Стратегическое партнерство и союзнические отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Понятие, содержание и основные признаки стратегического партнерства как формы межгосударственного сотрудничества…
1.2. Предпосылки развития российско-таджикских отношений (1991-1999 гг.)
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН…….39
2.1. Внешнеполитические интересы Российской Федерации и Республики Таджикистан
2.2. Формирование стратегического партнерства Российской Федерации и Республики Таджикистан
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И СОЮЗНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2014 ПО 2022 ГГ………………………….65
3.1. Сотрудничество РФ и РТ в военно-политической сфере………………..65
3.2. Сотрудничество РФ и РТ в социально-экономической сфере…………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Понятие, содержание и основные признаки стратегического партнерства как формы межгосударственного сотрудничества…
1.2. Предпосылки развития российско-таджикских отношений (1991-1999 гг.)
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН…….39
2.1. Внешнеполитические интересы Российской Федерации и Республики Таджикистан
2.2. Формирование стратегического партнерства Российской Федерации и Республики Таджикистан
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА И СОЮЗНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2014 ПО 2022 ГГ………………………….65
3.1. Сотрудничество РФ и РТ в военно-политической сфере………………..65
3.2. Сотрудничество РФ и РТ в социально-экономической сфере…………..72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
После распада Советского Союза, Республика Таджикистан и Российская Федерация обрели независимость. С тех пор и по сегодняшний день, между двумя государствами активно развивается стратегическое партнерство, союзнические отношения, подписано множество двухсторонних соглашений в военной, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах.
Актуальность данной темы состоит в том, что Республика Таджикистан, как одна из стран центральноазиатского региона, находится в тесных связях с Российской Федерацией. Данная тема требует более детального исследования для того, чтобы проследить динамику развития стратегического партнёрства между государствами.
Во-первых, тесное сотрудничество и взаимодействие между Таджикистаном и Россией развивается на протяжении многих лет, дружба народов, глубокое взаимопроникновение культур показали свою эффективность, как для одной, так и для другой стороны.
Во-вторых, на сегодняшний день Российская Федерация остаётся главным союзником для Таджикистана в военной, политической, экономической, социальной и гуманитарных сферах, несмотря на то, что государство проводит многовекторную внешнюю политику.
В-третьих, интересы государства возрастают в рамках не только двухстороннего стратегического партнёрства, но и многостороннего сотрудничества. Так, Таджикистан и Россия имеют общие позиции по большинству концептуальных вопросов международной, региональной политики и интеграционного взаимодействия.
В-четвёртых, дружеские и доверительные отношения глав между государствами, а также – стремление к расширению взаимодействия по всем направлениям являются залогом того, что в перспективе двусторонние связи будут находятся на подъеме, а контакты будут активно продолжают развиваться во всех областях.
Цель исследования: выявить динамику развития стратегического партнёрства между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль стратегического партнёрства в современных международных отношениях;
2. Рассмотреть особенности становления межгосударственного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией;
3. Проанализировать основные направления стратегического партнёрства между государствами;
4. Изучить опыт взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации на международной арене;
5. Оценить стратегическое партнёрство Республики Таджикистан и Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются отношения и перспективы развития взаимоотношений Таджикистана и России в современных условиях.
Предметом исследования формирование и развитие таджикско-российских отношений в сферах стратегического взаимодействия.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2022 годы. Выбор верхней границы обусловлен обретением независимости Республики Таджикистан, которая стремилась укреплять сотрудничество с Российской Федерацией.
Практическая значимость диссертации. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы органами государственной власти России и Таджикистана для разработки различных проектов в военно-политической, социально-экономической, гуманитарной сферах. Основные положения и выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть применены для дальнейшего изучения таджикско-российских отношений. Материалы диссертации можно использовать в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по истории, политологии и международным отношениям.
Источниковая база диссертации включает в себя широкий спектр источников на русском, таджикском и английском языках и может быть классифицирована по следующим группам:
1. Международные договора и соглашения Республики Таджикистан и Российской Федерации, которые позволят составить общее представление об основных направлениях внешней политики и развитии двухсторонних и отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации
2. Межправительственные соглашения, которые способствуют регулированию отношений в различных направлениях сотрудничества. Документы в сфере трудовой миграции «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации» , в военной сфере «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан, опубликованные на сайте Министерства иностранных дел. Соглашение России и Таджикистана о сотрудничестве в ряде областей и др.;
3. Документы аналитического и справочного характера международных организаций, которые дают комплексное представление о деятельности государств в рамках: ЕАЭС, ШОС, СНГ (Договор о создании Евразийского экономического союза , документы Евразийского фонда стабилизации и развития и др.);
4. Совместные заявления и выступления Владимира Путина и Эмомали Рахмона, способствующие прогрессу в совместной реализации поставленных целей развития двухсторонних отношений между странами (беседа в рамках неформального саммита СНГ , встреча в преддверье олимпиады в Сочи и др.).
