ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 6
1.1 Эволюция представлений о безопасности в современной политической науке 6
1.2 Объект и субъект обеспечения безопасности в современном мире 15
ГЛАВА 2. ИЗРАИЛЬСКИЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 23
2.1 Терроризм как угроза государству и обществу 23
2.2 Система противодействия терроризму в Израиле 28
2.3 Международное значение опыта Израиля в обеспечении безопасности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность работы: Современное состояние безопасности на национальном и международном уровнях подвергается воздействию факторов, которые заставляют искать пути её переосмысления и ревизии, чтобы соответствовать новым условиям и успешно противостоять вызовам и угрозам. Опыт Государства Израиль в этом смысле является показательными примером успеха обеспечения собственной безопасности и её поддержания на должном уровне. Особенный интерес вызывает сфера противодействия терроризму, которая считается одной из самых эффективных именно в данном государстве, не смотря на вновь нарастающее присутствие идеи «осадного положения».
Также стоит отметить растущее влияние на политические процессы групп заинтересованных граждан (гражданское общество). Рост современных тенденций к применению несиловых методов борьбы (переговоры, определение правовых полей, функциональное сотрудничество и т.п.) определяет новые формы взаимодействия по вопросам осуществления безопасности. Концепт «мягких» методов обеспечения безопасности ставит на первый план не только угрозу суверенитета государства, но прежде всего человека и его права, что также говорит о постепенном осознании в науке и политической практике невозможности обеспечения безопасности только государственными методами.
В Израиле, с его историческим опытом и развитой либеральной демократией, сегодня происходят процессы, которые, как представляется автору, наи-более ярко отражают «ломку» взглядов на основы безопасности и пути её конструирования.
Поэтому, актуальность данной работы определяется специфическим опытом Израиля в противодействии ставшим универсальными угрозам и сравнительной новизной сконструированного в рамках политики безопасности поля взаимодействия государства и общества, которое ранее было недоступно для второй стороны.
Объектом данной работы служит проблема современной безопасности Израиля. Предметом выступает область интеракции общества и государства, в рамках которой обеспечивается диалог акторов, конструирование и осмысление угроз безопасности.
В соответствии с этим, целью работы является определение путей взаимодействия государства и гражданского общества, как активной категории на-селения данного государства, а также системы взаимного влияния на функционирование выделенных акторов в области национальной безопасности.
Для достижения целей представляется необходимым решить следующий ряд вспомогательных задач:
1. Определить современное понимание концепта безопасности в политической науке для формирования более полного представления об объекте ис-следования;
2. Обозначит формы взаимодействия субъекта и объекта безопасности для выявления предмета данной работы;
3. Рассмотреть современный терроризм в категориях угрозы безопасности как пример поля для взаимодействия государства и общества;
4. Обозначить израильский опыт борьбы с терроризмом и выявить роль гражданского общества в данном процессе;
5. Выделить ключевые моменты опыта Израиля, которые характеризуют предмет данной работы и понять, какие из них могут быть экстраполированы на другие государства.
Как отмечают исследователи теории конфликтного общества, роль гражданского общества в безопасности государства изучена слабо, поскольку требует анализа на микроуровне, а существующий базис концентрируется на уровне определений форм работы национальной безопасности и опосредованной роли гражданского общества. Равно как и нет методологии, позволяющей в полной мере раскрыть сущность взаимодействия.
Работа строится на основе комплексного системного анализа структуры национальной безопасности Государства Израиль и функционального наполнения её подсистем – элементах сравнительного, институционального и структурно-функционального методов. Всем этим положениям и выделенным задачам, как представляется автору, наиболее полно соответствует системно-кибернетическая методология, поскольку она позволяет выявить механизмы обратной связи с государством в сложных динамических структурах взаимодействия управляющего и управляемого элементов. Также заслугой данного подхода можно назвать возможность выявлять работу систем без использования микроанализа, который, в связи с рядом особенностей, не представляется возможным.
Как было показано в данной работе, область взаимодействия гражданского общества и государства в Израиле, даже с учётом развития демократических структур, находится в ситуации доминирования государство-центристского подхода, где группы интересов играют не столько вспомогательную, сколько обслуживающую роль с тенденцией к закреплению существующего положения в дальнейшем.
