ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗРАИЛЯ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 6
1.1 Эволюция представлений о безопасности в современной политической науке 6
1.2 Объект и субъект обеспечения безопасности в современном мире 15
ГЛАВА 2. ИЗРАИЛЬСКИЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 23
2.1 Терроризм как угроза государству и обществу 23
2.2 Система противодействия терроризму в Израиле 28
2.3 Международное значение опыта Израиля в обеспечении безопасности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 6
1.1 Эволюция представлений о безопасности в современной политической науке 6
1.2 Объект и субъект обеспечения безопасности в современном мире 15
ГЛАВА 2. ИЗРАИЛЬСКИЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 23
2.1 Терроризм как угроза государству и обществу 23
2.2 Система противодействия терроризму в Израиле 28
2.3 Международное значение опыта Израиля в обеспечении безопасности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность работы: Современное состояние безопасности на национальном и международном уровнях подвергается воздействию факторов, которые заставляют искать пути её переосмысления и ревизии, чтобы соответствовать новым условиям и успешно противостоять вызовам и угрозам. Опыт Государства Израиль в этом смысле является показательными примером успеха обеспечения собственной безопасности и её поддержания на должном уровне. Особенный интерес вызывает сфера противодействия терроризму, которая считается одной из самых эффективных именно в данном государстве, не смотря на вновь нарастающее присутствие идеи «осадного положения».
Также стоит отметить растущее влияние на политические процессы групп заинтересованных граждан (гражданское общество). Рост современных тенденций к применению несиловых методов борьбы (переговоры, определение правовых полей, функциональное сотрудничество и т.п.) определяет новые формы взаимодействия по вопросам осуществления безопасности. Концепт «мягких» методов обеспечения безопасности ставит на первый план не только угрозу суверенитета государства, но прежде всего человека и его права, что также говорит о постепенном осознании в науке и политической практике невозможности обеспечения безопасности только государственными методами.
В Израиле, с его историческим опытом и развитой либеральной демократией, сегодня происходят процессы, которые, как представляется автору, наи-более ярко отражают «ломку» взглядов на основы безопасности и пути её конструирования.
Поэтому, актуальность данной работы определяется специфическим опытом Израиля в противодействии ставшим универсальными угрозам и сравнительной новизной сконструированного в рамках политики безопасности поля взаимодействия государства и общества, которое ранее было недоступно для второй стороны.
Объектом данной работы служит проблема современной безопасности Израиля. Предметом выступает область интеракции общества и государства, в рамках которой обеспечивается диалог акторов, конструирование и осмысление угроз безопасности.
В соответствии с этим, целью работы является определение путей взаимодействия государства и гражданского общества, как активной категории на-селения данного государства, а также системы взаимного влияния на функционирование выделенных акторов в области национальной безопасности.
Для достижения целей представляется необходимым решить следующий ряд вспомогательных задач:
1. Определить современное понимание концепта безопасности в политической науке для формирования более полного представления об объекте ис-следования;
2. Обозначит формы взаимодействия субъекта и объекта безопасности для выявления предмета данной работы;
3. Рассмотреть современный терроризм в категориях угрозы безопасности как пример поля для взаимодействия государства и общества;
4. Обозначить израильский опыт борьбы с терроризмом и выявить роль гражданского общества в данном процессе;
5. Выделить ключевые моменты опыта Израиля, которые характеризуют предмет данной работы и понять, какие из них могут быть экстраполированы на другие государства.
Как отмечают исследователи теории конфликтного общества, роль гражданского общества в безопасности государства изучена слабо, поскольку требует анализа на микроуровне, а существующий базис концентрируется на уровне определений форм работы национальной безопасности и опосредованной роли гражданского общества. Равно как и нет методологии, позволяющей в полной мере раскрыть сущность взаимодействия.