Степень разработанности темы.
Теме становления и развитияроссийско-таджикскихотношенийпосвященымногочисленныеработыотечественных и зарубежных исследователей.
Работа Д. Попова освящает тему влияния России на Таджикистан посредством трудовой миграции. Приводятся статистические данные и делается анализ положения таджикских трудовых мигрантов на территории российской Федерации.
В работе М. Равшандоза рассматривается период гражданской войны и роль России в урегулировании межтаджикского конфликта.
В работе Р. Алиевой «Экономическое сотрудничество как фактор развития российско-таджикских отношений» дается анализ пути развития российско-таджикских отношений в рамках торгово-экономического сотрудничества.
В работе Е. Панина уделяется внимание проблемным зонам в политических и экономических секторах межгосударственных отношений.
В работе И. В. Степанова анализируются литературная деятельности Б. Г. Лидделла, касающаяся разработке теоретических концептов стратегии и сотрудничества. В рамках ретроспективного анализа теоретических предположений о характере межгосударственного партнерства и концепта «стратегии» делается вывод о том, что стратегическое планирование и дальнейшее развитие партнерства необходимо для развития государства для поддержания международного баланса сил, но также стратегические прерогативы должны предусматривать возможность быстрого переключения между союзниками или осуществления параллельного разрешения возникающих проблем для максимизации осуществления стратегического планирования. При этом, делается акцент на том, что необходимо соизмерять государственные возможности и последствия на мировую систему до совершения непосредственных действий.
Кроме того, следует особенно выделить ряд общетеоретических работ, посвященных изучению теории партнерства и взаимодействия на мировой арене. Л. Чеховская в своей работе «Theconceptofstrategicpartnershipasaninputinthemodernalliancetheory» проводит анализ важности стратегического партнерства в международных отношениях. Также она определяет динамику и условия развития стратегического партнерства.
Профессор стратегического управления Школы бизнеса Зиклин, Т.К. Дас в своей работе выдвигает теорию стратегических альянсов. Приходит к выводу, что теория стратегических альянсов является малоизученной .
В работе О. С. Лоховской «Объединения государств: общетеоретические и международные вопросы» рассматриваются вопросы определения и теоретического обоснования межгосударственного сотрудничества. В частности, автор говорит о том, что объединение государств в различной форме было присуще всем историческим периодом, но к настоящему моменту существует ряд специальных категорий, среди которых нет понятия «стратегического партнерства», так как это понятие является характеристикой типа отношений и общегосударственной стратегии, чем формой объединения.
В свою очередь, заместитель начальника Управления конверсионных и межбанковских операций А. В. Воробьёв в работе «Сущность и виды стратегического партнерства в международных отношениях» говорит о том, что термин «стратегическое партнерство» в современной политической науке носит размытый характер. Автор подчеркивает, что с учетом гибкости, волатильности и быстрого изменения отдельно взятых примеров стратегического партнерства в научном сообществе до сих пор не был выработан единый подход к данному понятию. Тем не менее, по мнению Воробьева, стратегическое партнерство включает в себя как количественные, так и качественные показатели, которые также конвертируются в сфере духовного сотрудничества, так как именно это сфера позволяет говорить о реальном развитии отношений между странами.
Концептуальное развитие понятия «государственная стратегия» рассматривал А. Я. Стрелков. В своей работе он подчеркивает, что существует различие между «государственной политикой» под которой подразумевается вся совокупность действий государства, а «государственная стратегия» означает направленную политику государства для разрешения отдельных задач. В тоже время автор говорит о сложностях синонимизации политики, так как в том же контексте используются понятия «доктрина», «план» и т.д., что не является верным. Стратегия в понимании Стрелкова – документ, с четко определенным количеством разрешаемых вопросов, а также рядом предполагаемых шагов для их разрешения.
В работе директора Института европейских, российских и евразийских исследований в университете Дж. Вашингтона М. Ларуэль «Eurasia, Eurasianism, EurasianUnion: TerminologicalGapsandOverlaps» рассматриваются понятия «Евразия», «Евразийство» «Евразийский Союз», и роль евразийской идеологии. Делается акцент на отношениях России и стран постсоветского пространства.
В работе «Геополитическая перегруппировка Центральной Азии» докторов политических наук Ю.В. Косоваи А.В. Торопыгина рассматриваются, существующие грозы в виде терроризма и экстремизма. Акцентируется внимание на создании международных организаций и их роли во взаимодействии государств. В работе проводится анализ влияния ведущих стран мира на Центральноазиатский регион. Так, в настоящее время важно уделить внимание развитию двухсторонних отношений в сфере экономического развития.
