Электрическая централизация (ЭЦ) – есть автоматизированная система управления движением поездов на железнодорожных станциях, в которой предусматривается маршрутизация поездных и маневровых передвижений со светофорной сигнализацией.
При ЭЦ главные и приемоотправочные пути, а также стрелочные и бесстрелочные участки пути (секции) оборудуют рельсовыми цепями. Этим исключается перевод стрелок и открытие светофоров при их занятом состоянии. На стрелках устанавливают стрелочные электроприводы, что обеспечивает дистанционный перевод стрелок, запирание и контроль положения остряков. Светофоры в соответствии с «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» утверждённой министром путей сообщения Российской Федерации Аксёненко Н.Е. 26 мая 2000г ЦРБ-757 с изменениями и дополнениями от 03.07.2001г. №16 и от 27.05.2002г. №24, и принятой маршрутизацией регулируют движение поездов. Системы ЭЦ позволяют дежурному по станции руководить поездной работой, контролируя при этом поездную ситуацию на табло.
Системы ЭЦ позволяют повысить безопасность движения поездов, увеличить пропускную и провозную способности железных дорог, а также поднять на более высокий уровень производительность и культуру труда эксплуатационного штата железных дорог.
Основные функции, выполняемые электрической централизацией:
контроль состояния объектов управления (стрелок, светофоров...);
фиксация действий дежурного по станции на пульте управления;
выработка управляющих воздействий на напольные объекты с соблюдением условий безопасности движения поездов;
слежение за движением поездов в пределах области управления данной системы ЭЦ
отражение на табло дежурного поездной ситуации в реальном времени.
Требования «Правил технической эксплуатации» к системам ЭЦ:
6.27. Устройства электрической централизации должны обеспечивать:
- взаимное замыкание стрелок и светофоров;
- контроль взреза стрелки с одновременным закрытием светофора, ограждающий данный маршрут;
- контроль положения стрелок и занятости путей и стрелочных секций на аппарате управления;
- возможность маршрутного или раздельного управления стрелками и светофорами, производство маневровых передвижений по показаниям маневровых светофоров; при необходимости передачу стрелок на местное управление.
6.28. Устройства электрической централизации не должны допускать:
- открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь;
- перевода стрелки под подвижным составом;
- открытие светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в данное положение;
- перевода входящей в маршрут стрелки или открытие светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.
6.29. Приводы и замыкатели централизованных стрелок должны:
- обеспечивать при крайних положениях стрелок плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу и подвижного сердечника крестовины к усовику;
- не допускать замыкание остряков стрелки или подвижного сердечника крестовины при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом или подвижным сердечником и усовиком 4мм и более;
- отводить другой остряк от рамного рельса на расстояние не менее 125мм.
Задача курсового проекта:
Состоит в разработке системы электрической централизации одного из типов, а именно, системы блочной маршрутно-релейной централизации (БМРЦ) для некоторой заданной станции промежуточного типа. Данная система выбрана, потому что она является базовой системой электрической централизации для современных систем, таких как ЭЦ-12-00 и ЭЦ-И, а также т.к. большинство её узлов собирается и монтируется в специальных блоках непосредственно на заводе, что ведёт к снижению объёма монтажных работ, выполняемых на станциях и повышению их качества, сокращению времени проектирования системы.
Проектирование БМРЦ заключается в выборе и соединении типовых схемных блоков, располагаемых по топологии станции.
В ходе выполнения настоящего курсового проекта заданная станция, названная условно (т.к. реально существующая станция Нерехта Северной железной дороги не имеет ничего общего с заданным путевым развитием, хотя и имеет также три подхода к станции) «Нерехта» была оборудована блочной системой маршрутно-релейной централизации.
Также была определена технология работы заданной станции.
Рассматриваемая станция является промежуточной станцией, находящейся на территории одноимённого посёлка городского типа с надёжными источниками энергоснабжения, с числом стрелок до 30, поэтому для неё была выбрана безбатарейная система энергоснабжения с электропитающей установкой, состоящей из двух панелей: ПВ2-ЭЦ и ПР-ЭЦ25Т (стрелочные электроприводы то переменного тока!).
Алгоритмы работы схем БМРЦ рассматривались на примере маршрута приёма поезда с перегона станции «Сахареж» по входному светофору Ч на главный приёмоотправочный путь IП.
1. «Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» утверждена министром путей сообщения Российской Федерации Аксёненко Н.Е. 26 мая 2000г ЦРБ-757 с изменениями и дополнениями от 03.07.2001г. №16 и от 27.05.2002г. №24. – М.: ЦВНТТ «Транспорт», 2003. – 128 с.
2. «Станционные системы автоматики и телемеханики», учеб. для вузов ж.-д. трансп., Вл.В. Сапожников, Б.Н. Ёлкин, И.М. Кокурин, Л.Ф. Кондратенко, В.А. Кононов; Под редакцией Вл.В. Сапожникова. – М.: Транспорт, 1997. – стр. 107-110, 182-232.
3. «Маршрутно-релейная централизация», Белязо И. А. , Дмитриев В. Р. , Никитина Е.В., Ошурков И. С., Пестриков А. Н., изд 3-е –М., «Транспорт», 1974, стр. 108-193.
4. «Станционные устройства автоматики и телемеханики», Бубнов В. Д., Казаков А. А., Казаков Е. А. – М.: «Транспорт», 1990, стр.249-251.
5. «Станционные устройства автоматики и телемеханики», Бубнов В. Д., Казаков А. А., Казаков Е. А. – М.: «Транспорт», 1990, стр.249-251.
6. «Станционные системы автоматики и телемеханики», В.А.Кононов, А.А.Лыков, часть 2, учебное пособие для студентов заочного факультета, глава 4 «БМРЦ», 56 стр..
7. «Основы проектирования электрической централизации промежуточных станций», В.А.Кононов, А.А.Лыков, А.Б.Никитин, Москва 2003г., стр. 6-24, 269-284.
8. «Изучение имитатора блочной маршрутно-релейной централизации станции Санкт-Петербург-Главный», каф. «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», метод. ук-я к л.р. № Т-11, Ершов, Ефремов, Кононов, Куренков, Санкт-Петербург, 2002г., 25 стр..
9. «Схемы управления светофорами в электрической централизации системы ЭЦ12-00», каф. «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», метод. ук-я к л.р. № Т-7, В.А.Кононов, В.А.Лыков, Санкт-Петербург, 2002г., 18 стр..
10. «Схемы управления стрелочными электроприводами переменного тока», каф. «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», метод. ук-я к л.р. № Т-9, Кононов В.А., Ленинград, 1988г.15 стр..