Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЕЕВ РОССИИ И ФРАНЦИИ В XXI ВЕКЕ

Работа №138994

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы125
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ
1.1. Теоретические аспекты участия музеев в развитии международного сотрудничества
1.2. Международная выставочная деятельность музеев…………………………………
1.3. Современные тенденции развития музеев и их международной деятельности…...
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЕЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА…
2.1. Международные нормативно-правовые основы сотрудничества между музеями……
2.2. Регулирование международной деятельности музеев в России……………………….
2.3. Система регулирования музейной деятельности во Франции……….………
2.4. Нормативно - правовые основы сотрудничества России и Франции в области культуры и музеев
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКО - ФРАНЦУЗСКОГО МУЗЕЙНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
3.1. Музейные коллекции России и Франции как фактор двустороннего сотрудничества
3.2. Сотрудничество музеев России и Франции в выставочной деятельности…………
3.3. Профессиональное сотрудничество музеев России и Франции…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………


Актуальность темы исследования. Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю и богатую историю, и всегда были плодотворными и глубокими для обеих стран. Вместе с тем музейные связи России и Франции представляют важное направление в рамках культурного сотрудничества двух стран. История музейного сотрудничества России и Франции богата примерами проведения масштабных выставок, совместных исследований, научных, реставрационных проектов. Особые масштабы это взаимодействие приобрело в XXI веке.
Россию и Францию в музейном сотрудничестве традиционно объединяет взаимный интерес к искусству друг друга, что нашло отражение в широком присутствии французского искусства в музеях России, русского искусства в музеях Франции. Вместе с тем, музейное строительство во Франции в разные исторические эпохи служило примером для развития музеев в России. Франция традиционно является одним из ли-деров международного музейного движения. Россия тоже сыграла немалую роль в нем, способствуя созданию новых международных комитетов Международного совета музеев (ИКОМ), подавая пример в области реставрационной деятельности. В настоящее время многие российские музеи находятся в авангарде музейного развития, авторитет российских музейщиков высок во всем мире. Важно также, что Россию и Францию объединяет схожая модель регулирования музейной деятельности – сильная роль государства в этом процессе. Музеи в России и Франции выступают важными субъектами внешней и внутренней культурной политики, решают многие задачи общественного развития.
Расширение процессов глобализации привело к изменению классической модели дипломатических отношений между государствами. В настоящее время международные отношения становятся более прозрачными и открытыми для участия новых субъектов. Музеи выступают все более самостоятельными акторами на международной арене. В условиях нестабильной политической ситуации музеи стремятся продолжать сотрудничество друг с другом, сохранять культурные связи между странами. Международная деятельность музеев имеет множество целей и мотивов, разнообразие форм. И, как правило, международная деятельность музеев вызывает большой интерес у местной публики в различных странах, положительно воспринимается аудиторией и может способствовать улучшению имиджа страны за рубежом. Тенденции увеличения международного влияния усиливают растущие темпы международного туризма, процессы цифровизации, многочисленные проекты музеев в сети Интернет.
Повысилась роль международных организаций (ЮНЕСКО, Международный совет музеев (ИКОМ) и др.) в развитии музеев. Многие международные организации признают музеи в качестве важных участников межкультурного диалога, источников получения образования для общества, объектов для привлечения внимания и обсуждения глобальных проблем и задач. Международные организации уделяют пристальное внимание музеям, повышению их социальной роли, появлению новых функций музейной деятельности, что находит отражение в принимаемых документах и событиях, оказывающих влияние на развитие музеев. Кроме того, международные организации способствуют интеграционным процессам в музейной сфере, формулируя общие проблемы и способствуя распространению опыта, сближению тенденций развития в музеях.
Традиционная деятельность музеев дополняется новыми функциями. Международная деятельность музеев обогащается новыми формами. Художественные музеи, составляющие ядро культурной формы музея, трансформируют свою роль, повышается коммуникационная составляющая в их деятельности. Все это происходит в условиях возрастания роли фактора культурного сотрудничества в международных отношениях, и децентрализации культурной политики. Признание значимости музеев в международных отношениях, в том числе, и в предыдущие исторические периоды, обусловливает актуальность определения роли музеев в сотрудничестве России и Франции с учетом меняющейся роли музеев в жизни общества.
Цель исследования – определить формы и содержание сотрудничества между художественными музеями России и Франции, а также потенциал музейного сотрудничества для развития двусторонних отношений.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
• проанализировать направления международной деятельности музеев;
• выявить современные тенденции развития музеев и их международной деятельности;
• определить международные нормативно-правовые основы, регламентирующие международное музейное сотрудничество;
• рассмотреть нормативно-правовые основы сотрудничества музеев и регулирование международной деятельности музеев в России и Франции;
• исследовать основные факторы, влияющие на развитие музейного сотрудничества России и Франции;
• проанализировать выставочный обмен между музеями России и Франции;
• изучить другие формы сотрудничества музеев России и Франции.
