Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Языковая картина мира как отражение общенародного и
индивидуально-авторского мировидения
1.1. Языковая картина мира как лингвокультурное образование………. 7
1.2. Лингвокультурный концепт в аксиологическом аспекте…………... 16
1.3. Художественный образ как элемент индивидуально-авторской
картины мира………………………………………………………………. 23
Выводы к 1-ой главе……………………………………………………….. 30
Глава 2. Особенности индивидуально-авторской реализации образа России в поэзии И. Чернухина
2.1. Образ малой родины как составляющая художественного концепта «Родина» в поэзии И. Чернухина………………………….……………
2.2. Символизация образа Родины в поэзии И. Чернухина……………... 39
2.3. Образ русского человека в поэзии И. Чернухина………..…………. 44
2.4. Методика работы с лингвокультуремами на уроках русского языка и литературы …………………………………………………………… 52
Выводы ко 2-ой главе……………………………………………………... 61
Заключение…………….…………………………………………………… 63
Список использованной литературы…..……….………………………… 65
Данная дипломная работа посвящена вербализации концепта «Родина» в творчестве белгородского поэта Игоря Чернухина. Тема работы находится на пересечении таких направлений современной лингвистики, как анализ культурных концептов, лингвокультурология, теория дискурса, в центре
внимания которых находится разноаспектный лингвистический анализ художественного текста.
Концепт «Родина» начал приковывать внимание лингвистов в конце
90-х гг. ХХ в., в то время как наиболее актуальными были проблемы национальной идентичности и их отражение и выражение в языке. Анализу концепта «Родина» посвящены работы А. Вежбицкой, И. Сандомирской,
В.Н. Телия, С.М. Толстой, а также круга этнолингвистов, объединяемых
Е. Бартминьским в Польше. Данные работы осуществлялись при помощи
разных исследовательских техник, число которых нельзя считать исчерпанными. Культурный концепт «Родина» притягивает и в дальнейшем внимание
исследователей, так как он теснейшим образом связан как с этническим самосознанием, так и с государственной идеологией, воздействующей на индивида при помощи различных жанров текста, прежде всего, текстов политической пропаганды.
Тема нашей работы – «Средства вербализации концепта «Родина» в
поэзии И. Чернухина».
Данная дипломная работа значима не только в контексте актуальности
лингвистического анализа художественного текста, но и в аспекте регионоведения, так как в ней рассматривается творчество одного из ведущих поэтов
Белгородчины, мастеров слова – Игоря Чернухина. Так случилось, что совсем недавно, в последние дни апреля, поэт ушел от нас. Его биография во
многом предопределила его творческий путь. Игорь Андреевич Чернухин
родился в 1930 году в поселке Томаровка Яковлевского района в семье учителей. После окончания школы работал на стройках плотником, мастером,
нормировщиком. Заочно он окончил Литературный институт им. А.М. Горького и в 1964 г. был принят в члены Союза писателей. Более пятнадцати лет
И.А. Чернухин руководил литературной студией «Современник».
Его первые стихи появились на страницах областных газет в 1956 г. В
1960 г. вышла его первая книга стихов «Лицом к свету». Стихотворные строки поэта высечены на граните мемориала «Огненная дуга». И.А. Чернухин
был участником нескольких съездов Союза писателей СССР и РСФСР. За
книги «Дни» и «Берег памяти» автор удостоен звания лауреата премии Белгородского комсомола. Член Союза писателей СССР с 1964 года, заслуженный работник культуры России, Лауреат премии Союза писателей России
«Прохоровское поле», И.А. Чернухин несколько лет был ответственным секретарем областного отделения Союза писателей России, 15 лет (1975-1990)
руководил литературной студией «Современник» в Белгороде [См. об этом:
Белгородская энциклопедия: URL=https://beluezd.ru].
28-го апреля 2017 года поэта не стало. И в память о нём журналист
Владимир Бабин написал: «Поэты не умирают, нет! Формально жизненный
путь завершился, но жить Поэт с нами будет всегда в стихах своих и песнях,
и в памяти тех, кто любит слово русское и тянется к настоящей Поэзии душой».
И мы хотели бы нашей работой также выразить дань уважения к жизни и творчеству поэта Игоря Андреевича Чернухина.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется
следующими факторами:
1) пристальным вниманием современной гуманитарной науки к
проблемам менталитета и национального характера;
2) активным развитием концептуального анализа текста как одного
из плодотворных направлений функциональной лингвистики, направленного
на выявление специфики идиостилей отдельных писателей; 3) необходимостью обращения к произведениям большого белгородского поэта И. Чернухина, которые до настоящего времени остаются мало
изученным лингвистами.
