Принцип минимализма как фактор юзабилити в дизайне новостных порталов
|
Введение
ГЛАВА I. МИНИМАЛИЗМ КАК ФАКТОР КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СМИ 9
1.1 Функциональный подход в дизайне современных сетевых ресурсов 9
1.2 Эстетический и функциональный аспекты минимализма в контексте задач юзабилити-проектирования 30
ГЛАВА II МИНИМАЛИЗМ КАК ПРИНЦИП ВИЗУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСТНЫХ ПОРТАЛОВ 44
2.1 Системообразующие факторы композиционно-графической модели веб-сайта с точки зрения эффективного «опыта взаимодействия» 44
2.2 Особенности юзабилити новостных порталов: опыт структурно-функционального анализа 73
2.2 Минимализм как взаимодействие эстетического и функционального в дизайне новостных порталов 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 129
ГЛАВА I. МИНИМАЛИЗМ КАК ФАКТОР КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СМИ 9
1.1 Функциональный подход в дизайне современных сетевых ресурсов 9
1.2 Эстетический и функциональный аспекты минимализма в контексте задач юзабилити-проектирования 30
ГЛАВА II МИНИМАЛИЗМ КАК ПРИНЦИП ВИЗУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСТНЫХ ПОРТАЛОВ 44
2.1 Системообразующие факторы композиционно-графической модели веб-сайта с точки зрения эффективного «опыта взаимодействия» 44
2.2 Особенности юзабилити новостных порталов: опыт структурно-функционального анализа 73
2.2 Минимализм как взаимодействие эстетического и функционального в дизайне новостных порталов 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 129
В связи с тем, что роль технологий визуального оформления контента в массовой коммуникации непрерывно возрастает, дизайн в современных СМИ становится одним из ведущих факторов эффективного восприятия массовой информации. Дизайн, построенный на основе композиционно-графического моделирования, способствующего оптимальной организации вербальных и невербальных компонентов издания, ориентированный на конкретную аудиторию с ее социально-демографическими и психологическими особенностями, является не только элементом фирменного стиля, но и стратегическим ресурсом повышения конкурентоспособности данного издания.
Так, действительно эффективный сайт должен служить стратегическим целям того или иного СМИ, одновременно с этим удовлетворяя потребности читательской аудитории и упрощая процесс восприятия предлагаемой информации. В эпоху конвергентной журналистики решение двух этих задач становится одним из наиболее приоритетных для СМИ. Однако для достижения результата и создания эффективного интерфейса недостаточно учитывать только технический фактор, куда важнее представляется вопрос формирования опыта взаимодействия пользователя, поскольку именно он принимает решения, посещая тот или иной ресурс. Описывая качества оптимальной визуальной модели веб-сайта с функциональной точки зрения, теоретики и практики дизайна часто используют критерий «минимализм», дополняя описание такими свойствами визуальной организации, как «аскетичность» и «простота». Безусловно, использование термина «минимализм» подразумевает следование определенным канонам данного художественного явления. Тем не менее, в настоящее время в научном сообществе до сих пор не выработано строго однозначное определение данного феномена, а вопросы точно определенного списка эстетических параметров минимализма находятся лишь на начальном этапе своего решения. В этой связи, природа и конкретные свойства «минимализма» в организации визуального облика веб-ресурсов остаются не до конца уточненными. Не до конца ясно и то, совпадают ли принципы эстетики и функционализма.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью изучения критериев эффективности дизайна интерактивного медиапродукта, которые влияют на процессы восприятия и репрезентации информации, потребительские свойства издания, его узнаваемость читателями, эстетическую ценность. Необходимо отметить, что до сих пор вопросы интерфейса (опыта взаимодействия) в отечественных исследованиях рассматривались в отрыве от теоретических вопросов дизайна как такового, значение которого нередко сводится только к семиотическим и эстетическим факторам.
Проблема нашего исследования заключается в определенной двойственности большинства существующих подходов к оценке эффективности визуальной организации веб-ресурса. В условиях медиаконвергенции дизайн интернет-медиа стремится стать максимально эргономичным, чтобы помочь читателю быстро сориентироваться в проекте – ведь при избыточной сложности интерфейса актуальная информация просто не достигнет читателя, что приведет к снижению конкурентоспособности данного средства массовой информации. Известно, что если разработчики принимают решение улучшить свой продукт, его монетизация может вырасти в два раза.
