Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение приемных родителей к усыновленному ребенку дошкольного возраста (Казанский инновационный университет)

Работа №139076

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы31
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 60 респондентов, 30 женщин и 30 мужчин, среди которых 15 пар имеют родного ребенка / детей, 15 пар приняли в семью приемного ребенка.

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К УСЫНОВЛЕННОМУ РЕБЕНКУ
1.1. Психологическая характеристика процесса адаптации усыновленного ребенка в приемной семье
1.2. Особенности усыновления и воспитания приемных детей. Психологический аспект
1.3. Психологические проблемы в семьях, имеющих приемных детей
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ К УСЫНОВЛЕННОМУ РЕБЕНКУ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Описание и обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследований отношения приемных родителей к усыновленному ребенку определяется причиной высокого процента отказов от приемных детей, что приводит к психологической травматизации детей и их усыновителей. Падение уровня репродуктивного поведения современных россиян носит спорный вопрос, в последнее время данная проблема является наиболее актуальной среди исследователей в области психологии семьи.
Анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов (Скиннер Б.Ф.., Минухин С., Бурнгам Дж., С.И. Голод, Ф. Энгельс, Алешина Ю.Е., Бодалев А. А., Столин В. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В., Кругляк Л.Г., Варга А.Я., Кольгуненко И. И., Гай А.В., Плотникс И.Э., Харчов А.Г., Личко А.Е., и т.д.) показал, что многие вопросы, связанные со становлением молодой семьи при усыновлении ребенка, незаслуженно остаются в стороне от научного анализа.
Другим обстоятельством, делающим наши исследования и их результаты актуальными, выступает тот факт, что практические психологи, педагоги, коучеры, психотерапевты и другие специалисты, работающие с данным контингентом, не имеют комплексной и цельной программы социальной интеграции и реабилитации.
Целью нашего исследования явилось установление социально-психологических детерминант отношения приемных родителей к усыновленному ребенку.
Объектом исследования являются семьи с родными и с приемными детьми.
Предмет исследования: социально-психологические особенности отношений в семьях с родными и с приемными детьми.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: отношение приемных родителей к усыновленному ребенку характеризуется следующими особенностями: низкий уровень удовлетворенности отношениями с ребенком, наличие эмоциональной дистанции.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1.проанализировать и систематизировать теоретические источники по проблеме обнаружения социально-психологических детерминант отношения приемных родителей к усыновленному ребенку;
2.исследовать особенности взаимоотношений и уровень удовлетворенности отношениями в семье родителей и приемного ребенка;
3.провести сравнительный анализ социально-психологических детерминант отношения родителей к усыновленному ребенку;
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- психодиагностика: тест «Семейная социограмма» (авторы Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.) [26]; Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) (автор И.И. Марковская) [17,18].
Практическая значимость работы: систематизация теоретических источников, установление искомой зависимости; попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий; а также проведенные нами исследования и сделанные на основе собранного материала выводы могут помочь практическим психологам и работникам, ориентированным в социально-психологических и других специализированных учреждениях.
Возможность использования результатов в практике работы с людьми, взявшими на воспитание приемных детей, также полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями расширяют их уровень самосознания и повышают степень принятия ответственности на себя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования, защиты и порождает для усыновителей и усыновленных семейные отношения, подобные отношениям родителей и детей.
В нашей работе мы попытались раскрыть цель исследования и решить поставленные задачи. В целях исследования мы выбрали необходимые методики психодиагностики, провели исследование особенностей отношения замещающих родителей к приемным детям. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке, интерпретированы и систематизированы.
В результате проведенного исследования мы выявили ряд особенностей отношения родителей к приемным детям.
Результаты диагностики по методике Эйдемиллера «Семейная социограмма» среди семей с приемными детьми говорят об увеличении межличностного взаимодействия супругов с родственниками и значимости близких, сокращения дистанции между мужем и женой. Сравнительный анализ между двумя выборками показал, что по всем параметрам, кроме критерия «близость отношений между членами семьи», показатели выше у второй выборки (семьи с родными детьми) как до, так и после появления ребенка в семье. Меньшая дистанцированность от детей родителями первой выборки скорее детерминирована тем, что в семьях с приемными детьми семейные узы не воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, являются ценным и важным фактором счастливой жизни. Тогда как в семьях с родными детьми даже несложные жизненные ситуации зачастую отдаляют членов семьи друг от друга.
Диагностика характерной стратегии взаимодействия родителей с ребенком в семьях разного состава показала, что в семьях с приемными детьми характер взаимодействия родителя с ребенком определяется слабой эмоциональной связью и низкой удовлетворенностью отношениями. Родители не предъявляют высоких требований к ребенку, к воспитанию относятся с адекватным энтузиазмом, однако часто испытывают раздражение и чувствуют отстраненное отношение к ребенку. Нетребовательны к детям приемные отцы, наблюдается низкая степень принятия личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Интегральное эмоциональное отношение к ребенку свидетельствует о том, что приемные родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают индивидуальность ребенка. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. Часть родителей стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, подразумевающее удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение его от трудностей и неприятностей жизни, характеризующееся постоянным ощущением тревоги за ребенка.
В семьях с кровными детьми родителями отмечено наличие теплой дружелюбной атмосферы, эмоциональной близости и расположения ребенка к родителям, отмечена высокая степень удовлетворенности отношениями. Однако отцы данной выборки часто бывают суровы и строги по отношению ребенку. Наблюдается ситуативное отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка родителем. Низкая степень сотрудничества может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного или попустительского стиля воспитания, что часто свойственно отцам. Оценка шкалы авторитетности характеризует высокую степень влияния отца на ребенка - его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка с точки зрения большинства отцов.
Подводя итоги, констатируем, что общими социально-психологическими характеристиками исследуемых замещающих семей являются: наличие трудностей в установлении отношений привязанности с приемными детьми; приемные родители не отдают предпочтение в эмоциональных отношениях приемным детям, занимая при этом активную позицию по отношению к ребенку; слабо выраженные связи между членами семьи.
Таким образом, наша гипотеза о том, что отношение приемных родителей к усыновленному ребенку характеризуется низким уровнем удовлетворенности отношениями и наличием эмоциональной дистанции, подтвердилась.



1. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения. Текст.: Материалы обл. науч.-практ. конф. (6-8 дек. 1994 г.) / (Составители М.А. Хациева, Т.Н. Семенкова): - Кемерово: Кемер. обл. ИУУ, 2015.-53 с.
2. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования - 2001 -№6- с.З-5.
3. Андреева Ю.И. Усыновить ребенка…Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение.-СПб.: Вектор, 2008.-240 с., ил.- (Лучшая книга о ребенке).
4. Глухова Н.Г. Размышления матери о проблемах приемных семей // Ребенок в приемной семье Минск, 1996.- С.34-37.
5. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2019.-192 с.
6. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям. - М.: Дом, - (Проблемы детства: наука и практика), 2003.-30с.
7. Колухова Я. Психология воспитания приемных детей // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980. - с. 139-176.
8. Красвицкая Г.С., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Кабышев О.А., Шатов Аркадий / Вы решили усыновить ребенка / М.: Дрофа-Плюс , 2001. -288с.
9. Мелина Л.Р. «Воспитание приемных детей» – М., 2015.-.87с.
10. Методические материалы Британской организации «Барнардос». Семьи-мосты: приемные семьи краткосрочного размещения. Они многому нас научили: приемные семьи для детей с отклонениями в развитии. -СПб: ОБФ «Родительский мост», 2004.-184 с.
11. Методические материалы по подготовке приемных родителей / Абросова Л.М., Водопьян Е.В., Девоян Н.Б., и др.-СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» , 2006.-112 с.: ил.
12. Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие / Абросова Л.М., Водопьян Е.В., Девоян Н.Б., и др.- СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» , 2007.-128 с.: ил.
13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.- М.: Генезис, 2006.-368 с. (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
14. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4.-с.18-23.
15. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2017.-304 с.
16. Программа подготовки приемных родителей //Вестник образования. -1999. -№8.-С.86.
17. Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2015 – 320с.
18. Российская библиотека: Методическое пособие. -М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.-138 с.-(Особый ребенок в семье: помощь и поддержка).
19. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации / Л.М.Абросова, Л.В.Смыкало, К.В.Степанова, и др.; Под ред. Смыкало Л.В. и др.- СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008.-120 с.
20. Рыбинский Е., Иванова Н. Родные и чужие мать и отец: (Проблемы семейных детских домов в новых экономических условиях в Рос.Федерации) // Нар.образование. 1995. - № 5.- С. 91-95.
21. Сатир В. Семейная терапия. Практическое руководство - М.: ИОИ, 2018.-244 с.
22. воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 192 с.
23. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2001.-160с.
24. Творогова Щ.С. Детские дома семейного типа одна из форм совершенствования системы социальной адаптации воспитанников детских домов // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. - Пермь, 1995.- С.62-66.
25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».- Изд. 2-е, доп., М.: Изд-во УРАО, 2011.- 124 с.
26. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей [Текст] : [учеб. пособие по направлению и спец. «Социал. работа» по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга. - 2-е изд.,стер. - -М.: Дрофа, 2005. - 253 с. - (Высш. образование).
27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. /Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 2009. С. 301 – 304.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