ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 5
1.1 Содержательное описание предметной области и основные понятия 5
1.2 Обзор литературы 11
1.3 Постановка задачи 32
ГЛАВА 2. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1 Данные по организации 33
2.2 Формализация и построение информационно-логической модели 36
2.3 Оценка состояния цифровизации организации 40
ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 48
3.1 Математический аппарат 48
3.2 Математическая модель 52
3.3 Применение программного комплекса для проведения имитационного моделирования 60
3.4 Сценарное имитационное моделирование и анализ результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется значительным влиянием на него цифровизации. Как новая тенденция мирового общественного развития, пришедшая на смену компьютеризации, она характеризуется следующим: в ее основе лежит цифровое представление информации, что в экономической и социальной жизни страны и всего мира ведет к повышению экономической эффективности и улучшению качества жизни.
Актуальность работы
Создание эффективного цифрового государства в России является одной из важнейших задач России, которые утверждены указами президента. Например, в указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474“О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” Национальная цель 1.д - "Цифровая трансформация" и Целевые показатели - 2.д.[22]
На сегодняшний день в РФ имеют место достаточно большие достижения, которые побуждают к дальнейшему развитию цифровизации. Так, 17 ноября 2022 года Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации госуправления[20]
В рамках национальной цели до 2030-го года в России стоит задача достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
В 2018 году создано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.
Среди приоритетных направлений деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
- Цифровизация субъектов РФ. Имеет такие направления как Стратегии цифровой трансформации и Координация, мониторинг и реализация региональной цифровизации
-Информационное государство. Данное направление включает информатизацию и координацию информатизации госорганов. Цифровую трансформацию в сферах здравоохранения, выборов, образования.
- Электронное правительство.
- «Цифровая экономика РФ». Данное направление включает такие федеральные проекты как «Цифровые технологии», «Искусственный интеллект» и «Цифровое государственное управление».
По данным Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации, в настоящее время в стране происходит формирование и развитие экосистем и платформ, основанных на различных отраслях. Цифровые экосистемы только зарождаются, и Россия может стать одной из первых стран с масштабными национальными экосистемами.[21]
Цифровизация экономики наблюдается не только в рамках государственных задач и предприятий. В контексте бизнесдеятельности, осознание важности и грамотное внедрение цифровизации в бизнес-процессы предприятий является также и конкурентным преимуществом.
Комплексное раскрытие особенностей цифровизации как современной тенденции мирового развития включает в себя раскрытие сущности цифровизации, особенностей цифрового представления информации, предпосылок и возможных положительных последствий цифровизации для компаний, взаимосвязи цифровизации и цифровой экономики, вызовы, угрозы, возможное негативное последствия и риски цифровизации для компаний, методы измерения степени охвата цифровизацией, а также описание современного состояния и задач цифровизации организаций.
В диссертации было исследовано влияние цифровой трансформации на основе введения понятия информационного жизненного цикла организации. В ходе написания данной работы были рассмотрены и исследованы основные концепции жизненных циклов.
Важность цифровизации в рамках деятельности организации и ее стремления к развитию раскрыты с позиции функционирования предприятий в сфере услуг отечественных и зарубежных организаций. В ходе формирования предложений по увеличению уровня цифровизации принимались во внимание ограничения, возникающие на пути к цифровой трансформации, с которыми сталкиваются предприятия.
С учетом отличительных характеристик организации, осуществляющей деятельность в сфере выставочного бизнеса, и специфики ее деятельности была сформирована информационно-логическая модель. В работе проводится выделение параметров оценки внедрения цифровизации в организации.
Функционирование организации и переход ее в новые качественные состояния с учетом влияния цифровизации на организацию описаны с применением методологии скрытых марковских моделей.
Сформированы предложения по внедрению цифровизации в деятельность организации, разработан программный комплекс на высокоуровневом языке программирования Python, произведено обоснование выбора плана постепенной цифровизации организации малого бизнеса.
