ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ДЕФИНИЦИЯ И СПЕЦИФИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Определение понятия «промышленный туризм» 6
1.2 Опыт развития промышленного туризма в России и зарубежом 15
1.3 Преимущества развития промышленного туризма 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Структура и специализация промышленного производства 27
2.2 Локализация промышленного туризма 32
2.3 Проблемы в развитии промышленного туризма 39
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3.1 Концептуальное осмысление развития промышленного туризма 42
3.2 Выявление востребованности промышленного туризма в области 47
3.3 Формирование оригинального туристского продукта 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
На сегодняшний день индустрия путешествий является одним из главных факторов социально-экономического развития стран и регионов. Для современных туристов все большее значение приобретают нишевые виды туризма, которые позволяют не только отдохнуть, но и получить новые знания, опыт и впечатления. Сегодня промышленный туризм воплощает и сочетает в себе новые туристские реалии, считается перспективным направлением и обладает богатым потенциалом, в особенности для промышленных регионов, одним из которых является Кемеровская область.
Актуальность работы определяется наличием мощной промышленной базы и нереализованных ресурсов для развития промышленного туризма в регионе. Использование потенциала области позволит диверсифицировать ее экономику и туристские потоки, уменьшить фактор сезонности, обеспечить дополнительным доходом, сформировать социокультурную среду и стать дополнительным каналом патриотического воспитания и формирования гражданского общества. Об актуальности говорит и то, что развитие промышленного туризма входит в число приоритетных задач национальной экономики.
Данное исследование нацелено на комплексное изучение феномена промышленного туризма и выявление барьеров, мешающих его развитие, а также определение основных направлений его развития в Кемеровской области.
Объектом исследования является состояние промышленного туризма в Кемеровской области.
Предмет исследования – процесс развития промышленного туризма на территории Кемеровской области.
Цель работы – на основе изученного опыта и выявленных барьеров определить направления развития промышленного туризма в Кемеровской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «промышленный туризм» и его специфику;
2. Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития промышленного туризма;
3. Проанализировать социально-экономические ресурсы Кемеровской области как фактор развития промышленного туризма;
4. Определить основные барьеры промышленного туризма;
5. Разработать авторский промышленный маршрут «Уголь и Металл».
В работе использованы следующие методы научного исследования: анализ, аналогии и классификации, социологическое анкетирование, SWOT-анализ и обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первое главе раскрывается сущность понятия «промышленные туризм», исследуется зарубежный и отечественный опыт его развития, а также определяются преимущества его реализации для каждого участника данного вида туризма. Вторая глава посвящена анализу промышленной специализации Кемеровской области и ее локализации, проблемам развития промышленного туризма в области. Третья глава содержит направления развития промышленного туризма, анализ его востребованности и авторский промышленный маршрут. В работе имеется 22 рисунка и 9 таблиц.
Промышленный туризм – это новый «нишевый» вид туризма в России, который сочетает не только рекреационную, но и познавательную и образовательную составляющие, таким образом являясь интересным направлением для широких групп населения. Согласно опыту зарубежных стран, этот вид туризма является катализатором развития экономики и благосостояния регионов, в особенности промышленных.
Анализ подходов к определению сущности понятия «промышленный туризм» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых позволил сформулировать определение автора: «Промышленный туризм – это посещение действующих предприятий промышленности и объектов промышленного наследия, которое позволяет экскурсантам изучить и понять производственные процессы».
В работе рассмотрен зарубежный и отечественный опыт развития промышленного туризма. Это позволило сделать вывод о том, что в России промышленный туризм является малораспространенным, новым явлением, которое сейчас находится на активной стадии развития, так как входит в число приоритетных задач национальной экономики.
Для выпускной квалификационной работы проанализированы структура и специализация промышленного производства Кемеровской области, в результате чего выявлены факторы, способствующие развитию промышленного туризма, среди которых:
• Богатая промышленная история;
• Наличие промышленных предприятий, открытых для туристов;
• Наличие объектов промышленного наследия;
• Участие местных властей в развитии промышленного вида туризма;
• Увеличение турпотока в регионе;
• Совмещение познавательного, образовательного, исторического и делового туризма, что удовлетворяет запросы большого количества туристов.
Результатом выпускной квалификационной работы является выявление направлений развития и разработка рекомендаций по развитию промышленного туризма. В процессе анализа потенциала региона выявлен основной барьер развития – низкий уровень информированности о новом виде туризма как среди жителей региона, так и среди жителей России. Для развития промышленного туризма в Кемеровской области и его появлению в структуре туристского предложения региона Кузбасса необходимо проведение полноценной комплексной маркетинговой компании по продвижению бренда территории как дестинации промышленного туризма, тесное и активное сотрудничество между местными органами власти, промышленными предприятиями и туроператорами.
