Введение 4
Глава 1: Факторы развития коммуникативной культуры организации 6
1.1. Понятия «коммуникация» и «коммуникативная культура» 6
1.2. Лидерство в организации 15
1.3. Эмоциональный интеллект 35
1.4. Выводы по главе 1 44
Глава 2. Эмпирическое исследование 46
2.1. Выбор методов исследования и его обоснование. 46
2.2. Исследование и анализ результатов. 50
2.3. Выводы по главе 2 68
Рекомендации для развития эмоционального интеллекта 70
Заключение 75
Рекомендации для дальнейшего исследования 79
Список использованной литературы 80
Приложения 84
Приложение 1. 84
Приложение 2. 86
Приложение 3. 87
Приложение 4. 88
В современном мире успешная организация не может обойтись без высококвалифицированных и мотивированных сотрудников, способных работать в команде и эффективно общаться друг с другом. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих развитие коммуникативной культуры в организации, является лидерство. В данной работе мы исходим из идеального положения, что функции руководителя и лидера объединены в одном лице, обладающем формальной властью в организации. Т.е, понятия “руководитель” и “лидер” отождествлены.
Эмоциональный интеллект руководителя является одним из факторов, способствующих формированию и развитию коммуникативной культуры в организации. Однако, связь между эмоциональным интеллектом руководителя и коммуникативной культурой организации до сих пор остается недостаточно изученной. Исследование взаимодействия эмоционального интеллекта руководителя и коммуникативной культуры в организации имеет важное практическое значение. Руководитель с развитым эмоциональным интеллектом способен лучше понимать и учитывать эмоциональное состояние своих подчиненных, что способствует более эффективной коммуникации и сотрудничеству. В результате этого повышается качество командной работы и улучшается атмосфера в коллективе. В данной работе будет рассмотрен механизм взаимодействия этих факторов и определены практические рекомендации для улучшения эмоционального интеллекта руководителя.
Объектом исследования являются руководители подразделений в компаниях.
Предмет исследования –эмоциональный интеллект руководителя в формировании коммуникативной культуры организации.
Формат данной работы представляет собой эмпирическое исследование.
Цель исследования: определение роли эмоционального интеллекта руководителя в формировании коммуникативной культуры организации.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить литературу по вопросам лидерства, эмоционального интеллекта и коммуникативной культуры в организации;
Выявить различные стили лидерства, коммуникативные компетенции руководителей и уровень их эмоционального интеллекта;
Выявить особенности коммуникативной культуры в коллективе;
Сформулировать выводы о роли эмоционального интеллекта в формировании коммуникативной культуры в организации;
Разработать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта руководителей.
Для создания информационной базы данной работы были использованы исследовательские и аналитические работы авторов из России и зарубежья, опубликованные в таких источниках, как eLibrary, Wiley Online Library, различные отечественные и зарубежные журналы, а также доступные в открытом доступе ресурсы Интернета.
Эмпирические данные получены в результате качественного исследования посредством расшифровки глубинных интервью и опросников на эмоциональный интеллект руководителя и коммуникативную культуру в организации.
Актуальность: роль эмоционального интеллекта руководителя в формировании коммуникативной культуры организации, в частности роль лидерского профиля как модератора мало изучена и требует дальнейшего анализа.
Исследовательская проблема, определяемая в рамках выпускной квалификационной работы, заключается в том, что, несмотря на большую популярность эмоционального интеллекта, непонятны механизмы его реализации и его роли в становлении коммуникативной культуры в целом.
Новизна работы заключается в том, что она представляет собой исследование роли эмоционального интеллекта руководителя как одного из факторов, способствующих формированию коммуникативной культуры в организации, а также роль эмоционального интеллекта при использовании стилей лидерства.
Практическая ценность работы заключается в том, что руководители организаций, понимая всю значимость роли эмоционального интеллекта, и следуя предложенным рекомендациям по повышению уровня эмоционального интеллекта, смогут повысить эффективность своих коммуникационных процессов, укрепить команду, повысить мотивацию сотрудников и снизить риски конфликтов в организации. В условиях быстрых изменений рынка и прочих внешних факторов руководитель, обладающий высоким уровнем ЭИ, может адаптироваться к любой ситуации и принимать верные решения без чрезмерного влияния эмоций, таким образом повышая эффективность управления и формируя благоприятную коммуникативную культуру в своей организации, что приведёт к успеху самого руководителя и управляемой им организации.