Объектом исследования является процесс формирования комплекса культурно-гуманитарных связей между Россией и Францией и факторов, определяющих сотрудничество музеев обеих стран.
Предметом исследования выступает содержание сотрудничества между художественными музеями России и Франции в начале XXI века и совокупность факторов, влияющих на музейный обмен.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 2000 по 2019 год. В этот период началась активизация сотрудничества России и Франции, что было обусловлено обновлением системы двусторонних отношений России и Франции с 1992 года, связанным с распадом СССР и формированием новой нормативно-правовой базы сотрудничества. Выбранный период характеризуется последовательным наращиванием контактов России и Франции в сфере культуры, в частности, в музейной деятельности. Причины иного характера – стремительное преобразование, обновление роли музеев в мире в XXI веке, которое привело к увеличению доли участия музеев в международных отношениях. В то же время в ряде случаев в целях исследования необходимо было обращаться к более ранним историческим периодам.
Методологическая основа исследования. В исследовании был использован ряд теоретических подходов к международной деятельности музеев – теория музейной дипломатии Н. Гринчевой, теория «мягкой силы» музеев Г. Лорд; теория музейной коммуникации (Д. Камерон, К. Хадсон, Ж. Даваллон, Э. Хупер-Гринхилл); институциональный подход к рассмотрению музея С. Вейля; подходы к определению музеологии А. Десвалле, Ф. Мэресс, Д. Пуло. Для изучения процесса преобразований в музеях большую значимость имели работы Т. П. Калугиной, Т. Ю. Юреневой, М. Ю. Юхневич. В ряде случаев рассматриваемые в ходе исследования вопросы требовали обращения к междисциплинарному подходу, обращения к проблеме с позиции культурологической, исторической, политологической науки.
Исследование было построено на принципах научной объективности и историзма. Были использованы общенаучные методы – метод анализа, синтеза, сравнения, системный анализ, а также методы исторических исследований, методы политологических исследований (в том числе контент-анализ и ивент-анализ). В ряде случаев использовался метод социологического исследования (интервью).
Источниковая база исследования. В исследовании было использовано несколько групп источников. Были использованы актовые документы: национальное законодательство России и Франции, регулирующее культуру и деятельность музеев ; двусторонние договоры России и Франции, в том числе, в области культуры и музеев ; международные конвенции, касающиеся музейной деятельности ; декларации ООН и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Конференций ЮНЕСКО ; учредительные документы и решения руководящих органов международных неправительственных организаций – в частности, Международного совета музеев (ИКОМ).
Нарративные источники, использованные в работе, представлены следующими документами: выступления и доклады глав государств и правительств, государственных деятелей, видных представителей общественности и деятелей науки и культуры; ведомственная документация органов государственной власти – в частности, отчеты и доклады Министерства культуры России и Министерства культуры Франции; статистические материалы, представляющие данные по посещению музеев, международному туризму и пр.; информационные материалы СМИ и периодических изданий, в частности, специализирующихся на музейной тематике – Museum International, The Art Newspaper Russia, Beaux Arts Magazine, Curator: The Museum Journal, Le Journal des arts; информационные материалы и отчеты музеев; информационные ресурсы Интернет: официальные сайты международных организаций, официальные сайты музеев и др.
Научная разработанность темы. Работы, посвященные международной деятельности музеев, а также влиянию деятельности музеев на международные отношения принадлежат авторству зарубежных ученых: Г. Лорд, Н. Гринчевой. А. Десвалле, Ф. Мэресс. Среди отечественных ученых международные аспекты деятельности музеев представлены в работах: А.А. Александрова, В.Г. Ананьева, Е.Э. Эльц.
Новым трендам в музеологии посвящены исследования влиятельных музеологов П. ван Менша и Л. Мейер . Проблеме интерактивности в музее посвящены работы
американского автора Н. Саймон . Авторитетные исследования истории зарубежной вы-ставочной деятельности принадлежат авторству английского историка искусства
Ф. Хаскелла. Значительное внимание вопросам международной выставочной деятельности, в частности, музейной экономике, уделяется в работах французского исследователя Р. Амселлем.
Музей является объектом исследований также как инструмент культурной дипломатии и внешней культурной политики. Аспекты внешней культурной политики России и зарубежных стран широко представлены в работах отечественных ученых: В.И. Фокина, Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой. Литература на иностранных языках, касающаяся внешней культурной политики и культурной дипломатии, представлена работами следующих авторов: Н. Гринчевой, М. Нисбетт, Ж.М. Тобелем.
