Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика Великобритании на постсоветском пространстве до и после Брексит

Работа №139179

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы121
Год сдачи2022
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности формирования внешней политики Великобритании 16
1.1. Концептуальные основы внешней политики и внешнеполитические институты Великобритании 16
1.2. Внешнеполитический процесс в Великобритании в контексте участия в ОВПБ ЕС 26
1.3. Внешнеэкономическая и торговая политика Великобритании в условиях членства в ЕС 33
Глава 2. Постсоветское пространство в фокусе политики ЕС и Великобритании до Brexit 40
2.1. Место Великобритании в формировании согласованной политики ЕС в отношении постсоветского пространства 40
2.2. Влияние членства в ЕС на подходы Великобритании к постсоветскому пространству 55
Глава 3. Постсоветское пространство в фокусе политики Великобритании после Brexit 65
3.1. Кейс №1. Грузия 65
3.2. Кейс №2. Казахстан 71
3.3. Кейс №3. Украина 80
Заключение 90
Список источников и литературы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114


Актуальность исследования. Великобритания – страна, которая всегда занимала важное место на международной политической арене, и сегодня остается одной из ведущих мировых держав и активно влияет на мировые политические процессы. На протяжении длительного времени Соединенное Королевство являлось членом Европейского союза, и страна должна была следовать его общей внешней политике. Евроскептические настроения на протяжение всего членства страны в Союзе оказывали влияние на происходящие в ней процессы и всегда имели место, как в правящих кругах страны, так и среди населения. Речь о проведении референдума заходила не один раз. Но воплощение данной идеи произошло лишь 23 июня 2016 года, когда большая часть населения высказалась за выход из состава Европейского союза. 31 января 2020 года Великобритания покинула Европейский союз, начался переходный период, который завершился в полночь 1 января 2021 года. Великобритания и Европейский союз согласовали условия торговый сделки. Также, Соединенное Королевство начало активно налаживать политический и экономический диалог со странами, которые не являются членами ЕС, заключая новые всеобъемлющие соглашения.
После обретения независимости республики, когда-то являвшиеся частями Советского союза, стали активно выстраивать отношения со странами Запада. Не стала исключением и Великобритания, однако, помимо двусторонних договоренностей, ее отношения с постсоветскими государствами выстраивались и в рамках ЕС. Соответствующие контакты были налажены в политической, экономической и культурной сферах. В условиях выхода Великобритании из Европейского союза ряд договоренностей аннулируется, и сторонам следует их восполнить. По данному пути уже пошла Украина, которая подписала с британской стороной соответствующее соглашение .
Постсоветское пространство не является приоритетным направлением для Великобритании после Brexit. Однако страна видит ряд преимуществ от такого сотрудничества. Прежде всего, это позволяет реализовывать свои экономические интересы.
Данная тема является актуальной по причине следующих обстоятельств:
Во-первых, Соединенное Королевство занимает ключевые позиции в механизмах глобального регулирования, что связано с ее географическим, политическим и экономическим положением на современном этапе. Страна выступает постоянным членом Совета Безопасности ООН и является ведущим членом НАТО.
Во-вторых, процесс Brexit, который произошел весьма недавно, напрямую затрагивает политические и экономические интересы Лондона, что отразится не только на отношениях с Европейским союзом, но и со всем миром. Теперь Лондон будет самостоятельно выстраивать свою внешнюю политику, без оглядки на Евросоюз.
В-третьих, Соединенное Королевство уже положило начало процессу подписания новых соглашений, которые регламентируют все сферы сотрудничества, но уже при новых обстоятельствах. Для Великобритании поиск новых партнеров является одной из важнейших задач. Борис Джонсон не раз говорил о необходимости наращивания экономического потенциала. Новые рынки сбыта способны открыть перед Великобританией новые возможности. В свою очередь Соединенное Королевство, является привлекательным партнером для многих государств, в силу того что Лондон является признанным мировым финансовым центром.
В-четвертых, выход Великобритании из Европейского союза способен повлиять на поиск новых партнеров и заключение новых сделок со странами постсоветского пространства. Внешнеполитические ведомства Соединенного Королевства отмечали свою заинтересованность в укреплении отношений с государствами постсоветского пространства после Brexit. Великобритания уже сумела построить тесные контакты с Казахстаном, Украиной, Молдовой и Грузией. Построению качественно новых отношений с Российской Федерацией мешают политические разногласия по ряду вопросов (прежде всего, ситуация на юго-востоке Украины).
В-пятых, стоит отметить, что конечный результат процесса Brexit еще не известен и является весьма сложным для прогнозирования. Можно полагать, что он окажет воздействие на политику Великобритании в странах постсоветского пространства, поэтому данная тема требует подробного рассмотрения.
Цель работы состоит в выявлении тех изменений, которые произошли в политике Великобритании на постсоветском пространстве после выхода страны из Европейского союза. Ряд изменений, которые произошли после выхода Великобритании из ЕС можно проследить уже сейчас, особо ярко они отражены в функционировании институтов Европейского союза. Однако, в силу недавнего выхода страны, до конца определить все изменения не приходится, но появляется возможность их спрогнозировать, опираясь на изученный материал.
Задачи предлагаемого исследования определяются его целью и состоят в следующем:
1. Охарактеризовать концептуальные основы внешней политики Великобритании, а также ключевые особенности процесса принятия внешнеполитических и внешнеэкономических решений в стране
2. Определить роль Европейского союза во внешнеполитическом и внешнеэкономическом процессе Великобритании.
3. Определить место Великобритании в общей внешней политике ЕС в период ее членства в объединении, а также особенности влияния членства в ЕС на формирование Великобританией ее внешней политики
4. Проанализировать изменения, которые оказал Brexit на внешнюю политику Великобритании на постсоветском пространстве.