На финальном этапе работы разработан оригинальный промышленный туристский маршрут по территории Кемеровской области «Уголь и Металл» продолжительностью 4 дня с вовлечением объектов промышленного наследия и действующих промышленных предприятий, отражающих образ Кузбасса.
Несмотря на наличие большой базы объектов промышленного туризма и возможности для его развития, промышленный туризм в Кемеровской области находится в начале пути развития ввиду отсутствия маркетинговой активности со стороны местных органов власти и низкой заинтересованности руководств большинства предприятий региона в открытии производств для посещения туристами. Однако промышленный туризм поможет повысить общую привлекательность Кемеровской области, как региона не только промышленного – с углем и металлом, но и региона туристического. Реализация перечисленных в работе рекомендаций позволит Кузбассу диверсифицировать экономику и отойти от статуса «монопрофильной», снизить влияние фактора сезонности в распределении турпотока, уменьшить отток населения и увеличить благосостояние жителей и региона.
1. Wolf, A. Success factors of industrial tourism facilities. // Paderborn Geographical Studies on Tourism Research and Destination Management, Volume. – 2005.
2. Steinecke, A. Cultural tourism in the adventure society. // Trends, strategies, success factors. Geography and School. – 2002. – 24. – p. 10-14.
3. Steinecke, A. Industrial experiences: between heritage and market: concepts - models - trends. // Hinterhuber, H.H., Pechlaner, H. & Matzler, K. (Eds.), Industry worlds of experience: from location to destination. Berlin: Eric Schmidt. – 2001.
4. Frew, E.A. Industrial tourism: a conceptual and empirical analysis. // PhD Thesis, Victoria University. – 2000.
5. Simonson, L.R. A study of industrial plant tours as important tourist attractions. // Unpublished Doctoral Dissertation, Texas, A&M University. –1974.
6. Dietrich Soyez. Industrial Tourism. // Geography volume. –1986. – № 40.
7. Jean-René Morice, Company visits to Europe. A field to explore. Tourism & leisure spaces in Spaces notebook. – 2006. – №92.
8. Alexander Otgaar. Industrial Tourism: Where the Public Meets the Private. //Erasmus Research Institute of Management. – 2010.
9. Визгалов, Д. В. «Маркетинг города М».: Фонд "Институт экономики города". // Д. В. Визгалов. – 2008. – 144 с.
10. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №8. – 1 (61–1) – С. 589–593.
11. ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг». [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200142466 (Дата обращения: 10.02.2022)
12. Mader, T. Manufacturing companies as tourist attractions in the Ruhr area. Basics, manifestations, problems. Master's thesis, Heinrich-Heine University Düsseldorf, Hamburg: Diplomica. – 2003.
13. Swarbrooke,J.TheDevelopmentandManagementofVisitorAttractions. // SecondEdition.Burlington:Butterworth-Heinemann. – 2002.
14. Stipanuk, D.M. Tourism and technology; interactions and implications. // Tourism Management, 14(4), p. 267-278. – 1992.
15. EUROPEAN ROUTE OF INDUSTRIAL HERITAGE [Электронныйресурс] URL: https://www.erih.net/ (Датаобращения: 10.02.2022)
16. Florentina-Cristina Merciu. Tourist capitalization of industrial heritage elements: a strategic direction of sustainable development. // GeoJournal of Tourism and Geosities – 2010. no.1, vol.5, p. 62-70.
17. Государственный архив Российской Федерации. Фонд Р3316, Оп. 23. Дело 111. «Устав Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий».
18. Гарнов А.П. Актуальность системного формирования промышленного туризма. // Вестник РЭУ. – 2012. – №2. – С. 60-63.
19. Проект «Воентур» готов к запуску [Электронный ресурс] URL: http://www.uralvagonzavod.ru/presscenter/release/911 (Дата обращения: 10.02.2022)
20. Совет по развитию промышленного туризма в РФ подвел итоги работы за год [Электронный ресурс] URL: https://tourism.gov.ru/news/16140/ (Дата обращения: 10.02.2022)
21. Плещенко В.И. Использование потенциала промышленного туризма металлургическими предприятиями современной России. // Экономика промышленности. – 2020. –13(2). – c. 218-224.
22. Кицис В.М., Кусерова А.И. Формы и виды использования предприятий пищевой промышленности в туризме. // Vienna, Austria: Scientificpublicorganization “Professionalscience”. –2016. – с. 293-306.