Исследование имеет потенциал к дальнейшему развитию. Могут быть рассмотрены возможности использования математических методов теории игр, кооперативные игры, стратегии поведения на рынке с применением конкурентного анализа.
[1]Васильева И. А., Колосова В. В., Сазонов А. А. Управление жизненным циклом продукции в условиях трансформации производства // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2019. №3.
[2] Вострокнутов А. Е., Виноградов А. Б. Оценка организационных структур // Вестник РУК. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-organizatsionnyh-struktur (дата обращения: 03.04.2022).
[3]Гилемханов А. Г. Эффективная организационная структура // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-organizatsionnaya-struktura (дата обращения: 04.04.2022).
[4] Добрынин А. С., Койнов Р. С., Кулаков С. М. Модель неполного жизненного цикла программного обеспечения // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-nepolnogo-zhiznennogo-tsikla-programmnogo-obespecheniya (дата обращения: 01.06.2022).
[5] Зимин, А. В. Модели и механизмы управления эффективностью ИТ-процессов / А. В. Зимин, И. В. Буркова, В. В. Зимин // Системы управления и информационные технологии. – 2019. – № 4(78). – С. 37-41. – EDN TQUXCO.
[6] Ивашковская И. В., Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации // Российский журнал менеджмента. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-korporatsii-v-kontekste-zhiznennogo-tsikla-organizatsii (дата обращения: 08.05.2022).
[7] СобольИ. М. Метод Монте-Карло. // М.: Наука, 1968. 64 с. Серия Популярные лекции по математике, выпуск 46
[8] Киселева Т. В., Маслова Е. В. Управление рисками ИТ-сервиса на стадиях его жизненного цикла //Информатизация и связь. – 2013. – №. 2. – С. 128-131.
[9] МарковА.А. Избранныетруды. Редакция профессора Ю.В. Линника. Комментарии Ю.В. Линника, Н.А. Сапогова, О.В. Сарманова и В.Н. Тимофеева. (Издательство Академии Наук СССР, 1951. - Серия «Классики науки»)
[10] Мещерякова Н.Н. Методология познания цифрового общества // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 17-26.
[11] Подстрахова А.В., Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 11 (28). Т. 2. С. 564-567.
[12] Преображенский Ю. П., Чопоров О. Н., Ружицкий Е. О СИСТЕМЕ СТРУКТУР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РАЗРАБОТКИ ИТ-ПРОДУКТОВ //Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2021. – №. 2. – С. 69-71.
[13] Савченко Л. А., Курбатова О. В. Анализ организационных структур // Теория и практика общественного развития. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-organizatsionnyh-struktur (дата обращения: 03.04.2022).
[14] ФомичёваТ.В., КатаеваВ.И. Ценностироссиянвконтекстецифровизациироссийскойэкономики 2019. № 2. С. 80-84.
[15] Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018.
[16] Широкова Г. В. Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей // Менеджмент в России и за рубежом. 2007, №2.
[17] Теория жизненных циклов основанная И.Адизесом и Российская действительность. [Электронный ресурс] http://artishev.com/znaniya/teoriya-zhiznennyx-ciklov-organizacii-i-adizesa-i-rossijskaya-dejstvitelnost.html
[18] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/
[19] Федеральный образовательный портал Экономика Социология Менеджмент [Электронный ресурс].http://ecsocman.hse.ru/text/19186664/
[20] Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации //[Электронный ресурс] https://digital.gov.ru/ru/events/42223/.
[21] Министерство экономического развития Российской Федерации. Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем //[Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/
[22] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года // [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
[23] Adizes I. Corporate Lifecycles: How and Why Corporations Grow and Die and What to Do About It // Englewood Cliffs. N.J.: Prentice Hall, 1989
[24] Adizes, IchakKalderon; Rodic, Dusanka; Cudanov, Mladen (2017) Estimating consultant engagement in the corporate lifecycle: study of the bias in South Eastern Europe Management: Journal Of Sustainable Business And Management Solutions In Emerging Economies, 22(2), 1-12.