5. Рассмотреть возможные пути взаимоотношений Великобритании со странами постсоветского пространства после Brexit.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 года по 2022 год. Нижняя рамка исследования обусловлена появлением на карте мира независимых государств, которые ранее входили в состав Советского Союза, что позволило им проводить самостоятельную внешнюю политику. Начиная с 1992 года страны начинают активно заключать двусторонние соглашения, которые составляют базис двусторонних отношений и регламентирует их основные принципы. Также, именно в 1992 году Великобритания признала Россию как правопреемницу СССР. Верхняя рамка исследования обусловлена завершением процесса Brexit и позволяет выявить изменения в отношениях между Великобританией и странами постсоветского пространства.
Научная новизна. Процесс Brexit имеет важное значение для дальнейшего развития Великобритании, что способно оказать влияние на проводимую внешнюю политику. Данное исследование стремится показать последствия данного феномена и сравнить положение страны до и после Brexit. Многие существующие работы, касательно выхода Великобритании из Европейского союза, не охватывают, в должной мере, страны постсоветского пространства. Также, по сегодняшний день продолжают происходить изменения, которые повлек за собой выход Великобритании из ЕС. Страна продолжает укреплять отношения с наиболее важными для нее игроками. Данные вопросы призвано поднять проводимое исследование и восполнить проблемы, касательно политики Соединенного Королевства на постсоветском пространстве.
Практическая значимость исследования. Проведенный анализ трансформации политики Великобритании до и после Brexit в отношении стран постсоветского пространства может быть использован для дальнейшего изучения данной проблематики научным и экспертным сообществом различных стран современного мира. Наработки, полученные в ходе подготовки магистерской диссертации, также могут быть использованы органами государственной власти Великобритании, стран постсоветского пространства и третьих стран. Разработанный материал может быть применен для написания учебных пособий и при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, посвященным теме исследования.
Источниковая база может быть классифицирована по следующим группам:
1. Двусторонние соглашения, заключенные между Великобританией
и государствами постсоветского пространства, а также соглашения Европейского союза с государствами постсоветского пространства. Базовые соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Соединенным Королевством и странами постсоветского пространства позволяют определить основные сферы сотрудничества между странами. Для полноты картины автор обратился к соглашениям между:
a. Грузией и Великобританией .
b. Казахстаном и Великобританией.
c. Украиной и Великобританией .
2. Законы, подзаконные акты, доктрины и концепции государств постсоветского пространства , а также документы органов государственной власти отдельных государств постсоветского пространства, прежде всего Грузии, Казахстана и Украины. Важнейшими документами органов государственной власти можно считать официальные публикации министерств иностранных дел в странах постсоветского пространства, а также публикации пресс-службы президента в ряде постсоветских стран.
3. Законодательство Великобритании, касающееся проблематики диссертации. Нормативные акты британской стороны позволяют выявить внешнеполитические приоритеты страны. Особый интерес представляют предвыборные манифесты консервативной и лейбористской партии, где также отражена внешнеполитическая стратегия страны. Кроме того, в исследовании были использованы материалы дебатов в Палате Общин по наиболее важным вопросам внешней политики.
4. Тексты выступлений и интервью политических деятелей отдельных стран, а также совместные заявления глав государств. Данные источники позволяют определить характер отношений между государствами и проследить динамику их развития.
5. Статистические данные национальных статистических ведомств Грузии, Казахстана, Украины и Великобритании. Также, интерес представляют, такие источники, как: Евростат Европейской комиссии и Международный валютный фонд. Статистка позволяет оценить объем торгово-экономических связей Великобритании со странами постсоветского пространства, а также определить социально-экономическое и финансово-экономическое положение этих государств.
6. Данные социологических опросов Европейской комиссии (Eurobarometer) и организаций отдельных государств (Центр Разумкова – Украина, ВЦИОМ – Россия и пр.). Проводимые исследования позволяют оценить отношение граждан к совместным проектам с Великобританией и укреплению, или же разрыву, двусторонних связей.
7. Количество мемуаров и воспоминаний дипломатов и политиков в силу незавершенности процесса Brexit пока незначительно. В контексте тематики данного исследования представляется интересным изучить работу Дэвида Кэмерона, что дает нам возможность проследить внешнеполитический курс страны. Рассмотреть курс страны до выхода страны из Европейского союза позволяют работы Тони Блэра и Гордона Брауна .
8. Документы компаний стран постсоветского пространства и Великобритании .Большой интерес представляет деятельность компаний, которые осуществляют ряд проектов совместно с британской стороной. Данные документы позволяют определить уровень отношений в различных областях, а также характеризуют заинтересованность страны в развитии двусторонних отношений.
9. Сообщения информационных агентств и материалы периодической печати. В качестве печатных СМИ можно отметить ряд русскоязычных газет, такие как: «Коммерсант-daily» и «Независимая газета», а также украинское издание «Коммерсант-Украина», которое перестало публиковать статьи в 2014 году, однако, прошлые материалы дают возможность рассмотреть связи Европейского союза, а в частности Великобритании с Украиной. Материалы информационных агентств позволяют получить оперативную новостную информацию, что дает нам возможность получить комплексное представление об отношениях Великобритании со странами постсоветского пространства, а также на основе материалов провести анализ двусторонних отношений после Brexit.
Степень научной разработанности темы. Автор посчитал целесообразным разделить используемую литературу по следующим направлениям:
Первый блок включает в себя исследования, в которых изучается внешнеполитический процесс Великобритании и его концептуальные основы.
Внешнеполитическая стратегия Великобритании стремится лавировать между двумя принципами. Во-первых, Соединенное Королевство постоянно подчеркивает свои глобальные интересы и особую роль в системе международных отношений, а также демонстрирует независимость и решимость действовать самостоятельно. Во-вторых, Великобритания способна быть податливой к многим международным вопросам и проявлять гибкость. Ярким примером являются «особые отношения» с США. Данные вопросы и перспективы подобной политики Великобритании поднимает А.А. Громыко в своих исследованиях . Также, работы А.А. Громыко позволяют рассмотреть внешнюю политику Великобритании через призму партийной идеологии.
