Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗВУК КАК МОДУС ОРГАНИЗАЦИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Работа №139101

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
1.Глава. Звук как феномен антропологического пространства. 5
1.1. Краткий анализ природы звука и его восприятия как пространственного феномена. 5
1.2.Проблема концептуальной определенности исследования антропологического пространства. 13
2. Глава. Звук в антропологическом пространстве архаики и античности. 23
2.1. Роль звука в исследовании архаичной культуры. 23
2.2. Звук в культурном пространстве Древней Греции. 36
2.3. Фонологизм и звучащий голос в западной цивилизации. 48
3. Глава. Анализ современного пространства 59
3.1. Звук и визуальное как вопрос о форме познания пространства. 59
3.2. Звучащие смыслы в современном пространстве. 73
Заключение. 79
Список литературы. 82
Приложения. 87



Актуальность выбранной темы объясняется конкретными категориями и спектром неразрешенных вопросов, имеющих философско- антропологический характер, связанных с изучением пространства и звука. Работа отражает в себе малоизученную область исследования с точки зрения философской антропологии, а именно то, как звук влияли продолжает влиять на формирование антропологического пространства. Изучение звука носит разносторонний характер и описывается в контекстах музыковедения, акустики, культурологии, физических и других наук, исходя из категорий и принципов научной дисциплины, а также методов, использующиеся для изучения звука. Научная новизна объясняется малой изученностью в философских дисциплинах феномена звука как пространственного антропологического феномена. Звук предстает не столько как физическое, природное явление, сколько как носитель смысла и средство коммуникации, которое оказывает мощное влияние на понимание человеком окружающего мира, общества, культуры и самого себя. Главной проблемной областью остается вопрос о том, как звук, являясь частью природного пространства, концептуализируется и переживается человеком во всей его интеллектуально – психологической сложности, с чем это связано, и какую роль играет в его практической деятельности.
Проблема диссертационного исследования усложняется тем, что антропологическое пространство включает в себя пространство, в котором разворачивается не только деятельность человека, но и жизнедеятельность всего живого мира. Все что связано с антропологическим пространством включает в себя понимание человека в его единстве как природного, так и культурного существа. Антропологическое пространство связано с природой и социальной, культурной деятельностью человека.
Объектом исследования является звук как часть антропологического пространства.
Следует выделить так же предмет работы - исследование влияния пространства на деятельность человека.
В данной работе звук будет представлен как феномен природы, который в различны исторические эпохи трактовался и воспринимался человеком по-разному. Определением того какие смыслы вкладывались в звук, как он влиял на создание и понимание человеком антропологического пространства будет являться целью работы.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задач:
• Дать краткий анализ природы звука и его восприятия как пространственного феномена.
• Выявить проблему концептуальной определенности исследования антропологического пространства
• Обозначить звук в антропологическом пространстве архаики и античности.
• Проанализировать влияние звука в современном антропологическом пространстве
Гипотеза: Человек, становясь субъектом культуры, не исключает себя в качестве объекта природы.
Методы: в работе применены общенаучные исследовательские методы анализа философско-исторических и философско-научных документов и материалов, связанные с идеей комплексного анализа пространства в единстве сего акустической составляющей.
Структура: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы и заключения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Звук как пространственный феномен остается открытой областью для исследования в области философии, антропологии, культурологии и искусства. Звук как феномен природы в своем выражении и интерпретациях связывался с явлениями сверхчувственной природы и воспринимался в архаическом и античном обществе как часть мира, связанная с другими пространствами. Эта традиция понимания звука и его использование как организующей составляющей пространств, когда-либо созданных человеком, не смотря на смещение способов познания и представления окружающего мира сохраняется и живет, как природа живет в самом человеке. Человек прикасаясь к звучанию, прикасается к природе.
Человек как природное существо становясь субъектом культуры, не исключает природного в человека, природа никуда не девается при включении человека в культуру. Природа продолжает жить в человеке и определять многие вещи.
В этом смысле природа и культура не противоречат друг другу, многоликость природы, найденная в нематериальном явлении звука, находит свое отражение в культуре человека, особенно ярко выражаясь в области искусства, а также оказывая влияние на создаваемые человеком пространства, связанные с физическим изменением природы.
