Формирование основ здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе (Кемеровский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ № 58 (г. Кемерово).
Выборка: 20 учащихся 3А класса, контрольная группа состояла из 22 учащихся 3Б класса. Возраст учащихся варьировался от 9 до 10 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…6
1.1. Содержание понятия «основы здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях.....6
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.....9
1.3.Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников …14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……18
2.1. Выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни младших школьников… ………………………..……………………..………..18
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию основ здорового образа жизни младших школьников ……………………………………………23
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………33
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...…..37
База исследования: МБОУ СОШ № 58 (г. Кемерово).
Выборка: 20 учащихся 3А класса, контрольная группа состояла из 22 учащихся 3Б класса. Возраст учащихся варьировался от 9 до 10 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…6
1.1. Содержание понятия «основы здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях.....6
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.....9
1.3.Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников …14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……18
2.1. Выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни младших школьников… ………………………..……………………..………..18
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию основ здорового образа жизни младших школьников ……………………………………………23
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………........27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………33
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...…..37
Актуальность исследования. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. Здоровье младших школьников на данный момент становится очень актуальной проблемой. С годами каждое последующее поколение становится все слабее предыдущего. Это проявляется в частоте простудных заболеваний среди обучающихся младших классов, в проявлении аллергических реакций и даже в спазматических болях частей тела. Школа является, по сути, для ребенка вторым домом и выполняет важную роль в процессе социализации. Именно здесь, в большой, социальной «семье» формируется сознание о здоровье, как на индивидуальном уровне, так и на социальном.
В современной школе большое значение уделяется образовательному содержанию, в то время как воспитательный процесс по повышению культуре здоровья остается на стандартном уровне. Образовалась большая потребность формировать у детей младшего школьного возраста понятие здорового образа жизни, приучать к определенным привычкам, направленным на оздоровление, способствующее эффективности в сфере социальной защиты здоровья детей, сплотившись и организовав совместную работу с родителями, педагогами, специалистами валеологической направленности. Формирование понятия о здоровом образе жизни является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Для детей младшего школьного возраста при формировании основздоровья можно использовать различные средства и методы, которые способствуют развитию полноценной, здоровой личности.
Цель исследования – теоретическое обоснование формирования основ здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования основ ЗОЖ младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «основы здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.
3. Определить педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию основ здорового образа жизни младших школьников.
Актуальность нашего исследования заключается в разрешении следующих противоречий: объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни младших школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека; потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания; необходимости формирования у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни на уроках физической культуры и неразработанности педагогический условий, адекватных возрастным особенностям учащихся.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы; педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ; метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.
База исследования: МБОУ СОШ № 58 (г. Кемерово).
Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. Здоровье младших школьников на данный момент становится очень актуальной проблемой. С годами каждое последующее поколение становится все слабее предыдущего. Это проявляется в частоте простудных заболеваний среди обучающихся младших классов, в проявлении аллергических реакций и даже в спазматических болях частей тела. Школа является, по сути, для ребенка вторым домом и выполняет важную роль в процессе социализации. Именно здесь, в большой, социальной «семье» формируется сознание о здоровье, как на индивидуальном уровне, так и на социальном.
В современной школе большое значение уделяется образовательному содержанию, в то время как воспитательный процесс по повышению культуре здоровья остается на стандартном уровне. Образовалась большая потребность формировать у детей младшего школьного возраста понятие здорового образа жизни, приучать к определенным привычкам, направленным на оздоровление, способствующее эффективности в сфере социальной защиты здоровья детей, сплотившись и организовав совместную работу с родителями, педагогами, специалистами валеологической направленности. Формирование понятия о здоровом образе жизни является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Для детей младшего школьного возраста при формировании основздоровья можно использовать различные средства и методы, которые способствуют развитию полноценной, здоровой личности.
Цель исследования – теоретическое обоснование формирования основ здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования основ ЗОЖ младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «основы здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.
3. Определить педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию основ здорового образа жизни младших школьников.
Актуальность нашего исследования заключается в разрешении следующих противоречий: объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни младших школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека; потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания; необходимости формирования у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни на уроках физической культуры и неразработанности педагогический условий, адекватных возрастным особенностям учащихся.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы; педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ; метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.
База исследования: МБОУ СОШ № 58 (г. Кемерово).
Изучив литературу, посвященную психолого-педагогическим аспектам формирования здорового образа жизни у учащихся средней школы, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни важен для развития учащихся и требует внедрения ценностно-ориентированного подхода.