Реализация внешней политики Великобритании сосредоточена в руках исполнительной власти. Основная роль в принятии внешнеполитических решений отводится премьер-министру, членам Кабинет и министру иностранных дел. Министерство иностранных дел играет важную роль в контроле над внешней политикой страны. Форин-офис имеет разветвлённую сеть своих представительств по всему миру, что способствует повышению его статуса. Происходящие изменения в структуре исполнительной власти зачастую происходят под влиянием внутриполитических процессов. Роль государственных институтов в формировании внешней политики Великобритании исследует в своим работах К.А. Годованюк . Исследования К.А. Годованюк, также, сконцентрированы на изучении внешнеполитического курса Великобритании . Автор обращает внимание на такие ключевые моменты, которые оказали воздействие на внешнеполитический курс страны, как: отравление семьи Скрипалей , события на Украине, Brexit и пандемия коронавируса. Ряд статей позволяет определить схожие черты и различия при работе различных кабинетов.
РаботаPaul Williams «Who's Making UK Foreign Policy?» позволяет определить процесс реализации внешней политики Великобритании, а также подчеркивает желание страны укрепить свое положение на мировой арене. Из данного исследования мы можем сделать вывод одновременно о приоритетности атлантического курса и желании укреплять свои позиции в ЕС.
Второй блок содержит исследования, касающиеся различных аспектов участия Великобритании в Европейском союзе.
Вступление Великобритании в Европейский союз было осложнено рядом фактором, которые в дальнейшем, на протяжении всего членства в объединении, оказывали влияние на отношение Соединенного Королевства к ЕС. Страна зачастую не следовала общей политике и стремилась ограничить свою дальнейшую интеграцию в Союз. Е.В. Хахалкина в своей работе «Европейский союз, Великобритания и проблемы общеевропейской идентичности» подчеркивает «особую позицию» Соединенного Королевства и объясняет ее, обращая внимание на ряд факторов. Среди которых, островное положение страны, имперское прошлое, высокий уровень экономического развития, нежелание следовать единой миграционной политике.
Европейский союз стремился предпринять попытки закрепить сотрудничество в области внешней политики и политики безопасности. Великобритания стремилась активно поддерживать данную идею, что способствовало активному участию Лондона в делах Европейского союза, а также позволяло укреплять позиции ЕС на международной арене. На самом же деле, Великобритания не стремилась выработать реально действующие механизмы и передать существенные полномочия в данных сферах наднациональному органу. Эволюцию политики британского руководства касательно участия Великобритании в единой политике ЕС проводит А.В. Грубинко , что позволяет сделать выводы о воздействии Великобритании на процессы интеграции.
Особую роль для диалога двух стран играла экономическая составляющая. LindaYueh в своих работах уделяет большое значение экономическому сотрудничество, что подчеркивает статус Лондона, как мирового финансового центра. LindaYueh уделяет большое значение восстановлению экономики Великобритании после Covid-19 и после выхода страны из ЕС.
Великобритания долгое время являлась членом ЕС. Исходя из этого является необходимым рассмотреть работы, которые посвящены устройству Европейского союза, его политике и механизмам работы. Это позволит провести анализ и определить как изменятся отношения Соединенного Королевства, как с ЕС, так и с постсоветскими государствами после Brexit. К данной группе можно отнести работы Н.Г. Заславской и Е.Д. Пронякиной .
Также, отдельно политику Европейского союза позволяют изучить работы Ричарда Саквы . В некоторых случаях можно увидеть критику со стороны Р. Саквы в отношении политики, которую проводит ЕС.
Третий блок позволяет рассмотреть последствияBrexit для британской политики.
Несомненно, процесс Brexit окажет воздействие на будущее британской политики. Это связано с длительным пребыванием страны в Европейском союзе, и тем фактом, что самостоятельность Лондона была ограничена.
Сфера бизнеса является наиболее зависимой от Brexit, так как многие компании будут вынуждены покинуть страну по причине выхода из объединения. Именно этот аспект анализирует в своей работе А.А. Лион , где проводит анализ работы бизнес-структур на территории Великобритании после Brexit, а также дает прогноз ущерба Brexit, как для Великобритании, так и для ЕС.
Произойдут изменения в подходе Великобритании к национальной безопасности и обороне после Brexit. Большую значимость для Лондона представляет безопасность внутри страны, о чем не раз заверял премьер-министр Великобритании Борис Джонсона.
А.А. Алешин говорит о том, что Brexitприведет к расколу в ведущих политических партиях по проблеме безопасности и обороны.
Главным преимуществом Великобритании является способность самостоятельно проводить миграционную политику. Именно эта причина была озвучена в качестве основных на референдуме о выходе из ЕС, которые прошел в 2016 году. Влияние миграционного фактора стало ключевым на отношения между Великобританией и Европейским союзом . Сейчас страна самостоятельно вводит ограничения по приему беженцев и проводит контроль за своими границами.
Автор обратил внимание на работы профессора Гарвардского Университета
LauraAlfaro , которые позволяют ответить на следующие вопросы: «Почему Великобритания вышла из Европейского союза?», «Каковы будут политические и экономические последствия для Великобритании и европейских стран?», «Что может сделать правительство, чтобы вывести страну на траекторию устойчивого и сбалансированного роста?».
Интерес для изучения представляют материалы Исследовательской службы конгресса США , которые широко освещают проблемы, с которыми может столкнуться Великобритания после выхода из ЕС, а также детализируют существование Европейского союза, указывая на вызовы, которые угрожают объединению после завершения процесса Brexit.
Четвёртый блок включает в себя исследования, касающиеся политики Великобритании в отношении постсоветского пространства и отдельных государств региона.
Ведущим специалистом в сфере исследования российско-британских отношений автор выделяет Н.К. Капитонову . Ей принадлежит ряд статей и монографий по внутренней и внешней политики Великобритании. В своих работах Н.К. Капитонова уделяет много внимания экономическим вопросам, а также анализирует внешнюю и оборонную политику. Большое значение в своих работах автор уделят политики Великобритании в отношении России и двустороннему диалогу стран на международной арене.
