Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы системы управления персоналом организации 7
1.1 Система управления персоналом, ее составляющие и их взаимодействие 7
1.2 Особенности построения системы управления персоналом в
образовательных учреждениях 13
2 Анализ системы управления персоналом Тольяттинского колледжа
сервисных технологий и предпринимательства 21
2.1 Организационно - экономическая характеристика колледжа 21
2.2 Оценка системы управления персоналом в колледже сервисных
технологий и предпринимательства 28
3 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы
управления персоналом в Тольяттинском колледже сервисных технологий и предпринимательства 36
3.1 Развитие персонала и наставничество, как инструменты совершенствования системы управления персоналом 36
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых
мероприятий 41
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Организационная структура колледжа 51
Приложение Б Баланс колледжа на 01.01.2022 года (фрагмент) 52
Приложение В Баланс колледжа на 01.01.2023 года (фрагмент) 53
Приложение Г Положение о наставничестве ТКСТП (фрагмент) 54
Приложение Д Профессиональный стандарт педагога-наставника в ГАПОУ ТКСТП (проект) 55
На эффективность управления организацией оказывают влияние совокупность множества внутренних и внешних факторов, среди которых наиболее значимым выступает персонал. Процесс управления персоналом в организациях, учреждениях осуществляется через множественные функции, с применением различных инструментов. Поскольку ключевым аспектом эффективности деятельности любой организации выступает деятельность персонала, особое внимание необходимо уделять самой системе управления персоналом во взаимодействии всех ее составляющих элементов. Этим обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.
Для реализации этой цели предусмотрено решение нескольких задач:
- рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом организации и особенности в учреждениях среднего профессионального образования;
- проанализировать систему управления персоналом в Тольяттинском колледже сервисных технологий и предпринимательства.
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в соответствии с существующими тенденциями в системе образования и на рынке труда.
Объектом исследования выступает ГАПОУ Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства.
Предметом исследования является система управления персоналом в колледже.
В работе были использованы методы исследования: анализ литературы, метод классификации, анализ документов, наблюдение, социологические методы, экспертных оценок.
Методологической и методической базой исследования при написании выпускной квалификационной работы послужили: нормативно-правовые акты в сфере труда, образования и локальные акты объекта исследования.
Вопросы управления персоналом рассмотрены в трудах известных зарубежных ученых Ю.Ф. Бригхема, Дж.К. Ванхорна, М. Миллера, Д. Орра, Д. Теннента предложены модели оптимизации персонала организации.
В отечественной литературе наиболее популярными являются работы в области управления персоналом, написанные А.П. Егоршиным, А.Я. Кибановым, Ю.А. Дмитриевой, О.Ю. Минченковой, Н.В. Разновой, А.А. Литвинюка и др. авторов.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов не только в исследуемом колледже, но и в других организациях, заинтереосванных совершенствованием работы с персоналом.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и источников (25 наименований, в т.ч. 5 на иностранном языке) и 5 Приложений.
Таким образом, теоретический анализ основных аспектов системы управления персоналом в современных организациях, проведенный в данном параграфе, позволяет сделать следующие выводы:
- система управления персоналом представляет собой совокупность взаимовлияющих функциональных подсистем. Они, в свою очередь, являются основными функциями или направлениями по работе с персоналом;
- как и любая система, система управления персоналом состоит из субъектов и объектов. Здесь важно, чтобы каждая из сторон четко представляла поле своей деятельности и была способной качественно ее исполнять;
- исторически сложившаяся система управления персоналом в любой организации должна подстраиваться под изменяющиеся условия внешней и внутренней организационной среды с тем, чтобы обеспечивать организации конкурентоспособные преимущества.
Итак, на основании вышеизложенного, сформулируем следующие выводы, сложившиеся в результате анализа по первому разделу:
- управление персоналом является неотъемлемой частью любого вида деятельности, и образовательного процесса, в частности.
- система управления персоналом имеет специфические цели, задачи, принципы и функции, наряду с управлением в иных организационных системах (производственной, технологической и т.п.).
- для успешного функционирования системы управления персоналом в учреждении среднего профессионального образования необходимы слаженная работа руководства, преподавательского состава и всех сотрудников, чья деятельность направлена на реализацию законодательства Российской Федерации, на личностном подходе к каждому участнику образовательного процесса.
- преподавательский состав в своей работе должен использовать разные формы и методы работы, опираясь на достижения и тенденции, существующие в мире, стране и регионе хозяйствования.
Результаты анализа основных показателей деятельности Тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства выявили следующее:
- среди сильных сторон во внутренней среде выделяется высокий рейтинг данного колледжа среди таких же колледжей по участию в проектах областного и Всероссийского уровня;
- среди слабых сторон внутренней среды отмечено недоукомплектованность педагогическими кадрами;
- а среди угроз, исходящих от внешней среды отмечено отсутствие достойных претендентов на вакантные должности данного колледжа.
По итогам анализа, проведенного разделу 2, сложились следующие выводы:
- Тольяттинский колледж сервисных услуг и предпринимательства занимает особую нишу среди учреждений среднего профессионального образования и имеет как общие образовательные программы, так и программы дополнительного образования;
- анализ доходов и расходов учреждения показал, что динамика доходов и расходов всего положительная, но при этом следует отметить ухудшение показателей по деятельности по государственному заданию. Рост доходов отмечен на уровне 19%, а рост расходов отмечен на уровне 16%.
- среди сильных сторон во внутренней среде выделяется высокий рейтинг данного колледжа среди таких же колледжей по участию в проектах областного и Всероссийского уровня;
- среди слабых сторон внутренней среды отмечено недоукомплектованность педагогическими кадрами;
- а среди угроз, исходящих от внешней среды, отмечено отсутствие достойных претендентов на вакантные должности данного колледжа;
- в соответствии с тенденциями, существующими в сфере развития среднего профессионального образования в России, необходимо своевременно разрабатывать локальные акты, в которых отражаются основные направления совершенствования системы управления персоналом для колледжа.
Положительная величина в расчетах подтверждает целесообразность и своевременность предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в ТКТСП.
Реализация предлагаемых мероприятий также принесет и ощутимый социальный эффект. Так, снижение уровня текучести педагогических кадров по причине неудовлетворенности возможностями развития свидетельствует о повышении качества развития системы управления персоналом и, как следствие, приводит к значительному повышению конкурентоспособности учреждения и эффективности их труда коллектива колледжа.