Современное осмысление безопасности отошло от узкой направленности, в которой безопасность значилась равной либо особо акцентированной на соотношение с государственной безопасностью, выводя за пределы теории население. Сегодня произошло смещение понимания безопасности в сторону доминирования общество-центристского подхода, где государство и его безопасность становятся одним из аспектов, призванных обслуживать и поддерживать в первую очередь общество, ставя первых в зависимость от вторых.
Что важно, современные теории дают возможность концептуального обоснования вмешательства общества в государственную политику и развития существенного присутствия либо влияния на власть.
Формами этого влияния являются различные уровни негосударственных объединений, которые оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие. В частности, определено 3 базовых формата: замещение государства (в условиях политического кризиса), обеспечение деятельности государства (помощь в условиях дестабилизации) и надзор за деятельностью государства (в период стабильного функционирования государственных институтов).
С учётом тенденции к глобализации, которая существенно размывает границы между внутренней и внешней политикой, равно как и положения человека, его ценности, которые ставятся теперь выше государства, вмешательство в вопросы безопасности данного государства осуществляется не только национальными объединениями, но и международными. Данный момент даёт гражданскому обществу новую функциональность – вымещение государства для создания нового путём задействования иностранных структур. То же самое проявляется и в обратной ситуации, когда иностранные структуры, пользуясь поддержкой гражданского общества, способствуют демонтажу старой государственной системы под эгидой обеспечения безопасности общества.
Террористическая угроза для Израиля — это не столько вопрос внутренней безопасности, сколько совместно внутренней и внешней, учитывая геополитическое положение страны, а также обстановку в регионе. Стоит помнить один важный момент – теоретическое, а равно и практическое определение терроризма порождает разногласия в путях решения данного вопроса. На показанных примерах становится ясно, что имеющиеся разночтения приводят к ситуации низкой кооперативной способности, поскольку террористические организации не всегда являются в равной степени таковыми для разных сторон. Израильская правовая практика определяет терроризм как уголовное преступление, используя самые широкие трактовки понятия, в связи с чем, службы безопасности насчитывают ежемесячно десятки терактов, которые в других концепциях таковыми не являются.
Опыт Израиля переоценить сложно, поскольку в условиях исторического опыта общество смогло адаптироваться и выработать рациональную оценку уровню исходящей угрозы, тем самым избавившись от иррационального состояния страха перед терактом, который наблюдается в Европе. Эффективная работа государственных институтов достаточно успешно обеспечивает должный уровень защиты гражданского населения. Так, на 2016-й год, согласно GlobalTerrorismIndex, Израиль был на 33-й позиции по уровню влияния, уступая, например, России (30), Китаю (23) и Турции (14). Вовлечение же гражданского общества в вопрос безопасности носит противоречивый характер.
С одной стороны, существует множество экспертных сообществ и медийных концернов, которые открыто выражают свою позицию по вопросам национальной безопасности, выносят рекомендации и критику. С другой – государство в последние 5 лет старается ограничить вмешательство подобных структур, путём повышения лояльности и ограничения присутствия некоторых представительств.
Тем не менее, Гражданское общество несёт в себе важную функцию рационализации, которая позволяет избегать истерий и излишней мифологизации и стигматизации потенциального врага. Сложно отрицать факт всеобщего консенсуса по вопросу террора на фоне дискуссии о методах действия. В этом случае гражданское общество является обслуживающим национальную безопасность инструментом, который способен донести правила, идеи и принципы до населения, определять и актуализировать угрозы. Формальное влияние населения на безопасность находит выражение в высоком уровне развития плюральной политической модели государства, т.е. главное общение происходит всё ещё на уровне электорального процесса.