Работы исследователей стран постсоветского пространства позволяют оценить уровень сотрудничества между странами, а также сделать ряд выводов о сотрудничестве стран после Brexit. Так, KornelyKakachia в своей статье анализирует внешнюю политику Грузии, где говорит о ее западном курсе и желании скорейшей «десоветизации», что позволяет сделать вывод о полной переориентации Грузии с России на запад.
Диссертация А.В. Грубинко полностью отражает участие Великобритании в развитии Украины после распада СССР. Данная тенденция сохраняется и сейчас. Украина получает внушительную финансовую помощь от британской стороны. Представляется интересным изучить роль Великобритании на Украине с 1990 по 2016 год, о чем повествует нам диссертация, и сравнить с помощью, оказанной с 2016 по 2022 год.
Недавние события, которые произошли в Великобритании получили широкое рассмотрение в научных кругах, и было издано большое количество работ . Данные материалы позволяют дать оценку состоянию двусторонних отношений Великобритании и стран постсоветского пространства до и после Brexit и спрогнозировать изменения, которые могут произойти в дальнейшем.
Можно сделать вывод о том, что выход Великобритании из Европейского союза является популярной темой для изучения в научных кругах. Издаётся большое количество работ, где исследуются причины выхода страны из объединения, возможные последствия, а также дается прогноз дальнейшего развития Соединенного Королевства. Следовательно, такое большое количество материалов позволяют провести комплексное и достоверное исследование.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Внешняя политика Великобритании, а также ее отношения с рядом постсоветских государств рассмотрены через концепцию европеизации. Великобритания за время членства в Европейском союзе следовала его общим политическим правилам, нормам и практикам. Данным образом Европейский союз стремился укрепляться на международной арене и воздействовать на страны-члены. Однако, Великобритания с нежеланием следовала общим принципам, а в конечном итоге покинула объединение.
Несомненно, британская внешняя политика была затронута процессом европеизации, так как страна получала поддержу от своих европейских партнеров, а членство в Союзе давало больший политический вес в мире. Однако, в ряде случаев Соединенное Королевство выходило за рамки единой внешней политики. Страна не присоединялась к ряду инициатив ЕС, а также стремилась действовать самостоятельно. Великобритания на протяжении всего членства в Европейском союзе выступала «неудобным партнером».
Существуют различные подходы к определению данного процесса. Первым стало определение политолога Р. Ладреха. Он определяет европеизацию как «усиливающийся процесс трансформации форм выработки национальной политики, вследствие и по мере того, как политическое и экономическое развитие Европейского сообщества становятся частью процесса принятия решений на национальном уровне» . Наиболее используемым является трактовка итальянского исследователя К. Радаелли. Автор обозначает европеизацию, как процесс а) создания, б) распространения, в) институционализации формальных и неформальных правил, процедур, политических парадигм, стилей, верований и норм, которые сначала определяются и согласуются в ходе политического процесса на уровне ЕС, а затем инкорпорируются в национальный политический процесс .
В основу проводимого исследования положены принцип историзма и научной объективности, а также ряд общих методов научного познания (анализ, синтез, описание, констатация, концептуализация, объяснение, индукция и дедукция).
Дополняют методологический аппарат метод контент-анализа. Автор обратился к выступлениям премьер-министров Соединенного Королевства, которые характеризовали процесс Brexit. Данный метод позволил определить схожие и отличные черты видения развития страны.
Особое значения для исследования представляет метод case-study. Используя данный метод у нас появляется возможность провести глубинное исследование, где особое внимание обращается не на одну ситуацию, а на целый ряд. Также, задается определенный период времени.
Case-study позволяет провести всесторонний обзор процесса Brexit и спроецировать его влияние на другие произошедшие события и явления. Также, данный метод позволяет исследовать отношения Великобритании с государствами постсоветского пространства, где в качестве кейсов будут выбраны – Грузия, Казахстан и Украина. Это даст нам возможность выявить схожие и отличные черты при построении отношений между странами. В качестве периода времени были выбрана два отрезка: отношения до выхода Великобритании из ЕС и после.
Некоторые тезисы исследования автор апробировал в публикациях в научных журналах. Прежде всего были затронуты отношения Великобритании с Казахстаном и Украиной . Данные работы послужили прочной базой для проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исторически Великобритания является страной, которая далеко не сразу стала полноправным членом Европейского союза, и ее вхождение в общую семью было достаточно сложным, что повлияло на европейскую интеграцию и отчасти обусловило ее особое положение. Соединенное Королевство не раз пренебрегало общей политикой ЕЭС, а в дальнейшем ЕС. Так, Великобритания не вступила в зону евро и не подписала шенгенские соглашения, что характеризует ее как страну-участницу европейской интеграции, отдаленную от Европы и стремящуюся сохранить свое собственное влияние и свою британскую исключительность. Однако, страна была интегрирована во все структуры Европейского союза, а политика, которую проводила страна, отчасти была европеизирована. Это связано с тем фактом, что так или иначе, Лондону было необходимо придерживаться определенного вектора. Можно констатировать, что после выхода из ЕС, начался процесс деевропеизации британской политики. Это прежде всего заключается в самостоятельной защите своих национальных интересов и отсутствием необходимости подчиняться единому законодательству ЕС. Политика Великобритании изменяется, хотя нельзя сказать, что видны серьёзные сдвиги, ведь ранее страна, так или иначе, стремилась продвигать свою собственную повестку. В большей мере данный процесс отразится на отношениях между ЕС и Великобританией, так как происходит прекращение внутреннего согласования с законодательством ЕС. Члены Соединенного Королевства уже покинули Европейский парламент, политические партии больше не будут проводить кампании по проведению референдумов или европейских выборов, что свидетельствует о фактической деевропеизации их присутствия в Брюсселе. Однако, подход Соединенного Королевства к постсоветскому пространства можно считать европеизированным до сих пор, так как действия страны идентичны линии Европейского союза.
