Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников
|
Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
произвольной памяти у младших школьников 7
1.2 Мнемотехника как средство развития произвольной
памяти у младших школьников 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности 23
2.1 Выявление уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию
произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники 32
2.3 Динамика уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 42
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 51
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 52
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 54
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
произвольной памяти у младших школьников 7
1.2 Мнемотехника как средство развития произвольной
памяти у младших школьников 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности 23
2.1 Выявление уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию
произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники 32
2.3 Динамика уровня развития у младших школьников
произвольной памяти 42
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 51
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 52
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 54
Актуальность исследования. Младший школьный возраст по праву является одним из определяющих периодов в становлении личности и важным в развитии когнитивной, эмоциональной, интеллектуальной, а также поведенческой сферы детей. Наиболее важным на данном этапе формирования личности выступает развитие основных психических познавательных процессов, которые необходимы младшему школьнику для осуществления учебной деятельности и для развития в целом. В этом возрасте активизируется мышление, внимание, память, речь и воображение, каждый из которых получает свое развитие в рамках конкретных их свойств и видов.
Так одним из важных психических познавательных процессов выступает память. В целом следует отметить явную взаимозависимость всех познавательных процессов - в частности память определяет особенности мышления личности, развития внимания и воображения. Все это определяет личностные особенности человека. Так в зависимости от уровня развития памяти человек может характеризоваться как забывчивый, невнимательный, рассеянный, или, наоборот, злопамятный.
Изучением особенностей развития, сущности и основных видов памяти занимались исследователи - Л.В. Артемова, О.А. Григорьева, Е.В. Заика, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, А.А. Смирнов.
В младшем школьном возрасте происходит развитие свойств памяти, а также ее совершенствование от непроизвольной к произвольной памяти, то есть когда человек запоминает какую-либо информацию намеренно, используя волевые усилия. Для младших школьников характерна развитая непроизвольная память, что определено еще дошкольным детством. Однако в младшем школьном возрасте с приходом в школу и со сменой ведущей деятельности на учебную важной становится произвольная память, позволяющая запоминать конкретный учебный материал и воспроизводить его. Обладая такой развитой памятью, младший школьник полноценно учится, приобретает необходимые знания и овладевает соответствующими навыками.
Однако в младшем школьном возрасте у детей зачастую наблюдаются проблемы с развитием произвольной памяти - они испытывают существенные трудности с запоминанием и воспроизведением. В связи с этим возникает необходимость развития данного вида памяти. Так для осуществления данного процесса эффективно применение средств мнемотехники, под которой понимается способ запоминания информации на основе ассоциативного ряда и взаимосвязей запоминаемого материала. Возможности использования мнемотехники для развития произвольной памяти раскрывали в своих научных работах М.А. Зиганов, В.О. Козаренко, Л.С. Мосолкина, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянская, Е.Д. Сафронова. При этом наиболее оптимально использование средств мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во время внеурочной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития произвольной памяти у младших школьников и отсутствием необходимых условий эффективного использования мнемотехники для осуществления данного процесса. В связи с этим возникает актуальная проблема исследования: каковы условия эффективного использования мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия эффективного использования
мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
...
Так одним из важных психических познавательных процессов выступает память. В целом следует отметить явную взаимозависимость всех познавательных процессов - в частности память определяет особенности мышления личности, развития внимания и воображения. Все это определяет личностные особенности человека. Так в зависимости от уровня развития памяти человек может характеризоваться как забывчивый, невнимательный, рассеянный, или, наоборот, злопамятный.
Изучением особенностей развития, сущности и основных видов памяти занимались исследователи - Л.В. Артемова, О.А. Григорьева, Е.В. Заика, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, А.А. Смирнов.
В младшем школьном возрасте происходит развитие свойств памяти, а также ее совершенствование от непроизвольной к произвольной памяти, то есть когда человек запоминает какую-либо информацию намеренно, используя волевые усилия. Для младших школьников характерна развитая непроизвольная память, что определено еще дошкольным детством. Однако в младшем школьном возрасте с приходом в школу и со сменой ведущей деятельности на учебную важной становится произвольная память, позволяющая запоминать конкретный учебный материал и воспроизводить его. Обладая такой развитой памятью, младший школьник полноценно учится, приобретает необходимые знания и овладевает соответствующими навыками.
Однако в младшем школьном возрасте у детей зачастую наблюдаются проблемы с развитием произвольной памяти - они испытывают существенные трудности с запоминанием и воспроизведением. В связи с этим возникает необходимость развития данного вида памяти. Так для осуществления данного процесса эффективно применение средств мнемотехники, под которой понимается способ запоминания информации на основе ассоциативного ряда и взаимосвязей запоминаемого материала. Возможности использования мнемотехники для развития произвольной памяти раскрывали в своих научных работах М.А. Зиганов, В.О. Козаренко, Л.С. Мосолкина, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянская, Е.Д. Сафронова. При этом наиболее оптимально использование средств мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во время внеурочной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития произвольной памяти у младших школьников и отсутствием необходимых условий эффективного использования мнемотехники для осуществления данного процесса. В связи с этим возникает актуальная проблема исследования: каковы условия эффективного использования мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников».