В попытке сделать дизайн более эргономичным разработчики, с одной стороны, опираются на традиционные эстетические представления о минимализме, во многом восходящие к практике пластических и изобразительных искусств. С другой стороны, представители функционального подхода к дизайн-проектированию используют перцептивные и когнитивные факторы, в большей степени связанные с поведением пользователя. При общем стремлении к оптимизации визуальной структуры сетевых СМИ разница между данными подходами до сих пор практически не исследована.
Объектом исследования являются российские новостные сетевые СМИ.
Предметом исследования являются особенности реализации принципов юзабилити в дизайне новостных порталов, учитывающие не только факторы перцепции, но и законы интерактивной коммуникации, т.н. «опыт взаимодействия» (медийный интерфейс).
Цель исследования: выявить и охарактеризовать роль эстетики минимализма в юзабилити-проектировании новостных сетевых СМИ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть современное понимание функционального подхода к визуальной организации сетевых СМИ;
2. Концептуально определить содержание понятия «минимализм» применительно к практике дизайн-проектирования;
3. Определить факторы композиционно-графической модели веб-страницы, релевантные как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа;
4. Провести структурно-функциональный анализ визуальной организации новостных порталов в соответствии с теоретической базой и целью исследования;
5. Рассмотреть взаимодействие принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ.
Теоретико-методологическую базу исследования, в первую очередь, составили работы, посвященные стилистическим и эстетическим аспектам дизайн-проектирования: труды А.Н.Лаврентьева, В.О.Пикулевского, В.И.Лесняка, Э.Туэмлоу, Р.Холлиса, К.Ньюарка, С.Уэйшенк, А.А.Беляева, Р.Ю.Овчинниковой, А.В.Якунина, Д.В.Бородаева, А.А. Беляева, М.Н.Долгих и некоторых других авторов. Изучить содержание и принципы функционального подхода, раскрыть понятие и принципы юзабилити, а также выявить основные подходы к оценке эргономичности веб-ресурсов помогли труды Я.Нильсена, Е.Реииса, А.Маркоса, Ш.Бишопа и А.Хартман, С.Круг, А.И.Калиновского, Д.Раскина, В.Д.Магазанника, С.А.Копова, Д.Гаррета, М.Кунявского, А.Ньювелла, Л.Розенфельда и некоторых других авторов. Определить факторы композиционно-графической модели веб-страницы, релевантные как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа, позволили теоретические и практические работы Б.Чапарро, М.Дайсона, Д.Киппинга, Д.Шпула, Г.Гесслера, М.Хуанга, Д.Макговерна, А.В.Якунина, К.Сью, А.Шайха, Д.Целениса, Д.Нормана, Т.Туллиса и многих других исследователей. Наконец, в определении эстетических и прикладных качеств минимализма помогли труды Х.Обендорфа, Е.Стрикланда, Д.Марзона, Ю.Я.Герчука, Д.Мейера, Ф.Колпитта, П.Овери, К.Ванего, Д.Беньона, А.Маркуса, П.В.Сластерина и некоторых других авторов.
Эмпирическая база включает в себя композиционно-графические модели сетевых СМИ «Lenta.ru», «Meduza», «РИА Новости», «РБК».
Методологическая основа: основную роль в реализации исследования сыграли методы структурно-функционального анализа и визуального сопоставительного анализа на основе заданных критериев. Также в работе применялось тестирование асессоров, с последующей обработкой результатов методами описательной статистики и метод экспертной оценки.
Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференциях «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» в 2015 году и на XXII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований» в 2016 году. Заявленные материалы были опубликованы в сборниках по итогам научных конференций.
Гипотеза: Основной гипотезой нашего исследования является предположение о наличии взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом к дизайн-проектированию, позволяющей говорить о совпадении прикладного и эстетического понимания минимализма в контексте визуальной организации веб-страницы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
Первая глава нашего исследования посвящена рассмотрению понятия «минимализм» как фактора композиционно-графического проектирования. Для раскрытия данного явления, в первой части теоретической главы мы обращаемся к особенностям функционального подхода в дизайн-проектировании: подробно рассматриваем эргономические признаки визуальной организации и их взаимосвязь с формированием опыта взаимодействия пользователя. Вторая часть первой главы посвящена концептуальному определению содержания понятия «минимализм». С одной стороны, мы обращаем пристальное внимание на традиционные эстетические представления о данном феномене, во многом восходящие к практике пластических и изобразительных искусств, а с другой, разбираемся в прикладном понимании данного феномена в рамках функционального подхода к дизайн-проектированию и реализации принципов юзабилити. Предпринимается попытка определения функционально-эстетических факторов композиционно-графической модели веб-страницы, релевантных как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа. Вторая глава посвящена определению системообразующих факторов композиционно-графической модели веб-сайта с точки зрения эффективного «опыта взаимодействия», проведению структурно-функционального анализа главных и новостных страниц медиапорталов в контексте юзабилити, а также рассмотрению взаимодействия принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ.