Что касается концептуальных основ внешней политики Великобритании, стоит выделить концепцию «Глобальная Британия». Главной целью Концепции было позволить стране сохранить свое влияние в мире после выхода из Европейского союза. Нынешнее руководство страны ставит данную концепцию в основу проводимой политики. «Глобальная Британия» характеризует Соединенное Королевство как успешного глобального внешнеполитического игрока, способного приспособиться к изменениям после Brexit и достичь большего
В основе внешней политики Великобритании лежат достижения в экономической и научно-технической сферах, а также в сфере безопасности. Данные составляющие являются приоритетными на протяжении многих лет, особенно актуально развитие в данных областях после выхода страны из Европейского союза. Это позволит стране нарастить свой потенциал и выступить с конкурентным преимуществом. Соединенное Королевство намерено сохранять многовектороность при построении своего внешнеполитического курса. Приоритетными направлениями для сотрудничества являются: США, Европейский союз, Индо-Тихоокеанский регион и Содружество Наций.
Весомую роль при выборе внешнеполитического вектора играет партийная принадлежность премьер-министра, а также личные качества лидера. Так, даже в пределах одной партии у премьер-министров могут быть разные мнения, касательно развития страны. Проведенный контент-анализ позволил сделать уникальные выводы, относительно оценки Brexit.
Членство в ЕС влияло на политику Великобритании в отношении с третьими странами, и с постсоветскими, в том числе. Это было связано с наличием структур, которые проводили единую внешнюю политику и политику безопасности, участием Великобритании в институтах ЕС, а также с договорными обязательствами. Однако, Соединенное Королевство не следовало везде единой линии Евросоюза, что проявилось в сохранении виз для граждан Грузии, Молдовы и Украины, например.
Великобритания, в свою очередь, стремилась продвигать свои собственные инициативы в ЕС, которые отвечали национальным интересам страны. Так, Соединенное Королевство было сторонником увеличения торговых контактов, что характеризовалось продвижением инициатив по созданию зон свободной торговли, а также заключения Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Мы можем говорить о том, что подход Великобритании к странам постсоветского пространства остался прежним. Как до выхода из ЕС, так и после для страны одним из приоритетов является развивать торговую составляющую в отношениях. Великобритания наращивала сотрудничество на двусторонней основе с тремя вышеперечисленными странами во многих областях. Между странами существовал ряд программ и площадок для взаимодействия, которые продолжили свою работу без изменений после выхода страны из Европейского союза. Диалог, который существовал между странами через призму ЕС успешно перешел в двусторонний формат.
После выхода Великобритании из Европейского союза подходы сторон остались схожими. Для Европейского союза является предельно важным развивать экономическое сотрудничество с Грузией, Казахстаном и Украиной. Соединенное Королевство в качестве основной сферы взаимодействия, также, ставит экономическую. Более того, уже наблюдается рост товарооборота с Казахстаном. Как для Великобритании, так и для ЕС является важным укреплять роль Южного Кавказа, что связано с его транспортным и энергетическим потенциалом. Также, Лондон и Брюссель занимают одинаковую позицию по поводу грузинского конфликта. ЕС стремится быть активным игроком в содействии урегулированию конфликта и продвигает идею территориальной целостности Грузии. Соединенное Королевство стремится реализовывать те же идеи. Стороны продвигают одинаковые идеи, относительно ситуации на Украине. Это подтверждается схожей оценкой событий в СМИ, полной поддержкой правящего режима на Украине, ежедневной военной и финансовой помощью, в условиях российской специальной операции, а также идентичным видением дальнейшего развития Украины. Данные факты свидетельствуют нам о синхронизации подходов Евросоюза и Великобритании после Brexit.
Обращаясь к возможным путям взаимоотношений Великобритании со странами постсоветского пространства после Brexit. Можно предположить, что Brexit не способен оказать какое-либо сильное воздействие на диалог стран. Прежде всего это связано с тем, что Соединенное Королевство уже заключило отдельное соглашение с Грузией, Казахстаном и Украиной, которое включает в себя сферы ранее находившееся в компетенции ЕС, но теперь они плавно перешли в новый двусторонний документ. Основой во взаимоотношениях со всеми странами для Великобритании останется экономическая. Страны продолжат развивать торговлю, а Соединенное Королевство будет инвестировать в отрасли, которые вызывают интерес. Все три страны, вероятнее всего, увеличат сотрудничество в сфере образования. Это могут быть новые стипендии для студентов или же какие-то новые совместные проекты.
Для Британии вызывает интерес интеграция Грузии в европейские и евроатлантические структуры. Можно предположить, что и в дальнейшем Великобритания продолжит оказывать Грузии поддержку на политической арене, в том числе способствовать ее вступлению в НАТО. После Brexit Великобритания, вероятно всего, обратит свое внимание на конфликтный потенциал региона и будет стремиться выступать в роли защитника. Одним из возможных препятствий для эффективной политики Британии в Грузии может служить стремление сдержать действия России на данном направлении. Для Грузии выход Великобритании из ЕС вызывает опасения, которые касаются прежде всего политики соседства. Это связано с тем, что Великобритания обладала сильным голосом при решении ряда вопросов и поддерживала стремления Грузии по следованию ей по пути европейской интеграции. В результате, Грузия теряет сторонника расширения, теперь стране придется самостоятельно доказывать Франции и Германии, что страна готова осуществлять необходимые для вступления в ЕС реформы. Однако, высока вероятность, что Великобритания продолжит поддерживать Грузию в ходе работы различных многосторонних площадок и форумов.
Что касается отношений с Казахстаном, страны имеют множество точек соприкосновения, которые являются чрезвычайно выгодными для каждой из сторон. Высокий уровень кооперации продолжится в нефтегазовой сфере, а также будут продвигаться «зеленые» инициативы. Продолжат реализовываться ранее заключенные договорённости, а также страны будут стремиться к поиску новых точек взаимодействия.