Цель исследования: разработать комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности.
Предмет исследования: условия эффективного использования
мнемотехники для развития произвольной памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
...
Память представляет собой сложный структурный психический познавательный процесс, с помощью которого человек запоминает информацию, хранит ее в сознании определенное время и воспроизводит при необходимости.
Произвольная память является целенаправленной, намеренной, предполагающей проявление волевого усилия для запоминания конкретной информации, ее хранения и последующего ее воспроизведения и узнавания. В структуре процесса произвольной памяти выделяют четыре главных процесса, среди них - произвольное запоминание, произвольное сохранение, произвольное воспроизведение и произвольное узнавание.
Активное развитие произвольной памяти начинается преимущественно в младшем школьном возрасте, где память приобретает черты целенаправленности, осознанности и опосредованности, что определено содержанием ведущей в данном возрасте учебной деятельности.
Мнемотехника представляет собой технику запоминания на основе ассоциаций, включающую в себя совокупность приемов и методов запоминания, основанных на ассоциативных связях и установлении взаимосвязей. Мнемонические методы и приемы возможно применять как по отдельности, так и в совокупности в урочное и внеурочное время младших школьников.
Для эффективной организации процесса развития произвольной памяти у младших школьников важно соблюдение определенных психо лого - педагогических условий, прежде всего, подбор разнообразных средств и приемов мнемотехники, их чередование и комбинирование.
С целью изучения особенностей развития произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе исследования у половины младших школьников (50% или 10 детей) экспериментальной и у 45% (8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень развития произвольной памяти, еще по 40% (или 8 детей) обеих исследовательских групп имеет низкий уровень развития данного показателя.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации комплекса оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности. Эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы, всего было подготовлено 8 внеурочных занятий, которые проводились в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты позволили подтвердить исходную гипотезу исследования. А значит, процесс развития произвольной памяти у младших школьников будет более эффективным, если: учитывать уровень развития произвольной памяти младших школьников; использовать разнообразные средства и приемы мнемотехники; подбирать средства мнемотехники с учетом интересов младших школьников; внедрить средства мнемотехники в систематические внеурочные занятия.
Разработанный комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности может быть использован в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Произвольная память является целенаправленной, намеренной, предполагающей проявление волевого усилия для запоминания конкретной информации, ее хранения и последующего ее воспроизведения и узнавания. В структуре процесса произвольной памяти выделяют четыре главных процесса, среди них - произвольное запоминание, произвольное сохранение, произвольное воспроизведение и произвольное узнавание.
Активное развитие произвольной памяти начинается преимущественно в младшем школьном возрасте, где память приобретает черты целенаправленности, осознанности и опосредованности, что определено содержанием ведущей в данном возрасте учебной деятельности.
Мнемотехника представляет собой технику запоминания на основе ассоциаций, включающую в себя совокупность приемов и методов запоминания, основанных на ассоциативных связях и установлении взаимосвязей. Мнемонические методы и приемы возможно применять как по отдельности, так и в совокупности в урочное и внеурочное время младших школьников.
Для эффективной организации процесса развития произвольной памяти у младших школьников важно соблюдение определенных психо лого - педагогических условий, прежде всего, подбор разнообразных средств и приемов мнемотехники, их чередование и комбинирование.
С целью изучения особенностей развития произвольной памяти младших школьников средствами мнемотехники во внеурочной деятельности было проведено экспериментальное исследование.
По итогу на констатирующем этапе исследования у половины младших школьников (50% или 10 детей) экспериментальной и у 45% (8 детей) контрольной группы выявлен средний уровень развития произвольной памяти, еще по 40% (или 8 детей) обеих исследовательских групп имеет низкий уровень развития данного показателя.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации комплекса оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности. Эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы, всего было подготовлено 8 внеурочных занятий, которые проводились в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты позволили подтвердить исходную гипотезу исследования. А значит, процесс развития произвольной памяти у младших школьников будет более эффективным, если: учитывать уровень развития произвольной памяти младших школьников; использовать разнообразные средства и приемы мнемотехники; подбирать средства мнемотехники с учетом интересов младших школьников; внедрить средства мнемотехники в систематические внеурочные занятия.
Разработанный комплекс оптимальных условий развития произвольной памяти у младших школьников с использованием средств мнемотехники во внеурочной деятельности может быть использован в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Подобные работы
- Мнемотехника как средство развития произвольной памяти во внеурочной деятельности у младших школьников
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021