Объект настоящего исследования – поэзия И. Чернухина разных периодов.
Предмет исследования составили языковые единицы – репрезентанты
концепта «Родина» в художественных текстах И. Чернухина.
Цель работы – изучение и описание особенностей словеснохудожественного воплощения концепта «Родина» в поэзии И. Чернухина.
Задачи исследования:
1. проанализировать современные подходы к проблеме отражения в
языке и тексте индивидуально-авторского видения;
2. посредством сплошной выборки собрать необходимый и достаточный фактический материал исследования;
3. охарактеризовать лексику произведений поэта с точки зрения запечатления в ней образа России (с учетом контекстного окружения);
4. произвести лингвокультурологический анализ фрагментов текста,
репрезентирующих особенности вербального представления поэтом концепта «Родина», с целью выявления содержания указанного концепта в индивидуально-авторской картине мира.
Фактический материал работы составил 48 контекстов, извлеченный посредством сплошной выборки из произведений И. Чернухина.
Источником фактического материала послужило следующее издание:
Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы / И.А. Чернухин. – Белгород:
Отчий край, 2003. – 444 с.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в изучении регионального компонента на уроках словесности в основной и старшей школе, при обучении лингвистическому анализу поэтического текста.
В настоящей работе мы рассмотрели средства вербализации концепта
«Родина» в творчестве И.А. Чернухина. Для достижения поставленной цели
нами были рассмотрены некоторые подходы к анализу концепта, существующие в современной лингвистике.
Интерес к художественному концепту в нашем исследовании обусловлен формированием и вербализацией его в пространстве художественной картины мира автора и в пределах конкретной национальной художественной картины мира.
В работе был произведен анализ языковых средств вербализации концепта «Родина» в поэтических текстах И. Чернухина. Это базовый концепт
поэтической системы И. Чернухина, а его отличительные черты являются
ключевыми для картины мира данного автора и существенными для составления наиболее полного представления о национальной картине мира в целом.
Ведущими в формировании концепта «Родина» в творчестве
И. Чернухина являются биографические истоки. Анализ значений художественного концепта «Родина» показал, что в картине мира поэта концепт
«Родина» совмещает в себе малую родину, Россию, планету Земля и внутренний мир лирического героя. И. Чернухина по праву можно назвать народным поэтом. Он, будучи носителем национальной культуры, родного языка,
отразил в своём творчестве дух народа и времени.
Лексико-семантическое наполнение концепта «Родина» в поэзии
И.А. Чернухина вбирает в себя слова не только с общеупотребительными значениями, но и с семантическими приращениями и ассоциативными значениями. Периферийные единицы концепта «Родина» пересекаются с другими лексико-семантическими полями («Природа», «Свет», «Духовность», «Дом»). Чаще всего у поэта с Родиной ассоциируются слова с семантикой «свет», «любовь», «покой» и «надежда», а также лексемы степь, река, земля, поле и др.
Концепт – это многомерное образование. Он наделен довольно-таки
сложной структурой и находится в сознании носителей языка. Совокупность
концептов образует концептуальную картину мира, которая отражает оценки,
представления людей об окружающей их действительности.
Современные отрасли лингвистики заинтересованы в изучении нового
термина «концепт», который привлек внимание и методики. Проблема применения данного термина в работе со школьниками очень интересна, но, к сожалению, мало изучена. Поэтому данная работа может иметь практическую
направленность и будет интересна учителям общеобразовательных школ и
студентам-филологам.
В конце нашего исследования мы пришли к следующим выводам: анализ концепта как вид лексической работы может быть использован учителем
русского языка и литературы в 8 классе как на уроках по развитию речи, так и
при подготовке к изложению, к сочинению-рассуждению, а также разработали
примерный план урока по работе с концептом «Родина» в одном из стихотворений И. Чернухина.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей разработке вопросов изучения художественных концептов с точки зрения отражения в них национальной культуры и индивидуального мировидения, а также
в углублении анализа отдельных концептов и особенностей их лексического
воплощения. Это позволит выявить определенные смысловые доминанты художественных текстов, закрепленные в семантике языковых единиц.
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ.
ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267-279.
