Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экзистенциальная проблематика в немецкоязычной постапокалиптической прозе («Черные зеркала» А. Шмидта и «Стена» М. Хаусхофер)

Работа №138968

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Постапокалиптический роман и поэтологические особенности жанра
1.1. История становления и развития постапокалиптического жанра в литературе
1.2. Западная постапокалиптическая проза и ее особенности во второй половине ХХ века
ВЫВОДЫ по главе I
ГЛАВА II. Экзистенциальная проблематика в немецкоязычной постапокалиптической прозе
2.1 Особенности изображения экзистенциальной проблематики в романе «Стана» М. Хаусхофер…
2.2 Экзистенциальная проблематика и особенности ее изображения в романе «Черные зеркала» А. Шмидта
2.3 Сравнительный анализ изображения экзистенциальной проблематики в постапокалиптической прозе М. Хаусхофер и А. Шмидта
ВЫВОДЫ по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Настоящая диссертация посвящена исследованию экзистенциальной проблематики в немецкоязычной постапокалиптической прозе.
Постапокалиптический жанр – это художественное изучение человека и социума, оказавшегося в предельной ситуации в результате глобальной катастрофы. В западной литературе второй половины ХХ века существенное место занимает обращение к событию глобальной катастрофы. Постапокалиптическая тема еще в первую половину девятнадцатого столетия привлекала писателей, реагировавших на стремительный технический прогресс в западном обществе и усматривавших в нем истоки возможной вселенской катастрофы. Экзистенциальная проблематика в постапокалиптической прозе является одним из важных и широко обсуждаемых аспектов. Одна из ключевых тем, связанных с экзистенциальной проблематикой в постапокалиптической прозе, — это вопрос о смысле жизни и ценности человеческого существования в мире, где все привычные социальные, экономические и политические структуры разрушены.
Теоретической базой нашего исследования выступают труды и критика таких ученых как А.В. Турчин, Э. Сауэр, Е. Коссак, М. Хайдеггер, Т. Хефферман. При рассмотрении экзистенциальной проблематики в постапокалиптической романной литературе использовались работы Ж-П. Сарта, А. Камю, В.И. Добрынина, Т.М. Тузова и др.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена тем, что в данной работе мы обратимся к сравнительной тематике важного литературного вопроса на материале немецкоязычных писателей Арно Шмидта и Марлен Хаусхофер, представляющих большой интерес для изучения.
Научная новизна работы обусловлена тем, что сравнительное изучение поэтики и проблематики постапокалиптической прозы на материале данных романов ранее не было исследовано.
Объектом исследования являются экзистенциальная проблематика в немецкоязычной постапокалиптической прозе.
Предмет исследования – особенности изображения экзистенциальной проблематики в немецкоязычных постапокалиптических романах «Черные зеркала» Арно Шмидта и «Стена» Марлен Хаусхофер.
Целью работы является – изучение особенностей проявления экзистенциальной проблематики в постапокалиптической прозе в контексте западной литературы 1940 – 1970 годов.
В соответствии с целью исследования были решены следующие задачи:
1) рассмотреть историю и поэтологические особенности жанра постапокалиптической прозы во второй половине ХХ века.
2) представить основные произведения западных писателей второй половины ХХ, которые имеют отношение к постапокалиптическую роману и изображению экзистенциальной проблематики.
3) проанализировать особенности изображения экзистенциальной проблематики в романах «Черные зеркала» А. Шмидта и «Стена» М. Хаусхофер.
4) провести сравнительный анализ изображения экзистенциальной проблематики и поэтики в немецкоязычной постапокалиптической прозе.
Методологической основой исследования послужил культурно-исторический метод в сочетании с методом сравнительного анализа, как наиболее эффективные для решения поставленных задач.
Материалом исследования являются романы А. Шмидта «Черные зеркала» и М. Хаусхофер «Стена».
Логика исследования и последовательность решения поставленных задач обусловили структуру работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 63 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе магистерского исследования мы обратились к изображению экзистенциальной проблематики в немецкоязычной постапокалиптической прозе на материале романов "Чёрные зеркала" Арно Шмидта и "Стена" Марлен Хаусхофер.
Целью нашего исследования было изучение особенностей проявления экзистенциальной проблематики в постапокалиптической прозе в контексте западной литературы 1940 – 1970 годов. Отталкиваясь от данной цели, мы поставили перед собой ряд задач, которые постарались выполнить в ходе работы.
