Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ. ОПЫТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Работа №139092

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Идея патриотизма в истории России. Модели патриотического воспитания
1.1. Христианство – фундамент патриотизма в дореволюционной России
1.2. Патриотизм и коммунизм в истории России…………………………………………12
1.3. Поиск патриотических идей в наши дни. Проблемы патриотического воспитания
Глава II. Традиции патриотизма в доктрине и практике Русской Православной Церкви
2.1. Идея патриотизма в доктрине Русской Православной Церкви
2.2. Деятельность православных патриотических организаций: история и современность.
Глава III. Духовные и институциональные основы современного российского государственного патриотизма
3.1. Особенности менталитета народов России как фактор эффективности патриотического воспитания
3.2. Воспитание патриотизма в рамках формирования и развития духовного вектора образовательной системы в современной России
Заключение
Список источников и литературы


Актуальность темы дипломной работы объясняется, во-первых, достаточно сложной социально-политической жизнью России в начале XXI века и необходимостью ее гармонизации. Слом предыдущей политической системы и модели хозяйствования, резкие трансформации в общественных отношениях породил ряд неустранимых противоречий в обществе. Российское общество, в котором всегда были сильны ценностные ориентиры, вошло в стадию некоего «ценностного плюрализма».
Во-вторых, в современном мире, на наш взгляд, происходит борьба двух тенденций – глобализма и «почвенничества», - традиционализма. Так, например, в современном мире, с одной стороны, существуют многочисленные международные организации. Государства, входящие в них, углубляют сотрудничество по различным вопросам. Вместе с тем, мы видим попытки различных цивилизаций и отдельных государств, защититься от часто деструктивного западного влияния, выдвинуть свою альтернативу западным ценностям и идеям.
В-третьих, в настоящее время в РФ существует две модели патриотического воспитания: традиционная, христианская, в которой патриотизм рассматривается в неразрывной связи с нравственными ценностями христианства и светская, в которой на первый план выходит лояльность индивида действующей власти. Несмотря на то, что вторая модель сформирована еще не вполне сформирована, тем не менее, мы можем выделить ее особенности:
- цель патриотического воспитания – укрепления лояльности действующей власти;
- отсутствие идеологии как ценностного фундамента патриотических взглядов;
- отсутствие системы нравственных ценностей.
В настоящее время две модели взаимодействуют друг с другом, но первая дополняет собой вторую.
В этих непростых условиях России необходима актуализация ценностей, сформировавших нашу государственность и определявших общественное сознание народов России на протяжении длительного времени. Одной из таких ценностей является идея патриотизма. Хотя дискуссии по поводу актуализации этой темы активно ведутся как в научном, так и в политико-экспертном сообществе, однако по-прежнему указанная проблема требует глубокого научного осмысления.
Объектом исследования выступает патриотическая идея в истории России.
Предмет исследования - патриотизм как социокультурная ценность, а также фактор идеологической и социально-политической консолидации общества.
Цель работы: исследование феномена патриотизма и особенностей формирования современных моделей патриотического воспитания в России. Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- исследовать раскрытие идеи патриотизма в отдельных концепциях политической мысли России;
- исследовать феномен патриотизма как особой социокультурной ценности;
- выявить консолидирующие возможности патриотической идеи в условиях современной России;
- изучить сущность и специфику патриотизма в национальной идее России.
Методология. В работе использовались как всеобщие методы исследования: анализа и синтеза, так и частнонаучные: сравнительно-исторический, моделирования, системный и функциональный подходы.
Степень научной разработанности темы.
Философское осмысление патриотизма осуществлялось в рамках различных идейных направлений русской и зарубежной научной мысли.
Впервые с идеями патриотизма и патриотического воспитания в истории России мы встречаемся на страницах произведений древнерусской литературы и политической мысли, которые составляют эмпирическую базу дипломного исследования.
Разработкой темы патриотизма в истории России занимались такие мыслители-традиционалисты как С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Л.А., И.В. Киреевский, Хомяков А.С., Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Тихомиров, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, Л.Н.Гумилев. Собственно говоря, их идеи на страницах дипломной работы исследованы в наибольшей степени.
