ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ ДОЗНАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ДОЗНАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 26
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ДОЗНАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема совершенствования деятельности отделов дознания в таможенных органах представляется актуальной во многих аспектах. Прежде всего выделить можно как правотворческий, так и практический характер данного вопроса.
Таможенные органы, как известно, выполняют две основные функции - фискальную и правоохранительную. Бесспорно, что отделы дознания занимаются прежде всего правоохранительной деятельностью. Однако нетрудно провести прямую связь между успешной работой дознавателей и пополнением государственного бюджета. Ведь чем эффективнее будет борьба с контрабандой (а это основное направление работы отделов дознания), тем стабильнее будет и экономика страны, и ее финансовое благосостояние в целом.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В программе дальнейшего развития таможенной службы акцентируется особое внимание совершенствованию форм и методов борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями. Поэтому значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» и от 22 декабря 1993 года № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» (с изменениями и дополнениями от 17 июля 1997 года) таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности.
Являясь правоохранительными, таможенные органы (в работе речь пойдет непосредственно об органах дознания) тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.
Вместе с тем, правоохранительная деятельность таможенных отделов дознания еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности. Этим объясняется актуальность темы данного дипломного исследования. Деятельность органов дознания включает в себя немало моментов. Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с дознавательной деятельностью таможенных органов в современных условиях.
Учитывая возрастающий интерес к области таможенного дела, его различным сторонам и аспектам, практической потребности в информации, в курсовой работе раскрываются основные задачи исследования правоохранительной природы в вопросах дознания, характера и особенностей таможенных органов, совершенствования их правового статуса, а также вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности в сфере дознания, которые выносятся на защиту.
В плане практических сложностей, с которыми сталкиваются дознаватели таможенных органов, бесценный материал можно почерпнуть из бесед с ними. Сотрудники выделяют здесь следующие моменты. Прежде всего это - несовершенство устройства государственной границы Российской
Федерации как таковой. Говоря о границе с Украиной (в контексте изучения деятельности Белгородской таможни) можно отметить множество чисто технических недочетов. Общая протяженность этой границы - около 540 километров. При этом четкие обозначения границы естественно присутствуют далеко не везде. Зачастую физическое лицо, совершая правонарушение, связанное с пересечением границы, ссылается на незнание, где она собственно проходит. Это в определенной степени затрудняет деятельность сотрудников отдела дознания Белгородской таможни.
В последние годы кадровая политика государства направлена на существенное сокращение сотрудников как в самом отделе дознания, так и в других отделах, деятельность которых тесно взаимосвязана. Это и таможенный СОБР, осуществляющий задержания непосредственно на границе, и оперативно-розыскной отдел, и отдел таможенных расследований, отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды, отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.
Таким образом, вопросы эффективности деятельности органов дознания в таможенных органах являются актуальными в силу огромной значимости тех результатов, каковые отделы дознания могут и должны обеспечивать в целях как соблюдения законности, так и укрепления экономики государства.
Анализ степени изученности темы. Изучению вопросам совершенствования деятельности отделов дознания в таможенных органах посвящено множество статей, публикаций, выступлений ученых представителей различных отраслей юридической науки. В ходе данного исследования были изучены мнения по этому вопросу таких деятелей юриспруденции, как Е.А. Жбанков, Е.М. Девяткин, Б.Н. Габригидзе, В.Г. Драганов, В.И. Козлов, В.И. Остапенко и многих других.
Однако, несмотря на все вышеизложенное, проблема высокоэффективной деятельности органов дознания в таможенных структурах по сей день является малоизученным вопросом.
Проблема исследования обусловлена необходимостью эффективной деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и недостаточной научно-методической разработанностью способов решения данной задачи.
Объектом исследования является деятельность отделов дознания в таможенных органах.
Предметом исследования практическая деятельность отдела дознания Белгородской таможни.
Целью дипломной работы является предложение направлений совершенствования деятельности отдела дознания Белгородской таможни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить соответствующие задачи:
- рассмотреть организационно-правовые основы деятельности отдела дознания Белгородской таможни;
- проанализировать деятельность отдела дознания Белгородской таможни;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию деятельности отдела дознания Белгородской таможни.