В работе Р.А.Абдулло «Таджикистан – США: Взаимопонимание и бесконфликтность отношений» , входящей в состав глобального исследования Центральной Азии, проводится анализ влияния США на Таджикистан. При этом, также делается акцент на противостоянии России и США за влияние в Таджикистане и возможности для компромисса.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в рамках настоящей диссертации делается комплексный анализ динамики развития таких важных направления как военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество, России и Таджикистана в рамках стратегического партнерства. Кроме того, рассмотрена и проанализирована специфика взаимодействия России и Таджикистана в связи с приходом к власти «Талибан» в Афганистане (2021г.), а также проведена аналитика социально-экономического и военного взаимодействия государств за последние пару лет, с учетом изменений динамики в период пандемии COVID-19. В заключении работы был сделан вывод о характер о российско-таджикского сотрудничества и дана оценка перспектив развития стратегического партнерства России и Таджикистана.
Методологические основы исследования.
Настоящее исследование имеет комплексный характер, который предполагает изучение различных факторов, направлений внешней политики Республики Таджикистан и Российской Федерации, развитие стратегического партнерства и союзнических отношений между государствами. В работе был использован ряд следующих методов: исторический метод, метод периодизации, метод ситуационного анализа, сравнительно-политический метод, метод анализа, статистический метод и т. д.
Актуальность данной темы состоит в том, что Республика Таджикистан, как одна из стран центральноазиатского региона, находится в тесных связях с Российской Федерацией. Данная тема требует более детального исследования для того, чтобы проследить динамику развития стратегического партнёрства между государствами.
Во-первых, тесное сотрудничество и взаимодействие между Таджикистаном и Россией развивается на протяжении многих лет, дружба народов, глубокое взаимопроникновение культур показали свою эффективность, как для одной, так и для другой стороны.
Во-вторых, на сегодняшний день Российская Федерация остаётся главным союзником для Таджикистана в военной, политической, экономической, социальной и гуманитарных сферах, несмотря на то, что государство проводит многовекторную внешнюю политику.
В-третьих, интересы государства возрастают в рамках не только двухстороннего стратегического партнёрства, но и многостороннего сотрудничества. Так, Таджикистан и Россия имеют общие позиции по большинству концептуальных вопросов международной, региональной политики и интеграционного взаимодействия.
В-четвёртых, дружеские и доверительные отношения глав между государствами, а также – стремление к расширению взаимодействия по всем направлениям являются залогом того, что в перспективе двусторонние связи будут находятся на подъеме, а контакты будут активно продолжают развиваться во всех областях.
Цель исследования: выявить динамику развития стратегического партнёрства между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить роль стратегического партнёрства в современных международных отношениях;
2. Рассмотреть особенности становления межгосударственного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией;
3. Проанализировать основные направления стратегического партнёрства между государствами;
4. Изучить опыт взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации на международной арене;
5. Оценить стратегическое партнёрство Республики Таджикистан и Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются отношения и перспективы развития взаимоотношений Таджикистана и России в современных условиях.
Предметом исследования формирование и развитие таджикско-российских отношений в сферах стратегического взаимодействия.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 2022 годы. Выбор верхней границы обусловлен обретением независимости Республики Таджикистан, которая стремилась укреплять сотрудничество с Российской Федерацией.
Практическая значимость диссертации. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы органами государственной власти России и Таджикистана для разработки различных проектов в военно-политической, социально-экономической, гуманитарной сферах. Основные положения и выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть применены для дальнейшего изучения таджикско-российских отношений. Материалы диссертации можно использовать в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по истории, политологии и международным отношениям.
Источниковая база диссертации включает в себя широкий спектр источников на русском, таджикском и английском языках и может быть классифицирована по следующим группам:
1. Международные договора и соглашения Республики Таджикистан и Российской Федерации, которые позволят составить общее представление об основных направлениях внешней политики и развитии двухсторонних и отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации
2. Межправительственные соглашения, которые способствуют регулированию отношений в различных направлениях сотрудничества. Документы в сфере трудовой миграции «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации» , в военной сфере «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан, опубликованные на сайте Министерства иностранных дел. Соглашение России и Таджикистана о сотрудничестве в ряде областей и др.;
3. Документы аналитического и справочного характера международных организаций, которые дают комплексное представление о деятельности государств в рамках: ЕАЭС, ШОС, СНГ (Договор о создании Евразийского экономического союза , документы Евразийского фонда стабилизации и развития и др.);
4. Совместные заявления и выступления Владимира Путина и Эмомали Рахмона, способствующие прогрессу в совместной реализации поставленных целей развития двухсторонних отношений между странами (беседа в рамках неформального саммита СНГ , встреча в преддверье олимпиады в Сочи и др.).
Степень разработанности темы.