Работа строится на основе комплексного системного анализа структуры национальной безопасности Государства Израиль и функционального наполнения её подсистем – элементах сравнительного, институционального и структурно-функционального методов. Всем этим положениям и выделенным задачам, как представляется автору, наиболее полно соответствует системно-кибернетическая методология, поскольку она позволяет выявить механизмы обратной связи с государством в сложных динамических структурах взаимодействия управляющего и управляемого элементов. Также заслугой данного подхода можно назвать возможность выявлять работу систем без использования микроанализа, который, в связи с рядом особенностей, не представляется возможным.
Также стоит отметить растущее влияние на политические процессы групп заинтересованных граждан (гражданское общество). Рост современных тенденций к применению несиловых методов борьбы (переговоры, определение правовых полей, функциональное сотрудничество и т.п.) определяет новые формы взаимодействия по вопросам осуществления безопасности. Концепт «мягких» методов обеспечения безопасности ставит на первый план не только угрозу суверенитета государства, но прежде всего человека и его права, что также говорит о постепенном осознании в науке и политической практике невозможности обеспечения безопасности только государственными методами.
В Израиле, с его историческим опытом и развитой либеральной демократией, сегодня происходят процессы, которые, как представляется автору, наи-более ярко отражают «ломку» взглядов на основы безопасности и пути её конструирования.
Поэтому, актуальность данной работы определяется специфическим опытом Израиля в противодействии ставшим универсальными угрозам и сравнительной новизной сконструированного в рамках политики безопасности поля взаимодействия государства и общества, которое ранее было недоступно для второй стороны.
Объектом данной работы служит проблема современной безопасности Израиля. Предметом выступает область интеракции общества и государства, в рамках которой обеспечивается диалог акторов, конструирование и осмысление угроз безопасности.
В соответствии с этим, целью работы является определение путей взаимодействия государства и гражданского общества, как активной категории на-селения данного государства, а также системы взаимного влияния на функционирование выделенных акторов в области национальной безопасности.
Для достижения целей представляется необходимым решить следующий ряд вспомогательных задач:
1. Определить современное понимание концепта безопасности в политической науке для формирования более полного представления об объекте ис-следования;
2. Обозначит формы взаимодействия субъекта и объекта безопасности для выявления предмета данной работы;
3. Рассмотреть современный терроризм в категориях угрозы безопасности как пример поля для взаимодействия государства и общества;
4. Обозначить израильский опыт борьбы с терроризмом и выявить роль гражданского общества в данном процессе;
5. Выделить ключевые моменты опыта Израиля, которые характеризуют предмет данной работы и понять, какие из них могут быть экстраполированы на другие государства.
Как отмечают исследователи теории конфликтного общества, роль гражданского общества в безопасности государства изучена слабо, поскольку требует анализа на микроуровне, а существующий базис концентрируется на уровне определений форм работы национальной безопасности и опосредованной роли гражданского общества. Равно как и нет методологии, позволяющей в полной мере раскрыть сущность взаимодействия.
Работа строится на основе комплексного системного анализа структуры национальной безопасности Государства Израиль и функционального наполнения её подсистем – элементах сравнительного, институционального и структурно-функционального методов. Всем этим положениям и выделенным задачам, как представляется автору, наиболее полно соответствует системно-кибернетическая методология, поскольку она позволяет выявить механизмы обратной связи с государством в сложных динамических структурах взаимодействия управляющего и управляемого элементов. Также заслугой данного подхода можно назвать возможность выявлять работу систем без использования микроанализа, который, в связи с рядом особенностей, не представляется возможным.
Как было показано в данной работе, область взаимодействия гражданского общества и государства в Израиле, даже с учётом развития демократических структур, находится в ситуации доминирования государство-центристского подхода, где группы интересов играют не столько вспомогательную, сколько обслуживающую роль с тенденцией к закреплению существующего положения в дальнейшем.
