Аннотация 2
Abstract 3
Введение 5
1 Анализ известных научных данных о латунных сплавах 7
1.1 Общие сведения о латунях 7
1.2 Влияние легирующих элементов на свойства латунных сплавов.... 11
1.3 Термическая обработка латунных сплавов 13
1.4 Обзор латунных сплавов, применяемых в автомобилестроении 15
1.5 Технические требования к латунным трубам ЛМцАКНХ 20
1.6 Сравнительный анализ некоторых марок латунных сплавов 22
1.7 Формирование целей и задач 23
2 Методика исследования многокомпонентного латунного сплава 26
2.1 Определение химического состава 27
2.2 Подготовка латунного сплава к исследованию его микроструктуры 29
2.3 Измерение твердости образцов 34
2.4 Термическая обработка 35
2.5 Электронная микроскопия 38
2.6 Испытания на износ 39
3 Анализ полученных результатов 42
3.1 Влияние термической обработки сплава на его твердость 42
3.2 Анализ изменения количества а-фазы 45
3.3 Испытания на износостойкость после различных режимов
термической обработки 48
3.4 Анализ результатов, полученных с помощью сканирующей
электронной микроскопии 52
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 59
В настоящее время в автомобильной промышленности широкое применение нашли сложнолегированные латуни. Медно-цинковые сплавы в сочетании с легирующими элементами имеют достаточно высокие технологические свойства (твердость, пластичность), а изделия из таких сплавов прочны и износостойки в эксплуатации, причём, учитывая, что медные материалы зачастую используются в парах трения, то износостойкость латунного сплава является ключевым свойством этого материала.
Современные латунные сплавы способны обеспечить данный комплекс свойств, однако их существенным недостатком является склонность к растрескиванию под действием остаточных напряжений в процессе обработки.
В решении данной проблемы играет важную роль выбор оптимальных режимов обработки, прежде всего температуры нагрева под горячее деформирование и термообработки, и правильный подбор фазовых соотношений в легированных латунях. Особое внимание необходимо уделить химическим элементам, входящих в состав сложнолегированных латуней, которые способны растворяться в матрице сплава тем самым повышая его твёрдость, коррозионную стойкость и износостойкость.
Латунь является сплавом на основе меди с добавлением основного легирующего элемента цинка. В совокупности они образуют в латуни структуры: a-фазу с решеткой ГЦК, 0-фазу раствор CuZn с ОЦК решеткой, ц+Р фазу и 0-фазу. Структура сплавов на основе латуни с изменением температуры постоянно меняется, вследствие чего возникает проблема низкой износостойкости. При повышении температуры количество a-фазы уменьшается, а при температуре 468°С полностью замещается высокотемпературной 0-фазой. При понижении температуры менее чем 468°С атомы меди и цинка становятся упорядоченными, вследствие чего появляется более твердая и хрупкая 0-фаза...
В процессе работы было составлено представление о техпроцессе изготовления деталей из латунных сплавов на примере детали «Блокирующее кольцо синхронизатора КПП». Были изучены методики определения химического состава и технологических свойств латунных сплавов, методики оценки микроструктуры, а так же оборудование, с помощью которого проводятся испытания. Применяя методики и оборудование, было исследовано влияние технологического нагрева на изменение структуры и свойств многокомпонентной латуни ЛМцАКНХ.
При подведении итогов работы были сделаны следующие выводы:
- количество, форма и размер компонентов микроструктуры
латунного сплава ЛМцАКНХ напрямую влияет на его
износостойкость;
- максимальное упрочнение латунного сплава ЛМцАКНХ происходит при условии его нагрева до температуры 780°С в течении 12 минут с последующим старением при 390°С в течении 60 минут;
- максимальная стойкость к абразивному износу достигается в температурном интервале 700 - 780°С;
- оптимальной температурой для прессования является нагрев до 700°С;
- более износостойки образцы, которые не подвергались старению, что является показанием для отмены термической обработки.