Великобритания продолжит демонстрировать и осуществлять поддержку Украине. Так, Британская сторона не перестанет участвовать в оказании финансовой помощи для проведения реформ на Украине после Brexit. Высокая вероятность, что страны будут стремиться укрепить сотрудничество в военной сфере. Однако, можно констатировать, что позиция Великобритании способна ослабнуть, по причине того, что в статусе члена ЕС Соединенное Королевство обладало большей политической силой и страна могла продвигать свои интересы через Общую внешнюю политику, заручаясь поддержкой других членов объединения. Также, есть вероятность уменьшения размеров помощи от Европейского союза, так как Великобритания являлась крупнейшим вкладчиком в бюджет ЕС, выделяемых на меры в сфере развития.
Подводя общие итоги исследования, можно резюмировать, что после длительного членства в ЕС, Великобритания смогла его покинуть. Теперь стране придется пережить сложный период, где нужно будет всеми силами удерживать свое положение на международной арене. Страна, безусловно, столкнется с проблемами в сфере экономики. Прежде всего, это связано с тем, что Великобритании заново придется заключать торговые соглашения, так как те, которые существовали в рамках ЕС, аннулируются. Все же мы полагаем, что Соединенное Королевство ждет совершенно новый этап и ему придется научиться жить заново, уже вне рамок Европейского Союза.



1. Меморандум о взаимопонимании между Министерством обороны Украины и Министерством обороны Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии относительно использования украинских полигонов вооруженными силами Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. 18.07.1996. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/MU96577.html
2. Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Georgia, of the other part // Official Journal of the European Union. 30.08.2014. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0830(02)
3. Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine of the other part // Official Journal of the European Union. 29.05.2014. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2016/november/tradoc_155103.pdf
4. Memorandum of Understanding Between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of Georgia for Poverty Reduction Budget Support (Partial Reimbursement of Debt Service Aid) // UK Government. 2012. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/214225/mou-gb-rw.pdf
5. Strategic Partnership and Cooperation Agreement between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and Georgia // UK Government. 21.10.2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/844167/CS_Georgia_1.2019_UK_Georgia_Strategic_Partnership_and_Cooperation_Agreement.pdf

Нормативно-правовые акты государств постсоветского пространства
1. Закон про засади внутрішньої і зовнішньоїполітики от 01.07.2010 // ВідомостіВерховної РадиУкраїни.
2. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года // Официальный сайт Президента Республики Казахстан.
3. Сводный̆ обзор информации о проектах и мероприятиях
в период 2011-2015 гг., осуществленных в Республике Казахстан
в рамках программ, финансируемых британским правительством // Посольство Великобритании Астана. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/385858/______________________________________________________________________.pdf
4. Foreign policy strategy for 2019-2022 of Georgia // Ministry of Foreign Affairs of Georgia. URL: https://mfa.gov.ge/News/%E2%80%8B-2019-2022-clebis-sagareo-politikis-strategia-tvi.aspx?CatID=5&lang=en-US
5. Joint press statement following the 5th Association Council meeting between the EU and Georgia. 05.03.2019 // Council of the European Union. https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/03/05/joint-press-statement-following-the-5th-association-council-meeting-between-the-eu-and-georgia/

Нормативно-правовые акты Великобритании
1. A Strong Britain in an Age of Uncertainty: The National Security Strategy //
UK Government.18.10.2010. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61936/national-security-strategy.pdf
2. Central Asia Programme // Foreign and Commonwealth Office. April 2016. URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiB4p_qgbL3AhWjlIsKHbYcC90QFnoECBYQAQ&url=https%3A%2F%2Fassets.publishing.service.gov.uk%2Fgovernment%2Fuploads%2Fsystem%2Fuploads%2Fattachment_data%2Ffile%2F842427%2FCentral_Asia_Programme_Summary.odt&usg=AOvVaw0fFI-EYTNfVy5Al0hhNnCO
3. Defence in a competitive age // UK Government. March 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf
4. Foreign and Commonwealth Office single departmental plan // Foreign & Commonwealth Office. 27.06.2019 https://www.gov.uk/government/publications/foreign-and-commonwealth-office-single-departmental-plan/foreign-and-commonwealth-office-single-departmental-plan-2019-20Franco-British St. Malo Declaration.04.12.1998. 
URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2008/3/31/f3cd16fb-fc37-4d52-936f-c8e9bc80f24f/publishable_en.pdf
5. Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy // UK Government. March 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf
6. Political, Free Trade and Strategic Partnership Agreement // UK Government. 08.10.2020. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/934935/CS_Ukraine_1.2020_UK_Ukraine_Political_Free_Trade_Strat_Partner_Agreement.pdf
7. Sanctions and Anti-Money Laundering Act 2018 // UK Government.
8. Security Britain in an Age of Uncertainty: The Strategic Defence and Security Review // HM Government.October 2010. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/62482/strategic-defence-security-review.pdf
9. The National Security Strategy of the United Kingdom 2020 // UK Government.
10. Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic for Defence and Security Co-operation // UK Government. 02.11.2010. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/238153/8174.pdf

Акты права Европейского союза
1. Amsterdam Treaty // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:11997D/TXT
2. Маастрихтский договор. URL: http://base.garant.ru/2566557/
3. Consolidated version of the treaty on European Union // Official Journal of the European Union. 26.10.2012. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:2bf140bf-a3f8-4ab2-b506-fd71826e6da6.0023.02/DOC_1&format=PDF
4. European Union Referendum Act 2015. 
URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/36/section/1/enacted
5. Joint Communication on the EU and Central Asia: New opportunities for a stronger partnership // European Union External Action. 15.05.2019. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/joint-communication-eu-and-central-asia-new-opportunities-stronger-partnership_en
6. Lisbon Treaty // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A12012M050




Выступления и официальные заявления официальных лиц
1. Фултонская речь Черчилля. URL: http://www.coldwar.ru/churchill/fulton.php
2. Boris Johnson’s Brexit deal speech // The Spectator.24.12.2020. URL: https://www.spectator.co.uk/article/full-text-boris-johnson-s-speech-on-the-brexit-trade-deal (дата обращения: 01.05.2022).