Ряд работ отечественных ученых посвящен новым тенденциям музейной деятельности, в частности, Е.Н. Мастеница, Л.М. Шляхтиной. Роли музеев в мировой культуре посвящены работы Т.Ю. Юреневой.
Важные научные труды, посвященные феномену художественного музея принадлежат авторству Т.П. Калугиной, среди зарубежных ученых – К. Дункан, Д. О'Хаган.
Изучению российско-французских культурных связей посвящены труды отечественных ученых: Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, Е.Э. Эльц и др.
Несмотря на значительное внимание исследователей к изучению современных тенденций в музеях, все же можно отметить, что существует лишь небольшое количество исследований, представляющих комплексный взгляд на современную роль музеев в международных отношениях. В свою очередь, музейные связи России и Франции представлены в исследованиях, как правило, лишь эпизодически, в рамках рассмотрения более широких тем.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• представлен системный взгляд на роль музеев в международных отношениях с учетом новых тенденций и функций в музейной деятельности;
• впервые дается комплексная оценка присутствия русского искусства в музеях Франции и французского искусства в музеях России, которое рассматривается как важнейший фактор российско-французского музейного сотрудничества;
• систематизировано содержание выставочного и профессионального сотрудничества между музеями России и Франции, определены ключевые характеристики сотрудничества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы способны дополнить исследования международной деятельности музеев, потенциала влияния музеев на международные отношения. Кроме того, работа может оказаться полезной при исследовании российско-французских культурных связей. Подход к анализу содержания российско-французского музейного сотрудничества может быть использован в исследовании двустороннего музейного сотрудничества других стран.
Результаты исследования могут быть использованы в практической музейной деятельности при организации международного сотрудничества, в исследовательской работе.
Структура исследования. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформировать системный взгляд на роль музеев в международных отношениях с учетом новых тенденций и функций в музейной деятельности. Меняющаяся роль современных музеев в обществе предлагает новые значительные возможности для участия в межкультурном диалоге. Пространство музеев стало местом для коммуникации, осмысления и обсуждения актуальных вопросов современности, все чаще в деятельности музеев звучит тематика глобальных задач. Деятельность музея, как важного источника непрерывного образования, приобретает в современности все большее значение. Музеи все чаще рассматриваются в качестве новых медиа. В ряде случаев наблюдается тенденция преобразования музеев в многофункциональные культурные центры, а также коммерциализации музейной деятельности. Также важно, что музей может не заниматься напрямую международной деятельностью, однако он все равно имеет возможность быть международным субъектом в силу того, что музей традиционно является неотъемлемым пунктом туристических маршрутов, а также благодаря расширению присутствия музеев в интернет-пространстве. В свою очередь, наряду с традиционными формами, находят все большее распространение новые направления международной деятельности музеев: зарубежные музейные филиалы; международные музейные форумы и конгрессы. Новые тенденции в деятельности музея влияют на развитие музеев в качестве важных субъектов международных отношений.
Исследование продемонстрировало, что новые тенденции и функции музея в обществе находятся в поле зрения основных международных организаций, в сферу деятельности которых входят музеи – ЮНЕСКО, Международный совет музеев (ИКОМ), а также региональных и межправительственных организаций и объединений, таких как Совет Европы, Европейский Союз, БРИКС и др. Помимо традиционных, международные организации подчеркивают значение новых функций музейной деятельности, что находит отражение в ряде значимых документов и событий, оказывающих влияние на развитие музеев. В политике организаций музеи фигурируют в качестве важных участников межкультурного диалога, источников получения образования для общества, уникальных инструментов формирования гражданской позиции, объектов для привлечения внимания и обсуждения глобальных проблем.
Исследование показало, что музейное сотрудничество России и Франции в XXI веке характеризуется значительной интенсивностью.
Определено, что в системе факторов, влияющих на развитие музейного сотрудничества, важнейшее значение имеет фактор музейных коллекций – присутствие французского искусства в музеях России и русского искусства в музеях Франции. Музейные коллекции представляют своего рода материальное основание, ценный актив для установления и развития сотрудничества между музеями. В ходе анализа содержания сотрудничества художественных музеев России и Франции установлена зависимость между фактором музейных коллекций и выставочным обменом, профессиональными связями музеев. Установлено также, что фактор музейных коллекций связан преимущественно с небольшим числом музеев, в основном, крупных. Принимая это во внимание, можно сделать вывод, что профессиональное сотрудничество музеев, особенно учитывая современные тенденции музейной деятельности – может отличаться значительной интенсивностью, независимо от фактора коллекций.