В заключении делаются обобщающие выводы по работе, подводятся итоги в соответствии с поставленной целью и задачами.
Приложения подробно иллюстрируют проведенный структурно-функциональный анализ главных и новостных страниц, рассматриваемых в рамках исследования медиаресурсов, как в аспекте принципов юзабилити, так и в контексте реализации функционально-эстетических критериев минимализма в визуальной организации новостных порталов. Помимо этого, в приложении содержатся кодировочные листы с пояснениями, таблицы с результатами кодирования новостных порталов, результаты проведенного структурно-функционального анализа композиционно-графических моделей и тестирования асессоров, а также иные результаты по итогам проведенных исследований.
Так, действительно эффективный сайт должен служить стратегическим целям того или иного СМИ, одновременно с этим удовлетворяя потребности читательской аудитории и упрощая процесс восприятия предлагаемой информации. В эпоху конвергентной журналистики решение двух этих задач становится одним из наиболее приоритетных для СМИ. Однако для достижения результата и создания эффективного интерфейса недостаточно учитывать только технический фактор, куда важнее представляется вопрос формирования опыта взаимодействия пользователя, поскольку именно он принимает решения, посещая тот или иной ресурс. Описывая качества оптимальной визуальной модели веб-сайта с функциональной точки зрения, теоретики и практики дизайна часто используют критерий «минимализм», дополняя описание такими свойствами визуальной организации, как «аскетичность» и «простота». Безусловно, использование термина «минимализм» подразумевает следование определенным канонам данного художественного явления. Тем не менее, в настоящее время в научном сообществе до сих пор не выработано строго однозначное определение данного феномена, а вопросы точно определенного списка эстетических параметров минимализма находятся лишь на начальном этапе своего решения. В этой связи, природа и конкретные свойства «минимализма» в организации визуального облика веб-ресурсов остаются не до конца уточненными. Не до конца ясно и то, совпадают ли принципы эстетики и функционализма.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью изучения критериев эффективности дизайна интерактивного медиапродукта, которые влияют на процессы восприятия и репрезентации информации, потребительские свойства издания, его узнаваемость читателями, эстетическую ценность. Необходимо отметить, что до сих пор вопросы интерфейса (опыта взаимодействия) в отечественных исследованиях рассматривались в отрыве от теоретических вопросов дизайна как такового, значение которого нередко сводится только к семиотическим и эстетическим факторам.
Проблема нашего исследования заключается в определенной двойственности большинства существующих подходов к оценке эффективности визуальной организации веб-ресурса. В условиях медиаконвергенции дизайн интернет-медиа стремится стать максимально эргономичным, чтобы помочь читателю быстро сориентироваться в проекте – ведь при избыточной сложности интерфейса актуальная информация просто не достигнет читателя, что приведет к снижению конкурентоспособности данного средства массовой информации. Известно, что если разработчики принимают решение улучшить свой продукт, его монетизация может вырасти в два раза.
В попытке сделать дизайн более эргономичным разработчики, с одной стороны, опираются на традиционные эстетические представления о минимализме, во многом восходящие к практике пластических и изобразительных искусств. С другой стороны, представители функционального подхода к дизайн-проектированию используют перцептивные и когнитивные факторы, в большей степени связанные с поведением пользователя. При общем стремлении к оптимизации визуальной структуры сетевых СМИ разница между данными подходами до сих пор практически не исследована.
Объектом исследования являются российские новостные сетевые СМИ.
Предметом исследования являются особенности реализации принципов юзабилити в дизайне новостных порталов, учитывающие не только факторы перцепции, но и законы интерактивной коммуникации, т.н. «опыт взаимодействия» (медийный интерфейс).
Цель исследования: выявить и охарактеризовать роль эстетики минимализма в юзабилити-проектировании новостных сетевых СМИ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть современное понимание функционального подхода к визуальной организации сетевых СМИ;
2. Концептуально определить содержание понятия «минимализм» применительно к практике дизайн-проектирования;
3. Определить факторы композиционно-графической модели веб-страницы, релевантные как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа;
4. Провести структурно-функциональный анализ визуальной организации новостных порталов в соответствии с теоретической базой и целью исследования;
5. Рассмотреть взаимодействие принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ.