Итак, в начале работе были определены свойства звука как физического и как акустического феномена и его восприятие человеком как пространственного явления, а также область его изучения в антропологическом пространстве. Звук является нематериальной составляющей пространства, физически постигаемый человеком как акустическое явление и является так же носителем определенных социальных и культурных смыслов, входящие в пространство. Проанализировав понимание звука в исторические эпохи архаики и античности на примере Древней Греции было установлено что звук в представлении людей относился к области сакрального и сверхчувствительного элемента, понимание звука осуществлялось больше как явление истинного бытия, через звук в архаичное время человек ориентировался в пространстве и времени и связывал, и воспринимал действительность. Древнегреческое истолкование звука представляло этот феномен как универсальный инструмент для осмысления человеком себя и своего положения в пространстве, открытие греками гармонии в музыке и обращение к физической и ментальной природе звука как элементу для познания универсальных законов и коммуникации не только в социальном, но и природном пространстве. Это отразилось в их более живом и чутком понимании всех процессов, происходящих в действительности.
Исторически связанные события, происходившие в культуре западной цивилизации, отразились и сохранили связь с античным и архаичным пониманием звука как феномена антропологического пространства. Новоевропейский переход к приоритету виденья, как к рациональному и достоверному способу получения знания поставил перед наукой и культурой актуальные по настоящий момент вопросы о представлении картины мира и правильности познания мира. Возможно ли вообще истинное познание пространства через визуальное, в отрыве от других чувственно воспринимаемых данных?
В современную эпоху 20-21 века звук живет в искусстве, культуре и самом человеке как носителе звучащего голоса. Изменения, связанные с переменой звукового ландшафта, открытием новых жанров в музыке, и новые антропологические практики, связанные с звуком, предполагают обращение к звуку как к феномену пространства. Появление в «новом» искусстве необычных видов аудио представлений, таких как саунд-инсталляции, интерес научных деятелей, в области гуманитарных знаний о человеке и пространстве, к тематике сакрального, (примером чего может послужить становлении иеротопии как творческой деятельности по созданию и изучении сакральных пространств), невозможно без учета звуковой составляющей.
Процессы, производимые в социуме, отражаются на звуковом пространстве и практиках работы человека со звуком, но звук как субстанция, всегда напоминает человеку о том, что он продукт не только культуры и социальных отношений, но и человек как существо, связанное с природой и вселенской гармонией. Звук, выраженный в пространстве, хранит в себе множество определяющих деятельность человека смыслов, но, чтобы узнать о них, человеку необходимо научится слушать и слышать себя и природу.



1. Агамбен, Дж. Homosacer. Суверенная власть и голая жизнь. / Дж. Агамбен — М. : Европа, 2011. — 256 с.
2. Агапкина, Т. А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) / Т. А. Агапкина // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян: сб. науч. трудов / Институт славяноведения РАН; под ред. С. М. Толстой. М.: Издательство «Индрик». - 1999. - C. 339
3. Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки : пер. с нем. / Т. В. Адорно. – Москва, Санкт-Петербург: Унив. кн., 1999. – 445. с.
4. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. / Аристотель. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1957. - 183 с.
5. Бальтазар фон Г. У., Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте / Пер. с нем. (Серия ≪Современное богословие≫). - 2-е изд. / Г.У. фон Бальтазар, К. Барт, Г. Кюнг. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. —159 с.
6. Бедаш Юлия Анатольевна Концепция социального пространства Анри Лефевра / Ю.А. Бедаш // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sotsialnogo-prostranstva-anri lefevra (дата обращения: 07.05.2017).
7. БЕРЕЖАНСКИЙ П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) / П. Н. Бережанский — М., 2000. — 101 с.
8. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.Ш. Бонфельд — М.: Гуманит. изд. Центр, В ЛАД ОС, 2001. — 224 с.:
9. Виноградова, JI. H. Звуковой портрет нечистой силы / JI. H. Виноградова // Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян: сб. науч. трудов / Институт славяноведения РАН; под ред. С. М. Толстой. М.: Издательство «Индрик». - 1999. - С. 179-199.
10. Вирильо П. Машина зрения. / П. Вирильо. – СПб.: Наука, 2004. – 306 с.
11. Витрувий П.М. Об архитектуре. / П.М. Витрувий. - М. —Л.: Соцэкгиз, 1936. – 326 с.
12. Гельмгольц Г/ Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки: Пер. с нем. Изд. 3-е. / Г. Гельмгольц. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 592 с.
13. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. / Е.В. Герцман. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. – 336 с.
14. Герцман, Е. Античное музыкальное мышление: исследование / Е. Герцман. – Л. : Музыка : Ленингр. отд-ние, 1986. – 223 с.
15. Герцман, Е. Пифагорейское музыкознание. Начала древнеэллинской науки о музыке / Е. Герцман. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2003. – 383 с.
16. Головня В.В. Аристофан / В.В. Головня. - М., 1955. - 185 с.
