Аннотация
Введение
ГЛАВА 1. Самопрезентация человека в интернете……………………………….7
1.1 Понятие самопрезентации
1.2 Самомониторинг
1.3 Самопрезентация в интернете
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования самопрезентации человека в интернете
2.1 Описание выборки исследования……………………………………………...24
2.2 Методы и процедура исследования
2.3 Математико-статистические методы обработки данных…………………….30
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………..31
3.1 Результаты опроса по авторской анкете……………………………..………..31
3.2 Анализ различий в результатах диагностики особенностей общения самопрезентации в реальном и интернет-общении……………………………….40
3.2.1 Первичные статистики…
3.2.2 Анализ достоверности различий…
3.4 Анализ корреляционных связей
3.5 Факторный анализ
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Сегодня в нашем мире наряду с реальной средой для взаимодействия, существует ещё и интернет среда, стремительно внедряющаяся в жизнь как отдельного человека, так и всего социума. В наши дни, человек взаимодействует с обществом не только посредством реального общения, но ещё и путём интернета. Интернет по возможностям обмена информацией не уступает реальности, а может быть в чём-то даже и превосходит её. А вся из-за того, что скорость передачи данных в интернете во много раз превосходит способы обмена информацией в реальности. Например, можно отослать письмо, находясь на другом конце земного шара, и долго не ждать после этого его доставки. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому всё больше людей прибегает к его «услугам».
В своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда ему необходимо сформировать какое-нибудь конкретное представление о себе другим людям. То есть суметь предъявить окружающему социуму какие-то особенности своей личности. И для этого ему необходимо уметь грамотно себя преподносить - самопрезентовать. Ведь, от этого зависит сможет ли человек создать семью, устроиться на работу или же просто найти с кем-нибудь общий язык. Все люди в большей или меньшей степени взаимодействуют друг с другом, везде и во всём, как-то себя проявляя. И для этого в наше время используется не только непосредственный реальный контакт, но ещё и интернет взаимодействие.
Но самопрезентация человека в реальном общении может отличаться от самопрезентации в интернете. Общаясь в интернете, человек может быть более раскованным, решительным, агрессивным, в отличии от общения в реальности. Он может создать себе любой образ, зная, что его никто не сможет проверить из-за отсутствия непосредственного реального контакта.
С возрастом у человека может уже не быть такого стремления как-то иначе проявлять себя в интернете, и он может оставаться самим собой.
Благодаря всем этим предположениям, можно сформулировать основную цель нашей работы:
Изучение особенностей самопрезентации человека в интернет-общении.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза:
Самопрезентация человека в интернете отличается от самопредъявления в реальном общении.
Частные гипотезы:
1) Самопрезентациия в интернете в меньшей степени, чем в реальности контролируется личностью.
2) Представление о себе в интернет-общении отличается более выраженными показателями доминирования и агрессивности.
3) В самопрезентации в интернете по сравнению с реальным общением чаще используются ассертивные тактики самопрезентации.
4) Существуют гендерные различия в особенностях самопрезентации в интернете.
5) С возрастом различия самопрезентации в интернете и в реальности снижаются.
Объект исследования:
Описание выборки
Было обследовано 75 человек в возрасте от 18 лет до 67 лет. Все испытуемые представители различных сфер деятельности.
Проведённое нами исследование было направлено на изучение особенностей самопрезентации человека в интернет-общении. На основе анализа литературы по этой теме было выдвинуто предположение о том, что поведение человека в интернет-общении и реальности различается. В ходе проведённого исследования были подтверждены (полностью или частично) и не подтверждены заявленные нами гипотезы. Выполненные задачи позволяют разработать план дальнейших исследований по данной теме.
По результатам выполненной работы мы можем сказать, что имеются некоторые различия в самопрезентации у людей в интернете и реальности. Кроме того, существуют отличия, связанные с полом и наблюдается возрастная динамика в ряде исследованных явлений.
Полученные результаты могут быть использованы практически в любой сфере, где существует интернет-пространство, которое может быть использовано как для общения, так и для поиска информации.
Поскольку выводы, которые можно сделать, опираясь на полученный результат достаточно многообразны, следует продолжить исследование данной темы, но, возможно, расширив арсенал методов получения и измерения изучаемых показателей.
