ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРОЛЕТАРСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЛЕТАРСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что формирование единого таможенного пространства на территории республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации, объединившихся в таможенный союз, значительно изменили систему таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах-членах ЕАЭС.
Единое таможенное пространство устранило барьеры во взаимной торговле и обозначило необходимость формирования общих инструментов, регулирующие внешнюю торговлю с третьими странами.
В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы становится необходимым применение новых технологий в области таможенного оформления и таможенного контроля.
Под «новыми технологиями» подразумеваются в первую очередь те, которые основаны на использовании современных информационных систем и электронной передаче данных. Данные технологии, призваны упростить и ускорить процессы таможенного оформления и таможенного контроля, путем их автоматизации. Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.
В условиях интеграции национальной экономики в мировую, увеличились потоки товаров из заграницы, что приводит к необходимости повышения качества таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Таможенное декларирование является главной составляющей таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза ЕАЭС, так как с помощью декларирования таможенные органы получают все необходимые сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах и проверяют их с фактическими данными.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному декларированию.
Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства - как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы.
Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу. Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенного таможенного режима.
Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие - их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.
Таможенное декларирование в целом представляет собой предоставление таможенному органу сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, о таможенной процедуре и иных сведений, которые необходимы для принятия должностными лицами таможенного органа решения, позволяющего декларанту использовать товары в соответствии с заявленной процедурой.
Степень разработанности темы. В работе В.А. Шамахова и Ю.А. Кожанкова «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС» рассматриваются основы таможенного законодательства Таможенного союза в области декларирования, особенности таможенных правоотношений, классификацию и статус участников указанных правоотношений.
Вопросы осуществления таможенного декларирования товаров и транспортных средств освещались в работах таких ученых как К.А. Корнякова, О.В. Медведенко.
А так же были изучены проблемы таможенного декларирования товаров и транспортных средств в публикациях: В.Б. Бобкова, Е.В. Зыбиной, , Ю.С. Овинова, Л.Г. Чувахина.
Вопросы электронного декларирования товаров не менее важны и были рассмотрены в работах: А.О. Безденежных, А.А. Канупер, О.С. Москвина .
Были освещены вопросы совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств: Р.П. Мешечкина, Р.М. Рахматуллина.
Однако, несмотря на изучение учеными таможенного декларирования товаров и транспортных средств, данная проблема остается недостаточно разработанной. Как показывает анализ некоторых из перечисленных источников, вопросы таможенного декларирования товаров и транспортных средств, требуют дальнейшего исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенных органов РФ.
Объектом дипломного исследования является деятельность таможенных органов по таможенному декларированию товаров и транспортных средств.
В качестве предмета исследования выступает организация таможенного декларирования товаров и транспортных средств на региональном уровне.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации и осуществлению таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить теоретические основы таможенного декларирования товаров и транспортных средств;
2) проанализировать практику организации таможенного декларирования товаров и транспортных средств (на примере Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни);
3) предложить направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств (на примере Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни).
Теоретико-методологическую основу составляют положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации таможенного декларирования товаров и транспортных средств: А.В. Гребенников, Н.А. Дубинский, Д.Р. Зарипов, М.А. Лабоськин, Р.Н. Шоренков.
При решении поставленных задач использовались методы статистической обработки информации, сравнительного анализа, а также табличные и графические приемы визуализации данных.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы, такие как - анализ и синтез, структуризация, обобщение.
Эмпирической базой исследования послужили: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы и распоряжения ФТС России , а также показатели деятельности Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, представленные в работе развивают положения теории таможенного декларирования товаров и транспортных средств, способствуют развитию перспективных направлений последующих научных исследований в области таможенного декларирования товаров и транспортных средств таможенными органами и основные положения и выводы представленного исследования уточняют качественную организацию и осуществление таможенного декларирования товаров и транспортных средств таможенными органами.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни, а также для воздействий на организацию и осуществление таможенного декларирования товаров и транспортных средств таможенными органами в целом.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На современном этапе развития декларирование товаров и транспортных средств является частью единой государственной системы. Его функционирование связано с национальным и международным перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Несомненен и психологический эффект декларирования товаров, поскольку его применение позволяет поддержать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерении государства.
Важную роль в осуществлении декларирования товаров и транспортных средств, играет деятельность государства, направленная на совокупность отраслей и сфер экономики страны, функционирование которых связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Значительный объем работы по декларированию товаров и транспортных средств приходится именно на таможенные органы. При этом, их работа осуществляется на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым в полной мере свои функции.
Одним из приоритетных аспектов в развития деятельности при декларировании товаров и транспортных средств Пролетарского поста Белгородской таможни является организация и осуществление декларирования товаров и транспортных средств. Вследствие этого в исследуемой таможне особое внимание уделяется совершенствованию деятельности Пролетарского поста Белгородской таможни, который решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни.