Теме становления и развитияроссийско-таджикскихотношенийпосвященымногочисленныеработыотечественных и зарубежных исследователей.
Работа Д. Попова освящает тему влияния России на Таджикистан посредством трудовой миграции. Приводятся статистические данные и делается анализ положения таджикских трудовых мигрантов на территории российской Федерации.
В работе М. Равшандоза рассматривается период гражданской войны и роль России в урегулировании межтаджикского конфликта.
В работе Р. Алиевой «Экономическое сотрудничество как фактор развития российско-таджикских отношений» дается анализ пути развития российско-таджикских отношений в рамках торгово-экономического сотрудничества.
В работе Е. Панина уделяется внимание проблемным зонам в политических и экономических секторах межгосударственных отношений.
В работе И. В. Степанова анализируются литературная деятельности Б. Г. Лидделла, касающаяся разработке теоретических концептов стратегии и сотрудничества. В рамках ретроспективного анализа теоретических предположений о характере межгосударственного партнерства и концепта «стратегии» делается вывод о том, что стратегическое планирование и дальнейшее развитие партнерства необходимо для развития государства для поддержания международного баланса сил, но также стратегические прерогативы должны предусматривать возможность быстрого переключения между союзниками или осуществления параллельного разрешения возникающих проблем для максимизации осуществления стратегического планирования. При этом, делается акцент на том, что необходимо соизмерять государственные возможности и последствия на мировую систему до совершения непосредственных действий.
Кроме того, следует особенно выделить ряд общетеоретических работ, посвященных изучению теории партнерства и взаимодействия на мировой арене. Л. Чеховская в своей работе «Theconceptofstrategicpartnershipasaninputinthemodernalliancetheory» проводит анализ важности стратегического партнерства в международных отношениях. Также она определяет динамику и условия развития стратегического партнерства.
Профессор стратегического управления Школы бизнеса Зиклин, Т.К. Дас в своей работе выдвигает теорию стратегических альянсов. Приходит к выводу, что теория стратегических альянсов является малоизученной .
В работе О. С. Лоховской «Объединения государств: общетеоретические и международные вопросы» рассматриваются вопросы определения и теоретического обоснования межгосударственного сотрудничества. В частности, автор говорит о том, что объединение государств в различной форме было присуще всем историческим периодом, но к настоящему моменту существует ряд специальных категорий, среди которых нет понятия «стратегического партнерства», так как это понятие является характеристикой типа отношений и общегосударственной стратегии, чем формой объединения.
В свою очередь, заместитель начальника Управления конверсионных и межбанковских операций А. В. Воробьёв в работе «Сущность и виды стратегического партнерства в международных отношениях» говорит о том, что термин «стратегическое партнерство» в современной политической науке носит размытый характер. Автор подчеркивает, что с учетом гибкости, волатильности и быстрого изменения отдельно взятых примеров стратегического партнерства в научном сообществе до сих пор не был выработан единый подход к данному понятию. Тем не менее, по мнению Воробьева, стратегическое партнерство включает в себя как количественные, так и качественные показатели, которые также конвертируются в сфере духовного сотрудничества, так как именно это сфера позволяет говорить о реальном развитии отношений между странами.
Концептуальное развитие понятия «государственная стратегия» рассматривал А. Я. Стрелков. В своей работе он подчеркивает, что существует различие между «государственной политикой» под которой подразумевается вся совокупность действий государства, а «государственная стратегия» означает направленную политику государства для разрешения отдельных задач. В тоже время автор говорит о сложностях синонимизации политики, так как в том же контексте используются понятия «доктрина», «план» и т.д., что не является верным. Стратегия в понимании Стрелкова – документ, с четко определенным количеством разрешаемых вопросов, а также рядом предполагаемых шагов для их разрешения.
В работе директора Института европейских, российских и евразийских исследований в университете Дж. Вашингтона М. Ларуэль «Eurasia, Eurasianism, EurasianUnion: TerminologicalGapsandOverlaps» рассматриваются понятия «Евразия», «Евразийство» «Евразийский Союз», и роль евразийской идеологии. Делается акцент на отношениях России и стран постсоветского пространства.
В работе «Геополитическая перегруппировка Центральной Азии» докторов политических наук Ю.В. Косоваи А.В. Торопыгина рассматриваются, существующие грозы в виде терроризма и экстремизма. Акцентируется внимание на создании международных организаций и их роли во взаимодействии государств. В работе проводится анализ влияния ведущих стран мира на Центральноазиатский регион. Так, в настоящее время важно уделить внимание развитию двухсторонних отношений в сфере экономического развития.
