Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и механизм реализации первичного размещения монет (ICO) и его влияние на рынок ценных бумаг 6
§ 1.1. Структура рынка ICO 6
§ 1.2. Токен как объект гражданских прав 12
§ 1.3. ICO и рынок ценных бумаг 21
Глава 2. Правовое регулирование ICO как ступень на пути к расширению рынка 29
§ 2.1. Анализ ключевых юрисдикций 29
§ 2.2. Оценка законодательных инициатив 48
Заключение 58
Список использованной литературы 61
На сегодняшний день поиск источника финансирования является одним из ключевых факторов развития компаний, а учитывая, что привлечение инвестиций при помощи традиционных финансовых инструментов становится сложным и длительным процессом, требующим больших затрат, компании ищут более удобные способы финансирования своих проектов.
Так появился рынок ICO – новый стремительно развивающийся способ привлечения инвестиций, с помощью которого компании по всему миру в 2017 году смогли привлечь более 4 миллиардов долларов США.
По данным инвестиционных исследований в июне и июле 2017 года объем привлеченных с помощью ICO средств превысил мировой объем инвестиций венчурных фондов на ранней стадии.
Рынок ICO, как прогрессивная форма привлечения инвестиций, привлекает тремя своими основными преимуществами.
Первое, возможность получить больший раунд финансирования за более короткий срок по сравнению с традиционным, оставляя при этом полный контроль компании над тем, каким образом распределяются доли.
Второе, строительство экосистемы вокруг проекта. Тот факт, что в ICO принимает участие не дюжина фондов, а тысячи и иногда десятки тысяч людей позволяет ещё даже до начала этапа разработки собрать сильное сообщество, заинтересованное в успехе проекта и способствующее его развитию.
Третье, отклик от рынка и ранние клиенты, для блокчейн-проекта интерес на этапе ICO сигнализирует о реакции потенциального рынка на предлагаемый продукт.
В конечном счёте, цель ICO – это демократизация рынка публичного капитала, открывающего его с одной стороны всем бизнесам (в том числе небольшим и офлайновым), а с другой стороны дающий инвесторам возможность владеть токенами компании напрямую, без посредников в виде брокеров, депозитариев, фондов и бирж.
В настоящее время ICO становится такой же прогрессивной формой финансирования проектов, как и венчурное инвестирование на традиционном рынке капитала 50 лет назад, и, в связи с этим, нуждается в более детальном изучении.
Ввиду этого основной целью настоящей работы является комплексный анализ рынка ICO и его влияния на развитие рынка ценных бумаг, а также выявление перспектив его правового регулирования.
Поставленная цель определила и следующие задачи:
изучить понятие, сущность и механизм реализации ICO;
рассмотреть влияние рынка ICO на рынок ценных бумаг;
исследовать существующие варианты правового регулирования первичного размещения монет.
Структура данной работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Всего за несколько лет рынок ICO прошел путь от краудфандинга, в котором участвуют отдельные энтузиасты, до самостоятельного способа привлечения капитала, представляющего интерес для профессиональных инвесторов.
ICO является вдохновляющим и инновационным подходом к привлечению инвестиций, не теряя контроль над компанией, а построение правильной стратегии развития компании и осознание ICO как очередного шага на пути к ее реализации способствует открытию перед самой компанией новых горизонтов.
Рынок ICO способствует демократизации рынка публичного капитала, открывающего его неограниченному кругу лиц с возможность владеть токенами компании напрямую, без посредников в виде брокеров, депозитариев, фондов и бирж. Однако его развитие зависит не только от количества участвующих в нем проектов, но и от развития всей инфраструктуры рынка.
Нередко компании направляют все усилия на достижение краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Но гораздо плодотворнее сконцентрироваться на долгосрочных целях и помочь инвесторам поверить в способность компании их достичь.
Так, ввиду ажиотажа на рынке ICO и наличии немалой конкуренции, компаниям, выходящим на этот рынок, стоит повышать привлекательность своего проекта перед инвесторами.