В результате проведенной работы были получены дополнительные сведения об изменениях, происходящих в структуре латунного сплава ЛМцАКНХ при различных режимах термической обработки.
1. Антипов В.В. Исследование фазового состава и повышение эксплуатационных характеристик марганцевых латуней, используемых в автомобильной промышленности. диссертация: 05.16.01 - Металловедение и термическая обработка металлов: защищена 2002: утв. 2002 / Антипов Владислав Валерьевич. - М., 2002. -201 с.
2. Бобылев, А. В. Растрескивание медных сплавов (причины, устранение, контроль): Справочник. - М.: Металлургия, 1993. - 352 с.
3. Брусницын С.В., Ивкин М.О. Проблемы производства изделий из свинцовых латуней // Теория и технология металлургического производства. 2013. № 1 (13). С. 38 - 39.
4. Горбатенко В.П. Материаловедение: Учебник для технологических и механических специальностей высших учебных заведений / В.П. Горбатенко, Т.В. Новоселова. - Невинномысск: ЭльДирект, 2018. - 324 с.
5. Горбатенко В.П. Упрочняющая термическая и термомеханическая обработка двойной латуни с закалкой из 0-области // Вестник Донецкого национального технического университета. 2020. № 2 (20). С. 38-43.
6. Диаграммы состояния двойных и многокомпонентных систем на основе железа: Справ. изд. / Банных О.А., Будберг П.Б., Алисова С.П. и др. М.: Металлургия. 1986. 440 с.
7. Жолобов, В.В. Прессование металлов. Государственное/ В.В. Жолобов, Г.И. Зверев. М.: Металлургия, 1971. 456 с.
8. Ивкин М.О., Брусницын С.В., Мысик Р.К., Сулицин А.В., Исследование микроструктуры и механических свойств износостойкой сложнолегированной латуни // Литейщик России. №1. 2015. С. 14-17.
9. Ивкин М.О. Технология полунепрерывного литья заготовок из сложнолегированной латуни для автомобилестроения. автореферат диссертация: 05.16.04-Литейное производство / М.О. Ивкин. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 2016. - 23с.
10. Козлов В.В. Влияние кремния и интерметаллидов на структуру и механические свойства кремнисто - марганцовистых латуней // Тематический сборник научных трудов «Оптимизация свойств и рациональное применение латуней и алюминиевых бронз». - М.: Металлургия. 1968. 26 с.
11. Котляров И.В. Влияние химического и фазового состава специальных латуней на их твердость и износостойкость: диссертация кандидата технических наук: 05.16.01 / Котляров Игорь Викторович; [Место защиты: Тул. гос. ун-т]. - Тольятти. 2009. 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/2472.
12. Котляров И.В. Влияние химического и фазового состава
специальных латуней на их твердость и износостойкость. автореферат диссертация: 05.16.01-металловедение и термическая обработка металлов / И.В. Котляров. - Тула: Научно-исследовательский, проектный и
конструкторский институт сплавов и обработки цветных металлов (ОАО «Институт Цветметобработка»), г. Москва, 2009. 24 с.
13. Котов Д.А., Касимова В.А., Жукова Л.М. Проявление модифицирования в структуре двухфазной латуни. Особенности обработки и применения изделий из тяжелых цветных металлов. Материалы межд. науч. практ. конференции посв. 65-летию ОАО РЗОЦМ. Ревда 6-8 декабря 2006 г., Екатеринбург. 2006. С. 134-144.
14. Курбаткин И.И., Белов Н.А. Формирование структуры многокомпонентной марганцевой латуни и ее связь с появлением брака. - Известия вузов. Цветная металлургия. - 2002, № 5. - 58-62 с
15. Латунь для колец синхронизаторов и способ изготовления заготовок: пат. RU 2 763 371 C2 Рос. Федерация: МПК C 22 C 9/04, C 22 C 1/03, C 22 F 1/08, F 16 D 23/02, Святкин А.В., Овчинников А.С.; патентообладатель Акционерное общество «Автоваз» - № 2020119672; заявл. 15.06.2020; опубл. 26.12.2021...35