В работе Р.А.Абдулло «Таджикистан – США: Взаимопонимание и бесконфликтность отношений» , входящей в состав глобального исследования Центральной Азии, проводится анализ влияния США на Таджикистан. При этом, также делается акцент на противостоянии России и США за влияние в Таджикистане и возможности для компромисса.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в рамках настоящей диссертации делается комплексный анализ динамики развития таких важных направления как военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество, России и Таджикистана в рамках стратегического партнерства. Кроме того, рассмотрена и проанализирована специфика взаимодействия России и Таджикистана в связи с приходом к власти «Талибан» в Афганистане (2021г.), а также проведена аналитика социально-экономического и военного взаимодействия государств за последние пару лет, с учетом изменений динамики в период пандемии COVID-19. В заключении работы был сделан вывод о характер о российско-таджикского сотрудничества и дана оценка перспектив развития стратегического партнерства России и Таджикистана.
Методологические основы исследования.
Настоящее исследование имеет комплексный характер, который предполагает изучение различных факторов, направлений внешней политики Республики Таджикистан и Российской Федерации, развитие стратегического партнерства и союзнических отношений между государствами. В работе был использован ряд следующих методов: исторический метод, метод периодизации, метод ситуационного анализа, сравнительно-политический метод, метод анализа, статистический метод и т. д.
Стратегическое партнерство между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан основываются на принципах взаимовыгоды и взаимоуважения.
После распада СССР и до начала гражданской войны в республике Таджикистан, Россия и Таджикистан начали закладыватьфундамент для становления стратегического партнерства. Были заключены различные договора по всем направлениям сотрудничества. В период гражданской войны в Таджикистане Россия была заинтересована в урегулировании межтаджикского конфликта. Она всячески помогала и поддерживала на международной арене, предоставила площадку для переговорного процесса между оппозицией и правительством Таджикистана. Положение Таджикистана после войны было критическим. Российская Федерация была одним из первых государств, которая начала помогать в восстановлении республики.
После окончания войны, в Таджикистане начался период восстановления. Сотрудничество с Российской Федерацией начало динамично развиваться. Россия активно стала помогать республике Таджикистан в восстановлении инфраструктуры, экономики страны.
Благодаря поддержке Российской Федерации, Таджикистан смог выйти на новый уровень развития своей государственности и повышать свой политический имидж во внешней политике. Это связано с активным участием республики на международной арене, возможностью развития отношений с другими государствами.
Поэтому, Российская Федерация и Республика Таджикистан как на основе двухстороннего сотрудничества, так и в рамках международных организаций развивают социально-экономическое и военное сотрудничество, разрабатывают и реализовывают различные проекты, принимают участие в форумах, саммитах, чтобы совместно противостоять, существующим угрозам.
В начале XXIвека российско-таджикские отношения вышли на новый уровень развития. В 2012 году Владимир Путин в очередной раз становится президентом Российской Федерации. С его приходом на президентский пост стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном начало новую фазу активного развития. Здесь большую роль играют личные отношения между президентами России и Таджикистана. Это является одним из важных факторов, которые послужили началу углубленного сотрудничества стран в военно-политической и социально-экономической сферах. Договорно-правовая база начала расширяться, за счет подписанных соглашений и договоров на долгосрочную перспективу.
Неоднократно президенты России и Таджикистана проводили переговоры на высшем уровне.По их совместным заявлениямможно говорить о динамике развития стратегического партнерства.
Динамика развития стратегического партнерства заключается в расширении и углублении сотрудничества в военно-политическом и социально экономическом направлении. Что выражается, во-первых, в увеличении количества межгосударственных соглашений в военной сфере, во-вторых, усиления кооперации в области военного сотрудничества, в частности, в проведении совместных военных учений и обучения российскими офицерами таджикских солдат, в-третьих, в системном и стабильном увеличении товарооборота и наращивании сотрудничества в торгово-инвестиционной сфере.
Военно-политическое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан является одним из важных аспектов развития стратегического партнерства и союзнических отношений. На фоне существующих угроз, с каждым годом Россия и Таджикистан вырабатывают новые механизмы для их предотвращения распространения. Это очень важно, поскольку сегодняшняя ситуация в Афганистане может в любой момент дестабилизировать внутреннюю и внешнюю обстановку в странах Центральной Азии и Российской Федерации.
В рамках военно-политической сотрудничества Российская Федерация был заключен договор о пребывании 201-й военной базы на территории республики. После, срок пребывания российской базы продлевался.С 2012 и по 2021 года увеличиваются поставки вооружения в Республику Таджикистан. Совместно укрепляется таджикско-афганская граница. На территории Таджикистана проводились боевые учения. С каждым разом число военнослужащих увеличивалось, тем самым в Вооруженных силах Республики Таджикистан появлялось больше подготовленных специалистов.
Социально-экономический фактор также повлиял на формирование стратегического партнерства между Россией и Таджикистаном. С 2014 года прослеживается рост товарооборота между Россией и Таджикистаном. Для Российской Федерации важно оставаться главным партнером и инвестором в экономику Таджикистана. Так, она укрепляет свое влияние на государство, что способствует возможности двум странам поддерживать и развивать сотрудничество на двухсторонней основе в рамках стратегического партнерства.