Выставочный обмен между музеями России и Франции в XXI приобрел значительный размах, который выразился в большом количестве ярких выставочных проектов, обогативших межкультурное сотрудничество двух стран.
Исследование выставочного сотрудничества продемонстрировало увеличение вариации тематики выставок в сравнении предыдущими периодами двустороннего сотрудничества: классические темы, посвященные богатому культурному наследию Франции и России, были дополнены выставками современных художников, русским авангардом. Определено, что отношения между российскими и французскими музеями характеризуются высокой степенью доверия – объектами выставочного обмена зачастую выступают главные шедевры музеев, представляющие национальное достояние, и редко покидающие стены музеев. В тематике выставок преобладает приоритетность отдельных персоналий (художников и коллекционеров). В ряде случае российско-французское выставочное партнерство обретает формы сотрудничества с немузейными организациями, а также со-вместной организации выставок в третьих странах. В развитии выставочного сотрудничества большую роль играют двусторонние культурные обмены (например, Год России во Франции и Год Франции в России (2010 год), Год культурного туризма в России и Франции (2017 год). Выставки, организуемые в рамках таких важных для двух стран событий, приобретают особый масштаб. Важной тенденцией в российско-французском выставочном сотрудничестве стало также сопровождение выставок обширной программой мероприятий: лекциями и дискуссиями, конференциями, музыкальными концертами и пр.
Профессиональные связи между художественными музеями России и Франции также богаты примерами взаимовыгодного сотрудничества. Всемирная известность многих музеев России и Франции, профессиональные достижения в музейной сфере – позволяют выстраивать гармоничное партнерство и координировать усилия по целому ряду направлений. Профессиональное сотрудничество между музеями России и Франции включает научно-исследовательскую деятельность, реставрационную деятельность, стажировки и повышение квалификации, консультирование, совместную организацию образовательных и развлекательных мероприятий. Важно подчеркнуть, что профессиональное музейное сотрудничество России и Франции характеризуется междисциплинарностью: имеется множество примеров сотрудничества музеев с образовательными, научно-исследовательскими, культурными, общественными учреждениями.
В России и Франции музеи традиционно занимают важное место в государственной культурной политике. Несмотря на отличающиеся исторические пути российских и французских музеев, на сегодняшний день в обеих странах музейная жизнь характеризуется активностью и насыщенностью событиями, и в то же время сопровождается новыми тенденциями в деятельности музеев. Происходящие изменения в музеях учитываются государством – в России и Франции в значимых национальных документах и программах музеи признаются в качестве важных участников общественного, устойчивого, культурного развития.
Стоит также подчеркнуть, что музеи в России и Франции представляют важные направления во внешней культурной политике, и являются участниками в межкультурном диалоге. В свою очередь, нормативно-правовые основы двустороннего сотрудничества способствовали гармоничному развитию культурных связей России и Франции, в том числе – музейному сотрудничеству. Количество проводимых выставок в XXI веке значительно возросло, увеличилось число профессиональных контактов между музейными учреждениями. Вместе с тем необходимо отметить, что основные нормативно-правовые основы, регулирующие музейный обмен между странами, были установлены в большей мере в 1990-е годы. На сегодняшний же день музеи обладают новыми возможностями для участия в международных контактах и представления своих стран и их культурных достижений за рубежом. Таким образом, новая роль музеев в жизни общества содержит в себе значительный потенциал для развития и укрепления партнерства России и Франции.



1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения 10.12.2019).
2. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения 10.12.2019).
3. Рекомендация ЮНЕСКО о международном обмене культурными ценностями. URL: http://docs.cntd. ru/document/901756978 (дата обращения 10.11.2018).
4. Рекомендация об охране движимых культурных ценностей. URL: http://docs.cntd.ru /document/901756971(дата обращения 10.11.2018).
5. Среднесрочная стратегия 2014-2021 ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000227860_rus (дата обращения 26.11.2018).
6. Recommendation concerning the Most Effective Means of Rendering Museums Accessible to Everyone. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13063&URL_DO=DO_TOPIC &URL _SECTION=201.html (дата обращения: 10.05.2019).
7. Recommendation concerning the Protection and Promotion of Museums and Collections, their Diversity and their Role in Society adopted by the General Conference at its 38th Session, Paris. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000246331 (дата обращения: 20.04.2019).
8. Shenzhen Declaration on Museums and Collections. URL: http://www.unesco.org /new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CLT/pdf/Shenzhen_Declaration-en.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
9. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. 10.05.2005. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3590 (дата обращения 10.12.2019).
10. Меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры России и Министерством культуры и коммуникации Франции на 2004 - 2006 годы. 21.01.04 // Портал Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/fr//asset _publisher/g8RuzDvY7qyV/content/id/489762 (дата обращения: 20.12.2019).
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о культурном сотрудничестве. 06.02.1992 // Портал МИД России. URL: http://www.mid.ru/foreign_p olicy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-375/48646 (дата обращения: 20.12.2019).
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации. 10.12.2004 // Портал Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-165/46030 (дата обращения: 20.12.2019).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров. Париж. 12.11.1992 // Консорциум Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900058 (дата обращения: 20.12.2019).
14. Европейская культурная конвенция. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/018/signatures?p_auth=Tl4XsASj (дата обращения: 20.12.2019).
15. Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/119 (дата обращения: 20.12.2019).
16. Конвенция Совета Европы о правонарушениях в отношении культурных ценностей. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/221/signatures?p_auth= Tl4XsASj (дата обращения: 20.12.2019).
17. Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/0 900001680083829 (дата обращения: 10.05.2019).
18. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. URL: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 10.05.2019).
19. Convention for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict with Regulations for the Execution of the Convention. The Hague, 14 May 1954. URL: http://www.unesco .org/eri/la/convention.asp?KO=13637&language=E&order=alpha (дата обращения: 10.05.2019).
20. Convention on the Means of Prohibiting and Preventing the Illicit Import, Export and Transfer of Ownership of Cultural Property. Paris, 14 November 1970. URL: http://www.unesco. org/eri/la/convention.asp?KO=13039&language=E&order=alpha (дата обращения: 10.05.2019).
21. La convention sur la protection et la promotion de la diversité des expressions culturelles du 20 octobre 2005. (дата обращения: 08.02.2020).
22. UNIDROIT Convention On Stolen Or Illegally Exported Cultural Objects (Rome, 1995) – Status. URL: https://www.unidroit.org/status-cp (дата обращения: 20.04.2020).
23. Colloquy of the Council of Europe in cooperation with the French Minister of Culture and Communication and the City of Strasbourg European Culture: Identity and Diversity. URL: https://ww w.coe.int/t/dg4/CulturalConvention/Source/CIMasterdoc_EN.pdf (дата обращения 26.11.2018).
24. The libraries and museums of Europe in times of change. URL: https://assembly.coe.int /nw/xml/XRef/Xref-DocDetails-EN.asp?FileID=22308&lang=EN (дата обращения: 10.05.2019).
25. Устав Международного совета музеев (ИКОМ). URL: http://icom-russia.com/data/ ustavnye-dokumenty/ (дата обращения: 20.10.2018).
26. Ethics of Acquisition. ICOM. URL: http://archives.icom.museum/acquisition.html (дата обращения 14.03.2020).
27. ICOM Code of Ethics for Museums. URL: https://icom.museum/wp-content/uploads/ 2018/07/ICOM-code-En-web.pdf (дата обращения 26.11.2018).
28. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=314839&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.45 885481130520733# 06580459152969724 (дата обращения: 20.12.2019).
29. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://kremlin.ruacts/bank/39208 (дата обращения: 20.12.2019).
30. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. МИД России 18.12.2010) // КонсультантПлюс. URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/ (дата обращения 26.11.2018).
31. Приказ Минкультуры России от 10.02.2020 № 185 «Об утверждении Положения о Де-партаменте музеев Министерства культуры Российской Федерации». URL: https://www.mkrf.ru/ upload/medialibrary/7b0/7b06a40852a39da6172517a9b8e454fa.pdf (дата обращения: 20.12.2019).
32. Code du patrimoine. URL: https://www.icom-musees.fr/index.php/ressources/code-du-patrimoine (дата обращения: 15.03.2019).
33. Loi n° 2002-5 du 4 janvier 2002 relative aux musées de France. URL: https://www .legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT00000 0769536 (дата обращения: 10.05.2019).
34. LOI n° 2016-925 du 7 juillet 2016 relative à la liberté de la création, à l'architecture et au patrimoine. https://www.legifrance.gouv.fr/eli/loi/2016/7/7/2016-925/jo/texte (дата обращения: 10.05.2019).
35. Ordonnance n° 45-1546 du 13 juillet 1945 portant organisation provisoire des musées des beaux-arts. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT00000 0703873&categorieLien=cid (дата обращения: 10.05.2019).

Отчеты, стенограммы заседаний органов международных организаций:
36. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. 1950. Records of the General Conference.
37. Records of the General Conference, 11th session, Paris, 1960: Resolutions (rus). URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000114583_rus.page=121 (дата обращения 11.11.2019).