Одним из признаков добросовестного эмитента является наличие грамотно прописанного «White Paper» с разделами о правовых гарантиях инвесторов и ответственности эмитента, а именно должен быть предусмотрен порядок возврата денежных средств, в случае неудачи проекта. Многие команды, выходящие на ICO, заявляют о том, что приобретатель токенов сможет вернуть свои деньги, если что-то пойдет не по плану, однако каких-либо правовых гарантий они не дают. Преимуществом у инвесторов будут пользоваться те компании, которые предлагают правовой механизм возврата средств или, по крайней мере, правовой механизм возмещения убытков инвесторов.
Кроме того, так как инвесторы вкладывают свои денежные средства в криптоактивы, необходимо предусмотреть и технические способы защиты систем от мошенников и иных злоумышленников.
Помимо этого, и наиболее важной, на наш взгляд, задачей эмитента является определение и указание в «проспекте» объема прав, предоставляемых выпускаемым токеном, ведь именно данное положение будет определять дальнейшее взаимодействие инвестора и компании-эмитента. Причем вне зависимости от правовой квалификации конкретного актива инвесторы должны получать базовые гарантии защиты их прав.
Также следует анализировать инвестиционные риски проекта, выходящего на ICO, по следующим направлениям:
бизнес-модель (ее актуальность, сильные и слабые стороны);
рыночная ниша (перспективность и динамика развития выбранной рыночной ниши для построения бизнеса);
команда (бизнес-опыт в традиционном рыночном сегменте, в блокчейн-индустрии, опыт блокчейн-разработок);
конкуренция (уровень конкурентного давления со стороны компаний со схожими бизнес-моделями из традиционного рыночного сегмента и блокчейн-экономики);
техническая составляющая (наличие и качество прототипа или исходного кода).
Тем не менее, указанные положения должны обеспечиваться не только добросовестностью эмитента, но и за счет появления нормативно-правовой базы.
На наш взгляд, токен как основной актив на рынке ICO, имеющий разнообразную правовую природу, не должен ограничиваться рамками законодательства о рынке ценных бумаг, а юридический статус ICO должен зависеть от обстоятельств конкретного ICO, его структуры, управления и прав, связанных с токеном, предлагаемом на рынке.
Безусловно, каждая из стран пытается найти наиболее эффективную для себя модель регулирования рынка ICO, однако задачи, стоящие перед ними, одни, это:
борьба с мошенничеством и черным рынком;
определение правового положения эмитента и владельца токена, а также площадок для проведения ICO;
защита участников рынка;
противодействие отмыванию денег;
определение правовой природы токена
создание базы для лицензирования и налогообложения;
создание привлекательной среды для перспективных технологий.
Несомненно, с появлением законодательной базы, регламентирующей рынок ICO, количество размещений токенов сократится, но существенно повысится качество, предлагаемых проектов.
Рынок ICO подпитывает рост криптоэкономики и постепенно становится эффективным механизмом финансирования проектов, составляя пока малую, но очень эффективную конкуренцию классическому фондовому рынку.
В ближайшие годы в мире сформируются ключевые центры криптоэкономики, которые сконцентрируют большую часть операций и активов на этом рынке, придав существенный импульс собственной цифровой экономике через внедрение блокчейн-технологий, что является дополнительным поводом для появления регулирования в рассматриваемой сфере и в России.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1.1. Федеральные законы
1) Гражданский кодекс Российской Федерации: кодекс федер. законов от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ - Часть 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. (в редакции от 29 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
2) О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1918. (в редакции от 18 апреля 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
3) О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859. (в редакции от 03 апреля 2018 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
4) О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 27. - Ст. 3872. (в редакции от 18 июля 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
5) О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 27. - Ст. 3434. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Ненормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций
1) О мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют: письмо Федеральной налоговой службы Рос. Федерации от 03.10.2016 № ОА-18-17/1027 // документ опубликован не был.
2) Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн: информация Центрального банка Рос. Федерации от 27.01.2014 // Вестник Банка России. - 2014. - № 11. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
1) Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги / В.А. Белов. - М.: ЮрИнфоР, 2001. - 106 с.
2) Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. Учебное пособие по специальному курсу в 2-х т. / В.А. Белов. - М.: 2007.
3) Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика / В.А. Лапач. - М.: Юридический центр «Пресс», 2002. С. 414 - 442.
4) Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л.И. Петражицкий. – СПб, 1897. 486 с. - Информационно-правовая система «Гарант».
5) Попондопуло В.Ф. Коммерческое (торговое) право зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. В. Ф. Попондопуло, О. А. Макарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.
6) Попондопуло В.Ф. Международное коммерческое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. Ф. Попондопуло. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.
7) Решетина Е.Н. Правовая природа корпоративных эмиссионных ценных бумаг / Е.Н. Решетина - М.: Городец, 2005. - 160 с.
8) Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник в 3 т. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2000. 704 с.
3.2. Статьи
1) Бушев А. Ю. Виндикация бездокументарных ценных бумаг: теория и судебно-арбитражная практика / А.Ю. Бушев // Арбитражные споры. -2003. - № 2. С. 90.
2) Бушев А.Ю. Вещь и право требования: к вопросу о допустимости виндикации бездокументарных ценных бумаг / А.Ю. Бушев // Арбитражные споры. - 2005. - № 1. С. 59-74.
3) Валеева А.А. К вопросу о корпоративном контроле и его восстановлении / А.А. Валеева // Юрист. – 2015. - № 14.
4) Степанов Д.И. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг / Д.И. Степанов // Хозяйство и право. - 2002. - № 3. С. 64-80.
4. Интернет-ресурсы
1) Баулин, А. Собрать $1,7 млрд: как Telegram провел второй этап ICO [Электронный ресурс] / А. Баулин // электронный журнал Forbes. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/359395-sobrat-17-mlrd-kak-telegram-provel-vtoroy-etap-ico.
2) Брисов, Ю. ICO на пороге первого классового иска [Электронный ресурс] / Ю. Брисов // Информационно-правовой портал «Закон.ру». – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/11/4/ico_na_poroge_pervogo_klassovogo_iska.
3) Кислый, В. Классификация и правовое положение криптоактивов [Электронный ресурс] / в. Кислый // Информационно-правовой портал «Закон.ру». – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/6/13/klassifikaciya_i_pravovoe_polozhenie_kriptoaktivov
4) Королев, И. При каких условиях Telegram вернет инвесторам собранные $2,55 миллиарда [Электронный ресурс] / И. Королев // интернет-издание CNews. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/2018-04-02_pri_kakih_usloviyah_telegram_vernet_investoram.
5) Петухова, Л. Опасные токены: какие риски несут в себе ICO [Электронный ресурс] / Л. Петухова, И. Аношин // медиахолдинг «РБК». – Режим доступа: https://www.rbc.ru/money/20/12/2017/5a3a165d9a79477a3757f19e.
6) Подлинова, А. Почему Telegram выбрал ICO вместо IPO [Электронный ресурс] / А. Подлинова // медиагруппа «Россия сегодня». – Режим доступа: https://1prime.ru/articles/20180118/828356172.html.
7) Поярков, А. Игра на выживание. Страхование ICO поможет избавиться от мошенников [Электронный ресурс] / А. Поярков // электронный журнал Forbes. http://www.forbes.ru/FINANSY-I-INVESTICII/358663-IGRA-NA-VYZHIVANIE-STRAHOVANIE-ICO-POMOZHET-IZBAVITSYA-OT-MOSHENNIKOV.
8) Теткин, М. Публичного раунда ICO не будет. Все подробности о Telegram Open Network? [Электронный ресурс] / М. Теткин // медиахолдинг «РБК». – Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/news/5a97d3de9a794773553de3ba.
9) Толкачев, А. Регулирование рынка ICO в Японии и Новой Зеландии [Электронный ресурс] / А. Толкачев // компания «Deloitte». – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/legal/it-legal-drive/01-11-17.pdf.