3. Brexit: David Cameron's resignation statement in full // BBC News. 24.06.2016. URL: https://www.bbc.com/news/uk-politics-eu-referendum-36619446
4. David Cameron’s EU speech // The Guardian.23.01.2013. URL: https://amp.theguardian.com/politics/2013/jan/23/david-cameron-eu-speech-referendum
5. David Cameron’s speech in European Council. 24.10.2014. URL: https://conservative-speeches.sayit.mysociety.org/speech/601919
6. Foreign Secretary Liz Truss and the UK’s foreign policy priorities // Chatham House. 
08.12.2021. URL: https://www.chathamhouse.org/events/all/members-event/foreign-secretary-liz-truss-and-uks-foreign-policy-priorities
7. Johnson Boris. Global Britain: UK Foreign Policy in the Era of Brexit. Transcript // Chatham House.02.12.2016. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/events/special/2016-12-02-Boris-Johnson.pdf
8. Joint Declaration on European Defence. Joint Declaration issued at the British-French Summit
// Foreign & Commonwealth Office (UK). 04.12.1998. URL: https://www.cvce.eu/en/obj/franco_british_st_malo_declaration_4_december_1998-en-f3cd16fb-fc37-4d52-936f-c8e9bc80f24f.html
9. Joint statement on Strategic Partnership between the United Kingdom and Kazakhstan // UK Government. 23.07.2013. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-kazakhstan-strategic-partnership-agreement
10. Prime Minister's statement to the House of Commons. 16.06.2020. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/prime-ministers-statement-to-the-house-of-commons-16-june-2020
11. Theresa May’s speech on future UK-EU relations // BBC News. 02.03.2018. URL: https://www.bbc.com/news/uk-politics-43256183.amp

Программные документы политических партий
1. Conservative party’s 1997 Manifesto «You can only be sure with the Conservatives». URL: http://www.conservativemanifesto.com/1997/1997-conservative-manifesto.shtml
2. Manifesto of Labour Party. The Final Say on Brexit. URL: https://labour.org.uk/manifesto-2019/the-final-say-on-brexit/
3. The Cabinet Manual. A guide to laws, conventions and rules on the operation of government. Firstedition. October 2011
4. The Coalition: Our programme for Government // HM Government. May 2010. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/83820/coalition_programme_for_government.pdf

Статистические данные
1. Foreign direct investment: inward and outward flows and stock, annual // UNCTAD stat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740
2. Goods and Services: exports and imports of goods and services, annual // UNCTAD stat. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=89795
3. International student statistics in UK 2020 // Study in UK. URL: https://www.studying-in-uk.org/international-student-statistics-in-uk/
4. National accounts aggregates for the EU15 and its biggest national economies Germany, France, Italy and the United Kingdom // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3433488/5492555/KS-NJ-02-035-EN.PDF/6604aeab-800f-41a0-8a97-8ec874ec6e1e
5. Success and refusal rate by country 2021 // UK visa blog. URL: https://ukvisa.blog/2021/06/30/uk-visa-success-rate-2021/

Данные социологических опросов
1. Цели России в 21 веке // ВЦИОМ. 15.09.2020. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/czeli-rossii-v-xxi-veke
2. Future of Europe // Eurobarometer. 03.2021. https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2256

Мемуары
1. David Cameron. For the record. UnitedKingdom, 2019. 752.
2. Gordon Brown. My life, Our times. UnitedKingdom, 2017. 512.
3. Tony Blair. A Journey. United Kingdom, 2010. 624.



Документы компаний стран постсоветского пространства и Великобритании
1. Ежеквартальный обзор рынка нефти и газа России и Казахстана, январь 2022 // Ernst&Young. URL: https://www.ey.com/ru_ru/energy-resources/energodigest/2022/01/ey-russia-kazakhstan-oil-gas-market-quaterly-overview-q4-2021
2. Annual Report of Shell for the year ended Dec 31, 2019 // https://reports.shell.com/annual-report/2019/servicepages/downloads/files/shell_annual_report_2019.pdf
3. British Petroleum. About company // https://www.bp.com/en/global/corporate/who-we-are.html

Литература
Научные статьи
1. Алешин А.А. Великобритания в оборонной политике Европейского союза после Брекзита // Меняющийся Запад и его роль в урегулировании глобальных процессов. М.: ИМЭМО РАН.2019. С. 112-119. URL: https://www.imemo.ru/publications/info/menyayushtiysya-zapad-i-ego-roly-v-regulirovanii-globalynih-protsessov-mirovoe-razvitie-vipusk-21
2. Алешин А.А. Подходы политических элит Великобритании к национальной безопасности и обороне после брекзита // Южно-Российский журнал социальных наук. 2019. № 4. С. 8-26. URL: https://www.imemo.ru/publications/info/podhodi-politicheskih-elit-velikobritanii-k-natsionalynoy-bezopasnosti-i-oborone-posle-brekzita
3. Бабынина Людмила. Соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС и Великобритании: между кондициональностью и суверенитетом // Современная Европа.2021.№ 2. С. 5-16.URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2021/2-2021/Babynina-2-21.pdf
4. Берстенева А.А., Лазарева Е.В. Великобритания в ЕС: вступление, отступление, Брексит // Вестник Томского государственного университета.2018. № 435. С. 127-134.
5. Беспалова Е.О. Великобритания в Евросоюзе: от вхождения до Brexit // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. С. 174 – 179.
6. Благовещенский Р.И. Британский евроскептицизм: определение и основные факторы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. С. 121-145.
7. ГвендолинСасс, Томас де Ваал, Шаповалова Наталья, ЯрабикБалаш. ЕС и Украина: время сделать передышку // Сarnegie.27.02.2018. URL: https://carnegieendowment.org/files/EU_UKraine_RU_Final_v2.pdf
8. Годованюк К. А. Внешняя политика ЕС и дилеммы британской дипломатии // Современная Европа. 2012. № 2. С. 71–81. URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2012/2-2012/godovanyuk_2-12.pdf
9. Годованюк К.А. Механизм принятия внешнеполитических решений Великобритании // Обозреватель.02.2012.С. 81-90.