Во-первых, была рассмотрена история и поэтологические особенности жанра постапокалиптической прозы во второй половине ХХ века. Постапокалиптический роман как литературный жанр начинает свое формирование с первой половины XIX века, и его развитие продолжается и сегодня. Прослеживая этапы развития постапокалиптического романа, можно заключить, что в такого рода произведениях менялись протагонисты, эпохи, ситуации, но неизменным оставалось лишь одно - ужасающая катастрофа, которая полностью меняла мир и человечество. Главные герои повествования, находясь в «пограничной» ситуации, ощущая дыхание смерти, находили опору в самих себе, в своей экзистенции, боролись за свою жизнь и пересматривали свои взгляды.
Во-вторых, мы представили основные произведения западных писателей второй половины ХХ, которые имеют отношение как к постапокалиптическую роману, так и к изображению экзистенциальной проблематики. На данном этапе мы обратились к романам французских экзистенциалистов, которые оказали сильнейшее влияние на многих писателей 2-й половины ХХ века. Анализируя произведения Ж-П. Сартра и А. Камю, удалось выяснить, что важной темой в их произведениях становится независимость человеческого сознания, смысла, онтологического статуса и предназначения личности, свободы индивида, его поступков, действий и ответственности за них. По убеждению экзистенциалистов, и философия, и литература должны помогать человеку, охваченному трагическим настроением, мироощущением, искать и находить свое Я, смысл своей жизни в «абсурдных», «пограничных» ситуациях.
Проведенное исследование помогло подготовить и собрать необходимый теоретический материал для анализа экзистенциальной проблематики в немецкоязычной постапокалиптической прозе.
В-третьих, мы проанализировали романы "Чёрные зеркала" Арно Шмидта и "Стена" Марлен Хаусхофер и то, как в них изображается совершенно новый мир после катастрофы, где главные герои вынуждены столкнуться с экзистенциальными вопросами, поисками своей идентичности, смысла жизни. В результате анализа было получено более глубокое понимание экзистенциальных тем, затронутых в постапокалиптических произведениях. Оба романа также углубляются в экзистенциальные вопросы, такие как одиночество, свобода выбора и поиск смысла в безлюдном постапокалиптическом пространстве. Главные герои сталкиваются с непростыми решениями, внутренними противоречиями и психологическими испытаниями, которые заставляют их искать глубокие истины в самих себе и в мире вокруг них.
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ двух постапокалиптических романов, выявили сходства и различия в изображении экзистенциальной проблематики. Благодаря описанию природы, одиночеству и «пограничной» ситуации, в которой оказываются протагонисты, анализу человеческого поведения, оба романа позволяют составить детальное представление о человеке и его внутреннем состоянии перед лицом экстремальных обстоятельств. В результате исследования удалось выяснить, что постапокалиптические романы «Черные зеркала» и «Стена» акцентируют внимание на описании одиночества, отчужденности, изоляции и смысла бытия. Также при работе с данной темой удалось выявить особый тип постапокалиптического повествования, где авторы представляют историю «последнего» человека, который выжил после «не выявленной» катастрофы, или являлся ее очевидцем. Оба произведения показывают, как экзистенциальная проблематика, и вопросы бытия влияют на внутренний мир героев и их стремление найти смысл в хаотическом и неустойчивом мире.



1. Schmidt, A. Nobodaddy‘s Kinder: Aus dem Leben eines Fauns. Brand’s Haide. Schwarze Spiegel. – Zürich: Haffmans Verlag, 1991– 510 S.
2. Haushofer, M. Die Wand. – Berlin: List Taschenbuch, 2008 – 276 S.
3. Шмидт А. Ничейного отца дети / пер., примеч. и послесл Т. А. Баскаковой. – СПб.: Изд-во «ИД Ивана Лимбаха», 2017. – 648 с.
4. Хаусхофер М. Стена / пер. Е. Крепак. – СПб.: Изд-во «Фантакт», 1994. – 286 с.
Научно-исследовательская литература
5. Березовская Л.С., Демченков С.А. Постапокалиптика как жанр научной/ паранаучной фантастики // Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. – 2016. - № 4 (13). – с. 64 – 67.
6. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. – М.: Высшая школа, 1963. – 121 с.
7. Давыдов Ю. Н. Экзистенциалистская волна и её преодоление // История литературы ФРГ. - М.: Наука, 1980. – 163 с.