10) Толкачев, А. Обзор регулирования ICO. Литва, Эстония и Словения [Электронный ресурс] / А. Толкачев // компания «Deloitte». – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/legal/it-legal-drive/17-10-2017-1.pdf.
11) Толкачев, А. Обзор регулирования ICO. Изменения по ключевым юрисдикциям [Электронный ресурс] / А. Толкачев // компания «Deloitte». – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/lt-in-focus/russian/2017/12-09.pdf.
12) Толкачев, А. Обзор регулирования ICO. Австралия, Абу-Даби и Макао [Электронный ресурс] / А. Толкачев // компания «Deloitte». – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/legal/it-legal-drive/17-10-2017-2.pdf.
13) Юрасов, М. Защита прав инвесторов при проведении ICO блокчейн-проектов [Электронный ресурс] / М. Юрасов // Информационно-правовой портал «Закон.ру». – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/11/5/zaschita_prav_investorov_pri_provedenii_ico_blokchejn-proektov.
14) Юрасов, М. [Электронный ресурс] / М. Юрасов // Информационно-правовой портал «Закон.ру». – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2017/10/9/smart-kontrakt_i_perspektivy_ego_pravovogo_regulirovaniya_v_epohu_tehnologii_blokchejn.
15) Инвестирование в ICO и IPO: что прибыльнее и надежнее [Электронный ресурс] / информационный ресурс «Cryptonet». – Режим доступа: https://cryptonet.biz/ru/investirovanie-v-ico-i-ipo-chto-pribylnee-i-nadezhnee/.
16) Криптовалюта: NEO [Электронный ресурс] / новостной канал «INP». – Режим доступа: https://inp.one/cryptoworld/neo-neohttps://ru.investing.com/crypto/currencies.
17) Новости ICO и криптоэкономики [Электронный ресурс] / компания «Deloitte». – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/articles/2017/ico-alert.html#17.
18) Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере [Электронный ресурс] / сайт Президента России. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899.
19) Причины обвала фондового и крипто-рынков, и что такое «индекс страха» [Электронный ресурс] / новостной канал «DeCenter». – Режим доступа: https://decenter.org/coins/268-crypto-crisis-reasons-rus.
20) ICO и IPO – это ведь не одно и то же? [Электронный ресурс] / информационно-деловой журнал «GAAP.RU». – Режим доступа: https://gaap.ru/articles/section/rynok_tsennykh_bumag/.
21) ICO глазами венчурных инвесторов — убийца или окно возможностей? [Электронный ресурс] / электронный журнал «ForkLog». – Режим доступа: https://forklog.com/ico-glazami-venchurnyh-investorov-ubijtsa-ili-okno-vozmozhnostej/.
22) A GUIDE TO DIGITAL TOKEN OFFERINGS [Electronic resource] / Monetary Authority of Singapore. – Режим доступа: http://www.mas.gov.sg/~/media/MAS/Regulations%20and%20Financial%20Stability/Regulations%20Guidance%20and%20Licensing/Securities%20Futures%20and%20Fund%20Management/Regulations%20Guidance%20and%20Licensing/Guidelines/A%20Guide%20to%20Digital%20Token%20Offerings%20%2014%20Nov%202017.pdf.
23) Initial coin offerings [Electronic resource] /Australian Securities and Investments Commission. – Режим доступа: http://asic.gov.au/regulatory-resources/digital-transformation/initial-coin-offerings/.
24) FMA commentary on ICOs and cryptocurrencies [Electronic resource] / The Financial Markets Authority. – Режим доступа: https://fma.govt.nz/news-and-resources/media-releases/fma-commentary-on-icos-and-cryptocurrencies/.
25) Joseph Young. ICO Bubble Is Just Starting, Ex-Morgan Stanley CEO to Raise $950 Million [Electronic resource] / Joseph Young // The Merkle. – Режим доступа: http: /themerkle.com/ico-bubble-is-just-starting-ex-morgan-stanley-ceo-to-raise-950-million.