Ведомственная документация органов государственной власти:
38. О концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-goda-3/ (дата обращения: 20.12.2019).
39. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 74-86.
40. Action internationale du ministère de la Culture et de la Francophonie. Département des affaires internationales.
41. La correspondance du Centre de la Fédération de Russie pour la coopération scientifique et cul-turelle internationale avec le Centre de Russie pour la science et la culture à Paris et l’ambassade de la Fédération de Russie en France en 2001.
42. Le bilan d’activité du Centre de Russie pour la science et la culture à Paris en 1996.
43. Rapport de la mission «Musées du XXIe siècle». URL: https://www.icom-musees.fr/ressources/rapport-de-la-mission-musees-du-xxie-siecle (дата обращения: 10.12.2019).


Мемуары:
44. Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. ст., тексты к разд., коммент. Л. С. Алешиной, Н. В. Яворской. – М.: Советский художник, 1977. – 362 с.
45. Gilardet, B. Réinventer le musée: François Mathey, un précurseur méconnu (1953-1985) / B. Gilardet – Paris : Les Presses du réel, 2014. – 552 p.

Публикации в средствах массовой информации:
46. Байназаров Э.. Генералы смоленских карьеров: Москва и Париж займутся раскопками. https://iz.ru/856341/elnar-bainazarov/generaly-smolenskikh-karerov-moskva-i-parizh-zaimutsia-raskopkami (дата обращения 10.02.2020).
47. Берец С. Пикассо открыл год Франции в России. Русская служба BBC. 25.02.2010. URL: https://www.bbc.com/russian/entertainment/ 2010/02/100225_picasso_exhibition.shtml (дата обращения: 10.12.2019).
48. Бовдунов А., Оганджанов И. Царский визит: президент России откроет в Версале выставку, посвящённую История коллекций. URL: https://pushkinmuseum.art/museum/hist ory/about_collection/index.php (дата обращения: 10.12.2019).
49. Васильева Ж. Щукин в Париже. / Васильева Ж., Краснов О. Российская газета. 18.10.2016. URL: https://rg.ru/2016/10/18/v-parizhe-otkrylas-vystavka-shedevrov-iskusstva-iz-sobraniia-shchukina.html (дата обращения: 10.12.2019).
50. Владимир Путин встретился с представителями французской научной и культурной элиты. 11.02.2003. Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/28148 (дата обращения 07.02.2020).
51. Савицкая А. Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее. The Art Newspaper Russia. 11.06.2019. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7035/ (дата обращения: 05.02.2020).
52. Во Франции открылась выставка российского авангарда. Utro.ru. 09.07.2003. URL: https://utro.ru/news/2003/07/09/212518.html (дата обращения: 10.12.2019).
53. В Париже открылась выставка «Красный: Искусство и утопия в стране Советов». Россия – Культура. 21.03.2019. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/342808/ (дата обращения 07.02.2020).
54. В Смоленске начала работу русско-французская археологическая экспедиция. Россия – Культура. 15.05.2019. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/344780/ (дата обращения 10.02.2020).
55. Выставка «Русское искусство» в Париже. Tournet.ru 23.09.2005. URL: http://www.tournet.ru/france/nouvelles/0047.htm (дата обращения: 10.12.2019).
56. Герасименко П. В Эрмитаже выставили «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара. The Art Newspaper Russia. 18.03.2015. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1421/ (дата обращения 07.02.2020).
57. Ильина М. В Южно-Сахалинске стартовал проект, посвященный современному искусству. Сахалин.инфо. 16.10.2017. URL: https://sakhalin.info/news/140592 (дата обращения 07.02.2020).
58. Добровольский В. Третьяковская галерея привезла во Францию шедевры русского ро-мантизма. РИА Новости. 27.09.2010. URL: https://ria.ru/20100927/279820734.html (дата обращения 10.12.2019).
59. Кабинет директора ГМИИ имени Пушкина превратили в арт-объект. РИА Новости. 02.03.2018. URL: https://ria.ru/20180302/1515620465.html (дата обращения 26.11.2018).
60. Короткова Ю. В Кембридже обсудили Малевича, Шагала и Лисицкого. The Art Newspaper Russia. 26.04.2018. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5632/ (дата обращения: 05.02.2020).
61. Мискарян К. Музей Орсе везет в Москву Хаима Сутина. The Art Newspaper Russia. 24.05.2017. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4547/ (дата обращения 26.11.2018).
62. Орлова М. Коллекция Щукина в Louis Vuitton. The Art Newspaper Russia. 21.10.2016. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3597/(дата обращения 18.12.2019).