Еще одним важным фактором, который послужил развитию стратегического партнерства – совместное участие России и Таджикистана на международной арене.
Как для России, так и для Таджикистана важную роль играет безопасность всего Центральноазиатского региона. Любые конфликты, угрозы в Центральной Азии, способны дестабилизировать обстановку в каждом государстве региона.
Российская Федерация и Республика Таджикистан состоят в ОДКБ и ШОС. Учитывая, что в рамках ОДКБ Россия и Таджикистан поводили лишь совместные учения, в 2022 году они смогли впервые принять участие в миротворческой операции в Казахстане.
В рамках ШОС Таджикистан и Россия предоставляют площадки для проведения саммитов. Ежегодно страны принимают активное участиев форумах, заседаниях, конференциях, становятся инициаторами различных проектов.
На развитие стратегического партнерства повлияли и совместные усилия России и Таджикистана по предотвращению распространения терроризма, экстремизма и сепаратизма, и контролем ситуации вАфганистане. Особо актуальной эта проблема стала в 2021 году, когда к власти пришли талибы. В связи с этим, увеличилось число проведения боевых учений на территории Таджикистана, совместными усилиями Россия и Таджикистан начали укреплять таджикско-афганскую границу, увеличилось количество встреч на высшем уровне двух стран для обсуждения дальнейших шагов по предотвращению настоящей угрозы.
Благодаря совместным усилиям, Россия и Таджикистан продолжают борьбу, с существующими угрозами:
1. Распространение терроризма, экстремизма и сепаратизма.
3. Распространение наркотиков.
Существуют факторы, которые указывают и на проблемы в российско-таджикских отношениях.
Республика Таджикистан на международной арене не всегда является поддержкой для России в случае каких-либо конфликтов. Это связано с тем, что республика пытается лавировать между государствами, оставаясь в тени. Власти Таджикистана понимают, насколько важно поддерживать дружеские отношения не только с Российской Федерацией. Однако, для России Таджикистан остается важным стратегическим партнером и союзником. Здесь позиция Российской Федерации обусловлена тем, что Таджикистан во многих аспектах зависим от России. В особенности это касается сферы трудовой миграции. В то же время, такая зависимость ограничивает Республику Таджикистан в возможности проводить свою внешнюю политику вне российского влияния.
Важной проблемой для России, которая существует в межгосударственных отношениях– пребывание большого количества таджикских мигрантов на территории Российской Федерации. В рамках миграционного законодательства вводятся определенные ограничения. Этот вопрос является важным, поскольку на территорию России пребывает большое количество граждан. Соответственно, с существующими проблемами появляется нелегальность пребывания таджикских мигрантов. Данный вопрос был бы разрешен в рамках сотрудничества России и Таджикистана в ЕАЭС. В рамках организации существует упрощенная система пребывания мигрантов на территориях стран участниц. Однако, Таджикистан не спешит становится ее участницей. Были проанализированы, как плюсы, так и минусы от интеграции республики в международную организацию.
Следует отметить, что в краткосрочной перспективе вступление Таджикистана в ЕАЭС является маловероятным. В отношении данной темы больше влияние оказывает не внешний фактор со стороны влияния третьих стран, а именно ситуация внутри страны. Для самого государства, при правильной и взвешенной политике, интеграция в ЕАЭС мог послужить отличным вариантом для развития экономики, поддержки со стороны стран – частниц организации. Однако, правительство республики не совсем заинтересовано о тех привилегиях, которые предоставляет ЕАЭС. Это может изменить систему их деятельности и пребывания у власти.
Несмотря на существующие проблемы, все же существует большой спектр сфер для развития дальнейшего сотрудничества. Для Республики Таджикистан, в силу своего политического и экономического положения, важно оставаться рядом с Россией, как главным партнером и союзником. Без Российской Федерации у республики нет больших возможностей противостоять внешним угрозам.
Дальнейшее стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном будет укрепляться, благодаря, уже созданной договорно-правовой базе. Таджикистан высоко оценивает роль России как гаранта стабильности, мира и безопасности в Центральной Азии. В связи с этим Таджикистан заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией. На базе, подписанных раннее договоров, стратегическое партнерство Российской Федерации и Республики Таджикистан будет развиваться по разным направлениям.
Продолжится активная работа Межпарламентской комиссии России и Таджикистана, которая показала свою эффективность в экономическом направлении.
Таджикистан и Россия заинтересованы в дальнейшем расширении экономического сотрудничества, повышении товарооборота между странами. Исходя из нынешнего экономического положения России, возможность увеличения экспорта и импорта высока. Важным является инвестиционное сотрудничество, исходя из разработанных инвестиционных проектов на ближайшую перспективу.