В данной работе была исследована роль эмоционального интеллекта руководителя как одного из факторов, способствующих формированию и развитию коммуникативной культуры в организации. Актуальность темы, её степень научной разработанности и сформулированная научная проблема определили выбор объекта и предмета исследования, цели и задачи работы. Цель данной работы: выявить роль эмоционального интеллекта руководителя в формирование коммуникативной культуры организации.
В результате проделанного исследования, в первой части теоретической главы были изучены такие понятия как: коммуникация, коммуникативная культура, лидерство, эмоциональный интеллект. Изученная информация по коммуникативной культуре и факторам, определяющим её; стилям лидерства и применению их в руководстве; значении эмоционального интеллекта, позволила мне вплотную подойти к решению поставленных мною задач.
Коммуникативная культура организации включает в себя набор правил, норм, ценностей, традиций, которыми руководствуются ее сотрудники в процессе коммуникации друг с другом и с внешней средой. Это важный элемент внутренней культуры организации, который позволяет создать эффективную систему взаимодействия и обмена информацией между сотрудниками, повышает их мотивацию, лояльность и эффективность работы. Коммуникативная культура организации может включать в себя следующие элементы:
- Открытость и прозрачность в информационных процессах;
- Толерантность к различным точкам зрения и культурным различиям;
- Уважение и поддержка диалога и общения между сотрудниками;
- Умение слушать и выслушивать своих коллег;
- Вовлечение сотрудников в принятие решений и формирование стратегии организации.
Коммуникативная культура организации может быть разной в различных организациях в зависимости от их ценностей, миссии и общей философии. Однако ее наличие является необходимым условием для успешной работы организации и выполнения ее задач.
Один из ключевых элементов в развитии коммуникативной культуры в организации – это развитый эмоциональный интеллект у руководителей.
Следовательно, основная цель в данной работе заключалась в исследовании ЭИ руководителей и его роли в становлении коммуникативной культуры организации.
Поставленная цель была достигнута посредством теоретического анализа литературы и эмпирического исследования в виде качественного анализа: глубинные интервью с несколькими сотрудниками от каждой из трёх организаций, руководители которых исследовались мной на уровень эмоционального интеллекта по опроснику Д. В. Люсина, а также были проведены тестирования сотрудников на оценку коммуникативной культуры и используемых руководителем стилей лидерства. Выбранные методы позволили изучить ключевой исследовательский вопрос в данной работе. В ходе качественного исследования было выявлено, что высокий уровень эмоционального интеллекта у руководителей организации способствует развитию коммуникативной культуры и созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Один из способов достижения этого - через стиль лидерства. Стиль лидерства, основанный на эмоциональном интеллекте, выражается в умении прислушиваться к сотрудникам, понимать их мотивы, эмоции и потребности. Очень важным для любого руководителя является правильный выбор стиля лидерства, который будет способствовать развитию эффективной коммуникации в коллективе.
Несоответствующий стиль руководства приводит к проблемам взаимопонимания, несогласованности в информационных и коммуникационных взаимоотношениях и, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Доказательством тому могут служить результаты исследования коммуникативной культуры в строймаркете «Домовой». Низкие показатели по шкале МЭИ характеризуют руководителя, не способного создать условия для благоприятного климата в организации. При проведении интервью сотрудники данной организации отметили, что для их руководителя главное – это работа, он четко и ясно ставит цели, но не заботится о климате в организации, не проявляет интереса к сотрудникам. Работники мотивированы на том, чтобы достичь цели, которая нужна руководителю. Эти характеристики совпадают со стилем руководства, выявленном при опросе - авторитарный и образцовый стили лидерства. Это приводит к нежелательным последствиям, таким как недовольство работников, снижение их эффективности и производительности, отсутствие эмоциональной привязанности к работе и организации в целом. Коммуникативная культура может страдать от отсутствия свободы выражения собственных мыслей и идей участников коллектива. В результате, происходит ухудшения атмосферы в коллективе, что может отрицательно сказаться на результате работы
Чтобы избежать таких негативных последствий, руководитель должен работать над мотивацией своих сотрудников путем установления общих целей, которые будут важны как для руководителя, так и для сотрудников. Также важно показать работникам, что их усилия важны для достижения общих целей, давать обратную связь и вознаграждать за проделанную работу. Кроме того, руководитель должен учитывать потребности и ожидания своих сотрудников и создавать условия, которые позволят им чувствовать себя ценными и важными членами команды. Это может включать в себя обучение, возможности карьерного роста и развития навыков, уважение и признание за проделанную работу, а также время для личного и профессионального роста.