10. Годованюк К.А. Особенности внешней политики Великобритании в период премьерства Т. Мэй. Меняющийся Запад и его роль в урегулировании глобальных процессов. М.: ИМЭМО РАН. 2019.№21. С. 102-112. URL: https://www.imemo.ru/publications/info/menyayushtiysya-zapad-i-ego-roly-v-regulirovanii-globalynih-protsessov-mirovoe-razvitie-vipusk-21
11. Годованюк К.А. «Особые отношения» США и Великобритании: фактор Трампа // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №14.
12. Годованюк К.А. Российско-британские отношения на этапе «постСолсбери»// 
М.: ИЕ РАН, 2019. C. 131-137.
13. Годованюк К.А. Схватка в британском парламенте – драма в трех актах. // Российский совет по международным делам.24.01.2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/skhvatka-v-britanskom-parlamente-drama-v-trekh-aktakh/?sphrase_id=28406242
14. Годованюк К.А. Украина в контексте внешнеполитических интересов Великобритании // Постсоветские исследования. 2021. №5. С. 427-434.
15. Громыко А.А. Внешняя политика Великобритании от империи к «осевой державе» // Коспомолис. 2005. №1. С.56-67. URL: https://polit.ru/article/2005/05/17/britain/
16. Громыко А.А. Расколотый Запад: последствия для Евроатлантики
// Современная Европа. 2018. №4. С. 5-16. URL: http://www.sov-europe.ru/2018/04-2018.pdf
17. Громыко А.А. Выборы в Европарламент – 2019: изменение расстановки сил. Выборы в Европарламент - 2019: национальные ответы на дилеммы европейской интеграции / Под ред. Ю.Д. Квашнина, А.К. Кудрявцева, Н.С. Плевако, В.Я. Швейцера. М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. С. 12-13. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/stories/structura/gromyko/2019/vve2019-2.pdf
18. Грубинко А.В. Роль Великобритании в формировании внешней политики и политики безопасности ЕС в контексте ведущих теорий евроинтеграции // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1. C. 18-28
19. Давыдов Георгий. Опыт Великобритании в сфере миграции для стран постсоветского пространства // Дипломатическая академия МИД России. №8 (3). С. 397-406.
20. Еремина Наталья. Внешняя политика ЕС: сложности и перспективы // Российский совет по международным делам. 05.092019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vneshnyaya-politika-es-slozhnosti-i-perspektivy/
21. Журкин Виталий. Европейская оборона: от мифа к реальности // Вопросы безопасности континента. URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2001/3-2001/zhurkin-3-2001.pdf
22. Загуляев А.Ф. Значение встречи в Сен-Мало (1998) для Европейской политики безопасности // Вестник МГЛУ. 2017. №1. С. 103-110.
23. Кавешников Николай. Великобритания и Европейский союз: долгая история развода // Современная Европа. 2018. №6. С. 18-29.URL: http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2018/6-2018/2.pdf
24. Кавешников Николай. Некоторые последствия Brexit для Европейского союза // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 6. С. 24-30. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/a3d/последствия%20Брекзит%20(Вестник%20МГИМО).pdf
25. Капитонова Н. К. Итоги всеобщих выборов в Великобритании // Российский совет по международным делам. 13.05.2015. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/itogi-vseobshchikh-vyborov-v-velikobritanii/
26. Капитонова Н.К. Борис Джонсон – новый премьер-министр Великобритании // Институт Европы РАН.23.07.2019. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/novyy-premer-ministr-velikobritanii/
27. Капитонова Н.К. Мэй уходит, проблемы Брексита остаются // Институт Европы РАН. 27.05.2019. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/mey-ukhodit-problema-brekzita-ostaetsya/
28. Кондратьева Т.С. Великобритания: Референдум о выходе из ЕС и проблема иммиграции // Актуальные проблемы Европы. 2016. С. 217-242.
29. Лаумулин Мурат. Политика «Восточного партнерства» ЕС и геополитика постсоветского пространства // Центральная Азия и Кавказ. 2014. Том 17 выпуск 1. С. 17-37.
30. Лион А.А. Влияние Brexit на поведение бизнеса в Великобритании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 4. С. 69-74. URL: https://www.imemo.ru/publications/info/vliyanie-brexit-na-povedenie-biznesa-v-velikobritanii
31. Мировая политика: взгляд из будущего. Международные организации и обеспечение международной безопасности // Российская ассоциация международных исследований.2009. URL: https://risa.ru/images/5volumes/5konv-rami_t19.pdf
32. Меден Н. Стратегия ЕС в Центральной Азии: уроки и перспективы // М.: ИМЭМО РАН. С. 52-60. URL: http://old.imemo.ru/df/period/rnge/2012/04/articles/NMED_strategy.pdf
33. Мендкович Никита. Новая стратегия ЕС в Центральной Азии // РСМД. 24 .01.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/novaya-strategiya-es-v-tsentralnoy-azii/
34. Мясищев Александр. Украина и Великобритания нарастили торговлю на 40% благодаря зоне свободной торговли // ЛIГА.БIЗНЕС. 10.06.2021. URL: https://biz.liga.net/ekonomika/all/novosti/ukraina-i-velikobritaniya-narastili-torgovlyu-na-40-posle-brexit
35. Пахомов А.А. Формирование торговой политики Великобритании на современном этапе // Торговая политика. 2020. № 2. С. 30-44.
36. Пронякина Е.Д. Единая Европа в многополярном мире: новые вызовы или новые возможности? // Меняющийся Запад и его роль в урегулировании глобальных процессов. М.: ИМЭМО РАН. 2019. №21. С. 10-19. URL: https://www.imemo.ru/publications/info/menyayushtiysya-zapad-i-ego-roly-v-regulirovanii-globalynih-protsessov-mirovoe-razvitie-vipusk-21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