В качестве теоретико-методологической основы дипломного исследования выступают основные положения противодействия контрабанде, изложенные в работах Т.А. Дикановой, О.А. Морозовой, В.И. Остапенко, А.Н. Федорова.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ литературных источников, синтез, структуризация, обобщение, а также контент-анализ нормативных документов.
Эмпирической базой исследования послужили: УПК РФ, УК РФ, ТК ТС, Федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ), Белгородской таможни .
В процессе исследования изучены итоговые доклады об основных результатах деятельности отдела дознания Белгородской таможни в 2016 году, предшествующих периодах, и выводы о целесообразности совершенствования противодействия контрабанде.
Научно-практическая значимость. Представленные в дипломной работе предложения и рекомендации позволят совершенствовать противодействие контрабанде на приграничной территории Белгородской области.
Структура дипломной работы включает введение, три основных раздела, заключение, список источников и литературы.
На современном этапе развития деятельности таможенных органов борьба с контрабандой представляет собой одну из перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного и уголовного законодательства Российской Федерации и одним из приоритетов усовершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов.
Содержание деятельности отдела дознания, как и других оперативных отделов по борьбе с контрабандой определены Уголовным и Уголовно-процессуальным Кодексами Российской Федерации, Конституцией РФ, Таможенным Кодексом ТС.
Основным резервом повышения эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными преступлениями является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности. Необходимо также использовать методы оперативно¬розыскной деятельности и в борьбе с экономической контрабандой, необходимо проводить анализ ситуации на внутреннем рынке по видам товара и выявлению каналов контрабандного ввоза товаров.
Для повышения эффективности борьбы с контрабандой необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры таможенных пунктов пропуска. Добытая оперативным путем информация должна закрепляется в оперативных документах, использоваться в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными преступлениями создает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.
Исследуемый отдел дознания Белгородской таможни осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.
Отдел дознания Белгородской таможни создан для реализации следующих основных задач: непосредственное осуществление уголовно-процессуальных процедур ; инициация оперативно-розыскных мероприятий в зоне ответственности Белгородской таможни; проведение дознания по делам о контрабанде; координация взаимодействия с другими оперативными подразделениями Белгородской таможни. участие в реализации на подведомственной территории мер, направленных на обеспечение и соблюдение таможенного и уголовного законодательства, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу, участие в пределах своей компетенции в обеспечении на подведомственной территории защиты интересов Российской Федерации.
Все сотрудники отдела дознания Белгородской таможни осуществляют свои полномочия в соответствии с должностными инструкциями, в которых закреплены их права, обязанности, полномочия и ответственность. Особо важное значение для эффективной борьбы с контрабандой играет оперативно-розыскная деятельность. В настоящее время более львиная доля преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.
Основными направлениями совершенствования деятельности отделов дознания являются:
1. Усилия по снижению экономической эффективности контрабандных операций. Так как истоки контрабанды кроются в извлечении сверхприбыли при реализации нелегально ввезенного или вывезенного товара, таможенной службой и другими контрольно-аналитическими ведомствами государства проводится анализ, какие элементы контрабанды приносят сверхдоходы. Если главной движущей силой контрабандных операций является уход от высоких налогов (НДС или акцизов), то рассматривать вопрос об их разумном снижении. Аналогичным образом поступать и в ситуации, когда неоправданно завышены таможенные сборы и пошлины.
Для усиления экономического воздействия на участников внешнеэкономической деятельности параллельно с указанными мерами могут быть ужесточены штрафные санкции, административная и уголовная ответственность за контрабанду. Такие шаги во многих случаях нормализуют ситуацию во внешней торговле, позволяют снизить объемы контрабанды до приемлемых значений. Снижение мотивации к нарушению закона происходит в данном случае за счет уменьшения прибыльности нелегальных внешнеторговых операций.
Очевидно, что для некоторых контрабандных товаров выше приведенная система мер не может быть применена - в частности, речь идет об оружии, наркотиках, взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществах. Однако по широкой номенклатуре потребительских и инвестиционных товаров экономические способы вполне приемлемы и эффективны.