Современное осмысление безопасности отошло от узкой направленности, в которой безопасность значилась равной либо особо акцентированной на соотношение с государственной безопасностью, выводя за пределы теории население. Сегодня произошло смещение понимания безопасности в сторону доминирования общество-центристского подхода, где государство и его безопасность становятся одним из аспектов, призванных обслуживать и поддерживать в первую очередь общество, ставя первых в зависимость от вторых.
Что важно, современные теории дают возможность концептуального обоснования вмешательства общества в государственную политику и развития существенного присутствия либо влияния на власть.
Формами этого влияния являются различные уровни негосударственных объединений, которые оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие. В частности, определено 3 базовых формата: замещение государства (в условиях политического кризиса), обеспечение деятельности государства (помощь в условиях дестабилизации) и надзор за деятельностью государства (в период стабильного функционирования государственных институтов).
С учётом тенденции к глобализации, которая существенно размывает границы между внутренней и внешней политикой, равно как и положения человека, его ценности, которые ставятся теперь выше государства, вмешательство в вопросы безопасности данного государства осуществляется не только национальными объединениями, но и международными. Данный момент даёт гражданскому обществу новую функциональность – вымещение государства для создания нового путём задействования иностранных структур. То же самое проявляется и в обратной ситуации, когда иностранные структуры, пользуясь поддержкой гражданского общества, способствуют демонтажу старой государственной системы под эгидой обеспечения безопасности общества.
Террористическая угроза для Израиля — это не столько вопрос внутренней безопасности, сколько совместно внутренней и внешней, учитывая геополитическое положение страны, а также обстановку в регионе. Стоит помнить один важный момент – теоретическое, а равно и практическое определение терроризма порождает разногласия в путях решения данного вопроса. На показанных примерах становится ясно, что имеющиеся разночтения приводят к ситуации низкой кооперативной способности, поскольку террористические организации не всегда являются в равной степени таковыми для разных сторон. Израильская правовая практика определяет терроризм как уголовное преступление, используя самые широкие трактовки понятия, в связи с чем, службы безопасности насчитывают ежемесячно десятки терактов, которые в других концепциях таковыми не являются.
Опыт Израиля переоценить сложно, поскольку в условиях исторического опыта общество смогло адаптироваться и выработать рациональную оценку уровню исходящей угрозы, тем самым избавившись от иррационального состояния страха перед терактом, который наблюдается в Европе. Эффективная работа государственных институтов достаточно успешно обеспечивает должный уровень защиты гражданского населения. Так, на 2016-й год, согласно GlobalTerrorismIndex, Израиль был на 33-й позиции по уровню влияния, уступая, например, России (30), Китаю (23) и Турции (14). Вовлечение же гражданского общества в вопрос безопасности носит противоречивый характер.
С одной стороны, существует множество экспертных сообществ и медийных концернов, которые открыто выражают свою позицию по вопросам национальной безопасности, выносят рекомендации и критику. С другой – государство в последние 5 лет старается ограничить вмешательство подобных структур, путём повышения лояльности и ограничения присутствия некоторых представительств.
Тем не менее, Гражданское общество несёт в себе важную функцию рационализации, которая позволяет избегать истерий и излишней мифологизации и стигматизации потенциального врага. Сложно отрицать факт всеобщего консенсуса по вопросу террора на фоне дискуссии о методах действия. В этом случае гражданское общество является обслуживающим национальную безопасность инструментом, который способен донести правила, идеи и принципы до населения, определять и актуализировать угрозы. Формальное влияние населения на безопасность находит выражение в высоком уровне развития плюральной политической модели государства, т.е. главное общение происходит всё ещё на уровне электорального процесса.
Современное осмысление безопасности отошло от узкой направленности, в которой безопасность значилась равной либо особо акцентированной на соотношение с государственной безопасностью, выводя за пределы теории население. Сегодня произошло смещение понимания безопасности в сторону доминирования общество-центристского подхода, где государство и его безопасность становятся одним из аспектов, призванных обслуживать и поддерживать в первую очередь общество, ставя первых в зависимость от вторых.