Руководители с высоким уровнем ЭИ, участвовавшие в исследованиях, используют различные стили лидерства для развития коммуникативных навыков у своих подчиненных и улучшения коммуникации в организации. Такие руководители используют различные типы лидерства, каждый из которых имеет свои особенности во взаимодействии с подчиненными. В итоге они создают благоприятную атмосферу для коммуникативной культуры, где каждый имеет право на выражение своих мыслей и идей, а лидер выступает в роли наставника или фасилитатора для достижения общей цели. Например, руководитель компании АО «Роббо» умело использует четыре основных стиля лидерства: визионерский, партнёрский, образцовый и коучинговый стиль лидерства. Это позволяет руководителю выбирать подходящий стиль, основываясь на целях организации, характеристиках команды и личности самого лидера. Выбор правильного стиля лидерства способствует повышению мотивации, эффективности работы и удовлетворенности сотрудников, а также помогает достичь поставленных целей. Комбинирование нескольких стилей лидерства (демократический, коучинговый, партнерский, визионерский и др.) и плавный переход от одного стиля к другому помогает руководителю компанииNotamediaдостичь большей эффективности в своей работе. В процессе интервью с сотрудниками выявлено, какие именно меры предпринимают их руководители для поддержания хорошей коммуникативной культуры в организации. Принятие мер зависит от многих факторов, например, от типа организации, ее целей и задач. Тем не менее, некоторые из перечисленных ими мер включают:
Обучение управленческому составу коммуникативным навыкам, включая умение выражать свои мысли и идеи, слушать и понимать других, решать проблемы и т.д.
Анализ обратной связи от сотрудников, анализ текущего состояния коммуникаций в организации и разработку стратегии повышения их качества.
Создание условий для свободного общения, например, проведение различных мероприятий для сплочения команды и развития коммуникационных навыков.
Создание условий для открытой коммуникации, доверительных отношений между подчиненными и руководством, а также между самими сотрудниками.
Благодаря этим мерам, в коллективе, которым они руководят, царит атмосфера товарищества, взаимопомощи, взаимного уважения. Эти работники ценят в своём непосредственном руководителе ответственность, внимания к своей личности; способность организовывать работу, высказывать благодарность, поощрять и мотивировать их. Также они отмечают организаторские способности, профессионализм руководителя и хорошую обратную связь с ним. Таким образом, благодаря развитому ЭИ, руководители могут применять соответствующие ситуации стили лидерства, что способствует более высокой продуктивности и повышению качества работы. Сотрудники чувствуют себя важными, знают, что их усилия оцениваются и получают поддержку в своих усилиях. Командная работа становится более эффективной, что приводит к достижению целей и успехам в бизнесе.
Руководители, которые используют сочетание данных стилей лидерства, сосредотачиваются на достижении цели и создании инфраструктуры команды, чтобы ее участники могли стать более самостоятельными и готовыми к разнообразным ситуациям. Каждый участник команды осознает конечную цель и становится мотивированным на эффективность работы коллектива. Команда генерирует множество идей и инициатив, которые помогают повысить эффективность работы. Такая мотивация и ежедневное развитие сотрудников способствуют быстрому продвижению, а коммуникативная культура, соответственно, находится на высоком уровне в организации.