Объектом при декларировании товаров и транспортных средств Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни являются денежные средства, которые поступают в бюджет государства. Но на основании введенных санкций, прекращения торговли с Украиной, сокращается количество декларирования товаров и транспортных средств, а тем самым снижаются поступления в бюджет от ОТОиТК Пролетарского поста Белгородской таможни.
Проанализировав итоговые показатели при декларировании товаров и транспортных средств Пролетарского поста Белгородской таможни есть проблемы, которые необходимо решать для улучшения качества таможенной службы России в целом, к ним относятся:
- исходя из имеющегося количества административных правонарушений, при декларировании товаров и транспортных средств на Пролетарском посту Белгородской таможни возникает необходимость принятия оптимальных мер по обеспечению контроля над товарами и транспортными средствами, с помощью совершенствования СУР.
- так же при декларировании товаров и транспортных средств Пролетарского поста Белгородской таможни целесообразно более эффективное применение системы предварительного информирования и электронного декларирования, которые позволяют ускорить таможенное оформление и сократить общее время реализации таможенных формальностей.
- одной из проблем при декларировании товаров и транспортных средств Пролетарского поста Белгородской таможни и таможенных органов в целом является необходимость создания единого информационного пространства взаимодействующего с активно внедряемыми информационными технологиями.
Несмотря на то, что в настоящее время происходит снижение количества таможенного декларирования товаров и транспортных средств, систематически происходят нарушения законодательства. Поэтому необходимо совершенствовать таможенное декларирования товаров и транспортных средств, в том числе ОТОиТК Пролетарского поста Белгородской таможни.
Основная направленность совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств Пролетарского поста Белгородской таможни - дальнейшее развитие современных таможенных технологий. Это касается и электронного декларирования, и предварительного информирования, и расширения практики применения удалённого выпуска, совершенствование института уполномоченных экономических операторов, проработка вопросов расширения перечня упрощений для уполномоченного экономического оператора, развитие и смещение акцентов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров.
Возможная принципиальная схема автоматического выпуска товаров Единое информационное пространство позволит сократить время совершения таможенного декларирования товаров и транспортных средств и расширит возможности применения автоматического выпуска товаров на все пространство Таможенного союза.
Внедрение СУР для расширения возможностей по автоматическому выпуску товаров Единое информационное пространство, заключается в следующем: комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР; выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»; применение субъектного подхода при оценке степени риска; применение отраслевого подхода при оценке степени риска; разработка и модернизация необходимого программного обеспечения; разработка нормативной правовой базы.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014.) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст.4398.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк. «Версия Проф».
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. О государственной границе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 1.04.1993г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
7. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Текст] : Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия Проф» Разд. «Законодательство».
8. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]
: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
9. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
10. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 января 2001г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
12. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
13. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
14. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
15. Артемов, Н.М. Таможенный контроль [Текст] / Н.М. Артемов // Молодой ученый. - 2011. - № 2. - С. 57 - 61.
16. Андрейчук, Е. Л. К вопросу о таможенном контроле товаров [Текст] / Е. Л. Андрейчук // Экономика таможенного дела. - 2013. - № 3. - С. 24 - 29.
17. Афонин, П. Н. История развития таможенного контроля [Текст] / П. Н. Афонин // Молодой ученый. - 2012. - № 1. - С. 115 - 118.
18. Баландина, Г. В. Как улучшить таможенное законодательство [Текст] / Г. В. Баландина // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2014. - № 4. - С. 34 - 41.
19. Безденежных, А.О. Особенности и порядок применения электронной формы декларирования товаров [Текст] / А.О. Безденежных // Современные технологии в мировом научном пространстве. - 2016. - С. 200 - 203.
20. Бобков, В.Б. Проблемы в организации таможенного декларирования товаров пространства [Текст] / В.Б. Бобков - М . : Эксмо, 2010. 230 с.
21. Вобликов, А. Б. К вопросу о таможенных формах контроля [Текст] / А. Б. Вобликов // Таможенное право. - 2011. - С. 33 - 38.
22. Вобликов, А. Б. О таможенном контроле [Текст] / А. Б. Вобликов// Таможенное право. - 2011. - № 3. - С. 34 - 39.
23. Гребенников, А. В. Правовые аспекты международных правовых актов, регламентирующих временный ввоз товаров, участниками которых являются государства-члены евразийского экономического союза [Текст] /
А. В. Гребенников // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития. - 2014. - № 2. - С.125 - 133.
24. Дубинский, Н. А. Таможенная процедура временного ввоза: особенности и преимущества [Текст] / Н. А. Дубинских // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 9. - С. 78 - 80.
25. Зарипов, Д. Р. Некоторые аспекты таможенного регулирования лизинговых отношений при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза [Текст] / Д. Р. Зарипов // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. -С. 80 - 83.