Теоретико-методологическую базу исследования, в первую очередь, составили работы, посвященные стилистическим и эстетическим аспектам дизайн-проектирования: труды А.Н.Лаврентьева, В.О.Пикулевского, В.И.Лесняка, Э.Туэмлоу, Р.Холлиса, К.Ньюарка, С.Уэйшенк, А.А.Беляева, Р.Ю.Овчинниковой, А.В.Якунина, Д.В.Бородаева, А.А. Беляева, М.Н.Долгих и некоторых других авторов. Изучить содержание и принципы функционального подхода, раскрыть понятие и принципы юзабилити, а также выявить основные подходы к оценке эргономичности веб-ресурсов помогли труды Я.Нильсена, Е.Реииса, А.Маркоса, Ш.Бишопа и А.Хартман, С.Круг, А.И.Калиновского, Д.Раскина, В.Д.Магазанника, С.А.Копова, Д.Гаррета, М.Кунявского, А.Ньювелла, Л.Розенфельда и некоторых других авторов. Определить факторы композиционно-графической модели веб-страницы, релевантные как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа, позволили теоретические и практические работы Б.Чапарро, М.Дайсона, Д.Киппинга, Д.Шпула, Г.Гесслера, М.Хуанга, Д.Макговерна, А.В.Якунина, К.Сью, А.Шайха, Д.Целениса, Д.Нормана, Т.Туллиса и многих других исследователей. Наконец, в определении эстетических и прикладных качеств минимализма помогли труды Х.Обендорфа, Е.Стрикланда, Д.Марзона, Ю.Я.Герчука, Д.Мейера, Ф.Колпитта, П.Овери, К.Ванего, Д.Беньона, А.Маркуса, П.В.Сластерина и некоторых других авторов.
Эмпирическая база включает в себя композиционно-графические модели сетевых СМИ «Lenta.ru», «Meduza», «РИА Новости», «РБК».
Методологическая основа: основную роль в реализации исследования сыграли методы структурно-функционального анализа и визуального сопоставительного анализа на основе заданных критериев. Также в работе применялось тестирование асессоров, с последующей обработкой результатов методами описательной статистики и метод экспертной оценки.
Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференциях «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» в 2015 году и на XXII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований» в 2016 году. Заявленные материалы были опубликованы в сборниках по итогам научных конференций.
Гипотеза: Основной гипотезой нашего исследования является предположение о наличии взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом к дизайн-проектированию, позволяющей говорить о совпадении прикладного и эстетического понимания минимализма в контексте визуальной организации веб-страницы.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
Первая глава нашего исследования посвящена рассмотрению понятия «минимализм» как фактора композиционно-графического проектирования. Для раскрытия данного явления, в первой части теоретической главы мы обращаемся к особенностям функционального подхода в дизайн-проектировании: подробно рассматриваем эргономические признаки визуальной организации и их взаимосвязь с формированием опыта взаимодействия пользователя. Вторая часть первой главы посвящена концептуальному определению содержания понятия «минимализм». С одной стороны, мы обращаем пристальное внимание на традиционные эстетические представления о данном феномене, во многом восходящие к практике пластических и изобразительных искусств, а с другой, разбираемся в прикладном понимании данного феномена в рамках функционального подхода к дизайн-проектированию и реализации принципов юзабилити. Предпринимается попытка определения функционально-эстетических факторов композиционно-графической модели веб-страницы, релевантных как для оценки юзабилити, так и для эстетической составляющей дизайна сетевых медиа. Вторая глава посвящена определению системообразующих факторов композиционно-графической модели веб-сайта с точки зрения эффективного «опыта взаимодействия», проведению структурно-функционального анализа главных и новостных страниц медиапорталов в контексте юзабилити, а также рассмотрению взаимодействия принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ.
В заключении делаются обобщающие выводы по работе, подводятся итоги в соответствии с поставленной целью и задачами.
Приложения подробно иллюстрируют проведенный структурно-функциональный анализ главных и новостных страниц, рассматриваемых в рамках исследования медиаресурсов, как в аспекте принципов юзабилити, так и в контексте реализации функционально-эстетических критериев минимализма в визуальной организации новостных порталов. Помимо этого, в приложении содержатся кодировочные листы с пояснениями, таблицы с результатами кодирования новостных порталов, результаты проведенного структурно-функционального анализа композиционно-графических моделей и тестирования асессоров, а также иные результаты по итогам проведенных исследований.