63. Осипова И. Голубой и розовый периоды Пикассо собирают в Музее Орсе. ARTANDHOUSES. 06.09.2018. URL: http://art-and-houses.ru/2018/09/06/goluboj-i-rozovyj-periody-pikasso-sobirayut-v-muzee-orse/ (дата обращения 10.12.2019).
64. Пайкенд - еще одна тайна Бухары. Uzdaily.uz. 17.08.2011. URL: https://www.uzdaily. uz/ru/post/7869 (дата обращения 26.11.2018).
65. Петракова А. Российские меценаты и художники одарили Центр Помпиду. / Петракова А., Сидельникова М., Янкина С. // The Art Newspaper Russia. 22.08.2016. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3339/ (дата обращения 10.02.2020).
66. Петру I. RT. 28.05.2017. URL: https://russian.rt.com/russia/article/394378-prezident-rossiiputin-versal-vystavka-petr-pervyi (дата обращения 18.12.2019).
67. Посещение выставки «Пётр Великий. Царь во Франции. 1717». 29.05.2017. Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54620 (дата обращения 10.05.2019).
68. Прокофьев В. Полку «Нормандия-Неман» - 75! Российская газета. 27.11.2017. URL: https://rg.ru/2017/11/27/vo-francii-otmetili-75-letie-aviapolka-normandiia-neman.html (дата обращения: 10.12.2019).
69. Путин и Курц откроют выставку в Эрмитаже, Известия. URL: https://iz.ru/794959/2018-10-01/putin-i-kurtc-otkroiut-vystavku-v-ermitazhe (дата обращения 26.11.2018).
70. Сафронов Ю. Ай да Щукин! В Париже завершилась выставка коллекции легендарного российского собирателя. 09.03.2017. Новая газета. URL: https://novaya gazeta.ru/articles/2017/03/09/71725-ay-da-schukin (дата обращения: 10.12.2019).
71. Семендяева М. «КОЛЛЕКЦИЯ!» открылась в Центре Помпиду. The Art Newspaper Russia. 14.09.2016. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3420/ (дата обращения 26.11.2018).
72. Степаненко О. Во Францию пришла «Русская весна». Труд. 05.04.2013. URL: http://www.trud.ru/article/05-04-2013/1291831_vo_frantsiju_prishla_russkaja_vesna.html (дата об-ращения 10.11.2018).
73. Уникальный дар: Париж получил в подарок коллекцию русского искусства XX века. URL: https://tass.ru/spec/pompidou (дата обращения 10.11.2018).
74. Шилова А. Президент Музея Пикассо в Париже: «Мы в десятке самых посещаемых музеев Франции». Ведомости. 29.11.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters /2018/11/29/787975-net (дата обращения 10.02.2020).
75. Янкина С. «Олимпию» Эдуарда Мане везут из Франции в Россию. The Art Newspaper Russia. 05.04.2016. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2865/ (дата обращения 10.05.2019).
76. Bavelier A. Expositions et Galeries russes à Paris. Le Figaro. 13.01.2010. URL: https://www.lefigaro.fr/sortir-paris/2010/01/13/03013-20100113ARTFIG00036-expositions-et-galeries-russes-a-paris-.php (дата обращения 11.11.2019).
77. Déclaration sur l’importance et la valeur des musées universels // Nouvelles de l’ICOM. 2004. № 1. Р. 4
78. Evin F. La «Sainte Russie» conquiert le Louvre. Le Monde. 03.03.2010. URL: http://www.lemonde.fr/culture/article/2010/03/03/la-sainte-russie-conquiert-le-louvre_1313825_ 3246.html (дата обращения 11.11.2019).
79. L’art révolutonnaire en URSS // L’Humanite. 1926. 11 septembre.
80. La Russie intellectuelle // Le Radical. 1925. 24 janvier.
81. Laurent P. The Collection Morozov At Paris Fondation Louis Vuitton. Sortiraparis. 31.12.2019.URL: https://www.sortiraparis.com/arts-culture/exposure/articles/205642-the-collection-morozov-at-paris-fondation-louis-vuitton/lang/en (дата обращения 03.02.2020).

Информационные ресурсы Интернет:
82. Визит французских специалистов. URL: http://www.museumconservation.ru/news/ archive/2020/vizit_fran cuzskih_specialistov_/index.php?lang=ru (дата обращения 23.03.2020).
83. Видеоискусство в Мраморном дворце (звук, танец, перформанс). URL: http://www.rus museum.ru/marble-palace/exhibitions/video-art-in-the-marble-palace-sound-dance-performance-3/?sphrase_id=186759 (дата обращения: 05.02.2020).
84. Выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918-1922) » в Центре Помпиду (Париж). URL: http://museum.ru/N69413 (дата обращения: 10.12.2019).