23. Программа развития ПромТуризма в регионах РФ. [Электронный ресурс] URL: https://cloud.mail.ru/public/YfsV/3HCZiRiwk (Дата обращения: 10.02.2022)
24. Пойду туда, куда не знаю. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2019/05/23/bolshinstvo-shkolnikov-ne-opredelilis-s-vyborom-professii.html (Дата обращения: 10.02.2022)
25. Никулина Ю.Н., Трусов С.В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. – 2017. – №13
26. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (Дата обращения: 11.02.2022)
27. Промышленный туризм: итоги и перспективы развития. [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/news/159949/ (Дата обращения: 12.02.2022)
28. Перфомансы и виртуальная реальность: предприятия поделились лучшими практиками организации промышленных экскурсий. [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/news/187512/(Дата обращения: 12.02.2022)
29. ПромТуризм. [Электронный ресурс] URL: https://promtourism.ru/ (Дата обращения: 12.04.2022)
30. Global Industrial Tourism Market 2021 and Forecast 2029. [Электронный ресурс] URL: https://jcmarketresearch.com/report-details/1102746 (Дата обращения: 20.04.2022)
31. Силникова О.К., Марков И. Д. Производственный туризм как фактор повышения туристской привлекательности Белгородской области. // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сб. науч. тр. V междунар. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Белгород. – 24.04.2014 г. – с 94-97.
32. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов. // Journal of new economy, (4 (72)). –2017. –c. 19-31.
33. Аноприева Е.В., Промышленный туризм в регионах: тенденции, проблемы, перспективы. // – 2017. – с. 111-115.
34. Никулина Ю.Н., Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации. // Креативная экономика. –2018. –№ 5(12). –с. 683-698.
35. Кемеровская область [Электронный ресурс] URL: https://ako.ru/oblast/obshchaya-informatsiya/ (Дата обращения: 20.03.2022)
36. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» [Электронный ресурс] URL: https://museum-nt.ru/about/museum/ (Дата обращения: 20.03.2022)
37. Турпоток в кузбасский Шерегеш за сезон превысил 2 млн человек. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/86722/ (Дата обращения: 24.03.2022)
38. Красоты Кузбасса заманили летом в регион 19 тысяч туристов. [Электронный ресурс] URL: https://kemerovo.bezformata.com/listnews/kuzbassa-zamanili-letom-v-region/97967453/ (Дата обращения: 24.03.2022)
39. Турпоток в кузбасский Шерегеш к 2035 году обещают увеличить в 3,5 раза. [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/society/3518616.html (Дата обращения: 24.03.2022)
40. В Санкт-Петербурге в финале Russian Travel Awards проекты оценивало молодежное жюри. [Электронный ресурс] URL: https://russian-travel-awards.ru/tpost/gjrz6zkch1-v-sankt-peterburge-v-finale-russian-trav (Дата обращения: 24.03.2022)
41. Александрова А.Н., Владимиров Ю. Л., Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области). // Современные проблемы сервиса и туризма. –2016. – №10 (1). – с. 47-58.
42. Тришкин В.Н. Создание в Рязанской области туристического кластера как инновационная деятельность. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: Финансовая политика государства: современные тенденции и перспективы. –2018. – c. 174-177.
43. Сёмочкин А.А. Использование индустриального наследия при создании промышленного туристического кластера на территории Тульской области. // XVI Региональная магистерская научная конференция ТулГУ. –2021. –С. 142-143
44. АСИ и Кемеровская область заключили соглашение о развитии промышленного туризма в регионе. [Электронный ресурс] URL: https://asi.ru/news/179037/ (Дата обращения: 24.03.2022)
45. Шабалина А.Д. Организация Индустриального туризма в реализации стратегии социально-экономического развития промышленного региона на примере Кузбасса. // IV Международная научно-практическая конференция «Теория и практика стратегирования» 25-26 февраля 2021 г. КемГУ.
46. О координационном совете по развитию туризма в Кузбассе. [Электронный ресурс] URL: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/275528 (Дата обращения: 25.03.2022)
47. Паспорт Кемеровской области – Кузбасса за 2020 год. [Электронный ресурс] URL: https://ako.ru/upload/medialibrary/912/Паспорт%20КО-Кузбасса%20за%202020%20год.PDF (Дата обращения: 26.03.2022)
48. Паспорт Кемеровской области – Кузбасса за 2019 год. [Электронный ресурс] URL: https://kuztpp.ru/ru/pasport_kuzbass/ (Дата обращения: 27.03.2022)
49. АвтобусТура – Аренда автобусов, Регулярные рейсы. [Электронный ресурс] URL: https://автобустур.рф/zakaz_avtobusov (Дата обращения: 08.04.2022)
50. Кузбасс – влюбитесь с первого путешествия. [Электронный ресурс] URL: https://visit-kuzbass.ru (Дата обращения: 26.03.2022)
51. Кузбасс. Туристический сувенир – 2021. [Электронный ресурс] URL: https://cloud.mail.ru/public/hLbv/XaNh54XcG (Дата обращения: 21.03.2022)
52. Исследование востребованности промышленного туризма в Кемеровской области. [Электронный ресурс] URL: https://forms.gle/fxFCwoZpkCijDj5d7 (Дата обращения: 23.04.2022)
53. Цивилев С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона // Экономика промышленности. – 2020. – No 3. –С. 281–289.
54. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (Дата обращения: 22.03.2022)
55. Профиль региона – Кемеровская область. [Электронный ресурс] URL: https://www.cbr.ru/kemerovo/ekonom_profil/#wrp (Дата обращения: 22.03.2022)
56. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу [Электронный ресурс] URL: https://kemerovostat.gks.ru/folder/38681 (Дата обращения: 22.03.2022)
57. Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма. [Электронный ресурс] URL: http://www.kuztur42.narod.ru/ekskurs.htm (Дата обращения: 23.03.2022)
58. Музей-заповедник «Красная Горка». [Электронный ресурс] URL: https://redhill-kemerovo.ru/ (Дата обращения: 23.03.2022)
59. Росатом и Федеральное агентство по туризму заключили соглашение о сотрудничестве. [Электронный ресурс] URL: http://rusatom-energy.ru/media/rosatom-news/rosatom-i-federalnoe-agentstvo-po-turizmu-zaklyuchili-soglashenie-o-sotrudnichestve/ (Дата обращения: 23.03.2022)
60. Кузбасс: удивляем и вдохновляем. [Электронный ресурс] URL: https://brand.visit-kuzbass.ru (Дата обращения: 23.03.2022)
61. Закон Кемеровской области от 27 декабря 2007 года N 215-ОЗ об административно-территориальном устройстве Кемеровской области. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/465200461 (Дата обращения: 23.03.2022)
62. Клейменова, Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 256-259.
63. Е.В. Малюженко. Методы продвижения продукта промышленного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – Т. 14. – №5(92). – с.51-60.
64. К.В. Юматов, В.Н. Момот, И.Н. Доровских, Н.Б. Гацук. Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск». // Стратегирование: теория и практика. – 2022. – Т.2. – №1(3). – с. 130-146
65. И.З. Чхотуа, Л.И. Власюк. Стратегический анализ конкурентных преимуществ региона в контексте развития промышленного туризма. // Стратегирование: теория и практика. –2021. – № 2 (2).
66. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Валушкина В.А., Верейкина Е.С., Володина Е.Г., Соломахина Е.А. Формирование модели стратегического управления развитием промышленного туризма в регионе // Вестник ВГУИТ. –2018. –№1 (75). –С. 308-313.
67. Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе профориентационной работы вуза // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. –2017. –С. 2083-2087.
68. И. Белов, Д. Ю. Десятниченко, О. Ю. Десятниченко [и др.]. Управление социально-экономическим развитием и туристско-рекреационной деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях: типологический подход // Санкт-Петербург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2016. – 178 с.
69. А. И. Чистобаев, З. А. Семенова. Эволюция научных представлений о качестве жизни населения // Общество. Среда. Развитие. – 2013. – № 3(28). – С. 247-251.
70. А. И. Чистобаев, Г. М. Федоров, З. А. Семенова. Управление развитием территории: Учебно-методическое пособие // Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2015. – 90 с.
71. Докашенко Л.В., Полянина С.С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14. –2013. –222 с.
72. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Перспективы развития промышленного туризма в России. // Российское предпринимательство, –2011, –№10(1).
73. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. кызы. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 2. – С. 195-213.
74. Тронева А.В., Сибирякова А.И. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма на примере Санкт-Петербурга. // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). –2021. –7(3). –78-84.
75. Королева О.В., Черевичко Т.В. Туристские предпочтения россиян как фактор развития внутреннего туризма // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы, –2016. –294.
76. Аигина Е. В. Развитие промышленного туризма: понятия и примеры // Актуальные проблемы развития туризма: Материалы международной научно-практической конференции. 2019. – С. 18–23.
77. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Валушкина В.А., Верейкина Е.С., Володина Е.Г., Соломахина Е.А. Формирование модели стратегического управления развитием промышленного туризма в регионе // Вестник ВГУИТ. – 2018. –Т. 80. № 1. –С. 308– 313.
78. Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. - № 8. - С. 88–94.