26. Зыбина, Е.В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами российской федерации в современных условиях [Текст] / Е.В. Зыбина // Транспортное дело России. - 2015. №3. - С. 34 - 37.
27. Канупер, А.А. Введение электронного декларирования [Текст] /
A. А. Канупер // Московский государственный экономический университет. - 2014. - С.23 - 25.
28. Кириллова, Т.В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения [Текст] / Т. В. Кириллова // Экономика и право. - 2013. - № 12. - С. 19 - 25.
29. Корняков, К.А. Контрабанда и борьба с ней [Текст] / автореф. дис. канд. экон. наук / К.А. Корняков. - М., 2010. - 56 с.
30. Лабоськин, М. А. Таможенные и налоговые льготы, предосталяемые в рамках таможенных процедур [Текст] / М. А. Лабоськин // Налоги и финансы. - 2014. - № 3 (23). - С. 49 - 52.
31. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров в условиях глобализации [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. 2012. № 4;
32. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. - 2013. - № 1. - С. 92 - 96.
33. Медведенко, О.В. Роль и статус таможенных органов российской федерации при осуществлении валютного контроля [Текст] /O. В. Медведенко / Ученые записки санкт-петербургского имени B. Б. Бобкова филиала российской таможенной академии. - 2014. - №4(52). - C. 13 - 17.
34. Мешечкина, Р.П. Информационные таможенные технологии как основа совершенствования таможенного декларирования товаров [Текст] /
P. П. Мешечкина // Вестник российской таможенной академии - 2016. - № 11. - С. 91 - 96.
35. Моденов, А. К. Гармонизация внутреннего законодательства стран Таможенного союза как основа формирования Евразийского экономического союза [Текст] / А. К. Моденов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. -
2012. - № 2. - С. 46 - 53.
36. Москвина, О.С. Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме [Текст] / О.С. Москвина // NovaInfo.Ru. 2016. - № 56. - С. 312 - 316.
37. Немирова, Г. И. Информационные технологии в таможенных органах [Текст] / Г. И. Немирова // Экономика таможенного дела. - 2013. - № 3 - С. 89 - 93.
38. Овинова, Ю.С. Проблемы осуществления валютного контроля в рамках единого экономического пространства [Текст] / Ю.С. Овинова // Самарский государственный экономический университет. - 2014 - С. 15 - 20.
39. Пансков, В. Г. Совершенствование таможенных информационных технологий [Текст] / В. Г. Пансков // Регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. -
2013. - № 3. - С. 57 - 61.
40. Покровская, В. В. Развитие таможенного контроля товаров [Текст] /
В. В. Покровская // Таможенное дело. - 2011. - № 2. - С. 84 - 88.
41. Попова Л. А. Реформирование таможенно-тарифной системы в рамках Таможенного союза [Текст] / Л. А. Попова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 2. - С. 78 - 82.
42. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Е. Ф. Прокушев // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 27 - 31.
43. Рахматуллина, Р.М. Декларирование товаров и транспортных средств // Вопросы современной науки и практики, университет им. B. М.Вернадского. - 2015. - № 4. - С. 19 - 25.
44. Семенов, К. А. Международные экономические отношения [Текст] / К. А. Семенов // Экономика и право. - 2014. - № 9. - С. 29 - 35.
45. Суркичин, Г. Ф. Теоретические аспекты правового регулирования таможенных процедур в Российской Федерации [Текст] / Г. Ф. Суркичин // Высшая школа экономики. - 2011. - № 3. - С. 12 - 18.
46. Черныщ, А. Я. Таможенные информационные технологии [Текст] / А. Я. Черныш // Основы экономики таможенного дела. - 2012. - № 4. - C. 45 - 49.
47. Чувахина, Л.Г. Деятельность таможенных органов по осуществлению валютного контроля [Текст] / Л.Г. Чувахина // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - №4. - С. 23 - 28.
48. Шоренков, Р. Н. Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в таможенном союзе ЕврАзЭС [Текст] / Р. Н. Шоренков // Реформы и право. - 2011. - № 2. - С. 24 - 32.
49. Юдин, К. Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики [Текст] / К.Н. Юдин // Таможенное дело. - 2015. - № 2 - С. 76 - 79.
50. Язев, В. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики [Текст] / В. А. Язев // Экономика таможенного дела. - 2012. - № 4 - С. 99 - 103.
51. Яжен, К. А. Регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях [Текст] / К. А. Яжен // Экономика таможенного дела. - 2016. - № 2 - С. 29 - 33.
52. Основные функции и задачи отдела инновационной деятельности в Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа :
http://www.belregion.ru/department/part217/.
53. Официальная публикация в СМИ [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1291552.
54. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://belg.gks.ru
55. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа : http://www.customs.ru