Что важно, современные теории дают возможность концептуального обоснования вмешательства общества в государственную политику и развития существенного присутствия либо влияния на власть.
Формами этого влияния являются различные уровни негосударственных объединений, которые оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие. В частности, определено 3 базовых формата: замещение государства (в условиях политического кризиса), обеспечение деятельности государства (помощь в условиях дестабилизации) и надзор за деятельностью государства (в период стабильного функционирования государственных институтов).
С учётом тенденции к глобализации, которая существенно размывает границы между внутренней и внешней политикой, равно как и положения человека, его ценности, которые ставятся теперь выше государства, вмешательство в вопросы безопасности данного государства осуществляется не только национальными объединениями, но и международными. Данный момент даёт гражданскому обществу новую функциональность – вымещение государства для создания нового путём задействования иностранных структур. То же самое проявляется и в обратной ситуации, когда иностранные структуры, пользуясь поддержкой гражданского общества, способствуют демонтажу старой государственной системы под эгидой обеспечения безопасности общества.
Террористическая угроза для Израиля — это не столько вопрос внутренней безопасности, сколько совместно внутренней и внешней, учитывая геополитическое положение страны, а также обстановку в регионе. Стоит помнить один важный момент – теоретическое, а равно и практическое определение терроризма порождает разногласия в путях решения данного вопроса. На показанных примерах становится ясно, что имеющиеся разночтения приводят к ситуации низкой кооперативной способности, поскольку террористические организации не всегда являются в равной степени таковыми для разных сторон. Израильская правовая практика определяет терроризм как уголовное преступление, используя самые широкие трактовки понятия, в связи с чем, службы безопасности насчитывают ежемесячно десятки терактов, которые в других концепциях таковыми не являются.
Опыт Израиля переоценить сложно, поскольку в условиях исторического опыта общество смогло адаптироваться и выработать рациональную оценку уровню исходящей угрозы, тем самым избавившись от иррационального состояния страха перед терактом, который наблюдается в Европе. Эффективная работа государственных институтов достаточно успешно обеспечивает должный уровень защиты гражданского населения. Так, на 2016-й год, согласно GlobalTerrorismIndex, Израиль был на 33-й позиции по уровню влияния, уступая, например, России (30), Китаю (23) и Турции (14). Вовлечение же гражданского общества в вопрос безопасности носит противоречивый характер.
С одной стороны, существует множество экспертных сообществ и медийных концернов, которые открыто выражают свою позицию по вопросам национальной безопасности, выносят рекомендации и критику. С другой – государство в последние 5 лет старается ограничить вмешательство подобных структур, путём повышения лояльности и ограничения присутствия некоторых представительств.
Тем не менее, Гражданское общество несёт в себе важную функцию рационализации, которая позволяет избегать истерий и излишней мифологизации и стигматизации потенциального врага. Сложно отрицать факт всеобщего консенсуса по вопросу террора на фоне дискуссии о методах действия. В этом случае гражданское общество является обслуживающим национальную безопасность инструментом, который способен донести правила, идеи и принципы до населения, определять и актуализировать угрозы. Формальное влияние населения на безопасность находит выражение в высоком уровне развития плюральной политической модели государства, т.е. главное общение происходит всё ещё на уровне электорального процесса.
Подобные работы
- Взаимодействие государства и конфессиональных организаций как проблема развития гражданского общества России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Международное сотрудничество в сфере урегулирования водных конфликтов на Ближнем Востоке (на примере конфликта по поводу реки Евфрат между Турцией, Сирией и Ираком)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта)
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта)
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Международно-правовые проблемы защиты прав человека в непризнанных государствах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования в Российской Федерации
в условиях новых вызовов и угроз
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - ИЗРАИЛЬ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ БЕЗОПАСНОСТИ
БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В 2010-Х ГГ.
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование публичных мероприятий в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