2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста.
Теория и практика: учебник / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 3-е изд., испр. –
М.: Флинта: Наука, 2005. – 496 с.
3. Бердяев Н.А. Душа России / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Судьба
России. Самосознание. – Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс»,1997. –
544с.
4. Беспалова О. Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – СанктПетербург, 2002.
5. Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического лексикона
(базовые понятия) Н.Г. Брагина // Фразеология в контексте культуры. – М.:
Языки русской культуры, 1999. – с. 131-137.
6. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие /
А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 2005. – 336 с.
7. Вартаньянц А.Д. Пособие по анализу художественного текста для
иностранных студентов-филологов: (3-5-й гг. обучения) / А. Д. Вартаньянц,
М. Д. Якубовская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 236.
8. Васильева А.Н. Художественная речь / А.Н. Васильева. – М.: Рус.
яз., 1983. – 256 с.
9. Виноградов В.В. О языке художественной литературы /
В.В. Виноградов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 654 с.
10. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного
языка XVII-XIX вв. / В.В. Виноградов. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1982.
– 528 с.66
11. Виноградов В.В. О теории художественной речи /
В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
12. Воркачев С.Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая
лингвоконцепта / С.Г. Воркачев // Язык, коммуникация и социальная среда.
– Воронеж: ВГУ, 2006. – С. 26.
13. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт /
С.Г. Воркачев. – М.: Гнозис, 2004. – 192 с.
14. Григорьев В.П. Идиолект, идиостиль / В.П. Григорьев // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. –
С. 115.
15. Единицы поэтической речи и их функции // Сборник
научных трудов / Московский государственный институт им. М.Тореза. –
Вып. 352. – М., 1990. – 144 с.
16. Залевская А.А. «Образ мира» vs «языковая картина мира» /
А.А. Залевская // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура,
образование» (21 – 24 апреля 2003 г., Курск) / ред. Л.И. Гришаева, М.К. Попова. – Воронеж: ВГУ, 2003. – С. 41-47.
17. Залевская А.А. Концепт как достояние индивида / А.А. Залевская
// Слово. Текст. Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – С. 234-244.
18. Зализняк А. А. Ключевые идеи русской языковой картины мира /
А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев. – М.: Языки славянской
культуры, 2005. – С. 239-246.
19. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка
/ В.Г. Зусманн. – Н. Новгород: Деком, 2001. – 247 с.
20. Иванцова Е.В. Изучение языковой личности в Томской лингвистической школе / Е.В. Иванцова // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – № 291. – С. 5-11.67
21. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /
В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
22. Караулов Ю.Н. Константы идиостиля в лексикографическом
представлении (из опыта работы над «Словарем языка Достоевского») /
Ю.Н. Караулов // Русистика сегодня. – 1999. №1-2, 4: Сб. статей. – М.: Азбуковник, 2001.
23. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. –
М.: Наука, 1976. – 356 с.
24. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность /
Ю.Н. Караулов. – Изд. 7-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.
25. Касевич В.Б. О когнитивной лингвистике / В.Б. Касевич // Общее
языкознание и теория грамматики. Материалы чтений, посвященных 90-
летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. – СПб: Наука, 1998. – С.14-21.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Моск. унта, 1979. – 320 с.
27. Колесов В.В. Ментальность и слово. Пути и источники изучения
русской ментальности / В.В. Колесов // Отражение русской ментальности в
языке и тексте. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. – 624 с.
28. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. – С. 8-23.
29. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) / В.В. Красных // Вестник МГУ. – Сер. 9. Филология. –
№1. – 1998. – С. 53-70
30. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? /
В.В. Красных – М.: Гнозис, 2003. – 375 с.
31. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке:
Язык и картина мира / отв. ред Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – С.
141-172.68
32. Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака. Памяти Р.
Якобсона / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. – 1993. – №4. – 45 с.
33. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное
образование. – М.: 1999. – № 10. –С. 152-158.
34. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев //
Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология.
– М.: Academia, 1997. – с. 280-287.
35. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев //
Изв. РАН – СЛЯ – 1993. – № 1. – С. 3-9.
36. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль,
1993.– 958 с.
37. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. – М.: ЭКСМО-Пресс,
1999. – 1024 с.
38. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин
// Концепты. – Вып. 1. – Архангельск, 1997. – С. 11-35.
39. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие /
В.А. Маслова. – М.: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.