2. Участникам ВЭД, добросовестно выполняющим все необходимые предписания таможенной службы, правильно оформляющим финансовую и товарно-транспортную документацию, точно и своевременно перечисляющих в бюджет надлежащие таможенные платежи и налоги, присваивать особый статус, который позволит минимизировать контрольные процедуры. Высокая деловая репутация и особый статус добросовестных плательщиков удерживает многих участников ВЭД от контрабандных операций, которые могут подорвать не только наработанный годами деловой имидж, но и нанести серьезный ущерб основному бизнесу предприятия.
3. Введение специальных меток и маркировок продукции, экспортируемой на внешние рынки или импортируемой из-за границы. Различные голографические знаки, штрих-коды, акцизные марки, радиометки ГЛОНАСС, которые наряду с печатями, фирменными бланками и упаковкой выполняют защитную и информационную функции. Контрабандистам гораздо труднее успешно проводить незаконные торговые операции без необходимой защитной маркировки.
4. Требования по наличию специальных лицензий для производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли того или иного вида продукции. Лицензирование означает введение правительством особого разрешительного порядка для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Например, внешняя торговля вооружениями может производиться не всяким предприятием, а только тем, кому государственный орган выдает специальное разрешение - лицензию. В лицензии указываются виды товаров, разрешенные к экспорту или импорту и сроки действия данного разрешения. Соответственно, в таможенной службе имеется полный перечень предприятий с действующей на текущий момент лицензией. Попытки нелицензированных участников ВЭД проводить торговые операции без государственной лицензии могут быть легко выявлены и пресечены.
5. Мероприятия по улучшению информационных обменов между таможенной службой и всеми участниками ВЭД. К таким мероприятиям относятся:
— внедрение информационных технологий в сферу внешнеторговых операций, оперативный обмен данными между таможней и предприятиями - участниками ВЭД;
— оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения (заблаговременное декларирование);
— создание особой системы диспетчирования и отслеживания прохождения грузов с помощью спутниковой навигации (типа ГЛОНАСС, GPS или Галилео).
1. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001 года (в ред. от 30 марта 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Кодекс об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 года (в ред. от 5 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. № 560 (ред. от 24.06.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013г. №809 (ред. от 27.12.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. Об утверждении Типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 1 к Приказу ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227.Типовое положение об оперативно-розыскном подразделении таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об утверждении Типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 2 к Приказу ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227. Типовое положение о подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об утверждении Типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 3 к Приказу ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227. Типовое положение о подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Об утверждении Типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 4 к Приказу ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227. Типовое положение об оперативно-аналитическом подразделении таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
14. Об утверждении типовых положений о подразделении организации и контроля деятельности специальных отрядов быстрого реагирования оперативной таможни и специальном отряде быстрого реагирования оперативной таможни (таможни) [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России от 05 июня 2012 г. № 1090 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
15. Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 1 к Приказу Фтс России от 10 августа 2011 г. №1634. Типовое положение о подразделении административных расследований таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
16. Об утверждении типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении таможни [Электронный ресурс]: Приложение № 3 к Приказу Фтс России от 10 августа 2011 г. № 1634. Типовое положение о подразделении дознания таможни // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
17. Адильханова, К.М. Юридическая деятельность таможенных органов Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза: сравнительно-правовой анализ [Текст] / К.М. Адильханова. - М.: Норма, 2012. - 116 с.
18. Акутаев, Р.М. Преступность: актуальность, проблемы и понятие [Текст] / Р.М. Акутаев. - СПб.: Государство и право, 2015. - 87 с.
19. Батычко, В.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций [Текст] / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. - 44 с.
20. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст] / Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2013. - 640.
21. Бекяшев, К.А. Таможенное право [Текст] / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2013. - 184 с.
22. Божьева, В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст] / В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2014. - 400 с.
23. Бугель, Н.В. Совершенствование правоохранительной деятельности (организационно-правовой аспект) [Текст] / Н.В. Бугель // Вестник Санкт-Петербургского университета министерства внутренних дел России. - 2016. - №2. - С. 26-29.
24. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы [Текст] / К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2015. - 368 с.
25. Денисова, А.Ю. Правовые основы применения антидемпинговых пошлин в таможенном союзе в рамках ЕВРАЗЭС: особенности их применения в переходный период [Текст] / А.Ю. Денисова // Таможенное дело. - 2013. - №7. - С. 67-69.