[25] Eric G. Flamholtz How to Make the Transition from an Entrepreneurship to a Professionally Managed Firm. // San Francisco.: Jossey-Bass, 1986
[26] Fernando García-Muiña, María Sonia Medina-Salgado, Rocío González-Sánchez, Irene Huertas-Valdivia, Anna Maria Ferrari, Davide Settembre-Blundo, Industry 4.0-based dynamic Social Organizational Life Cycle Assessment to target the social circular economy in manufacturing, // Journal of Cleaner Production, Volume 327, 2021
[27] Flamholtz, Eric; Randle, Yvonne. Successful Organizational Development and Growing Pains Management Online REview. May 2007
[28] Galbraith J. The Stages of Growth // Journal of Business Strategy. 1982. Vol. 3. Ne 4.
[29] Greiner L. E. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. July-August.
[30] Lester, D., Parnell, J. and Carraher, S. (2003). Organizational life cycle: A five-stage empirical scale. International Journal of Organizational Analysis, 11(4), p.339-354.
[31] Lester, Donald L.; Parnell, John A.; Carraher, Shawn (2003). "ORGANIZATIONAL LIFE CYCLE: A FIVE‐STAGE EMPIRICAL SCALE". The International Journal of Organizational Analysis. 11 (4): 339–354
[32] Lippitt G.L., Schmidt W. A. Crisis in a Developing Organization // Harvard Business Review. 1967. Vol. 45. №6.
[33] Marshall, Alfred (1890). Principles of political economy. New York: Maxmillan.
[34] Merlin Dorfman, Christine Anderson Progress In Astronautics and Aeronautics: Aerospace Software Engineering: A Collection of Concepts // AIAA, 1991
[35] Miller D., Friesen P. Organizations: A Quantum View. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice Hall, 1984.
[36] O.V. Voronkova. Dynamics of Russia's Main Economic Indicators. Components of Scientific and Technological Progress
[37] Quinn R., Cameron K. Organizational Life Cycles and Shifting Criteria of Effectiveness: Some Preliminary Evidence // Management Science. 1983. Vol. 29. Ne 1.
[38] S. Berman and A. Marshall, “The Next Digital Transformation: From an Individual-centered to an Everyone-to-everyone Economy,” Strategy & Leadership, vol. 42, no. 5, pp. 9–17, 2014.
[39] Schein E. H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco.: Jossey-Bass. 1985.
[40] Schwarzmüller, Tanja, Prisca Brosi, Denis Duman, and Isabell M. Welpe. “How Does the Digital Transformation Affect Organizations? Key Themes of Change in Work Design and Leadership.” Management Revue 29, no. 2 (2018): 114–38.
[41] Scott B., Bruce R. Five Stages of Growth in Small Business // Long Range Planning. 1987. Vol. 20. № 3
[42] T. Pfeiffer, J. Hellmers, E. M. Schön, and J. Thomaschewski, “Empowering User Interfaces for Industrie 4.0,” Proceedings of the IEEE, vol. 104, no. 5, pp. 986–996, 2016.
[43] T. vonLeipzig, M. Gamp, D. Manz, K. Schöttle, P. Ohlhausen, G. Oosthuizen, D. Palm, K. vonLeipzig, InitialisingCustomer-orientatedDigitalTransformationinEnterprises, ProcediaManufacturing, Volume 8, Pages 517-524, (2017)
[44] Torbert W. R. Pre-Bureaucratic and Post-Bureaucratic Stages of Organization Development // Interpersonal Development. 1974. Vol. 5.
[45] Vogelsang, Kristin, Kirsten Liere-Netheler, Sven Packmohr and Uwe Alfred Hoppe. “Barriers to Digital Transformation in Manufacturing: Development of a Research Agenda.” Hawaii International Conference on System Sciences (2019).
[46] Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Semenov, S.V., Kuryleva, O.I., Egorova, A.O. (2020). The Impact of Digital Technologies on Various Activity Spheres and Social Development. In: Popkova, E., Sergi, B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 91. Springer, Cham.