1. О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/. – (Дата обращения: 01.04.2017)
2. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 06.07.2016)[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/. – (Дата об-ращения: 08.04.2017)
3. Prevention of Terrorism Ordinance No 33 of 5708-1948 [Electronic resource] // Israel Ministry of Foreign Affairs. – 23 Sep 1948. – URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/mfa-archive/1900-1949/pages/prevention%20of%20terrorism%20ordinance%20no%2033%20of%205708-19.aspx. – (Дата обращения: 08.04.2017)
Книги и периодические печатные издания
4. Бен-Элиэзер У. Военизированное и гражданское общество в Израиле в начале XXI века // Национальная безопасность и демократия в Израиле: хрестоматия: в 4 Т. / под ред. А. Д. Эпштейна. – Раанана: Открытый университет Израиля. – 2012. – Т.2: Влияние арабо-израильского конфликта на общество и армию. – Режим доступа: http://online-books.openu.ac.il/russian/democracy-and-national-security/volume2/article15.html#footnote-17378-1 (Дата обращения: 06.05.2017)
5. Васильченко О. К. Humansecurity: о понятии // Новые идеи в философии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук. – 2016. — С. 13-19.
6. Воробьев В.П. Израильский парламентаризм: конституционно-правовой анализ / В.П. Воробьев, И.А. Чайко. – М.: МГИМО-Университет, 2006. – 152 с
7. Декальчук А. А. Проникновение философских концепций в теорию международных отношений (Случай теории речевых актов Джона Остина и теории секьюритизации Оле Вевера) // Философские науки. – 2013. - №8. – С. 39-50.
8. Кирдина С. Г. Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. – М.: Институт экономики РАН, 2012. – № 2. – с. 63-67
9. Ланцов С. А., Усмонов Ф. И. Проблемы безопасности в теории международных отношений: сравнительный анализ основных направлений. - СПб.: Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2008. - № 2. - С. 151-163.
10. Ланцов С.А. Безопасность государства – общества – человека в контексте противодействия терроризму // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2010. - № 4. С. 58-62.
11. Лиссак М. Особенности взаимоотношений между армией и гражданскими органами власти в Израиле // Национальная безопасность и демократия в Израиле: хрестоматия: в 4 Т. / под ред. А. Д. Эпштейна. – Раанана: Открытый университет Израиля. – 2007. – Т.1: Армия и политика в еврейском государстве. – с. 233-260
12. Нойбергер Б. Национальная безопасность и демократия – конфликты и дилеммы: Израиль в сравнительной перспективе. // Национальная безопасность и демократия в Израиле: хрестоматия: в 4 Т. / под ред. А. Д. Эпштейна. – Раанана: Открытый университет Израиля. – 2007. – Т.1: Ар-мия и политика в еврейском государстве. – с. 9-65.
13. Прохоров Д. Спецслужбы Израиля. — М.: Олма-пресс, 2003. – с. 7-50.
14. Скоробогатов В. В. Институты гражданского общества: основные теоретические подходы к исследованию в контексте взаимодействия гражданского общества и государства // Актуальные вопросы современной науки. – Краснодар.: КубГУ, 2010. – № 15. – с. 44-50
15. Тимакова О.А. Социально-политические причины распространения религиозного экстремизма в странах Северной Африки и Ближнего Востока / Материалы круглого стола «Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы» - 2017/ отв. ред. КолосоваИ.В. – М.: ДАМИДРос-сии, 2017. – С. 156-162.
16. Тынянова О. В. О причинах, мифологическом мышлении и поисках безопасности // Пространство и время. -2012. - №1 (7). - С. 9-10.
17. Цыганков П.А. Человеческая безопасность: теоретические споры и ответственность учёных // Безопасность человека в контексте международной политики: вопросы теории и практики. Материалы научного семинара / Под ред. П.А.Цыганкова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – с. 12-29.
18. Яшина А. В. Безопасность в системе взаимоотношений «человек – общество – государство». – СПб.: Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. - № 7. - С. 190-199.