Данная магистерская диссертация была посвящена особенностям реализации принципов юзабилити в дизайне новостных порталов, учитывающих не только факторы перцепции, но и законы интерактивной коммуникации, т.н. «опыт взаимодействия». Главной целью было выявление и характеристика роли эстетики минимализма в юзабилити-проектировании новостных сетевых СМИ. Для достижения данной цели был выполнен ряд задач.
Мы подробно рассмотрели современное понимание функционального подхода к визуальной организации сетевых СМИ, обозначив при этом, основные принципы юзабилити, а также факторы формирования пользовательского опыта. Определили концептуальное содержание понятия «минимализм» как в контексте понимания его в качестве эстетического явления и художественного стиля, так и применительно к практике дизайн-проектирования. Опираясь на целостное понимание композиционно-графической модели в единстве всех ее элементов как системы, мы выделили элементы микро и макро уровней композиционно-графической модели, ставшие опорными факторами анализа визуальной организации. Согласно выделенным критериям, мы провели структурно-функциональный анализ визуальной организации новостных порталов в соответствии с теоретической базой и целью исследования, и пришли к нескольким выводам.
Результаты структурно-функционального анализа визуальной организации главных и новостных страниц в контексте юзабилити не совпали. По итогам анализа новостных страниц, наиболее эргономичной визуальной организацией обладает страница портала «Lenta.ru». За ней по количеству набранных баллов следует «РИА Новости», затем «Meduza» и на последнем месте «РБК». Главные страницы, рассматриваемых медиаресурсов, по степени эргономичности распределились в ином порядке: «РИА Новости», «Meduza», «Lenta.ru», «РБК». Наивысший индекс эргономичности, согласно совмещенным результатам функционально-структурного анализа главных и новостных страниц, имеет портал «Lenta.ru». На втором – информационное агентство «РИА Новости», на третьем «Meduza» и наименьший индекс эргономичности, ожидаемо, обозначился у аутсайдера по результатам всех исследований портала «РБК».
Для подтверждения его валидности выбранного нами метода функционально-структурного анализы, мы дополнительно применили метод эвристической оценки на тестовой группе из 11 асессоров. Результаты тестирования ассесоров и общие результаты структурно-функционального анализа юзабилити КГМ совпали, что обозначило обоснованность выбранного нами метода.
Наконец, мы рассмотрели взаимодействие принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ. Сначала, на основе описанных в различной литературе принципов минимализма в искусстве и графическом дизайне, мы сформулировали список функционально-эстетических критериев минимализма, актуальных для оценивания на их основе степени «минималистичности» визуальной организации рассматриаемых медиаресурсов. Сопоставив общие результаты функционально-структурного анализа КГМ в аспекте юзабилити с результатами структурного анализа функционально-эстетических критериев минимализма, мы смогли выявить наличие взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом в дизайн-проектировании. Тем не менее, общие результаты функционально-структурного анализа юзабилити и результаты структурного анализа по минимализму близки, но не совпадают. Это свидетельствует о том, что хотя принципы прикладного минимализма в проектировании веб-ресурсов во многом ориентированы на принципы эстетического минимализма, но тем не менее они не совпадают и не зависит друг от друга. Таким образом, мы определенно можем говорить о существовании существенных различий в понимании феномена «минимализм» с точки зрения сторонников эстетического и функционального подхода.
Так же мы пришли к выводу о том, что в области проектирования визуальной организации сетевых ресурсов минимализм используется как стратегия, на основе трансформации общих эстетических принципов данного феномена в функционально-прикладные.
Основной гипотезой нашего исследования являлось предположение о наличии взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом к дизайн-проектированию, позволяющей говорить о совпадении прикладного и эстетического понимания минимализма в контексте визуальной организации веб-страницы. Частично, гипотеза подтвердилась – действительно, некоторая взаимообусловленность между двумя эти подходами существует, поскольку мы может выделить группу применяемых на практике критериев, актуальных как для функционального, так и для эстетического понимания минимализма. Тем не не менее, результаты проведенных исследований показали, что прикладное и эстетическое понимание минимализма не совпадают. Таким образом, это несовпадение обозначило проблемную область, актуальную для дальнейших работ в этой области. В частности, остается актуальным вопрос о соотношении функциональных и эстетических критериев не только минимализма, но и других аналогичных понятий и принципов в практике различных дизайнерских школ и подходов.