Исходя из существующих угроз, Россия и Таджикистан заинтересованы и дальше сотрудничать в сфере безопасности, совместно участвовать на площадках, разрабатывать стратегии и искать решения по недопущению их распространения.
После распада СССР и до начала гражданской войны в республике Таджикистан, Россия и Таджикистан начали закладыватьфундамент для становления стратегического партнерства. Были заключены различные договора по всем направлениям сотрудничества. В период гражданской войны в Таджикистане Россия была заинтересована в урегулировании межтаджикского конфликта. Она всячески помогала и поддерживала на международной арене, предоставила площадку для переговорного процесса между оппозицией и правительством Таджикистана. Положение Таджикистана после войны было критическим. Российская Федерация была одним из первых государств, которая начала помогать в восстановлении республики.
После окончания войны, в Таджикистане начался период восстановления. Сотрудничество с Российской Федерацией начало динамично развиваться. Россия активно стала помогать республике Таджикистан в восстановлении инфраструктуры, экономики страны.
Благодаря поддержке Российской Федерации, Таджикистан смог выйти на новый уровень развития своей государственности и повышать свой политический имидж во внешней политике. Это связано с активным участием республики на международной арене, возможностью развития отношений с другими государствами.
Поэтому, Российская Федерация и Республика Таджикистан как на основе двухстороннего сотрудничества, так и в рамках международных организаций развивают социально-экономическое и военное сотрудничество, разрабатывают и реализовывают различные проекты, принимают участие в форумах, саммитах, чтобы совместно противостоять, существующим угрозам.
В начале XXIвека российско-таджикские отношения вышли на новый уровень развития. В 2012 году Владимир Путин в очередной раз становится президентом Российской Федерации. С его приходом на президентский пост стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном начало новую фазу активного развития. Здесь большую роль играют личные отношения между президентами России и Таджикистана. Это является одним из важных факторов, которые послужили началу углубленного сотрудничества стран в военно-политической и социально-экономической сферах. Договорно-правовая база начала расширяться, за счет подписанных соглашений и договоров на долгосрочную перспективу.
Неоднократно президенты России и Таджикистана проводили переговоры на высшем уровне.По их совместным заявлениямможно говорить о динамике развития стратегического партнерства.
Динамика развития стратегического партнерства заключается в расширении и углублении сотрудничества в военно-политическом и социально экономическом направлении. Что выражается, во-первых, в увеличении количества межгосударственных соглашений в военной сфере, во-вторых, усиления кооперации в области военного сотрудничества, в частности, в проведении совместных военных учений и обучения российскими офицерами таджикских солдат, в-третьих, в системном и стабильном увеличении товарооборота и наращивании сотрудничества в торгово-инвестиционной сфере.
Военно-политическое сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан является одним из важных аспектов развития стратегического партнерства и союзнических отношений. На фоне существующих угроз, с каждым годом Россия и Таджикистан вырабатывают новые механизмы для их предотвращения распространения. Это очень важно, поскольку сегодняшняя ситуация в Афганистане может в любой момент дестабилизировать внутреннюю и внешнюю обстановку в странах Центральной Азии и Российской Федерации.
В рамках военно-политической сотрудничества Российская Федерация был заключен договор о пребывании 201-й военной базы на территории республики. После, срок пребывания российской базы продлевался.С 2012 и по 2021 года увеличиваются поставки вооружения в Республику Таджикистан. Совместно укрепляется таджикско-афганская граница. На территории Таджикистана проводились боевые учения. С каждым разом число военнослужащих увеличивалось, тем самым в Вооруженных силах Республики Таджикистан появлялось больше подготовленных специалистов.
Социально-экономический фактор также повлиял на формирование стратегического партнерства между Россией и Таджикистаном. С 2014 года прослеживается рост товарооборота между Россией и Таджикистаном. Для Российской Федерации важно оставаться главным партнером и инвестором в экономику Таджикистана. Так, она укрепляет свое влияние на государство, что способствует возможности двум странам поддерживать и развивать сотрудничество на двухсторонней основе в рамках стратегического партнерства.
Еще одним важным фактором, который послужил развитию стратегического партнерства – совместное участие России и Таджикистана на международной арене.
Как для России, так и для Таджикистана важную роль играет безопасность всего Центральноазиатского региона. Любые конфликты, угрозы в Центральной Азии, способны дестабилизировать обстановку в каждом государстве региона.
Российская Федерация и Республика Таджикистан состоят в ОДКБ и ШОС. Учитывая, что в рамках ОДКБ Россия и Таджикистан поводили лишь совместные учения, в 2022 году они смогли впервые принять участие в миротворческой операции в Казахстане.