Источники на электронных носителях
19. Балуев Д. Понятие «humansecurity» в современной политологии [Электронный ресурс] // Международные процессы. – 2003. - №1. – Режим доступа: http://www.intertrends.ru/one/008.htm. – (Дата обращения: 25.03.2017)
20. Военные операции Израиля против боевиков ХАМАС в секторе Газа [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. – 08.07.2014. – Режим доступа: http://tass.ru/info/1305147. (Дата обращения 09.04.2017)
21. Зелёный В. И. Израиль: принципы борьбы с терроризмом [Электронный ресурс] // Naukarus.com. – 2014. – Режим доступа: http://naukarus.com/izrail-printsipy-borby-s-terrorizmom, ограничен (Дата обращения: 12.05.2017)
22. Израиль включил ИГ в список террористических организаций // [Электронный ресурс] РБК. – 25 .11.2015. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/562cd84d9a794711d8b437bc. (Дата обращения 09.04.2017)
23. Израиль хочет построить забор вдоль всей границы [Электронный ресурс] // LifeNews. – 10.02.2016. – Режим доступа: https://life.ru/tновости/184531. (Дата обращения 09.04.2017)
24. Израильско-палестинские водные отношения [Электронный ресурс] // CAWATER.info: Портал знаний о водных ресурсах и экологии Централь-ной Азии. – 28.05.2008. – Режим доступа: http://www.cawater-info.net/bk/water_law/2_4_3.htm (Дата обращения: 06.07.2017)
25. Костенко Ю. И. «Новая периферия» как фактор укрепления израильских позиций на Ближнем Востоке [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО. – 2016. - № 2 (47). – Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/mirovaya-politika/novaya-periferiya-kak-faktor-ukrepleniya-izrailskih-poziciy-na-blizhnem (Дата обращения: 06.05.2017)
26. Маркетти Р. Роль гражданского общества в конфликтах: от эскалации до милитаризации [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. – 28.02.2015. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/valday/Rol-grazhdanskogo-obschestva-v-konfliktakh-ot-eskalatcii-do-militarizatcii-17780 (Дата обращения: 12.05.2017)
27. Пери Я. Израильские методы борьбы с терроризмом [Электронный ресурс]//Эхо Москвы. – 02.03.2011. – Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/razvorot-morning/753638-echo/ (Дата обращения: 12.05.2017)
28. Самуха С. Часть проблемы или часть решения? Национальная безопасность и арабские граждане Израиля // Национальная безопасность и демократия в Израиле: хрестоматия: в 4 Т. / под ред. А. Д. Эпштейна. – Раанана: Открытый университет Израиля. – 2012. – Т.3: Влияние армии на гражданское общество: конфликты и противоречия. – Режим доступа: http://online-books.openu.ac.il/russian/democracy-and-national-security/volume3/article27.html (Дата обращения: 12.05.2017)
29. Сова Е. Израиль: протесты против призыва в армию [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – 03.03.2014. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2014/03/140302_israel_orthodox_army_protests (Дата обращения: 06.05.2017)
30. Современные европейские теории и концепции национальной безопасности [Электронный ресурс] // Военно-политическое обозрение. – 28.01.2014. – Режим доступа: http://www.belvpo.com/ru/33942.html. – (Дата обращения: 26.03.2017)
31. Терещенко А. Критическое направление в исследованиях безопасности [Электронный ресурс] // Отечественные записки: журнал. – 2013. - № 2(53). – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/2/kriticheskoe-napravlenie-v-issledovaniyah-bezopasnosti. – (Дата обращения: 01.04.2017)
32. Хакимова Г. А. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе [Электронный ресурс] // Вестник НВГУ. – 2011. - №2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-kak-realnaya-ugroza-bezopasnosti-v-sovremennom-obschestve. (Дата обращения 08.04.2017)
33. Чануквадзе Э. Л. Информационно-психологическая война в зоне палестино-израильского конфликта [Электронный ресурс]// Институт Ближнего Востока. – 11.04.2006. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-04-06b.htm (Дата обращения: 12.05.2017)
34. Чернин В. Израиль: Кнессет утвердил в предварительном чтении «Закон о национальности» [Электронный ресурс] Институт Ближнего Востока. – 12.05.2017. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=34730, ограничен (Дата обращения: 12.05.2017)