1. Ананьев Б. Г. «Психология и проблемы человекознания». Москва-Воронеж., 1996 год;
2. Антонова Н.В., Одинцова М.С. «Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации»,М., 2010 год;
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. «Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме», Изд. Прайм Еврознак, СПб 2002 год;
4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. «Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов», М., 2001 год;
5. Гоффман И. «Представление себя другим людям в повседневной жизни», М., 2000 год;
6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет» // Психологический Журнал, 2000 год, Т. 21, № 2. -С. 75-78;
7. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. «Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета» // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования: T.V. Вып.VII / Под ред. Собкина B.C. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000 год. - С. 431-460;
8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. «Грамматика общения», изд. «Смысл», М. 1999 год;
9. Крылов Е.Ю. «Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2012. - 22 с.;
10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение. Учебник для вузов» - СПб.: Питер, 2001 год;
11. Ломов Б. Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии», — М.: Наука, 1984. — 444 с.;
12. Майерс Д. «Социальная психология» - СПб.: Питер, 1996 год;
13. Майерс Д. «Социальная психология», СПб., 2000 год;
14. Майерс Д. «Социальная психология»: пер. с англ. / Д. Майерс. - 7-е изд. СПб.: ПитерКом, 2007 год. - 793 с.;
15. Мерлин В. С. «Психология индивидуальности: избранные психологические труды»/ В. С. Мерлин; под ред. Е А. Климова. ‒ М.: Изд-во Московского Психолого-социального института, 2005 год. ‒ 544 с.;
16. Михайлова Е.В. «Самопрезентация. Теории. Исследования». Тренинг: учеб. пособие / Е.В. Михайлова. - М.: Речь, 2007 год. - 224 с.;
17. Мясищев В. Н. «Психология отношений», ‒ М.: Воронеж. ‒2006 год;
18. Панкратов В. Н. «Психология управления людьми: Практическое руководство», М., 2002 год;
19. Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии», СПб., 2000;
20. Пикулева О.А. «Самопрезентация личности пользователей сети интернет» // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013 год, №4;
21. Пикулева О.А. «Социальная психология самопрезентации личности»: автореф. дис. … Доктора Психологических наук, СПб., 2014 год, 45 с.;
22. Смелзер Н. «Социология», М., 1998 год;
23. Снайдер М. «Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное взаимодействие» // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии, СПб., 2000 год;
24. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дис. … кандидата психологических наук, СПб., 2001 год. 33 с;
25. Хороших В.В. «Методы изучения самопрезентации»: метод. пособие. СПб.: изд-во РГПУ Им. А.И. Герцена, 2009 год. 43 с.;
26. Чикер В. А. «Психологическая диагностика организации и персонала», СПб, 2003 год;
27. Шевченко И.С. «Вариативность самопрезентации в интернет-общении»: автореф. дис. … кандидата психологических наук, Казань, 2002 год,23 с.;
28. Arkin R. M. Self-presentation // The self in social psychology / Ed. by Vallacher R.R., Wegner D.M. / L.&N.Y.: Oxford Univ. Press, 1986;
29. Crystal D. Language and the Internet. - Cambridge: CUP, 2001;
30. Development of a self-presentation tactitcs scale/ Suk-Jae Lee, Brian M. Quiqley, Mitchell S. Nesler, Amy B. Corbett, James T. Tedeschi Personality and Individual Differences № 26 (1999) 701-722;
31. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor books, 1959. 261 р.;
32. Donath, Judith S. Identity and deception in the Virtual community. 1997;
33. Reid Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994;
34. Schlenker B., Weigold M. Interpersonal processes involving regulation and management // annual rev. of Psycology. 1992. no. 43. P. 133–169;
35. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // J. of personality and social psychology. 1974. no. 30. P. 526–537.;
36. Snyder M., De Bono k. appeals to image & claims about quality: understanding the psychology of advertising // J. of personality and social. 1985. no. 49. P. 586–597;
37. Tice D.M., Butler J.l., Muraven M.B., Stillwell A.M. When modesty prevails: differential favorability of self-presentation to friends and strangers // J. of personality and social psychology. 1995. Vol. 69, no. 6. P. 1120–1138.