85. Выставки и события, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. URL: https://pushkinmuseum.art/events/index.ph p?lang=ru. (дата обращения 26.11.2018).
86. Голоса воображаемого музея Андре Мальро. URL: http://www.museum.ru/N64245 (дата обращения: 10.12.2019).
87. Голоса воображаемого музея Андре Мальро. URL: http://www.arts-museum.ru/events /archive/2016/malraux/ (дата обращения: 10.12.2019).
88. Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). URL: http://www.new estmuseum.ru/about/index.php (дата обращения 10.12.2019).
89. ИКОМ в России. URL: http://icom-russia.com/data/missiya/ (дата обращения 26.11.2018).
90. Интермузей. О фестивале. URL: http://imuseum.ru/o_festivale/ (дата обращения 10.12.2019).
91. История коллекций. URL: https://pushkinmuseum.art/museum/history/about_collection /index.php (дата обращения: 10.12.2019).
92. Коллекция французской живописи второй половины XIX века в Эрмитаже. URL: http://academy.hermitagemuseum.org/materials/francuzskaya-zhivopis-vtoroj-poloviny-xix-xx-vv (дата обращения 18.12.2019).
93. Коллекция Fondation Louis Vuitton*. Избранное. URL: https://www.pushkinmu seum.art/events/archive/2019/exhibitions/louisvuitton/index.php (дата обращения 07.12.2019).
94. Культура без границ. Диалоги с культурными лидерами современности. URL: https:// www.tretyakovgallery.ru/programs/kultura-bez-granits-dialogi-s-kulturnymi-liderami-sovremennosti/(дата обращения 07.12.2019).
95. Культурную революцию и законодательство в музеях обсудили на Форуме, VII Санкт-Петербургский международный культурный форум. URL: https://culturalforum.ru /news/1542911084946-kulturnuyu-revolyuciyu-i-zakonodatelstvo-v-muzeyah-obsudili-na-forume. (дата обращения 07.12.2019).
96. Лекция «Сценарии и партитуры». URL: http://www.rusmuseum.ru/marble-palace/news/30-nov-lecture-scripts-and-scores-in-the-marble-palace/?sphrase_id=186759 (дата обращения 07.12.2019).
97. Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель. URL: https://www.kreml.ru/exhibitions /moscow-kremlin-exhibitions/sokrovischnitsa-ludovika-svyatogo/ (дата обращения 26.11.2018).
98. Международный комитет выставок и обменов, ИКОМ. URL: http://network. icom.museum/icee/ (дата обращения 26.11.2018).
99. Меценаты современного искусства. URL: http://www.artmaecenas.ru/ (дата обращения 26.11.2018).
100. Нужно ли менять определение понятия «музей»?, ИКОМ Россия. URL: http:// www.icom-russia.com/data/events/itogi-oprosa-ikom-rossii/ (дата обращения 10.05.2019).
101. Образовательно-выставочный проект «Современное искусство для всех» в Мурманске, Петрозаводске и Костомукше. URL: https://www.severstal.com/rus/media/news/document 13828.phtml (дата обращения 10.05.2019).
102. Определение «музея» Международного совета музеев (ИКОМ) // ICOM. URL: http://icom.museum/theorganisation/icom-statutes/ (дата обращения 10.05.2019).
103. От классицизма до импрессионизма. Три века французской живописи. Шедевры французского искусства XVII – XIX веков из собрания Эрмитажа. URL: https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2017/news_404_ 17 / (дата обращения 10.05.2019).
104. Отчет Государственного Эрмитажа 2011. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/ portal/hermitage/research/publications/(дата обращения 26.11.2018).
105. «Париж — Москва» и «Москва — Париж»: как две выставки помогли открыть железный занавес. URL: https://dialogue-trianon.ru/ (дата обращения 10.02.2020).
106. Париж – Санкт-Петербург. 1800-1830. Когда Россия говорила по-французски…. URL: https://www.kreml.ru/exhibitions/exhibitions-abroad/parizh--sankt-peterburg-1800-1830-kogda-rossiya-govorila-po-frantsuzski/ (дата обращения 10.05.2019).
107. «Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера. URL: https://pushkinmuseum.ar t/events/archive/2018/exhibitions/oe ttingen/index.php?lang=ru (дата обращения 18.12.2019).
108. Перформанс Жан-Ива Лелу. URL: http://www.rusmuseum.ru/marble-palace/news/perfor mance-jean-yves-the-lela-/?sphrase_id=186759 (дата обращения 10.05.2019).
109. Пикассо. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж. URL: https://www.hermit agemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/1999_2013 (дата обращения: 20.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