Проведенное исследование подтвердило, что эмоциональный интеллект руководителей – один из ключевых элементов в развитии коммуникативной культуры в организации. Высокий уровень ЭИ позволяет руководителю добиться как личных успехов, так и успеха подвластной ему организации, повышая качество коммуникации внутри нее. Правильный стиль лидерства, основанный на эмоциональном интеллекте, является ключевым фактором успеха в создании благоприятной коммуникативной культуры в организации. Поэтому руководителям необходимо уделять большое внимание развитию уровня ЭИ. В рекомендациях даны методы и инструменты, которые могут помочь в этом процессе: самоанализ, упражнения на осознанность, развитие социальной компетентности, обратная связь, обучение эмоциональному интеллекту, чтение книг и статей, практика позитивной мысли.
Таким образом, в ходе работы мне удалось выявить роль ЭИ руководителя в формировании коммуникативной культуры организации, соответственно был определен ответ на поставленный исследовательский вопрос, а также достигнута цель данного исследования.
Рекомендации для дальнейшего исследования
Учитывая то, что роль эмоционального интеллекта и особенностей стилей лидерства, способствующих формированию коммуникативной культуры в организациях не столь хорошо освещены, ввиду своего характера проявления, необходимо более детально исследовать данные проявления в последующих работах. По этой причине, необходимо:
• Задействовать большее количество глубинных интервью с работниками, для более обширного понимания специфики коммуникативной культуры.
• Привлечь к исследованию большее количество компаний – их руководителей и соответственно подчиненных данных руководителей.
• В зависимости от количества ответов респондентов относительно глубинного интервью, разработать опросный лист для проведения количественного исследования посредством опроса сотрудников, имеющих опыт работы в компании для того, чтобы идентифицировать статистические взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и коммуникативной культурой, а также с целью подтверждения проведенного качественного исследования.
1. Covey, S. R. (2004). The 7 habits of highly effective people: restoring the character ethic. Free Press.
2. Goleman, D. (2000). Leadership that gets results. Harvard Business Review, 78(2), 78-90.
3. HR-пульс Цифры [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://e.hr-director.ru/700787?utm_medium=refer (дата обращения: 02.03.2023)
4. Statistics on the importance employee feedback [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://officevibe.com/blog/infographic-employee-feedback (дата обращения: 15.03.2023)
5. Tannenbaum, R., & Schmidt, W. H. (1958). How to choose a leadership pattern. Harvard Business Review, 36(2), 95-101.
6. Workplacecommunicationstatistics (2021) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pumble.com/learn/communication/communication-statistics/ (дата обращения: 05.03.2023)
7. Yukl, G. (2013). Leadership in organizations. Pearson.
8. Zaccaro, S. J. (2007). Trait-based perspectives of leadership. American Psychologist, 62(1), 6-16.
9. А. Л. Замулин. Духовность организационного лидерства: анализ зарубежных исследований. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып
10. Влияние уровня эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/poljanova-vlijanie-urovnja-jemocionalnogo-intellekta-rukovoditelja-na-jeffektivnost.html (дата обращения: 01.03.2023)
11. Глобальные исследования бизнеса и управления: международный журналVol. 14, № 3с (2022) Эмоциональный интеллект и эффективность лидерства: критический обзор на будущее
12. Гоулман Д. Многоликое лидерство // 2007
13. Денисов А. Ф. 2021. Проблемы коммуникативной культуры в компаниях, работающих на российском рынке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент
14. Дэниел Гоулман - Эмоциональное лидерство. Профессионализм личность и эмоциональный интеллект лидера [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mpudm.ru/mhc/emocionalnyi-intellekt-vazhnoe-kachestvo-lidera-deniel/ (дата обращения: 04.03.2023)
15. Зависимость стиля управления от национальной культуры разных стран [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studwood.net/1089610/menedzhment/zavisimost_stilya_upravleniya_natsionalnoy_kultury_raznyh_stran (дата обращения: 02.03.2023)
16. Идеальные руководители не совершают этих ошибок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rb.ru/opinion/idealnye-rukovoditeli/ (дата обращения: 04.05.2022)