Из современных исследователей можно назвать C.Н. Бабурина, С.Ю. Глазьева, Г. А. Зюганова, В.В. Жириновского, Д.М. Володихина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на период восстановления политического значения нашей страны в международных отношениях и определенные позитивные сдвиги в политической, экономической и культурной сферах, а также рост самосознания нашего общества, ситуация с патриотизмом и патриотическим воспитанием остается довольно напряженной. Причины этого носят двоякий характер. Так, с одной стороны, значительной части «элиты» России по-прежнему не чуждо тенденциозное преклонение перед Западом и осознание своего некоего приоритета перед остальным обществом, которое априори ведомо сторонниками западного «проекта», а с другой стороны, гигантские проблемы в жизни страны имеют тенденцию не к постепенному разрешению, а наоборот, ситуация с каждым годом ухудшается.
Власть предпринимает попытки купирования и элиминирования угроз путем, с одной стороны, создания фантомных подконтрольных политических движений, в рамках которых активная часть российского общества, участвующая в них, «выпускает пар» в никуда, теряя пассионарный заряд активности, а с другой, путем активизации массового потребления, чему в немалой степени способствуют высокие цены на энергоресурсы и сравнительно пассивное на фоне США и Китая участие России в международной политической жизни. Вряд ли имеет смысл подробно останавливаться здесь на проблемах современных российских общества и государства, однако, даже касательного, поверхностного их перечисления, - это коррупция, ксенофобия, национализм, правовая дискриминация, социальное расслоение, системный развал отраслей культуры и образования, упадок практически всех отраслей народного хозяйства, крайняя зависимость от импортных технологий и сырьевых рынков сбыта, разделение общества, отсутствие объединяющих страну общезначимых ценностей, отсутствие собственного мировоззренческого проекта – образа «будущей» России, отсутствие реальных демократических механизмов, тенденция роста безответственности власти всех уровней, и др., уже одного этого очевидного всем гражданам России перечня хватит, чтобы оценить всю сложность ситуации, в которую попала современная Россия. На этом фоне главное достижение постперестроечной эпохи – политическая свобода с одной стороны, теряет свою привлекательность для большинства населения, а с другой. Отсутствие реальных механизмов народного контроля власти делает российскую демократию эфемерной, а ее существование зависящим только от политической воли первых лиц страны, и это при том, что на муниципальном и региональном уровне происходит профанация демократических механизмов. Ситуация в нашей стране показывает, что ни одна из современных проблем не может быть разрешена в условиях господства либеральной концепции и отказа от собственной национально-культурной идентичности.
Культура же, отбросившая за ненадобностью нравственные нормы, выхолащивается, утрачивает смыслы, искажает символы и приводит к созданию деструктивного поля антикультуры. Решение проблем нашей страны и истинное патриотическое воспитание невозможно без осознания того, что основой национально-культурной идентичности России выступает Православие. Ценности, сформированные православной традицией, прошли через всю ее историю. В условиях кризисных явлений в мировой экономике мирового экономического кризиса, порожденных развитием западной цивилизацией агрессивного потребления, ценности российской цивилизации, ориентированной на идею совершенствования души, особенно ценны и спасительны. В связи с этим, по нашему мнению, в настоящее время требуется формулирование национальной идеологии и выражение Русской Идеи в категориях, близких и понятных для большинства населения России. Развитие системы прав и свобод человека необходимо основывать на базисных ценностных императивах Русской цивилизации, которые, в частности, отражены в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Опыт же патриотического воспитания РПЦ является примером того, как руководствуясь христианскими принципами в далеко не самых внешних благоприятных условиях при ограниченности средств и далеко не самой лучшей подготовки «исполнителей» поставленных задач, можно эффективно решать задачи по патриотическому воспитанию.
На основании вышеизложенного, как нам представляется, можно прийти к следующим выводам:
- воспитание патриотизма в России возможно только как целая система, включающая себя следующие компоненты: 1) институциональная система воспитания патриотизма; 2) идеологическая (идейная) система, которая отражает то содержание, на основании которого и будет воспитываться патриотизм, те идеи, из которых он будет формироваться;
- институциональная система воспитания патриотизма, в свою очередь, включает в себя формальный и неформальный компонент. К формальному компоненту относятся государственные учреждения, такие как Министерство образования и науки, Правительство, ВУЗы и образовательные учреждения начального и среднего образования, дошкольные учреждения, исследовательские институты (особенно входящие в систему Российской академии наук). В неформальный компонент входят негосударственные организации, средства массовой информации, общественные объединения, социальные группы, блогеры, отдельные, условно говоря, «медийные личности»;
- в формальном компоненте системы воспитания патриотизма формируются, отрабатываются те идеи, которые затем будут распространяться среди населения. Эти идеи могут отражаться в книгах, научных статьях, обсуждаться на научных мероприятиях и т.д. Транслироваться они могут как через образовательные учреждения, так и через неформальный компонент. В этом единстве формального и неформального компонентов, на наш взгляд, заключается успех системы воспитания патриотизма в России;
- идейный компонент воспитания патриотизма может строиться на основании «крымского консенсуса», а также тех идей, которые отстаивали русские мыслители славянофильского направления, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, П.Б. Струве и др. В их основе должно лежать признание тождества государства и народа. необходимость отстаивания русских национальных интересах на мировой арене, единство России в ее многообразии, внимательное отношение государственной власти к чаяниям и надеждам народа, взаимная связь через различные институты (как формальные, так и неформальные). Кроме того, огромной важностью является правовое воспитание общества как часть патриотического воспитания: без должного, предметного (по терминологии И.А. Ильина) отношения к праву вряд ли можно говорить о воспитании патриотизма в России.