35. Шульман А. Почему Израиль побеждает в войне с террором [Электронный ресурс] // Свободная пресса. – 02.04.2010. – Режим доступа: http://svpressa.ru/blogs/article/23363/. (Дата обращения 09.04.2017)
36. Э. Алютин Борьба с терроризмом: израильский эталон [Электронный ресурс]// Эхо Москвы. – 14.11.2015. – Режим доступа: http://m.echo.msk.ru/blogs/detail.php?ID=1658618 (Дата обращения: 12.05.2017)
37. Chris C. Organizational Definitions of Terrorism / Definition of Terrorism [Electronic resource] // SecBrief.org. – 08.04.2014. – URL: http://www.secbrief.org/2014/04/definition-of-terrorism/. – (Дата обращения: 08.04.2017)
38. Conceptual Framework. A new national security vision for Israel’s 75th Year [Electronic resource] // The Reut Institute. – November, 2013. – URL: http://reut-institute.org/Data/Uploads/PDFVer/20131113%20-%20RNSA%20English.pdf (Дата обращения: 12.05.2017)
39. Goodall C. Defining Terrorism [Electronic resource] // E-International Rela-tions. – 28.07.2013. – URL: http://www.e-ir.info/2013/07/28/defining-terrorism/. (Дата обращения: 08.04.2017)
40. Israeli Civil Society under Pressure [Electronic resource] // Heinrich Boll Found. – 11.02.2016. – URL: https://il.boell.org/en/2016/02/11/israeli-civil-society-under-pressure. (Дата обращения: 09.04.2017)
41. Joseph S. Tuman The Struggle to Define Terrorism [Electronic resource] // Communicating Terror: The Rhetorical Dimensions of Terrorism. – 2010. – URL: http://www.sagepub.com/upm-data/30773_1.pdf. (Дата обращения: 08.04.2017)
42. Mapping study of Civil Society Organizations in Israel. – EPRD Consortium. – December 2013. – 69 p.
43. Organization Glossary/Terror Data and Trends [Electronic resource] // Israel Security Agency (SHABAK). – URL: http://www.shabak.gov.il/English/EnTerrorData/Organization/Pages/defaultNew.aspx. (Дата обращения 09.04.2017)
44. Reports / Terror Data and Trends [Electronic resource] // Israel Security Agen-cy. – URL: http://www.shabak.gov.il/English/EnTerrorData/Reports/Pages/default.aspx. (Дата обращения 09.04.2017)
45. Terrorism [Electronic resource] // Oxford English Dictionary. – URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/terrorism. (Дата обращения: 08.04.2017)
46. Terrorism FAQs [Electronic resource] // CIA. – 19.08.2013. – URL: https://www.cia.gov/news-information/cia-the-war-on-terrorism/terrorism-faqs.html. (Дата обращения: 08.04.2017)
47. Tucker J. B. Strategies for Countering Terrorism – Lessons from the Israeli Experience [Electronic resource] // Coin Central. – 04.06.2008. – URL: https://coincentral.wordpress.com/2008/06/04/strategies-for-countering-terrorism-lessons-from-the-israeli-experience/. (Дата обращения 09.04.2017)
48. UN expert raises alarm at global trend of restricting civil society space on pre-text of national security and counter-terrorism [Electronic resource] // UN Hu-man Rights Office of the High Commisioner. – 26.10.2015. – URL: http://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=16653&LangID=E (Дата обращения 13.05.2017)
49. Waxman D. Living with terror, not Living with Terror: The Impact of Chronic Terrorism on Israeli Society [Electronic resource] // Perspectives on Terrorism. – Terrorism Research Initiative, December 2011. – Vol 5. – № 5-6. – P. 4-26. – URL: http://www.terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/view/living-with-terror/html. (Дата обращения: 08.04.2017)
50. Weninger R. Why Terrorism Works: Understanding the Treat, Responding to the Challenge by Dershowizt A. [Review] // Dalhousie Journal of Legal Stu-dies. – Dalhousie, Dalhousie University, 2004. – Vol 13. – URL: https://ojs.library.dal.ca/djls/article/viewFile/4222/3863. (Дата обращения: 08.04.2017)
51. Yishai Y. Civil Society in Transition: Interest Politics in Israel [Electronic re-source] // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. – 1998. – Vol 555. – Issue 1. – pp. 147-162. – URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0002716298555001010. (Дата обращения: 09.04.2017)