществления данного процесса. В связи с этим возникает актуальная проблема исследования: каковы условия эффективного использования мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия эффективного использования
мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память представляет собой сложный структурный психический познавательный процесс, с помощью которого человек запоминает информацию, хранит ее в сознании определенное время и воспроизводит при необходимости.
Произвольная память является целенаправленной, намеренной, предполагающей проявление волевого усилия для запоминания конкретной информации, ее хранения и последующего ее воспроизведения и узнавания. В структуре процесса произвольной памяти выделяют четыре главных процесса, среди них - произвольное запоминание, произвольное сохранение, произвольное воспроизведение и произвольное узнавание.
Активное развитие произвольной памяти начинается преимущественно в младшем школьном возрасте, где память приобретает черты целенаправленности, осознанности и опосредованности, что определено содержанием ведущей в данном возрасте учебной деятельности.
Мнемотехника представляет собой технику запоминания на основе ассоциаций, включающую в себя совокупность приемов и методов запоминания, основанных на ассоциативных связях и установлении взаимосвязей. Мнемонические методы и приемы возможно применять как по отдельности, так и в совокупности в урочное и внеурочное время младших школьников.
Для эффективной организации процесса развития произвольной памяти у младших школьников важно соблюдение определенных психо лого - педагогических условий, прежде всего, подбор разнообразных средств и приемов мнемотехники, их чередование и комбинирование.
С целью изучения особенностей развития произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе исследования у половины младших школьников (50% или 10 детей) экспериментальной и у 45% (8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень развития произвольной памяти, еще по 40% (или 8 детей) обеих исследовательских групп имеет низкий уровень развития данного показателя.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации комплекса оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности. Эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы, всего было подготовлено 8 внеурочных занятий, которые проводились в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты позволили подтвердить исходную гипотезу исследования. А значит, процесс развития произвольной памяти у младших школьников будет более эффективным, если: учитывать уровень развития произвольной памяти младших школьников; использовать разнообразные средства и приемы мнемотехники; подбирать средства мнемотехники с учетом интересов младших школьников; внедрить средства мнемотехники в систематические внеурочные занятия.
Разработанный комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности может быть использован в работе педагогов школьных образовательных организаций.


1. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб.: 2004. 23 с.
2. Бегиева Б. М. Развитие произвольного запоминания у младших школьников // Вопросы науки и образования. 2017. № 6 (131). С. 20-22.
3. Богомолова А. О., Трач Н. В., Гут Ю. Н. Развитие памяти младших школьников средствами игротерапии // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 28-33.
4. Бородулина В. И. Большой медицинский энциклопедический словарь. М. : РИПОЛ классик, 2007. 959 с.
5. Бура Л. В. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в современном образовании // Гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 106-113.
6. Выготский Л. С. Психология. М. : Апрель-пресс : ЭКСМО-пресс, 2000. 1006 с.
7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб. : Речь, 2003. 655 с.
8. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. М. : Норма : Инфра-М, 2010. 639 с.
9. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 2014. 189 с.
10. Зинченко П. И., Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Непроизвольное запоминание: избранные психологические труды. М. : МОДЭК, 1996. 543 с.
11. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей : Готов ли ваш ребенок к школе?. Назрань : АСТ ; СПб. : Дельта, 1997. 382 с.
12. Истомина З. М. Развитие памяти. М. : Просвещение, 1978. 120 с.
13. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : 2002. 425 с.
14. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Минск : Амал-фея, 2008. 368 с.
15. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Питер, 2004. 480 с.
... всего 28 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