В ходе работы были определены понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», выявлены педагогические основы, способствующие эффективному формированию здорового образа жизни, определены критерии и уровни сформированности этого образа жизни, определены методы диагностики. Были выявлены и проведены выборочные и экспериментальные исследования. Здоровый образ жизни - это активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Этот образ жизни не определяется условиями, а сознательно разрабатывается на протяжении всей жизни. Одной из важнейших мер по укреплению здоровья детей является формирование здорового образа жизни.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 58 с участием учащихся третьих классов. В рамках эксперимента на констатирующем этапе были проведены две диагностические процедуры. Целью данного этапа было определение уровня сформированности привычек здорового образа жизни у учащихся средних школ. Результаты проверочного этапа эксперимента показали, что большинство учеников экспериментальной группы находились на низком и среднем уровне, что подтверждает необходимость проведения этапа формирования. Исходя из уровня сформированности здорового образа жизни у детей школьного возраста, показана необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Это были игровые технологии, интересные материалы по формированию здорового образа жизни, беседы, видеоролики, оздоровительные упражнения, виртуальные путешествия, мотивация детей к здоровому образу жизни, культурные и гигиенические правила. Данный этап эксперимента состоял из трех частей. Первая часть - подготовительная, состояла из двух занятий, направленных на расширение знаний о здоровом образе жизни и его составляющих; вторая - основная - состояла из семи занятий, направленных на мотивацию детей к здоровому образу жизни, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья; третья - заключительная - состояла из двух занятий, направленных на развитие знания детей о составляющих здорового образа жизни.
На заключительном этапе урока были подведены итоги и проведены мероприятия, позволяющие детям самостоятельно вести здоровый образ жизни. Результаты контролируемого эксперимента показали, что уровень сформированности здорового образа жизни повысился в экспериментальной группе и снизился в средней и младшей группах. В контрольной группе наблюдались лишь небольшие изменения в формировании привычек здорового образа жизни.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования была подтверждена эффективность разработанных комбинированных мероприятий по формированию привычек здорового образа жизни.
В ходе работы были определены понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», выявлены педагогические основы, способствующие эффективному формированию здорового образа жизни, определены критерии и уровни сформированности этого образа жизни, определены методы диагностики. Были выявлены и проведены выборочные и экспериментальные исследования. Здоровый образ жизни - это активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Этот образ жизни не определяется условиями, а сознательно разрабатывается на протяжении всей жизни. Одной из важнейших мер по укреплению здоровья детей является формирование здорового образа жизни.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 58 с участием учащихся третьих классов. В рамках эксперимента на констатирующем этапе были проведены две диагностические процедуры. Целью данного этапа было определение уровня сформированности привычек здорового образа жизни у учащихся средних школ. Результаты проверочного этапа эксперимента показали, что большинство учеников экспериментальной группы находились на низком и среднем уровне, что подтверждает необходимость проведения этапа формирования. Исходя из уровня сформированности здорового образа жизни у детей школьного возраста, показана необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Это были игровые технологии, интересные материалы по формированию здорового образа жизни, беседы, видеоролики, оздоровительные упражнения, виртуальные путешествия, мотивация детей к здоровому образу жизни, культурные и гигиенические правила. Данный этап эксперимента состоял из трех частей. Первая часть - подготовительная, состояла из двух занятий, направленных на расширение знаний о здоровом образе жизни и его составляющих; вторая - основная - состояла из семи занятий, направленных на мотивацию детей к здоровому образу жизни, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья; третья - заключительная - состояла из двух занятий, направленных на развитие знания детей о составляющих здорового образа жизни.
На заключительном этапе урока были подведены итоги и проведены мероприятия, позволяющие детям самостоятельно вести здоровый образ жизни. Результаты контролируемого эксперимента показали, что уровень сформированности здорового образа жизни повысился в экспериментальной группе и снизился в средней и младшей группах. В контрольной группе наблюдались лишь небольшие изменения в формировании привычек здорового образа жизни.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования была подтверждена эффективность разработанных комбинированных мероприятий по формированию привычек здорового образа жизни.
Подобные работы
- Формирование основ здорового образа жизни средствами ИКТ у средних подростков (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Управление педагогической деятельностью по реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Применение игровых технологий на уроках ОБЖ при изучении на тему «Основы здорового образа жизни»
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Экологическое образование младших школьников на основе школьной краеведческой работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



