Введение 4
1. Теоретико-методологические основы управления финансовым состоянием предприятия 7
1.1 Сущность, понятие финансового состояния предприятия 7
1.2 Сущность и методы финансового анализа предприятия 12
1.3 Основные направления совершенствования финансовой деятельности предприятия на современном этапе 16
II. Анализ финансового состояния ООО «СК Легион» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Анализ финансово хозяйственной деятельности ООО «СК Легион» 24
III Предложения по улучшению финансовой устойчивости ООО «СК Легион» 35
3.1. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия 35
3.2. Оценка экономического эффекта предложенных мероприятий 40
Заключение 42
Библиографический список использованной литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность темы. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Руководителю предприятия в современных условиях очень важно уметь реально оценивать финансовое состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении. Анализ финансового состояния предприятия и оценка финансового состояния предприятия это важный и эффективный элемент в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов. Таким образом, видно, какую значимость имеет оценка финансового состояния предприятия, и что данная проблема является наиболее актуальной в нашей стране, при переходе к развитой рыночной экономике.
Успешное финансовое управление, направленное на выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы, избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидерства в борьбе с конкурентами, приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы, рост объёмов производства и реализации, максимизация прибыли, минимизация расходов, обеспечение рентабельной работы фирмы - и есть цель финансового менеджмента.
Предметом исследования является система управления финансовым состоянием предприятия ООО «СК Легион».
Цель исследования - разработать основные направления совершенствования управления финансового состояния предприятия на примере ООО «СК Легион». Исходя из поставленных целей в данном дипломном проекте необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать методологическую базу оценки финансового состояния предприятия и его влияние на положение фирмы в условиях рыночной экономике.
2. Провести анализ финансового состояния предприятия ООО «СК Легион», через предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности, оценку имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, источников средств предприятия: собственных и заемных, расчет финансовых коэффициентов.
3. Разработать мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области в области управления. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли И. Ансофф, К. Эндрюс, А. Слоан, Г. Минцберг, А. Чандлер, Д. Клиланд, У. Кинг, Д. Хан, Х. Хинтерхубер, Б. Альстрэнд, А. Томпсон, А.Стрикленд, М. Портер, В. Хиль и другие
Основными методами исследования являются: системно¬структурный, причинно-следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая интерпретация полученных результатов и др.
Информационной базой для решения поставленных в дипломном проекте послужила годовая бухгалтерская отчетность ООО «СК Легион» , а именно:
1) бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД)
Статистическая отчётность утверждённые Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, система показателей оценки финансово¬хозяйственной деятельности, предложенных доктором экономических наук профессором В. В. Ковалёвым.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций работы в качестве практической основы в области финансового менеджмента на уровне предприятия.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. работа дополнена приложениями.
В дипломном проекте были поставлены задачи исследования, которые были решены следующим образом:
1. Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
2. Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
3. Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль анализа финансового состояния, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала
4. Выявлены факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние предприятия формируется под воздействием большого количества факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Поскольку внешние факторы не контролируемы, грамотный руководитель должен распознавать изменения внешней среды и уметь адаптировать под них внутренние ресурсы предприятия.
5. Определены источники информации, обеспечивающие проведение анализа финансового состояния.
Основной информационной базой такого анализа служит бухгалтерская отчетность. Возможности проведения аналитических расчетов теснейшим образом связаны с количеством и качеством данных, находящихся в распоряжении аналитика: чем обширнее и доброкачественнее счетный материал, тем разнообразнее решаемые в процессе финансового анализа задачи, тем глубже анализ.
6. Обозначены основные подходы к анализу финансового состояния.
Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
1. экспресс-анализ финансового состояния;
2. детализированный анализ финансового состояния.
7. Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Целью же детализированного анализа - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу.
8. Проанализировано финансовое состояние ООО «СК Легион». По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ООО «СК Легион» в течение анализируемого периода.
9. Разработаны мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия ООО «СК Легион».
К мероприятиям по работе с дебиторской задолженностью относятся:
1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
2) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика;
3) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Поэтому необходимо расширить систему авансовых платежей;
4) своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым в первую очередь относятся:
- Просроченная задолженность поставщикам свыше 6 мес.
- Просроченная задолженность покупателей свыше 3 мес.
- Задолженность свыше 1 месяца.
Исходя из сделанных рекомендаций относительно усовершенствования кредитной политики на предприятии следует, что новая политика предполагает более лояльный подход к срокам предоставления кредитов и обновленной системе скидок в зависимости от категорий, к которым относятся покупатели, но достаточно жесткое отношение к должникам. Итогом применения новой политики должно стать увеличение объёма реализации, привлечение новых покупателей, а также сведение к минимуму просроченной дебиторской задолженности.
В будущем, для снижения дебиторской задолженности и увеличения денежных потоков следует использовать факторинг.
9. Мероприятие, направленное на снижение расхода бетона при изготовлении продукции. Предлагается предприятии закупить оборудование по раскатке профильных колец КРМ 160/200-3000/1000, позволяющее более эффективно использовать сырье (бетон) при изготовлении блоков для строительства, но оно еще не запущено в производственный процесс. Стоимость оборудования - 10 млн. руб.
Также предложено мероприятие по снижению материальных запасов на складах ООО «СК Легион».
10. В результате предложенных мероприятий у предприятия высвободится сумма денежных средств, что улучшит показатели финансового состояния.
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2009 года // Российская газета. - 21 января 2009. - Федеральный выпуск №4931.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья - представлен с последними изменениями и дополнениями / Библиотека кодексов: выпуск 1 (139). - М.: ИНФРА - М, 2012. - 496 с.
3. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. - 272с.