8. Добрынина В. И. Философия XX века. – М.:Изд-во ЦИНО общества «Знание» России, 2007. – 288 с.
9. Захарова Т. В. Катастрофизм как явление европейской и русской культуры первой трети XX в // Вестник ТГУ. – 2012. – №1. – С. 184-189.
10. Ильин С.С. Странничество в постапокалиптике: идеи и структура жанра // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - № 2 – Т.1. – с. 302 – 306.
11. Камю А. Избранное: сборник / А.Камю; пер. с фр.; сост. С. Великовского. – М.: Радуга, 1988. – 464 с.
12. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. [Текст] / А. Камю // – М.: Поппури, – 2000. – 544 с.
13. Камю А. Абсурдное рассуждение //Статьи, эссе, записные книжки/ A. Камю. – М.: Наука, 1990 – С. 56.
14. Консон Г. Р. Катастрофическое ощущение жизни и катастрофизм личности // Вестник ЧГАКИ. – 2015. – №3 (43). – С. 37-45.
15. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М.: Политиздат,1980. – 360 с.
16. Кристофер Д. Смерть травы. [Электронный ресурс]. – URL: https://libcat.ru/knigi/fantastika-i-fjentezi/225530-dzhon-kristofer-smert-travy.html – (Дата обращения: 08.04.23).
17. Кубарева Н. П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. – М.:Изд-во Моск. Лицей, 2002. – С. 18-54.
18. Лондон Дж. Приключение. Джон – Ячменное зерно. Алая чума. – Ростов-на-Дону: Орфей, 1992. – 384 с.
19. Лега В.П. История западной философии. Часть 1. Античность. Средневековье. Возрождение. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 543 с.
20. Лэндис Дж. А. Апокалиптическая фантастика. – Изд: Азбука, 2012. – 133 с.
21. Лунькова Л. Н. Возможные миры художественной литературы // Вестник Челябинского государственного университета. – Филология. Искусствоведение. – 2009. – №35 (173). – С. 111-114.
22. Мамардашвили М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра //Экзистенциализм. – М.: Прогресс, 1966. – С. 151-159.
23. Матисон Р. Я – легенда. [Электронный ресурс]. – URL: 100bestbooks.ru›files/Matheson_Ya_Legenda.pdf. – (Дата обращения: 20.03.23).
24. Могилевич М. Н. Апокалипсические представления в европейской культуре XX века: дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2011. – 165 с.
25. Моисеева Л.А. История цивилизаций. [Электронный ресурс] // Курс лекций – URL: https://studfile.net/preview/5259679/page:25/ – (Дата обращения: 12.04.23).
26. Неронова И. В. Теория возможных миров: предпосылки создания, основные задачи и подход к художественному миру литературного произведения // Социальные и гуманитарные знания. – 2015. – №4 (4). – T. 1. – С. 277-283.
27. Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. –М.: Искусство, 1964. – 390 с.
28. По Э. Черный кот. [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.su/GMdRqn – (Дата обращения: 15.04.23).
29. Сартр Ж-П. Тошнота // Иностранная литература. – 1989. – № 7. – С. 5-127.
30. Тузова Т. М. Ответственность личности за свое бытие в мире: Критика концепций французского экзистенциализма. М: Наука и техника, 1987. – 158 с.
31. Турчин А. В. Структура глобальной катастрофы. – М.: ЛКИ, 2011. – 432 с.
32. Уиндем Д. День триффидов. [Электронный ресурс]. – URL: https://sharlib.com/read_314838-1 – (Дата обращения: 20.02.23).
33. Уэллс Г. Очерки истории цивилизации. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с.
34. Федяева Н. Д. Норма vs. не-норма = ожидаемое vs. неожиданное // Сибир. филолог. журн. – 2009. – № 2. – С. 136-143.
35. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. – М.: Прогресс, 1999. – 320 с.
36. Франк, А. Фантастический апокалипсис и постапокалипсис в литературе // Sci – Fi Now. – 1978. – С. 75-76.
37. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб: A-cad, 1994. – 347 с.
38. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Изд-во Ad Marginem, 2005. – 451 с.
39. Чеснова Е. Н., Мансурова Ш. И., Снытина А. А. Философия миров постапокалипсиса в современной культуре // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2017. – №2 (22). – С. 46-54.
40. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (По работам М. Хайдеггера и А. Камю). – М.: МАКС Пресс, 2002. – 207 с.
41. Шелли М. Последний человек. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livelib.ru/book/563098/readpart-poslednij-chelovek-meri-shelli – (Дата обращения: 20.02.23).
42. Шляпентох В. Э., Шубкин В. Н., Ядов В. А. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (По материалам международных исследований) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Katastr/. – (Дата обращения: 25.03.2023).
43. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., 2007. – 502 с.
44. Akramov S.R. Science fiction – problems of definition // Topical issues of philology, art history and cultural studies: materials of the International Part-time. Scientific-practical. Conf., Novosibirsk: SiBac, 2012. – S. 74-76
45. Berger J. After the End: The Representations of Post-Apocalypse. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. – 304 p.
46. Dunker A. Im Wacholderring oder «Der nächste Fußpfad in Richtung Arkadien». Arno Schmidts Erzählung «Schwarze Spiegel» als Idylle. – München: Edition text + kritik, 2003. – S. 91-115.
47. Fliedl K. Die melanchholische Insel. Zum Werk Marlen Haushofer // Vierteljahresschrift des Adalbert-Stifter-Instituts des Landes Oberösterreich. 1986 – № 35 – S. 35-51.
48. Genette G. Die Erzählung. – München: UTB, 1994. – 304 S.
49. Hefferman T. Post-Apocalyptic Culture: Modernism, Postmodernism, and the 20th Century Novel. – Toronto: University of Toronto Press, 2014. – 218 p.
50. Hillebrand B. Theorie des Romans. Erzählstrategien der Neuzeit. – Stuttgart; / Weimar: Metzler, 1993. – S. 436-477.
51. Kaiser G. «Jedes Ende ist auch ein neuer Anfang»: Arno Schmidts «Schwarze Spiegel», Marlen Haushofers «Die Wand» und Herbert Rosendorfers «Großes Solo für Anton» und ein Konzept der postapokalyptischen Robinsonade. – München: Ludwig-Maximilians-Universität, 2011. – 401 S.
52. Langford D. Last Man // The Encyclopedia of Science Fiction. / John Clute [et al.]. – London: Gollancz, 2015. – 329 p.
53. Meyer U. Arno Schmidt Nobodaddy‘s Kinder. Studien zur Erzähltechnik. – Münster: Waxmann, 1989. – 242 S.
54. Moon H. The Post-Apocalyptic Turn: A Study of Contemporary Apocalyptic and Post-Apocalyptic Narrative. – Milwaukee: University of Wisconsin, 2014. – 264 p.
55. Paik P. From Utopia to Apocalypse: Science Fiction and the Politics of Catastrophe. – Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010. – 232 p.
56. Plank R. The Lone Survivor: The End of the World / E. Rabkin [et al.]. – Carbondale: Southern Illinois University Press, 2010. – p. 20-52.
57. Preußer U. Aufbruch aus dem beschädigten Leben. Die Verwendung von Phraseologismen im literarischen Text am Beispiel von Arno Schmidts «Nobodaddy’s Kinder». – Bielefeld: Aisthesis, 2007. – 356 S.
58. Sartre Jean-Paul. Literature and Existentialism. – New York: The citadel press, 1962. – 164 p.
59. Schmidt-Dengler W. Bruchlinien. Vorlesungen zur österreichischen Literatur 1945 bis 1990. Residenz Verlag: Salzburg und Wien, 1996. – 559 S.
60. Schwier H. Niemand. Ein kommentierendes Handbuch zu Arno Schmidts «Schwarze Spiegel». Richard Boorberg Verlag: München, 2009. – 477 S.
61. Strigl D. Vertreibung aus dem Paradies. Marlen Haushofers Existentialismus // «Eine geheime Schrift aus diesem Splitterwerk enträtseln...». Marlen Haushofers Werk im Kontext. Hrsg. von A. Bosse, C. Ruthner. Basel, Tübingen: francke, 2000. – S. 121-136.
62. Stuhlfauth M. Moderne Robinsonaden. Eine gattungstypologische Untersuchung am Beispiel von Marlen Haushofers Die Wand und Thomas Glavinics Die Arbeit der Nacht. Würzburg; Ergon, 2011. – 129 S.
63. Walther-Jochum R. Autobiographietheorie in der Postmoderne. Bielefeld: Transcript, 2016. – 356 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