Мы подробно рассмотрели современное понимание функционального подхода к визуальной организации сетевых СМИ, обозначив при этом, основные принципы юзабилити, а также факторы формирования пользовательского опыта. Определили концептуальное содержание понятия «минимализм» как в контексте понимания его в качестве эстетического явления и художественного стиля, так и применительно к практике дизайн-проектирования. Опираясь на целостное понимание композиционно-графической модели в единстве всех ее элементов как системы, мы выделили элементы микро и макро уровней композиционно-графической модели, ставшие опорными факторами анализа визуальной организации. Согласно выделенным критериям, мы провели структурно-функциональный анализ визуальной организации новостных порталов в соответствии с теоретической базой и целью исследования, и пришли к нескольким выводам.
Результаты структурно-функционального анализа визуальной организации главных и новостных страниц в контексте юзабилити не совпали. По итогам анализа новостных страниц, наиболее эргономичной визуальной организацией обладает страница портала «Lenta.ru». За ней по количеству набранных баллов следует «РИА Новости», затем «Meduza» и на последнем месте «РБК». Главные страницы, рассматриваемых медиаресурсов, по степени эргономичности распределились в ином порядке: «РИА Новости», «Meduza», «Lenta.ru», «РБК». Наивысший индекс эргономичности, согласно совмещенным результатам функционально-структурного анализа главных и новостных страниц, имеет портал «Lenta.ru». На втором – информационное агентство «РИА Новости», на третьем «Meduza» и наименьший индекс эргономичности, ожидаемо, обозначился у аутсайдера по результатам всех исследований портала «РБК».
Для подтверждения его валидности выбранного нами метода функционально-структурного анализы, мы дополнительно применили метод эвристической оценки на тестовой группе из 11 асессоров. Результаты тестирования ассесоров и общие результаты структурно-функционального анализа юзабилити КГМ совпали, что обозначило обоснованность выбранного нами метода.
Наконец, мы рассмотрели взаимодействие принципов минимализма и юзабилити в визуальной организации новостных сетевых СМИ. Сначала, на основе описанных в различной литературе принципов минимализма в искусстве и графическом дизайне, мы сформулировали список функционально-эстетических критериев минимализма, актуальных для оценивания на их основе степени «минималистичности» визуальной организации рассматриаемых медиаресурсов. Сопоставив общие результаты функционально-структурного анализа КГМ в аспекте юзабилити с результатами структурного анализа функционально-эстетических критериев минимализма, мы смогли выявить наличие взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом в дизайн-проектировании. Тем не менее, общие результаты функционально-структурного анализа юзабилити и результаты структурного анализа по минимализму близки, но не совпадают. Это свидетельствует о том, что хотя принципы прикладного минимализма в проектировании веб-ресурсов во многом ориентированы на принципы эстетического минимализма, но тем не менее они не совпадают и не зависит друг от друга. Таким образом, мы определенно можем говорить о существовании существенных различий в понимании феномена «минимализм» с точки зрения сторонников эстетического и функционального подхода.
Так же мы пришли к выводу о том, что в области проектирования визуальной организации сетевых ресурсов минимализм используется как стратегия, на основе трансформации общих эстетических принципов данного феномена в функционально-прикладные.
Основной гипотезой нашего исследования являлось предположение о наличии взаимообусловленности между принципами минималистической эстетики и функциональным подходом к дизайн-проектированию, позволяющей говорить о совпадении прикладного и эстетического понимания минимализма в контексте визуальной организации веб-страницы. Частично, гипотеза подтвердилась – действительно, некоторая взаимообусловленность между двумя эти подходами существует, поскольку мы может выделить группу применяемых на практике критериев, актуальных как для функционального, так и для эстетического понимания минимализма. Тем не не менее, результаты проведенных исследований показали, что прикладное и эстетическое понимание минимализма не совпадают. Таким образом, это несовпадение обозначило проблемную область, актуальную для дальнейших работ в этой области. В частности, остается актуальным вопрос о соотношении функциональных и эстетических критериев не только минимализма, но и других аналогичных понятий и принципов в практике различных дизайнерских школ и подходов.
Подобные работы
- Принцип минимализма как фактор юзабилити в дизайне новостных порталов
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Разработка адаптивной версии веб-портала «Первая Линия»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