В рамках ШОС Таджикистан и Россия предоставляют площадки для проведения саммитов. Ежегодно страны принимают активное участиев форумах, заседаниях, конференциях, становятся инициаторами различных проектов.
На развитие стратегического партнерства повлияли и совместные усилия России и Таджикистана по предотвращению распространения терроризма, экстремизма и сепаратизма, и контролем ситуации вАфганистане. Особо актуальной эта проблема стала в 2021 году, когда к власти пришли талибы. В связи с этим, увеличилось число проведения боевых учений на территории Таджикистана, совместными усилиями Россия и Таджикистан начали укреплять таджикско-афганскую границу, увеличилось количество встреч на высшем уровне двух стран для обсуждения дальнейших шагов по предотвращению настоящей угрозы.
Благодаря совместным усилиям, Россия и Таджикистан продолжают борьбу, с существующими угрозами:
1. Распространение терроризма, экстремизма и сепаратизма.
3. Распространение наркотиков.
Существуют факторы, которые указывают и на проблемы в российско-таджикских отношениях.
Республика Таджикистан на международной арене не всегда является поддержкой для России в случае каких-либо конфликтов. Это связано с тем, что республика пытается лавировать между государствами, оставаясь в тени. Власти Таджикистана понимают, насколько важно поддерживать дружеские отношения не только с Российской Федерацией. Однако, для России Таджикистан остается важным стратегическим партнером и союзником. Здесь позиция Российской Федерации обусловлена тем, что Таджикистан во многих аспектах зависим от России. В особенности это касается сферы трудовой миграции. В то же время, такая зависимость ограничивает Республику Таджикистан в возможности проводить свою внешнюю политику вне российского влияния.
Важной проблемой для России, которая существует в межгосударственных отношениях– пребывание большого количества таджикских мигрантов на территории Российской Федерации. В рамках миграционного законодательства вводятся определенные ограничения. Этот вопрос является важным, поскольку на территорию России пребывает большое количество граждан. Соответственно, с существующими проблемами появляется нелегальность пребывания таджикских мигрантов. Данный вопрос был бы разрешен в рамках сотрудничества России и Таджикистана в ЕАЭС. В рамках организации существует упрощенная система пребывания мигрантов на территориях стран участниц. Однако, Таджикистан не спешит становится ее участницей. Были проанализированы, как плюсы, так и минусы от интеграции республики в международную организацию.
Следует отметить, что в краткосрочной перспективе вступление Таджикистана в ЕАЭС является маловероятным. В отношении данной темы больше влияние оказывает не внешний фактор со стороны влияния третьих стран, а именно ситуация внутри страны. Для самого государства, при правильной и взвешенной политике, интеграция в ЕАЭС мог послужить отличным вариантом для развития экономики, поддержки со стороны стран – частниц организации. Однако, правительство республики не совсем заинтересовано о тех привилегиях, которые предоставляет ЕАЭС. Это может изменить систему их деятельности и пребывания у власти.
Несмотря на существующие проблемы, все же существует большой спектр сфер для развития дальнейшего сотрудничества. Для Республики Таджикистан, в силу своего политического и экономического положения, важно оставаться рядом с Россией, как главным партнером и союзником. Без Российской Федерации у республики нет больших возможностей противостоять внешним угрозам.
Дальнейшее стратегическое партнерство между Россией и Таджикистаном будет укрепляться, благодаря, уже созданной договорно-правовой базе. Таджикистан высоко оценивает роль России как гаранта стабильности, мира и безопасности в Центральной Азии. В связи с этим Таджикистан заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с Россией. На базе, подписанных раннее договоров, стратегическое партнерство Российской Федерации и Республики Таджикистан будет развиваться по разным направлениям.
Продолжится активная работа Межпарламентской комиссии России и Таджикистана, которая показала свою эффективность в экономическом направлении.
Таджикистан и Россия заинтересованы в дальнейшем расширении экономического сотрудничества, повышении товарооборота между странами. Исходя из нынешнего экономического положения России, возможность увеличения экспорта и импорта высока. Важным является инвестиционное сотрудничество, исходя из разработанных инвестиционных проектов на ближайшую перспективу.
Исходя из существующих угроз, Россия и Таджикистан заинтересованы и дальше сотрудничать в сфере безопасности, совместно участвовать на площадках, разрабатывать стратегии и искать решения по недопущению их распространения.
Подобные работы
- ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2008-2018 ГТ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MILITARY DIPLOMACY AS A TOOL OF FOREIGN POLICY OF RUSSIAN FEDERATION
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ СРЕДНЕАЗИАТСКИХ РЕСПУБЛИК И РОССИИ)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ОТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» (2002–2022 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА В РАМКАХ ШОС, 2012-2016
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОДКБ как институт обеспечения коллективной безопасности: проблема эффективности
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