26. Дмитриев, Ю.А. Административное право Российской Федерации [Текст] / Ю.А. Дмитриев. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 464 с.
27. Жалинский, А.Э. Уголовное право [Текст] / А.Э. Жалинский. - М.: Юридический мир, 2012. - 864 с.
28. Зинченко, Н.И. Правоохранительная деятельность и национальная безопасность в современном обществе [Текст] / Н.И. Зинченко. - М.: РИО РТА, 2015. - 404 с.
29. Иващук, А.В. Координация правоохранительной деятельности как научная категория [Текст] / А.В. Иващук // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии министерства внутренних дел России. - 2015. - № 29. - С. 31-34.
30. Кнышов, А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности [Текст] / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2012. - 135 с.
31. Козловский А.Ю. О возможных направлениях использования оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России в условиях формирования Евразийского экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию [Текст] / А.Ю. Козловский // Таможенное дело. - 2012. - № 2. - С. 2-7.
32. Коренева, А.П. Административное право России. Государственное управление и административное право [Текст] / A. П. Коренева. - М.: Юристь, 2014. - 163 с.
33. Крыков, В.Д. Правоохранительная деятельность таможенных органов: правовые основы оперативно-розыскной деятельности [Текст] /
B. Д. Крыков. - Владивосток.: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 260 с.
34. Куликов, В.В. Уголовный процесс. Методика предварительного следствия и дознания [Текст] / В.В. Куликов. - М.: Юридический мир, 2015. - 83 с.
35. Кулмамбетов, Ч.Д. Таможенные органы как субъекты административной юрисдикции [Текст] / Ч.Д. Кулмамбетов // Евразийский научный журнал. - 2015. - №7. - С. 9-15.
36. Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации [Текст] / П.А. Лупинская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Норма, 2013. - 172 с.
37. Печников, Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст] / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2013. -136 с.
38. Пидшморга, К. Н. Оценка эффективности правоохранительного блока [Текст] / К.Н. Пидшморга // Молодой ученый. - 2013. - №2 (8). - С. 23 - 25.
39. Плеснёва, Л.П. Понятие неотложных следственных действий [Текст] / Л.П. Плеснёва, С В. Унжакова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2015. - № 3 (74). - С. 16¬19.
40. Полякова, Е. И. Взаимодействие государства и общества в процессе социализации правоохранительной деятельности [Текст] / Е.И. Полякова. - М.: Общество и право, 2012. - 95 с.
41. Созанова, К.С. Правовые аспекты развития и совершенствования правоохранительной деятельности таможенными органами РФ: борьба с таможенными преступлениями на современном этапе развития [Текст] / К.С. Созанова, М.Ю. Урлис // Политика и право. - 2015. - №12. - С. 2168¬2174.
42. Таганцев, Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая: лекции. [Текст] / Н.С. Таганцев. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - СПб. Питер, 2012. - 823 с.
43. Токаренко, Е.С. Основные признаки следственных действий [Текст] / Е.С. Токаренко // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2012. - № 4 (18). - С. 51-54.
44. Фейербах, П.А. Уголовное право [Текст] / П.А. Фейербах. - М.: Юристъ, 2012. - 156 с.
45. Халипов, C.B. Таможенное право [Текст] / C.B. Халипов. - М.: Норма, 2014. - 442 с.
46. Шардина, И.В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций [Текст] / И.В. Шардина // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 86-88.
47. Эксархопуло, А.А. Дознание в деятельности таможенных органов [Текст] / А.А. Эксархопуло. - М.: РИО РТА,2014. - 106 с.
48. Центральное таможенное управление. Белгородская таможня [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ctu.customs.ru.
49. Общая информация о Белгородской таможне [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ctu.customs.ru/index.
50. Белгородской таможне 20 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tamagent.biz/published/Belgorodskoy.html.
51. Структура Белгородской таможни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru.
52. Основные итоги деятельности Белгородской таможни за январь- июнь 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru.
53. Итоги правоохранительной деятельности Белгородской таможни за I полугодие 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru.
54. Итоги деятельности Белгородской таможни за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ctu.customs.ru.