1. Владимир Мономах. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу [Электронный ресурс] / URL: http://old-ru.ru/02-2.html (дата обращения: 11.02.2015).
2. Иларион (митрополит) Слово о Законе и Благодати [Электронный ресурс] / URL: http://old-ru.ru/02-2.html (дата обращения: 11.02.2015).
3. Ленин В.И. Положение и задачи Социалистического Интернационала [Текст] / Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. – 434 с.
4. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] / URL: http://old-ru.ru/03-1-4.html (дата обращения: 11.02.2015).
5. Сталин И.В. Речь 24 мая 1945 г. [Электронный ресурс] / URL: http://stalinism.ru (дата обращения: 11.02.2015).
6. Сталин И.В. Самодержавие кадетов или самодержавие народа // Время, - 13 марта 1907г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.1stalin.ru/2-46.htm (дата обращения: 13.12.14).
7. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс] / URL: http://old-ru.ru/03-1-4.html (дата обращения: 11.02.2015).
8. Сталин И.В. Речь 24 мая 1945 г. [Электронный ресурс] / URL: http://stalinism.ru (дата обращения: 11.02.2015).
9. Сталин И.В. Самодержавие кадетов или самодержавие народа / Время, - 13 марта 1907г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.1stalin.ru/2-46.htm (дата обращения: 13.12.17).

Литература

10. Бессонов М.Н. Православие в наши дни [Текст] / М.Н. Бессонов – М.: Политиздат, 1990. – 303 с.
11. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс] / URL: http://www.vehi.net/berdyaev/istoki/00.html (дата обращения: 30.11.17).
12. Булгаков С.Н. Два Града. Исследования о природе общественных идеалов [Текст] / С.Н. Булгаков – СПб.: Алетейя, 2008. – 672 с.
13. Василик В. (Диакон). Если мы и вышли из Египта, то пришли в Вавилон [Электронный ресурс] / URL:http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/03/30/esli_my_i_vyshli_iz_egipta_to_prishli_v_vavilon (дата обращения: 30.01.17).
14. Владимир Путин: Распад СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа века [Электронный ресурс] / URL: http://www.regnum.ru/news/polit/444083.html (дата обращения: 11.03.2017).
15. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» [Электронный ресурс] / URL: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html. (дата обращения: 11.03.2015).
16. Гумилев Л.Н. От Руси до России. [Текст] / Л.Н. Гумилев - М., 2005. – 267 с.
17. Давлетшин Тимур. Уранополитизм против православного патриотизма [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61403.htm (дата обращения: 27.07.17).
18. Декларация русской идентичности [Электронный ресурс] / URL: http://www.vrns.ru/documents/79/3400/#.VQ6ZX46de24 (дата обращения: 12.03.2015).
19. Достоевский Ф.М. [Текст] / Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990. Т. 25. – 488 с.
20. Замалеев А.Ф. История русской культуры [Текст] / А.Ф. Замалеев. – Спб. : Издательство С.-Петербургского университета, 2005. – 262 с.
21. Защитим Святую Русь [Электронный ресурс] / URL: http://p-beseda.ru/?lenta&doc_id=130 (дата обращения: 11.03.2015).
22. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли [Текст] / Н.М. Золотухина – М. : Юридическая литература, 1985. – 200 с.
23. Идейно-философское наследие Илариона Киевского [Текст] / Ч.2. – М., 1986. – 114 с.
24. Ильин И.А. Основы христианской культуры [Текст] / И.А. Ильин – СПб. : Шпиль, 2004. – 352 с.