17. Демирханян А.Р., Фролов Б.А. Ритм и символ в первобытном искусстве / А. Р. Демирханян, Б.А. Фролов // Историко- филологический журнал. - 1986. - №3. - С.150-168
18. Деррида, Жак. О грамматологии. / Ж. Деррида. - М.: AdMarginem, 2000. - 512 с.
19. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. / Л.Я. Жмудь. - Л., 1990. – 192 с.
20. Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. / С. Г. Карпюк. - М., 1997. - 160 с
21. Клюкин И. И. Удивительный мир звука / И.И. Клюкин. – Л.: Судостроение, 1978. – 166 с.
22. Крышталева Марина Константиновна Визуальный опыт человека в современной культуре // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2014. №2 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnyy-opyt-cheloveka-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 10.05.2017).
23. Курбанов М. Г. Антропологическое пространство / М. Г. Курбанов // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. I. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. – С. 537
24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. / Л. Леви-Брюль. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
25. Лефевр Α. Производство пространства / А. Лефевр.— М.: StreikePress, 2015.— 432 с.
26. Лукьячнова Ольга Ярославна. К проблеме феноменологии звука // Артикульт. 2015. №2 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-problemefenomenologii-zvuka (дата обращения: 07.01.2017).
27. Люльфинг Г. У истоков алфавита. / Г. Люльфинг - М., 1981. – 108 с.
28. Невская Л.Г. Молчание как атрибут сферы смерти) / Л.Г. Невская // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. – М., 1999. - С. 123-135
29. Нечипуренко В. Н. Космогония и звук: мифо-ритуальные и символические аспекты (по работам Мариуса Шнайдера) / В.Н. Нечипуренко// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2015. - №6. - С.36-54
30. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. – 164 с.
31. Орлов Г. Древо музыки / Г. Орлов. - Вашингтон - СПб., 1992. – 408 с.
32. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древне- греч. / Платон. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ≪Изд-во ОлегаАбышко≫, 2007.—731 с.
33. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. / Пер. С. С. Аверинцева. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994. - С. 421–500.
34. Соболевский С.И. «Древнегреческий язык». / С. И. Соболевский М. Репринт. 2003. – 305 с.
35. Способин И. В. Элементарная теория музыки / И. В. Способин. –Москва: Кифара., 1996.- 208 с.
36. Тарнас, Р. История западного мышления / Р. Тарнас // Пер. с англ. Т. А. Азеркович. – М. : КРОН-ПРЕСС, 1995. – 448 с. [ Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Tarnas_Mentality/_28.php (дата обращения 30.02.2017).
37. Фридрих И. История письма / Пер. с нем.; Под ред., с предисл. и ком¬мент. И.М. Дьяконова. 3-е изд. / И. Фридрих. - М., 2008. – 455 с.
38. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1: Гл. I-XXX1X / Пер. с англ. М. Рыклина. / Дж. Фрэзер. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 528 с.
39. Хайдеггер, М.. Время картины мира / М. Хайдеггер. Время и бытие: статьи и выступления; (серия Мыслители ХХ в.). – М.: Республика, 1993. – С. 41–63. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/haydegger/khaydegger_m_vremya_kartin/vremya_kartin0/ (дата обращения 01.04.2017).
40. Цивьян, Т. В. Отражение звукового пейзажа в языке и тексте (на материале русской загадки) / Т. В. Цивьян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. – М., 1999. - С. 149-178.
41. Эйгес К. Очерки по философии музыки / К. Эгейс // Звучащие смыслы. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-таю. 2007. – С. 175–222.
42. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза / М. Элиаде. – Киев: «София»,2000. — 480 с.
43. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Н. Е. Яценко. – Изд.: Лань, 1999. – 528 с.
44. Fritz Winkel. Music, Sound, and Sensation / Winkel Fritz // New York. – 1967. – P. 123-162
45. Hermann L. F. Helmholtz On the Sensation of Tone / Helmholtz Hermann L. F. // Longmans, Green, and Company (London-NewYork). – 1895. - P.370
46. Ong J. W. Interfaces of the Word: Studies in the Evolution of Consciousness and Culture. / J. W. Ong // Cornell University Pres. - 1977. – P. 121 -127.
47. Schneider M. SingendeSteine. Rhythmus-Studien an dreiromanischen/ M. Schneider // Kreuzgängen. München: Heimeran. - 1978. – P. 123.
48. Zuckerkandl Victor. Sound and Symbol: Music and the External World / Victor Zuckerkandl // Bollingen Series XLIV, Princeton University Press. – 1696. – P. 375-276.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