17. Идеальный лидер. Как сочетать в себе диктатора, формалиста, либерала, демократа и создать эффективную команду разработки [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://habr.com/ru/company/agima/blog/718008/ (дата обращения: 10.03.2023)
18. Кете де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.biznesbooks.com/components/com_jshopping/files/demo_products/de-vri-mistika-liderstva.pdf (дата обращения: 06.03.2023)
19. Классификация коммуникационных барьеров [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vuzlit.com/1940637/klassifikatsiya_kommunikatsionnyh_barerov (дата обращения: 03.04.2023)
20. Коммуникативная культура в организации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kultura-v-organizatsii-formirovanie-i-razvitie/viewer (дата обращения: 07.03.2023)
21. Коммуникативная толерантность [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/kommunikativnaya-tolerantnost/ (дата обращения: 04.03.2023)
22. Коростылева Н.Н. Коммуникативная культура в организации: формирование и развитие [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kultura-v-organizatsii-formirovanie-i-razvitie/viewer (дата обращения: 01.03.2022)
23. Кристофер К. Грансберри. Как эмоциональный интеллект способствует лидерству и методам управления. Обзор общественных организаций. 2022
24. Лидерские качества и билль о правах личности. В.Н. Koдин[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.elitarium.ru/liderskie_kachestva_lichnost/ (дата обращения: 01.03.2023)
25. Лидерство: особенности управления [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/f04/UP-liderstvo-_Ilina_Romanova_.pdf (дата обращения: 08.03.2023)
26. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика.- 2006.- № 4.- С. 3 - 22.
27. МЕТОДИКА: Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсин. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cpdprogram.ru/methods/emin.htm (дата обращения: 10.03.2023)
28. О компании [Электронный ресурс]// robbo.ru. – Режим доступа: https://robbo.ru/about-us/ (дата обращения: 14.09.2022)
29. Обзор общественных организаций (2022) 22: 935–948 https://doi.org/10.1007/s11115-021-00550-4 Как эмоциональный интеллект способствует лидерству и методам управления Кристофер К. Грансберри
30. Проактивность [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/proaktivnost (дата обращения: 11.03.2023)
31. Психология личности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://psylogik.ru/34-jegocentrizm.html (дата обращения: 05.03.2023)
32. Теоретические основы деловой коммуникации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfile.net/preview/9481455/page:3/ (дата обращения: 05.03.2023)
33. Трофимов М. Ю. 2019. Основы коммуникативной культуры: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Лань
34. Управление организацией: учебное пособие / под общ. ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина—М.: ИНФРА-М, 1999.—375 с.
35. Фидбэк. Зачем развивать обратную связь в компании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://habr.com/ru/company/productsense/blog/535284/ (дата обращения: 04.05.2022)
36. Характеристики жизнеспособного лидера гуманитарной организации[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ARTICLE/N/HARAKTERISTIKI-ZHIZNESPOSOBNOGO-LIDERA-GUMANITARNOY-ORGANIZATSII (дата обращения: 03.03.2023)
37. Шкалирование по Лайкерту. Корсини Р., Ауэрбах А. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/shkalirovanie-po-laikertu.html (дата обращения: 01.04.2023)
38. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studylib.ru/doc/2634375/e-mocional._nyj-i-social._nyj-intellekt-i-fenomen-liderstva (дата обращения: 07.03.2023)
39. Эмоциональный интеллект – важное качество лидера [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mpudm.ru/mhc/emocionalnyi-intellekt-vazhnoe-kachestvo-lidera-deniel/ (дата обращения: 04.03.2023)
40. Эмоциональный интеллект и лидерские способности руководителя [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-liderskie-sposobnosti-rukovoditelya (дата обращения: 02.03.2023)
41. Эмоциональный интеллект и проблема воспитания лидеров. АГАФОНОВА А.Л. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41868332 (дата обращения: 07.03.2023)
42. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «строим вместе» О.В. Белоконь Психология. Журнал Высшей школы экономики,2008. Т. 5, No 3. С. 137–144.
43. Эмоциональный интеллект лидера [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/66711-emotsionalnyy-intellekt-lidera-19-m3 (дата обращения: 01.03.2023)
44. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики ¬¬[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/general/eq (дата обращения: 03.03.2023)