25. Иоанн Кронштадский [Электронный ресурс] / URL: http://predanie.ru/ioann-kronshtadtskiy-pravednyy/(дата обращения: 12.03.2015).
26. История России IX-XX вв. Учебник [Текст] / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. - М., 2002. – 548 с.
27. Лосский Н.О. История русской философии [Текст] / Н.О. Лосский. – М.: Астрель, 2000. – 569 с.
28. На Украине будет уничтожено 80 % населения [Электронный ресурс] / URL: http://cont.ws/post/27746 (дата обращения: 11.03.2015).
29. Неплюев Н.Н. Что есть истина? [Текст] / Н.Н. Неплюев. - М.: Братство Св. Николая, 2011. – 411 с.
30. МОД «За веру Православную!» [Электронный ресурс] / URL: http://za-veru.ru/ (дата обращения: 11.03.2015).
31. ООД «Россия Православная» [Электронный ресурс] / URL: http://rosprav.ru/napr_rabot/megdunarod/megdunarod.html(дата обращения: 11.03.2015).
32. О социальной концепции русского Православия [Текст] / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. – М. : Республика, 2002. – 399 с.
33. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст] – М.: Синодальная типография, 2000. – 114 с.
34. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 12.03.2015).
35. Откуда детям набраться [Электронный ресурс] / URL: http://kommersant.ru/doc/2101052 (дата обращения: 11.03.2015).
36. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире [Текст] / А.С. Панарин. - М.: Политиздат, 2002. – 394 с.
37. Петрухин В.Я. Были ли «русичи» Дажьбожьими внуками? [Текст] / Категория родства в языке и культуре. М., 2009. С. 23–35.
38. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени [Текст] / К.П. Победоносцев. – М. : Русская книга, 1993. – 640 с.
39. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке [Текст] / Д.В. Поспеловский. - М.: Агора, 1995. – 477 с.
40. Прах по ветру [Электронный ресурс] / URL: http://vm.ru/news/2014/09/10/ekonomicheskoe-chudishche-liberala-augusto-pinocheta-264984.html (дата обращения: 10.03.2015).
41. Приб А. Уничтожители России [Электронный ресурс] / URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/02/22/unichtozhiteli_rossii/?print=y (дата обращения – 23.02.15).
42. Прямая линия с Владимиром Путиным 17 апреля 2014 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/news. (дата обращения: 23.02.15).
43. Русская доктрина [Электронный ресурс] / URL: http://www.rusdoctrina.ru/page95575.html (дата обращения: 11.03.2015).
44. Русская философия права: философия веры и нравственности [Текст] – СПб.: АвгурЪ, 1997. – 554 с.
45. Теория права и государства: Учеб. для юрид. вузов [Текст] / Авт. : В.С. Афанасьев, А.Г. Братко, В.Н. Бутылин и др. ; Под ред. В.В. Лазарева. – М. : Новый Юрист, 2014. – 578 с.
46. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность [Текст] / Ред. А. Н. Буханов, Р. Е. Алейников; Вступ. ст. С. М. Сергеев; Прим. С. М. Сергеев, З. Г. Антипенко. – М. : ГУП «Облиздат»:Алир, 1998. - 401 с.
47. Тихомиров Л..А. Религиозно-философские основы истории [Текст] / Л.А. Тихомиров. – М.: Фонд ИВ, 2007. – 800 с.
48. Требуется решение [Электронный ресурс] / URL: http://ruskline.ru/opp/2014/06/21/trebuetsya_reshenie/ (дата обращения: 11.03.2015).
49. Устав Иоанно-Предтеченского братства РПЦ [Электронный ресурс] / URL: http://trezvenie.org/commune/ (дата обращения: 11.03.2015).
50. Фефелова О.А. Православные братства на восточнославянских территориях Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII веков [Текст] / Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. – Томск, 2002. – 26 с.
51. Хазин М. Рассуждения об устойчивости Российского государства [Электронный ресурс] / URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1044761 (дата обращения: 12.03.2015).
52. Шмеман А. Исторический путь Православия [Текст] / А. Шмеман. – Киев : Пролог, 2003. – 414 с.
53. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. – Ростов н. / Д. : Феникс, 1998. – 640 с.
54. Юденич М. Слова Юргенса отражают подсознание наших либералов [Электронный ресурс] / URL: http://www.rus-obr.ru/opinions/7861 (дата обращения: 2.02.2015).
55. McDaniel T. The Agony of the Russian Idea [Текст] / T. McDaniel. – New Jersey, 1998. – 201 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