Введение 3
1.Понятие «личности» в современной психологии 5
1.1.Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» 5
1.2.Факторы развития личности 8
2.Структура личности в современной психологии 12
2.1.Структура личности в отечественной психологии 12
2.2.Структура личности в зарубежной психологии 25
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междис-циплинарного подхода.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно фор-мирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяю-щих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
Взгляды на психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной и зарубежной психологии. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о структуре личности, свои методы их измерения.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, так как личность включает в себя множество компонентов и процессов.
Личности бывают разные гармонично развитые и реакционные, про-грессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Таким образом, очевидной становится необходимость разобраться, что же все-таки такое личность, и определить соотношение понятий «личность» и «индивидуальность».
Объект исследования: структура личности.
Предмет исследования: подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представле-ния о структуре личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть соотношение понятий «личность» и «индивидуальность».
2. Изучить факторы развития личности.
3. Рассмотреть отечественный подход к изучению структуры личности.
4. Дать характеристику зарубежным теориям изучения структуры личности.
Методы исследования: для решения задач исследования на теоретиче-ском уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с пунктами, заключения, списка литературы. Общий объем работы составляет 41 страницу.
В данной курсовой работе мы рассмотрели личность и ее структуру. Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по данной теме и описание его предмета.
Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению структуры человека, таких ученых, как: К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, З. Фрейда.
В настоящее время область психологии, занимающаяся проблематикой структуры личности, представляет собой преимущественно неупорядоченное нагромождение самых разнообразных, существенно отличающихся, зачастую противоречащих друг другу частей, созданных на основе предположений, аксиом, умопостроений, предпочтений и лишь изредка - фактов.
Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Можно констатировать, что существуют разные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии; представление о «личности» в каждом подходе является специфичным.
Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.
Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии.
Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию по типу. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, нако-нец, как жизненного пути человека – истории личности. Вместе с тем струк-тура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития.
Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечи-вают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Инфра-М, 2011. - 320 c.
2. Аверин, В.А. Психологическая структура личности [Текст] / В.А. Аверин // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 1999. - с. 146.
3. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Б.Г. Ананьев // Пси-хология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, - с. 7-94
4. Ананьев, Б.Г. Структура личности [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. - СПб.: Изд. «Питер», 2000. - с. 91-95
5. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и ме-тодологические основания: Аффективная сфера личности и психология об-щения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
6. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и ме-тодологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психо-логия общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
7. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
8. Бирюкевич, Е. А. Теории личности: пособие для студентов/ Е. А. Бирюке-вич. – Брест: Брест. гос. ун-т, 2001. – 88 с.
9. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
11. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Про-свещение, 1988. – 455 с.
12. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 3-12.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
14. Гиппенрейтер, Ю. Введение в общую психологию [Текст] / Ю. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1996. – 510 с. (6)
15. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов ву-зов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 559 c.
16. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.
17. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2000. – 554 с.
18. Ильенков, И.В. Что такое личность [Текст] / И.В. Ильенков. - М.: Про-свещение, 1991. - 315 с.
19. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
20. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] /А.Г. Ковалев. – Л.: ЛГУ, 1993. - 501 с.
21. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский ; под ре-дакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонть-ев. - М.: Политиздат, 1975. – 145 с. (9)
23. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / С. Р. Мадди. – СПб.: Речь, 2002. – 540 с.
24. Малиновский, Е. Л. Психология личности [Электронный ресурс] / Е. Л. Малиновский // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/4133. – Дата доступа: 10.06.2023.
25. Мельников В.М., Юров И.А. Структура личности в отечественной пси-хологии // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 4-2 (33). с. 158-162.
26. Месникович, С. А. Основы психологии личности: метод. рекомендации / С. А. Месникович, Н. К. Плавник; БИП-Ин-т правоведения. – Минск: БИП-Ин-т правоведения, 2011. - 76 с.
27. Мотков О.И. Природа личности. Сущность, структура и развитие. - М.: Воскресенская типография, 2007. - 248 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология об-разования - 496 с.
29. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
30. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика: учеб. пособие для студентов / Н. И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
31. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие / А. Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272 с
32. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания [Текст] / О.Н. Первушина. – Новосибирск: Научно–учебный центр психологии НГУ, 1996. – 401 с.
33. Первин, Л. А. Психология личности. Теория и исследования / Л. А. Пер-вин; пер. с англ. М. С. Жамкочьян; науч. ред. В. С. Магун. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 608 с.
34. Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 c.
35. Платонов, К.К. Личность как социально–психологический феномен [Текст] / К.К. Платонов // Социальная психология. - М.: Просвещение,1975. - С.37-49.
36. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столя-ренко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 396 c.
37. Психология личности: учеб.-метод. материалы / авт.-сост. С. М. Гурская. – Могилев: Могилев. гос. ун-т, 2013. – 92 с.
38. Психология развития личности: хрестоматия / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т ; сост.: И. В. Ботяновская [и др.]. – Минск : БГПУ, 2010. – 224 с.
39. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2018. – 286 с.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер,2003- 119
41. Слотина, Т. В. Психология личности / Т. В. Слотина. – СПб. : Питер, 2017. – 447 с.
42. Сперлинг, А. П. Психология / А. П. Сперлин; пер. с англ. С. И. Ананин. – Минск: Попурри, 2002. – 432 с.
43. Талайко, С. В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С. В. Талайко. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 200 с.
44. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Academia, 2018. - 448 c.
45. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и приме-нение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 607 с.
46. Фрейд Зигмунд. Психика. Структура и функционирование. – М.: Акаде-мический Проект, 2007. – 240 с.
47. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
48. Юнг, К. Г. Психологические типы. – 3-е изд. – Минск : Харвест, 2018. – 528 с.