4. Абчук В.А. Азбука менеджмента: научное издание / В.А. Абчук. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 271 с.
5. Академия рынка: маркетинг. - М.: Экономика, 2011. - 210с.
6. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И.Алешина. - М., 2009. - 199с.
7. Амблер Т. Практический маркетинг / Т.Амблер; - СПб: Питер, 2009. - 230с.
8. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». / С.Н. Аникеев. - М.: Фолиум, 2009. - 241 с.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. / И. Ансофф - М.: Экономика, 2009. -195 с.
10. Армстронг Г. Введение в маркетинг: уч.пособие / Г. Армстронг, Ф. Котлер. - 5-е издание. пер. с англ. - М.: Вильямс, 2009. - 640 с.
11. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия./ Г.Ассель. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 260с.
12. Афанасьев М. Корпоративное управление глазами директората / М. Афанасьев // Вопросы экономики, - 2009. - № 5. - С.23-36.
13. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы /М.Афанасьев. - М: Финстатинформ, 2011. - 193 с.
14. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. под общей ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика,2009. - 703с.
15. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков: учеб. пособие / И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2011. - 416 с.
16. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж.Бернет, С.Мориарти. Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.:Питер, 2010. -175 с.
17. Еляков А.Д. Современная информационная революция / А.Д. Еляков//Социс. - 2009. - № 9. - С. 6-11.
18. Ефанов А. Тенденции развития коммуникационных ТНК / А. Ефанов//МЭ и МО. - 2011. - № 11. - С.12-19.
19. Баканов М. Информационное обеспечение коммерческой деятельности / М. Баканов, Н. Ващекин // Маркетинг. - 2010. - № 3. - С.43-56.
20. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. - М.:КНОРУС, 2009. - 179с.
21. Бодренко О.Н. Планирование продвижения товара на рынок / О.Н. Бодренко // Маркетинг. - 2011. - № 9. - С.14-21.
22. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г.Дж. Болт. - М.: Экономика, 2011. - 120с.
23. Бизнес-планирование / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика. - 2011. - 145с.
24. Ващекин Н. О системе маркетинговой информации / Н. Ващекин //Маркетинг. - 2010. - № 1. - С.9-14.
25. Введение в маркетинг / Под ред. Е. Перу. - М.: МГУ, 2010. -640 с.
26. Воеводин Е.Н. Разработка систем оценки эффективности маркетинга. / Е.Н. Воеводин. - Астана: Изд-во ЦАУ, 2010. - 173 с.
27. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П.Голубков. - М.: Дело, 2013. - 121 с.
28. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2009. - 656 с.
29. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности / В.П. Грузинов. - М.: Инфра, 2009. - 305 с.
30. Данилина А. Управление сбытом продукции / А. Данилина // Российская экономика. - 2012 - № 9. - С.23-29.
31. Данько Т. П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 320с.
32. Дамари Р. Маркетинг на предприятии / Р. Дамари // Маркетинг. - 2012. - № 2. - С.6-11.
33. Дихтль Е. Практический маркетинг / Е.Дихтль, Х.Хершген. - М.: Высшая школа, 2006. - 99 с.
34. Дорошев В. И. Введение в теорию менеджмента и маркетинга / В. И. Дорошев. - М.: Кнорус, 2011. - 243 с.
35. Думина О.П. Финансово-экономический анализ деятельности торговых предприятий / О.П. Думина // Экономический анализ. - 2013. - № 5. - С. 130-137.
36. Дурович А.П. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учеб. пособие / А.П. Дурович. - М.: Финансы, учет, аудит, 2007. - 464 с.
37. Жанаева А.Е. Паблик рилейшенз / А.Е. Жанаева // Социс. - 2009. - № 1. - С.9-15.
38. Жолобов В.К. Организация личных продаж /В.К. Жолобов // Социальная политика. - 2009 - № 9. - С.9-16.
39. Завгородняя А.А. Маркетинговое планирование /А.А. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. - СПб: Питер, 2012. - 345с.
40 Завьялова П. Конкурентность и маркетинг / П. Завьялова // Российская экономика. - 2010. - № 12. - С.33-39.
41. Заметин Б. О сущности стратегического маркетинга / Б. Заметин, И. Семенов // Российская экономика. - 2011. - № 3. - С.14-29.
42.Заметин Б. Современный менеджмент / Б. Заметин // Российская экономика. - 2012. - № 5. - С.27-36.
43. Зинченко Г.П. Социология на службе управления / Г.П. Зинченко// Социальная политика. - 2009. - № 3. - С. 36-43.
44. Иванов В.И. Массовая коммуникация в условиях глобализации / В.И. Иванов //Социс. - 2009. - № 10. - С.25-34.
45. Ильин Н.Д. Развитие коммуникаций в торговом предприятии / Н.Д. Ильин // Социальная политика. - 2009. - № 1. - С.9-11.
46. Календжан С. О. Как составить план по маркетингу торговой компании / С. О. Календжан. - М.: Дело, 2009. - 214с.
47. Кержановский Л. Коммуникации на предприятии / Л. Кержановский // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. - С.6-12.
48. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ./ А.И. Ковалев, В.В. Войленко. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. - 211 с.
49. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Ф. Котлер. - СПб: Питер Ком, 2009. - 234с.
50. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2011. - 136с.
51. Кравцова А.С. Рекламная стратегия фирмы / А.С. Кравцова // Социс - 2009. - № 2. - С.9-15.
52. Красов В.П. Помоги себе сам: Как привлечь инвестиции / В. П. Красов // Современная экономическая мысль. - 2013. - № 4. - С. 54-60.
53. Крис А. Внутренняя торговля /А.Крис, Ж. Жале. - М.: ИГ «Прогресс», 2014. - 295 с.