Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе деятельности российского движения школьников 11
1.1 Понятие «гражданская идентичность» в зарубежной и
отечественной науке 11
1.2 Психологические аспекты гражданского воспитания в
подростковом возрасте 20
1.3 Детские общественные объединения как фактор становления
гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности российского движения школьников 28
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования гражданской идентичности обучающихся в процессе деятельности российского движения школьников 39
2.1 Исследование актуального уровня сформированности
гражданской идентичности обучающихся МБУ «Школа № 10» .. 39
2.2 Разработка и внедрение экспериментальной программы
внеурочной деятельности по формированию гражданской идентичности старших школьников 52
2.3. Анализ результатов исследования по формированию гражданской идентичности старших школьников посредством реализации программы внеурочной деятельности «Будь 59
Первым»
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Анкета самооценки А.В. Кожанова 79
Приложение Б Тест Г.Х. Ахметшиной 80
Актуальность нашего исследования приобретает особую значимость в связи с внедрением национального проекта «Образование», программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденной Правительством РФ 26 декабря 2017 года № 1642,
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ № 996-р.
Согласно статье 3 закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» один из базовых принципов государственной политики в сфере образования - «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры».
Задачи воспитания, согласно законодательству РФ, направлены на «создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Беря за основу данное положение можно, утверждать о том, что именно детские общности способствуют формированию благоприятных условий для социализации и самореализации личности. Примером создания новых возможностей для развития социально активной и гармоничной личности, проявления гражданской и социальной активности подрастающего поколения, раскрытия их талантов и способностей может служить деятельность Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (далее по тексту - российское движение детей и молодёжи «Движение Первых»).
В паспорте национального проекта «Образование» указано, что к концу 2024 года численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, планируется увеличить до 8,8 млн. человек.
В настоящий момент на сайте Российского движения детей и молодёжи ййрз://будьвдвижении.рф/ зарегистрировано более 4 миллионов
пользователей, что говорит о популярности и значимости данного общественного объединения.
В современных нормативных документах подчеркивается значимость духовно-нравственных качеств, которые должны быть основаны на историко-культурных ценностях родной страны.
До недавних пор проблеме формирования гражданской идентичности не уделялось должного внимания. Это привело к тому, что молодое поколение было лишено необходимых духовно-нравственных основ, которые могли бы сформировать их отношение к своим обязанностям и государству. В течение многих лет происходила трансформация ценностей, которая привела к разобщению и разрушению традиционных нравственных и моральных качеств. Таким образом, это повлияло на отношение молодежи к социуму и обществу. В настоящее время важно формировать не только гражданскую идентичность, но также духовное и нравственное качество, которое будет основано на историческом наследии страны. Таким образом, активная гражданская позиция позволяет сформировать более качественное и позитивное отношение к своему обществу, семье, государству и самому себе.
Реформа образования в России осуществлялась некритически, за счет заимствования опыта зарубежных стран.
Президент РФ В.В. Путин, в своем выступлении на заседании клуба «Валдай» 2013 г. подчеркнул: «Мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного
доверия и ответственности».
...
Проведенное нами исследование успешно достигло поставленных целей. На основе анализа исследований зарубежных и отечественных социологов, педагогов и психологов мы выявили и проанализировали уровень изученности и содержание понятия «гражданская идентичность». В результате анализа мы пришли к выводу, что гражданская идентичность является осознанием личностью своей принадлежности к определенной группе граждан государства, готовностью выполнять свой гражданский долг, принимать активное участие в жизни своей страны, знать и понимать свои права и обязанности в целостной структуре государства. Формирование гражданской идентичности необходимо начинать в подростковом возрасте, когда идёт активное развитие социальных навыков и умений. Мы рассматривали гражданскую идентичность через призму деятельности детских общественных организаций, в частности российского движения школьников.
В рамках проведения констатирующего эксперимента были определены компоненты гражданской идентичности, подобран диагностический инструментарий, позволяющий точно измерить уровень гражданской идентичности подростков (высокий, средний, низкий) в процессе деятельности первичного отделения РДДМ «Движение Первых».
Формирование гражданской идентичности у обучающихся в детских общественных объединениях становится актуальной проблемой педагогики настоящего времени. Решение данной проблемы может быть выполнено путем реализации спроектированной системы, которая продвигает положительное отношение учащихся к их родине, народу, этносу, и способствует развитию социальных и общественных ценностей, раскрытию их талантов и способностей, получению новых знаний и расширению сферы деятельности.
Для развития гражданской идентичности обучающихся была разработана программа внеурочной деятельности «Будь Первым», главной целью которой является развитие навыков и реализация потенциала обучающихся в области гражданской идентичности, умение быть коммуникабельным в группе, проявлять лидерские качества, гражданскую активность, брать на себя определенную социальную роль, умение взаимодействовать в коллективе, приобретение навыков в проведении и организации мероприятий общешкольного уровня в процессе деятельности первичного отделения РДДМ «Движение Первых».
В процессе формирования гражданской идентичности учащихся в детских общественных объединениях необходимо учитывать региональные особенности и культурные традиции. Эти факторы существенно влияют на процесс формирования идентичности учащихся. Для повышения эффективности системы ее необходимо настроить в соответствии с конкретными условиями реализации, учитывая региональные и культурные особенности.
Ключевым элементом программы является активное привлечение учащихся к разработке мероприятий в рамках деятельности первичного отделения РДДМ «Движение Первых». Разработка этой программы может стать эффективным инструментом для повышения уровня гражданской позиции среди обучающихся. Достигнутая положительная динамика гражданской активности доказывает эффективность выделенных психологопедагогических условий. Разработка может быть продолжена в аспекте изучения инновационных форм и методов, последующем развитии и совершенствовании программы внеурочной «Движение Первых».
1. Алиева Л. В. Детское движение - субъект воспитания: теория, история, практика. М.: МАКС Пресс, 2002. 224 с.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
3. Аналитический обзор зарубежного и российского опыта реализации гражданского образования / Гражданское образование в российской школе // Сост. Т. И. Тюляева. М.: Издательство ACT, 2003. 605 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания. Москва: Аспект Пресс, 2000. 375 с.
5. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марциновская Т. Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. Москва: Федеральный институт развития образования, 2011. Ч. 2. 339 с.
6. Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Идентичность: Хрестоматия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 456 с.
7. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 381 с.
8. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ставропольский гос. ун-т. - Екатеринбург, 1997. 41 с.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд, 1995. 281 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с. (Мастера психологии) [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/ (дата
обращения: 12.03.2023).
11. Велилаева Л. Р., Абдуллаева Н. Р. Понятие «национальной
идентичности»: теоретико-литературный аспект исследования [Электронный ресурс] // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2020. № 6 (73). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/9770
(дата обращения 11.12.2022).
12. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.
13. Волохов А. В. Социализация ребенка в детских общественных организациях. Ярославль, 1999. 148 с.
14. Волынкина С. Ю., Ионова Н. В., Ульянова Е. В. Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/kirsanovschool1/. (дата обращения 14.01.2023 г.).
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
... всего 47 источников